Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: Modern Russian multinational oil and gas companies remain the largest corporations. They adhere to the principles of the best practices of corporate governance like many similar huge companies all over there world in spite of the fact, that many Russian companies are state own. Interaction with stakeholders is an important part of a corporate strategy. The best way to succeed it is the transparency of financial and non-financial information about the company. The accuracy of which is confirmed by an independent auditor. Due to many unpleasant factors the strategies of Russian multinational oil and gases companies have changed significantly in recent times. That is why the transparency of information may cause the damage to the companies and their related parties as well. So, many questions arose about: how and in what way to publicly disclose financial and non-financial information about companies? Whether is it necessary at all, taking to account the experience of other countries, which companies used to be in the similar conditions?
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: multinational oil and gas companies, strategy, financial reporting, international financial reporting standards, non-financial reporting, audit.
Введение
Российская Федерация наделена богатыми и доступными к извлечению залежами нефти и газа, в этом она по сравнению большинством других стран имеет относительные преимущества по их добыче и переработке, что во многом определяет ее специализацию, стратегическое развитие и место в системе мирового разделения труда.
Такое положение способствовало развитию в России крупных нефтегазовых Транснациональных компаний (далее Компаний), стратегии которых в том числе направлены на обладание долей на мировых товарных рынках и экспорт капитала.
Полнота, прозрачность и наличие источников информации о Компаниях в современном информационном поле является актуальным и стратегически важным для экономических интересов как самих компаний, так многочисленных сторон, заинтересованных в этой информации. В последнее время, на фоне неблагоприятных событий, вопросы раскрытия информации, о которой пойдет речь в статье, становятся еще более значимыми, в том числе важными элементом стратегии Компаний.
Методологическая основа исследования
Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного и сравнительного анализа, классификации и эмпирического обобщения исходных данных.
Основные положения и источники информации о деятельности Компаний
Транснациональные компании (в некоторых источниках МНК [1]) – как правило, подразумевается компания, осуществляющая свою деятельность в более чем одной стране. Однозначного определения им нет, но можно выделить основные, критерии [2]:
материнская компания, должна иметь дочерние компании и филиалы, базирующиеся других странах;
производственные мощности должны быть также размещены в более чем одной стране, при этом соблюдаться вертикально интегрированная структура собственности и управления активами;
в высшем руководстве компании зачастую присутствуют представители более чем одной страны, при этом существовать единая система принятия решений.
доля операций за пределами материнской страны также предполагается весомой – не менее 25%, а также занимать лидирующие позиции на ключевом рынке. Это подразумевает собой, что компания является достаточно крупной с оборотами и капитализацией, превышающей один миллиард долларов США.
Большинство Компаний являются публичными корпорациями, соответствуют нормам и требованиям к корпоративному управлению современного типа, которые приняты в большинстве развитых стран мира.
Примерами таких Компаний в России являются ПАО «ГАЗПРОМ», ПАО НК «Роснефть», Группа Газпром нефть, ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Сургутнефтегаз», Группа «Татнефть».
При этом высока доля государства во владении большей частью Компаний, что накладывает определенные особенности в их экономической деятельности и обуславливает их стратегическую важность.
Основным признаком «транснациональности» Компаний является большая доля экспорта (преимущественно сырья) в выручке. Что касается других признаков транснациональной компании, таких как наличие иностранных дочерних обществ, крупных, зарубежных проектов контролируемых компаниями, собственности в других странах, до недавнего времени такие признаки тоже присутствовали. Так, к примеру: ПАО «ЛУКОЙЛ» в 2020 году принимали участие в крупных международных проектах в области разведки и добычи нефти и газа в регионе Ближнего Востока и Средней Азии (разработка Кандымской группы месторождений Узбекистана), Западной Африке, Европе и центральной Америки. ПАО НК «Роснефть» участвовала в проектах в Венесуэле, Бразилии, Вьетнаме, имела существенные доли владения в НПЗ Германии. Группа «Татнефть» в разное время работала в Ливии, Туркменистане, Узбекистане. Но доля такого участия в зарубежных проектов и активов у большинства Компаний, за исключением возможно ПАО «ЛУКОЙЛ», была не очень значительной.
