Научно-техническая революция усиливает противоречия между индивидом и обществом. Но техника сама по себе не может быть ни нравственной, ни безнравственной. Это характеристики человеческого использования техники, которые зависят от общественных отношений.
Ключевые слова: Научно-технический прогресс, манипулирование сознанием, генная инженерия; стандартизация поведения, потребления, стиля жизни, экзокортекс, отчуждения человека, виртуальная реальность, противоречие «индивид и общество», моральные ценности, кризис цивилизации, невежество, тотальный рынок.
Abstract: Scientific and technological progress has created the means by which the external achievements of culture became the property of millions of people, but he also created unprecedented opportunities for manipulating the consciousness of people in the goals and objectives that are alien to them. Problems are also associated with genetic engineering. Even less predictable than gene manipulation is our relationship with the machines or theirs - with us.
The scientific and technological revolution strengthens the contradictions between the in-division and the society. But technology itself can not be moral or immoral. These are the characteristics of the human use of technology, which depend on social relations.
Keywords: scientific and technical progress, manipulation of consciousness, genetic engineering; standardization of behavior, consumption, lifestyle, exocortex, alienation of a person, virtual reality, the contradiction "individual and society", moral values, crisis of civilization, ignorance, total market.
Научно-технический прогресс создал средства, благодаря которым внешние достижения культуры стали достоянием миллионов людей, но он же создал невиданные возможности для манипуляции сознанием людей в чуждых им целях и жизненных установках. Научный технический прогресс принес опасность новых бедствий, мы их не будем перечислять – они известны. В науке и научных изобретениях нарушен закон «не навреди», а большая часть открытий проводятся под лозунгом «Открытие ради Открытия».
Еще одна проблема, связанная с генной инженерией. Некоторые ученые без страха пытаются воздействовать на гены человека. Но «гены в организме человека выполняют обычно закодированы более чем в одном гене. Из-за этой особенности, известной как плейротропия, воздействие на какой-то один ген может иметь самые неожиданные последствия» [4, 5].
Плюс необходимо учесть, что человеческая интеллектуальность состоит из множества разных способностей, закодированных в огромном числе генов, и не имеет высокой наследственности, тогда как естественный отбор действует лишь в отношении наследуемых качеств.
Еще менее предсказуемыми, чем генные манипуляции, представляются наши взаимоотношения с машинами или их – с нами. Фактически мы уже находимся в зависимом положении от машин, а еще больше – от источников питания для них. Представьте себе, если хотя бы на сутки отключилось электричество – практически сбои во всем и т.п. И ещё один парадокс – «чем активнее мы создаем их (машины) для удовлетворения собственных нужд, тем больше наша жизнь оказывается приспособленной уже к их потребностям…». В книге «Дарвин среди машин» американский писатель Джордж Дайсон (George Dyson) писал: «Все, что делают люди для облегчения управления компьютерными сетями, становится одновременно, хотя и по иным причинам, облегчением для компьютерных сетей». Задачи управления людьми: Дарвиновская эволюция может пасть жертвой собственного успеха, поскольку не будет успевать за порожденными ею самой недарвиновскими процессами» [4, 5].
К тому же мы уже устойчиво сталкиваемся с тем, что человек безо всякого осмысления следует шаблону, произошла стандартизация не только в производстве, но и в поведении, общении, форме жизни, и человек теряет качество человечности, индивидуальности и превращается в быдло. А если мы обратим внимание на действие закона избыточности, который гласит о том, что чтобы постоянно совершать новые скачки в своем развитии – человек должен обладать разнообразием. В итоге техника делает скачки, усложняется, а сам индивид находится в ступоре и разрыв более увеличивается, а далее встанет вопрос, нужна ли эта масса, проще ее утилизировать, так как в этом мире могут жить только «гении» или «полубоги», которые в ходе развития техники также исчезнут.
И сегодня нам уже рисуют подобную картинку. «.. Нащупывается линия изменения человека: разнообразие должно быть получено без нарушения того стандарта, вокруг которого построена техногенная цивилизация последних веков. А это можно получить лишь дополнением, обогащением возможностей тела, ничего в человеке не убирая. Поэтому потенциальное деление общества … пойдет … по пути снижения издержек на поддержание стандартного тела. Смена поколений – самое затратное, что вообще может быть в существовании организма. … Единственной инструментальной трансформацией человека можно рассматривать экзокортекс: компьютер, который будет дополнением, продолжением мозга… Финал этого процесса – перенос самого сознанния в компьютер и утрата привычной телесности» [1, 3].
Но как можно создать аналог тому, что изучено на 10%, и понять до конца? Человек – это весь космос и как это загнать в машину?
Но это будет, или же мы просто предполагаем? А пока сегодня применение новых технологий приводит к отчуждению человека уже и от окружающего мира, а психотехники, трансформирующие сознание, в свою очередь способствуют его виртуализации. «Современные информационные технологии уже сейчас позволяют создавать картины реальности, котрые в сознании людей заменяют действительность, поэтому есть основание считать, что максимально широкое понимание виртуальной реальности предполагает тотальное прельщение человека под влиянием имаго – символа сферы, зазывающего его покинуть своей душой естественный богосотворенный мир» [5, 4].
