Индекс УДК 33
Дата публикации: 05.06.2017

Перспективы развития экономики региона на основе модели управления знаниями

Рrospects of development of regional economy on the basis of the model of knowledge management

Черемисина Светлана Георгиевна, Скараник Станислава Степановна
«Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь

Cheremisina Svetlana Georgievna, Skaranik Stanislava Stepanovna,
«Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky», Simferopol
Аннотация: в статье обосновывается эффективность модели экономики знаний, как приоритета инновационного развития региональной экономики. Доказывается необходимость разработки методологической концепции оценки эффективной реализации и воспроизводства потенциала специалистов в современных условиях. Рассматриваются приоритетные направления государственной региональной экономической политики Республики Крым.

Abstract: the article substantiates the effectiveness of the model of the knowledge economy as a priority of innovative development of regional economy. It proves the necessity of development of methodological concept of evaluation of effective implementation and reproduction of potential of specialists in modern conditions. The priorities of state regional economic policy of the Republic of Crimea are considered.
Ключевые слова: экономика знаний, инновационное развитие, технологическое развитие, управление знаниями, трудовой потенциал

Keywords: knowledge economy, innovative development, technological development, knowledge management, labor potential


Введение. В последнее время в России на макроуровне происходят положительные сдвиги, которые проявляются в формировании более прогрессивной экономической системы, в реконструкции устаревших и создании новых конкурентоспособных сфер и комплексов народного хозяйства, в структурной перестройке промышленности и ее технологическом переоснащении. Осознание масштабов и причин кризиса, а также необходимости восстановления экономического роста России и ее регионов, выражается глубоким пониманием определяющего значения научно-технического прогресса, а также приоритетностью усиления интеллектуализации основных факторов производства.

Фундаментальной основой необходимых изменений является качественно новый тип технологического и хозяйственного устройства, в котором роль главного производственного ресурса начинают играть информация, знания и уровень делегирования полномочий по их эффективному использованию.

Хозяйственные системы развитых стран все более трансформируются в экономику знаний и процессов дифференцированного управления этими знаниями. Продуманное и рациональное использование данных  составляющих способно приумножить результаты хозяйственной деятельности гораздо эффективнее, чем применение любого другого производственного фактора. Однако имеет место и другая тенденция — гипертрофированное увеличение значения информации и знаний в экономиках некоторых развитых стран, которое переводит на второстепенную роль реальный сектор, в котором, согласно постулатам экономической теории, и создается добавленная стоимость, являющаяся основным фактором эффективного воспроизводственного процесса в обществе. Экономика таких стран «виртуализируется», что может привести к нежелательным последствиям. Таким образом, по-прежнему эффективная государственная политика в области управления развитием региональной экономики должна оставаться стержнем стратегии развития любого региона страны.

Цель исследования – обоснование концепции моделирования социально-экономических, инновационных и технологических преобразований в отраслях и сферах экономики Крыма, основанной на экономике знаний.

Методология исследований структурно охватывает: методы оценки факторов, обуславливающих необходимость инновационных форм технологического обновления приоритетных отраслей экономики региона, методику оценки производственного потенциала отраслевых составляющих, методику оценки способности, возможности и готовности отраслевых составляющих экономики Крыма к инновационно-революционному развитию, методику расчета фактических и прогнозных уровней совокупного крите­рия экономической ответственности субъектов управ­ления  в разрезе отраслевой структуры экономики Крыма, методические подходы разработки и обоснования межотраслевого баланса структурных составляющих региональной экономики.

Результаты проведенных исследований.

Современная парадигма региональной экономической политики состоит в понимании ее как сферы потенциальной интервенции государства. Главная цель формирования государственной региональной экономической политики заключается в создании современного, интегрированного в мировое производство, способного к саморазвитию промышленного комплекса, который отвечает аналогичным образованиям развитых государств мира [4]. Реалии современного состояния экономики Крыма констатируют острую необходимость усиления интеграции государственных механизмов экономической политики и научного потенциала региона.

 Обеспечение устойчивого, эффективного, сбалансированного и пропорционального развития приоритетных отраслей экономики Республики Крым является одной из главных задач государственной и региональной экономической политики, реализация которой выступает основным условием удовлетворения потребностей внутреннего рынка в продовольственных товарах, увеличения потоков в рекреационно-туристический комплекс, модернизации и технологического обновления единой транспортной инфраструктуры полуострова.

Отметим, что инновационное направление мирового развития, которое давно стало преобладающим в подходах к формированию национальной экономики, все больше влияет на определение промышленной политики государства. Объективная необходимость учета инновационного фактора становится решающим условием дальнейшего развития современной экономики Крыма. Поэтому многолетняя констатация факта того, что экономический рост в регионе может быть достигнут только на инновационной основе при активном использовании современных научно-инновационных разработок, должна переходить к реальным действиям.

Однако приход новых технологий не подкрепляется созданием новых, прогрессивных парадигм в образовании. Технологии дают возможность доступа к новой информации, но, с другой стороны, обостряют проблему профильно-специальной и регионально-отраслевой несбалансированности подготовки высококвалифицированных специалистов. Причем данная проблема обостряется очень быстрыми темпами.

Управление знаниями – это не только управление базами данных, не административное регулирование, это, прежде всего, управление людьми, которые объединены общей региональной экономической проблемой, генерируют идеи, разрабатывают модели развития и способны эффективно действовать в направлении поступательного внедрения изменений [3].