Ценные бумаги Компаний участвовали в торгах на таких площадках как: Лондонская фондовая биржа, Сингапурская биржа,
Стратегически важным является взаимодействие с заинтересованными лицами (англ. stakeholders), среди которых в первую очередь акционеры, государство, кредитные организации, партнеры по бизнесу, аналитические агентства, научное сообщество.
Одним из основных инструментов, с помощью которых Компании осуществляют взаимодействие с заинтересованными лицами, является финансовая отчетность, составленная в соответствии с нормами МСФО на консолидированной основе.
Как правило, такая отчетность подлежит аудиту в соответствии с международными стандартами. Для целей аудита привлекаются компании «большой четверки». Принято, что информация, отраженная в финансовой отчетности, является достоверной и ей можно доверять.
Компании не ограничиваются обязательной, предусмотренной стандартами финансовой информацией и дополняют ее раскрытиями нефинансовой информации, к которым в последнее время помимо информации о финансовых результатах компании привлекается все большее внимание со стороны общественности. Речь идет о так называемой CSR отчетности.
Здесь уделяется внимание основной стратегии Компаний, ключевых направлениях деятельности, информации о перспективных проектах, подчеркиваются особая роль концепции устойчивого развития, которые бы служили улучшению качества жизни человека в целом, вносили вклад в решение социальных проблем. Нормой жизни становится информация о влиянии и заботе компании об окружающей среде в местах присутствия компании. Особо призывается к достижению «чистого нуля» то есть нейтральности в выбросах углерода.
Зачастую подобные раскрытия информации ставятся «во главу угла» среди нефтегазовых компаний мирового масштаба, закреплены на законодательном уровне, необходимы для допуска ценных бумаг компании к торговле на некоторых фондовых биржах. Также они являются ответом на фоне усиливающегося давления со стороны «зеленой» энергетики и экологических активистов, призывающих прекратить новые проекты по добыче нефти и газа [4].
В странах Евросоюза необходимость раскрытия подобной информации установлена на законодательном уровне: директива по нефинансовой отчетности Совета Европы (Directive 2014/95/EU).
Озабочено проблемами устойчивого роста и глобального потепления и Китайское правительство. К примеру, крупнейшая государственная нефтяная компания Китая CNPC регулярно публикует CSR отчетность, где отражается информация о ее вкладе в вопросы устойчивого развития и экологической безопасности. Требования Гонконгской и Шанхайской бирж к нефинансовым отчетностям строже, чем требования, к примеру, Лондонской биржи. Надо отметить, что компании Поднебесной вносят львиную долю в мировых выбросах углерода[5].
В России подобная инициатива рассматривалась, но не пока не нашла отражение в законодательстве. Единый государственный стандарт ESG-отчетности с 2018 г. создает Минэкономразвития. Несмотря на ряд неопределенностей, Россия не отказывается от стратегической цели — достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
Российские Компании, являясь социально ответственными компаниями до последнего времени, регулярно раскрывали финансовую и информацию нефинансового характера.
Публичная доступность финансовой и нефинансовой информации об основных Компаниях по состоянию 31.12.2021 года | |||
Наименование Компании | Аудитор | Нефинансовая отчетность | Финансовые показатели по МСФО |
ПАО «ГАЗПРОМ» | ФБК | + | + |
ПАО НК «Роснефть» | EY | + | + |
Группа Газпром нефть | ФБК | + | + |
ПАО «ЛУКОЙЛ» | KPMG | + | + |
ПАО «НОВАТЭК» | PwC | + | + |
ПАО «Сургутнефтегаз» | Росэкспертиза | + | + |
Группа «Татнефть» | PwC | + | + |
Изменения в информационной и экономической стратегиях, связанные с влиянием политических факторов 2022 года
События Февраля 2022 дали толчок к введению санкций против российских компаний и многочисленных физических лиц. С этим связан рост неопределенности, уход зарубежных партнеров приводит к разрывам финансовых и хозяйственных связей, потери доступа к зарубежным технологиям и активам, отток ключевого управленческого персонала и специалистов.
Вводятся такие ограничения, как потолок цен, эмбарго. Возникают проблемы в расчетах между компаниями, блокируются счета. Существуют препятствия в транспортировке продукции, с помощью которого осуществляется транспортировка в первую очередь газа и продуктов их переработки. Повреждение трубопроводов яркий тому пример. Бизнес становится вести все сложнее, так прямые поставки в страны Европы и Америки практически сведены к нулю.