Научно-техническая революция усиливает противоречия между индивидом и обществом, уничтожает или обесценивает нравственные добродетели.
Создавая общество материального изобилия, научно-техническая революция усиливает противоречия между потребностями и долгом, между достоинством и счастьем. Она превращает индивида в рациональное животное, которое сознательно приспосабливается к существующим условиям, лишает его автономной личностной инициативы.
Техника и наука – суть средств, с помощью которых человек увеличивает возможности своих рук и своей головы, они являются продолжением и развитие его телесной и духовной сущности, новыми органами и формами его преобразующей предметной деятельности. Человеческая деятельность всегда субъективна, то есть основана на сознательном и глубоко личностном «почему» данного действия. Через свою мотивацию личность вплетена в контексте общественных отношений. Субъективность предполагает наличие сознательно поставленной цели, а цель – осознанный интерес. А поскольку машина не есть субъект деятельности, поскольку она не относится к миру – она не может быть и носителем духовных нравственных ценностей.
Техника сама по себе не может быть ни нравственной, ни безнравственной – это характеристика человеческого использования техники, которое зависит от общественных отношений. Все новые достижения науки и техники и их практическая реализация неимоверно расширяют «спектр» человеческих потребностей, а это ведет и к их изменению в иерархии ценностей.
Сами достижения опять-таки не нравственны и не безнравственны, их моральная характеристика зависит от целей, которым они подчинены, от их включения в сферу интересов. Основа и источник моральных ценностей – это отношение «личность – общество», а не отношение «человек – машина».
Техники, информационные технологии очерчивают модель должного поведения личности в ее взаимоотношениях с другими людьми. Прогресс общества характеризуется не только завоеваниями науки и техники, но и выработкой норм и оценок поведения, отражающих потребности и возможности социальной системы по совершенствованию отношений между личностью и обществом.
Многие социологи с тревогой констатируют ослабление под воздействием научно-технической революции традиционных моральных стимулов, поиски смысла жизни, уменьшение влияния религии, различных иррациональных и ограничительных табу фетишей и мифов, обесценение воинских доблестей и патриотизма, чести, героизма и т.д. Иногда кризис традиционных взглядов, норм и ценностей в современном обществе сравнивают с кризисом времен, позднего Средневековья, связанным с крахом прежних представлений, верований, с распространением пессимизма и оккультизма.
Нет сомнений в том, что кризис культуры и цивилизации имеет своим катализатором новые возможности техники воздействовать на сознание и психику человека. «Индустрия массовой культуры» рекламы и пропаганды получает новые средства для манипулирования сознанием и чувствами масс, насаждение индивидуализма, морального безразличия и т.п. Однако первопричину этого кризиса следует искать не в научно-техническом прогрессе, а в природе социально-экономического строя. НТР сама по себе не создает никаких новых элементов в нравственном зле, которые не были уже порождены сложившимся строем, а только ускоряет эскалацию аморализма, пороков, органически присущих сформировавшемуся строю.
«В наше время, – говорит Маркс, – все как бы чревато своей противоположностью. Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приносят людям голод и изнурение. Новые, до сих пор неизвестные источники богатства, благодаря каким-то странным , непонятным чарам, превращаются в источники нищеты. Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того, как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы» [3, 4].
Излишний корпоративизм (бюрократизм) и ориентация на прибыль изначально подавляют трудовую мотивацию и способность личности к самореализации. Результаты деятельности подменяются здесь стремлением адаптироваться и выжить [2, 32].
С одной стороны, социальная стабильность есть условие построения социального государства в России, с другой стороны – лишь в условиях сформировавшегося социального государства возможна минимизация социальных угроз и устранение долговременной социальной сплоченности.
Господство тотального рынка и других форм отчуждения человека от результатов его руда привела к тому, что творческая деятельность в мире отчуждения сводится к тому, что когда субъект, его деятельность подчинена рынку, деньгам, потребительству, его потребности, мотивы и ценности будут определяться только этими ориентирами.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что научно-техническая революция, прогресс – это не причина происходящих явлений, а лишь катализатор. Их основная проблема – это идеология, точнее рыночная идеология уже изжила себя и вошла в противоречие с историческим ходом развития цивилизации. Рынок – это не просто путь к деградации человека, это его гибель.
Американский философ и поэт Р.У. Эмерсон писал: «Истинный показатель цивилизации – не богатство и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, который воспитывается страной».
С чего начать? Хотя бы с реального создания социального государства с идеологией: «чем выше мои возможности, тем скромнее мои желания. Спокойствие и достаток окружающих в обществе – залог моего спокойствия» и т.д.
Библиографический список
1. Бескаравайный С.С. Ограничение трансформации человека // beskarass@rambler.ru.2. Иванов С.Ю. Обеспечение социальной безопасности работников современных организаций // Вестник военного университета. – 2010. - №1(21).
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.12. – С.4.
4. Питер уорд «Что будет с Homo sapiens? Эволюция человека продолжается. http: //www.abitura.com/not_ohly/homo.htm.
5. Трансформация сознания: теория и практика трансперсональной психологии. http: //www.pravmir.ru/transformatsiya-soznaniya-teoriya-i-praktika...