По нашему мнению, отправной точкой обоснования эффективной модели экономики знаний, как приоритета инновационного развития экономики региона, должны явиться следующие структурные составляющие:

– усовершенствование и апробация методики межотраслевого баланса структурных составляющих экономики Крыма, позволяющей  обосновать материально-технические, технико-технологические, инновационные и кадрово-обеспечивающие потребности интеллектуально-инновационного реанимирования и поступательного развития экономики Республики Крым;

– формирование сбалансированного механизма производственно-отраслевого спроса и образовательного предложения кадров экономически приоритетных для региона специальностей;

– методологическая концепция оценки эффективной реализации и воспроизводства потенциала специалистов в современных условиях.

Отметим, что в советской экономической науке есть незаслуженно слабо востребованная область, в которой отечественные ученые не только шли в ногу с западными коллегами, но и добивались приоритета. Это многоуровневые концепции межотраслевого баланса народного хозяйства [4]: разработка теории плановых расчетов и общей математической методологии оптимального планирования; разработка межотраслевых и межрегиональных балансов; математический анализ схемы расширенного инновационного воспроизводства; решение технико-экономических задач. Нельзя не согласиться с тем, что данные направления не потеряли своей значимости и актуальности и в настоящее время.

В современном информационном обществе актуальность информации определяется не уровнем должности, а уровнем творческого мышления, способностью к видению новых социальных и экономических ценностей, к сочетанию традиций, ожиданий общества и новых инновационных идей. По нашему мнению, необходимо создание так называемого  виртуального сообщества практик экономического развития и формирования инновационной политики с
участием представителей руководства Крыма, органов местного самоуправления,
районных государственных администраций. Функциональная направленность этой модели должна складываться из:

— приобретения опыта внедрения программ экономического развития;

— принципа «не уставай от обучения и наращивания необходимых знаний»;

— желания общаться, используя средства Интернет, учиться и сотрудничать на вебплатформах.

Государственная региональная экономическая политика должна все больше направляться на разработку инновационно направленной стратегии, нацеленной на развитие прогрессивных технологических укладов, применение всего арсенала инструментов прямого и косвенного стимулирования инновационного процесса, а также формирование комплекса инфраструктуры с использованием новейших коммуникаций и информационных технологий. Несомненно, данная политика должна осуществляться в рамках единого правового пространства и предполагает существование субъективно-объективных отношений между государством и регионами.

Результативность достижения вышеуказанной цели может быть достигнута путем реализации обоснованной концепции критериальной имплементации экономической ответственно­сти субъ­ектов хозяйствования за эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала, инновационно-ориентированных бюджетных, программно-целевых и  инвестиционных ресурсов на государственном и региональном уровнях. Новизна данной концепции основывается на алгоритмизированном механизме расчета фактических  и прогнозных уровней совокупного крите­рия экономической ответственности субъектов управ­ления  в разрезе отраслевой структуры экономики Крыма.

Ниже представлена структурно-алгоритмизированная концепция результатов проведенных исследований (рис. 1).

Рисунок 1 – Структурно-алгоритмизированная концепция разработки, реализации и результативности модели управления знаниями в контексте инновационного развития региональной экономики

Что касается базисного концепта обеспечения поступательного развития экономики региона, то нельзя не констатировать, что основополагающим критерием и надежной гарантией развития общества является гармонизация экономических интересов хозяйствующих субъектов и всех занятых в отраслевых производствах экономики региона, стремящихся повысить уровень личного благосостояния путем эффективной реализации собственного трудового потенциала.

Трудовой потенциал региона, по нашему мнению, необходимо рассматривать с точки зрения подчиненности и взаимозависимости с субъектами и средствами влияния и регулирования (рис. 2).

Рисунок 2. Обобщенная структурно-составляющая концепция условий формирования и эффективной реализации трудового потенциала Крыма

 

При этом сущность данной категории фокусируется на возможности трудовых ресурсов региона количественно и качественно удовлетворять потребности различных уровней региональной экономики  в современных условиях и в перспективе развития с учетом роста эффективности воспроизводства и реализации потенциала работников и специалистов.

Выводы. Акцентируем, что эффективной реализации трудового потенциала будет во многом способствовать развитие системы государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, включающей:  совершенствование нормативной правовой базы научной и научно-технической деятельности; создание организационных и экономических механизмов развития и поддержки фундаментальной и прикладной отраслевой науки; обеспечение софинансирования из республиканского бюджета приоритетных научных исследований и инновационных проектов; организация взаимодействия с институтами развития федерального уровня в сфере инноваций по вопросам продвижения научно-технических разработок.

Таким образом, в условиях экономики знаний главной целью региональной экономической политики должно быть создание условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития Республики Крым, повышение уровня жизни населения, обеспечение соблюдения гарантированных государством социальных стандартов для каждого его гражданина, а также углубление процессов рыночной трансформации на основе повышения эффективности использования потенциала региона, повышение действенности управленческих решений, совершенствование работы органов государственной власти и органов самоуправления.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/doc20081117_01 (дата обращения 11.05.2017).
2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.
3. Максимова В.Ф.Теоретические основы экономики знаний: учебно-практическое пособие. / В.Ф. Максимова. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 104 с.
4. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О. С. Пчелинцев. – М.: Наука, Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН. – 2004.
5. Черемисина С.Г., Симченко Н.А., Мабиала Ж. Экономическое развитие аграрного производства Крыма: монография. / С.Г. Черемисина, Н.А. Симченко, Ж. Мабиала.– Симферополь: «Диайпи», 2016. – 273с.
6. Черемисина С.Г., Скараник С.С. Совершенствование методических подходов к разработке и реализации приоритетных направлений развития трудового потенциала Крыма / Инновационное развитие экономики – 2017. – № 2 (38). – С. 133-139.
7. Проект «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rk.gov.ru/file/strategiya_sotsialjno_ekonomicheskogo_razvitiya_respubliki_krim_do_2030.pdf (дата обращения 04.05.2017).
8. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/ (дата обращения 11.05.2017).