Целью санкций является изоляция и нанесение экономического ущерба, как Компаниям, базирующимся в России, так и экономике страны в целом соответственно.
Стремление западного мира к изоляции России приводит также к тому, что Компании становятся все менее транснациональными, доля активов вне России, контролируемых Компаниями снижается, закрываются дочерние компании, филиалы. Так, к примеру, в сентябре 2022 года ФРГ взяла под контроль нефтеперерабатывающие заводы в стране, существенная доля которых принадлежит ПАО НК «Роснефть» [6].
Все это повлияло решение Компаний не публиковать, в первую очередь финансовую информацию, так как открытость и прозрачность может навлечь еще большие санкции, как на сами компании и связанных с ними лиц, так и нанести ущерб экономике в целом. Такое решение Компаний нашло поддержку и на государственном уровне.
Так в прошедшем году из указанных выше Компаний промежуточную отчетность по МСФО, которая публиковалась на регулярной основе, по итогам 6 месяцев 2022 опубликовала только Татнефть: «В настоящий момент невозможно определить, в какой степени сложившиеся условия окажут влияние на производственные и финансовые показатели Группы, как долго сохранится повышенная волатильность и на каком уровне могут стабилизироваться экономические и иные показатели».
В части потенциальных публикаций показателей отчетности Компаний за уже закончившийся 2022 финансовый год продолжается множество споров и дискуссий о том, какие показатели отчетности и как раскрывать. Обсуждается также подход к предоставлению полной информации по МСФО по запросу отдельных заинтересованных лиц. Необходимо упомянуть, множество зарубежных конкурентов уже опубликовали свои довольно неплохие финансовые показатели.
В этой связи возникали также вопросы о дальнейшей необходимости и целесообразности формирования отчетности по МСФО и самой концепции перехода на МСФО в России. Это связано в первую очередь с неприятием того, что создано в «недружественных» странах, а также отчасти вопросами экономии средств на подготовку отчетности по МСФО.
В случае отхода от МСФО очевидно должна появиться какая-то альтернативная концепция учета и раскрытия информации взамен. Насколько целесообразно такое решение и усилия по его реализации? Так, к примеру, действующие российские стандарты учета и отчетности, к настоящему моменту достаточно приближены к МСФО, но сами по себе не предполагают формирования отчетности на консолидированной основе. В МСФО более широко применяется понятие «справедливой стоимости», которая при ее должном определении показывает наиболее реальную оценку актива либо обязательства. В последние годы проделано очень много работы, связанной с переходом Компаний на МСФО. Воспитано большое количество специалистов, вовлеченных в процесс, настроены дорогостоящие системы автоматизации, как на основе зарубежных информационных систем, так их российских аналогов.
Вопрос необходимости МСФО в России. Считается, что, несмотря на возникшие трудности, страна не становится закрытой и не отказывается от принятых концепций, находится в общемировой системе стандартов и координат. МСФО не ущемляют суверенитет и нужно компаниям[7].
Существует много иностранных заинтересованных пользователей, которые проводят дружественную либо нейтральную политику по отношению к Компаниям. Объявлен разворот внешней политики с Запада на Восток, в том числе расширение сотрудничества в топливо-энергетической сфере, деятельность в которой представлена Компаниями. Большая часть нефти и газа в настоящее время реализуется в страны Азии, происходит смена валют, в которых осуществляются расчеты между компаниями и странами.
Партнеры из стран Азии, в первую очередь Китая и Индии, также могут быть очень заинтересованы в получении информации о финансовом и нефинансовом положении Компании, с которой осуществляется сотрудничество.
Важной является финансовая информация для фондового рынка и рынка ссудного капитала. Насколько подробно должна раскрываться информация зачастую диктуется требованиями биржи, где осуществляется котировка ценных бумаг компании.
Несмотря на делистинг Компаний на западных фондовых площадках, фондовый рынок по-прежнему функционирует в России.
Отсутствие финансовой отчетности и непрозрачность информации о бизнесе может привести к снижению доверия инвесторов, которые фактически могут оказаться в неравном положении, и как следствие капитализации бизнеса, а также рискам инсайдерской торговли ценными бумагами лицами, имеющими доступ к соответствующей информации.
Непрозрачность информации о компании является дополнительным фактором риска, негативно влияет на рейтинги компании, что потенциально может привести к удорожанию привлекаемого заемного финансирования, что может привести к росту стоимости их капитала и негативно повлиять на реализацию проектов, которые в иных условиях были бы перспективными.
Государство, в лице различных органов, осуществляющих регулирование экономики, акционеры и менеджмент самих компаний тоже крайне заинтересованы в получении информации. Так как в отсутствие прозрачности информации могут быть сокрыты негативные тренды в деятельности компаний.
Финансовая отчетность по МСФО, полезна и для научных исследований в областях экономики связанных с деятельностью Компаний, так как с ее помощью можно получить информацию об основных результатах ее деятельности, оценить ее динамику. С помощью финансовой отчетности по МСФО также можно сопоставлять данные о различных компаниях, получить информацию о месте и роли компании в экономике страны базирования, так и мировой экономике. В совокупности с нефинансовой информацией это позволит оценить перспективы дальнейшего развития и эффективность стратегий, принятых в компании.
Отдельное внимание необходимо уделить вопросу подтверждения достоверности финансовой отчетности в нынешних реалиях. Компании «большой четверки», которые в своей основе являются англо-американскими компаниями и фактически представляют собой олигополию на рынке аудиторских услуг, ушли с российского рынка. Хотя в большей части был произведен ребрендинг и зачастую те же самые сотрудники продолжают работать во вновь созданных аудиторских компаниях с другим названием. Например, новая компания, пришедшая на смену российской части международной сети PwC называется «Технологии Доверия» (ТеДо). Будет ли доверие к отчетности, подтвержденной этими компаниями, сохранится ли качество оказываемых аудиторских услуг и необходим ли таковой аудит в текущих условиях, принимая во внимание внушительную стоимость аудиторских услуг?
Для подтверждения достоверности отчетности компаний необходимо достаточно серьезное ознакомление с сутью бизнеса компании, в которой проводится аудит, в том числе сбор информации, которая является конфиденциальной. Несмотря на то, что кодекс этики аудитора подразумевает конфиденциальность, есть случаи, когда Кодекс разрешает раскрыть ту или иную информацию. Существуют мнения [8], что принимая во внимание происхождение компаний большой четверки, подобная информация, может ненадлежащим образом передаваться в различные зарубежные инстанции, нанося тем самым экономический ущерб российским Компаниям. Возможно, в этой области нужно полагаться на местные аудиторские компании, которых на российском рынке достаточно большое количество.
Примечательным является опыт некоторых стран в области корпоративных раскрытий. Китайские компании в угоду конфиденциальности и безопасности раскрывают в отчетности далеко не все показатели. Поэтому многие Китайские компании, которые котируются на биржах в США, регулярно подвергаются критике и давлению со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США за недостаточную прозрачность их отчетности. Уровень прозрачности китайских компаний один из самых низких среди транснациональных корпораций по оценке некоммерческой организации «Трансперенси Интернешнл».
В Китае также во многом вызывает озабоченность монопольное положение компаний большой аудиторской четверки на рынке. Существуют призывы к государственным компаниям отказаться от услуг большой четверки, имеются инициативы по созданию крупных местных аудиторских компаний, которые предполагаются должны прийти на замену. Подобные вопросы возникают, в том числе исходя из соображений безопасности и конфиденциальности [3], плюс к тому рынок аудиторских услуг Китая является достаточно крупным.
Весьма интересен опыт Иранских нефтяных компаний, который также необходимо изучить, так как наблюдаются определенные сходства с тем, что происходит в настоящее время с экономикой в России. До недавнего времени Иран, обладающий значительными запасами нефти и газа, был лидером по числу наложенных санкций, с которыми он жил долгое время. Деятельность компаний направлена преимущественно на внутренний рынок. Основные направления реализации продукции на экспорт, несмотря на наложенные санкции это Китай и Индия.
Большинство крупных компаний нефтегазовой отрасли, таких как Национальная иранская нефтяная компания (NIOC), являются полностью государственными. Структура корпоративного управления от части похожа на существовавшую в СССР. Соответствующее министерство контролирует 100% государственных нефтяных компаний. Государственный же и аудитор, в Иране таковым является Высший счетный суд Исламской Республики Иран.
Тем не менее, акции многих нефтегазовых компаний, таких как Sepahan Oil Company (SOC) торгуются на местной, Тегеранской фондовой бирже. Население Ирана, во многом благодаря государственной политике и высокому уровню инфляции в стране, является активным участником рынка ценных бумаг.
В части принципов учета и отчетности в стране преобладают местные стандарты, однако в 2011-2018 годах, ожидался переход крупных компаний, торгующихся на бирже на МСФО, включая проведение обязательного независимого аудита [9]. О присутствии аудиторских компаний большой четверки в Иране информации нет, существуют местные аудиторские организации. На сайтах некоторых нефтегазовых компаний Ирана встречается CSR отчетность, датированная 2017-18 годами.
На текущее время информация о нефтегазовых компаниях Ирана, как правило, закрыта, сайты компаний содержат ограниченное количество информации, это ряд новостей, общие сведения о проектах компаний, контактную информацию. Такая информация как публичная финансовая отчетность компаний, CSR отчётность на регулярной основе не публикуется. Такое положение, видимо, связано с ужесточением санкций в отношении Ирана в 2018 году. Судя по всему такая информация, в том числе отчетность, подготовленная по стандартам МСФО в принципе существует и по запросу ее возможно получить в том или ином виде, зачастую приобрести за плату. Сведения крайне скудны и ограничены, публичные научные исследования в области иранской нефтегазовой отрасли также не распространены для широкого круга лиц.
Заключение
Под воздействием неблагоприятных внешних факторов Компании становятся ориентированными на экспорт национальными компаниями, все более утрачивая свои транснациональные признаки. Приближается подведение итогов 2022 года, и публикация финансовой отчетности по МСФО может принести Компаниям экономический вред в виде санкций. Но и дальнейшая не публикация отчетности тоже может негативно отразиться как на заинтересованных пользователях, так и в конечном итоге на самих компаниях.
В части публикации на сайтах компаний иной информации, раскрытие которой, как правило, носили добровольный характер, в части социальной ответственности и зеленой повестки, судя по всему, остаются также на решение конкретных компаний.
Очевидно, что необходимо соблюсти баланс между прозрачностью, раскрываемой в публичных источниках информации и соблюдением корпоративных и государственных экономических интересов безопасности. Возможен подход к формированию сокращенной отчетности. Имеется довольно обширный опыт других стран, который может быть использован при принятии решений.
При этом работа по подготовке информации вне сомнения должна проводиться на качественном уровне.
Насколько нынешняя ситуация повлияет на открытость в том числе финансовой информации, а также принятую на себя социальную ответственность и «зеленую» повестку Компаний, базирующихся в России, покажет будущее.
Библиографический список
1. UNCTAD (2015) Transnational corporations. Электронный ресурс: http://unctad.org/node/4779.2. Лавров С.Н., Алексанян А.А. К вопросу о транснационализации российских компаний нефтегазового сектора // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. №1. С. 209–228. DOI: 10.17323/1996-7845-2017-01-209
3. Батаева Б.С., Лю Сяомэй Корпоративная прозрачность и ESG отчетность китайских публичных акционерных компаний // Имущественные отношения в РФ. 2022. №7. С.8. DOI: 10.24412/2072-4098-2022-7250-7-18
4. Energy firms are throwing people ‘under the bus,’ Greta Thunberg tells Davos crowd Электронный ресурс:Globalnews.caglobalnews.ca› news/9421283/greta-thunberg-avos-energy/
5. А.Троянова Новый поворот: ESG-повестка в Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии Электронный ресурс: https://trends.rbc.ru/trends /green/cmrm/634809229a7947e7a1081e44
6. Reuters: Германия упростит выход «Роснефти» из НПЗ в Шведте. Электронный ресурс: http://www.kommersant.ru/doc/5827632.
7. Е.Виноградова, И.Ткачёв, А. Пустякова Силуанов высказался против отмены МСФО в России Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/economics/24/10/2022/6352ee1f9a79470b1776fad4?ysclid=len7si3p15139282641
8. Катасонов В.Ю. «Большая четверка» аудиторов – спрут, накрывший весь мир Электронный ресурс: https://russtrat.ru/analytics/30-aprelya-2021-0010-4065?ysclid=ldsssxlmoi275432539
9. Financial reporting framework in Iran Электронный ресурс: https://www.iasplus.com/en/jurisdictions/asia/iran