Индекс УДК 33
Дата публикации: 18.04.2017

Направление развития финансирования муниципальных образований

Direction of development of financing of municipalities

Коровникова К.А., Лемаева В.А.
Сибирский институт управления Российская Академия народного хозяйства и Государственной службы, Россия, г.Новосибирск
Korovnikova K.A., Lemaeva V.A.
Siberian Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Service, Russia, Novosibirsk
Аннотация: Цель исследования состоит в поиске возможных путей повышения уровня бюджетных муниципальных отношений, разрешение проблемы формирования доходной составляющей бюджетов. Рассмотрены основные сферы финансирования муниципальных бюджетов на различных уровнях. Определено, что устойчивость и сбалансированность государственных бюджетов напрямую зависит от состояния муниципальных финансовых отношений.

Abstract: The purpose of the research is to find possible ways to increase the level of budget municipal relations, to solve the problem of forming the revenue component of budgets. The main areas of financing of municipal budgets at various levels are considered. It is determined that the stability and balance of state budgets directly depends on the state of municipal financial relations.
Ключевые слова: бюджет, доход, муниципальный бюджет, финансы, экономика, государственные финансы, налог, финансирование

Keywords: Budget, revenue, municipal budget, finance, economics, public finances, tax, financing


Введение

Одним из важнейших направлений  повышения уровня управления  финансовыми фондами на муниципальном уровне является рациональная и эффективная разработка системы бюджетов. От реализации плановой системы бюджетов зависит и исполнение бюджетной муниципальной реформы в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральным законом «О внесении изменений  ст. 26,3 Федерального закона», в соответствии с которыми должны выполняться задачи по развитию финансово независимого местного самоуправления.

Объекты и методы исследования.

На данный момент в развитии местного самоуправления сформировалась устойчивая система муниципалитетов, включающих различные типы образований:

  • Городской округ
  • Города федерального значения(Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)
  • Муниципальный район
  • Городское поселение
  • Сельское поселение
  • Городской округ с внутригородским делением
  • Внутригородской район

От эффективности формирования доходной и расходной частей местных бюджетов и их исполнения зависит решение экономических и социальных проблем, способность местного самоуправления отвечать по своим обязательствам, поддержка самых незащищенных и малоимущих слоев населения. Таким образом, эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований.

 Анализ показателей статистики в настоящее время показывает динамику сокращения муниципалитетов на 267ед. Такие изменения можно обосновать  объединением с целью формирования самодостаточной территории с повышенным уровнем жизни населения, поскольку проведение государственной социально-экономической политики направлено на улучшение социальной сферы и роста материальных и финансовых ресурсов.

Каждое, из перечисленных муниципалитетов, имеет свой бюджет, отвечающий за решение финансовых задач и функций государственных субъектов. Данные бюджеты являются самыми многочисленными на территории РФ. Такие бюджеты формируют третий, или нижний, уровень систем и являются её фундаментом, на котором в дальнейшем «держится» прочность и устойчивость самой системы.

По результатам бюджетной реформы местного самоуправления определились полномочия муниципалитетов, разграничились их доходные источники и расходные обязательства, повысился уровень программного бюджетирования. Однако, несмотря на улучшение экономической ситуации в стране и  большое количество положительных показателей, остаются нерешенные вопросы, связанные с недостаточными финансовыми ресурсами органов местного самоуправления для исполнения возложенных на них полномочий.

Общий объем расходов местных бюджетов за 2014-2016 года превышает объем доходов, что характеризует их как несбалансированные. Такое положение привело к увеличению дефицита практически в два раза. Согласно статье 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав собственных доходов бюджета относятся налоговые и неналоговые доходы, зачисление которых происходит в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами, безвозмездные поступления. Объемы безвозмездных поступлений выражаются в форме субвенций, дотаций, субсидий, объемы которых определяются вышестоящими органами власти.

Экономисты В.Г. Панскова, Л.Л. Игониной, Н.В. Мудровой считают, что данная расширенная трактовка собственных доходов бюджета не содействует долгосрочной сбалансированности бюджетов субъектов местного самоуправления, а также она не помогает формировать финансовую самостоятельность.

По Бюджетному кодексу Российской Федерации к собственным доходам бюджета относятся:

  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные поступления (за вычетом субвенций)

Органы местного самоуправления имеют право на установление и регулирования местных налогов с помощью размера налоговых ставок, порядока и сроков уплаты, которые закреплены в статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку налоговые и неналоговые доходы, составляют основу бюджетов муниципальных образований, являясь важными условиями их финансовой самостоятельности, большое значение приобретает распределение данных поступлений по уровням бюджетной системы. В соответствии с данными динамики доходов местных бюджетов Российской Федерации за данный период, распределение собственных доходов можно считать сбалансированным, то есть расходы равны поступлениям от налогообложения и безвозмездным поступлениям.

Стоит отметить, что безвозмездные поступления выросли в доходах в двух выражениях, абсолютном и относительном. Одна часть безвозмездных поступлений предоставлялась в форме денег, выделяемых из бюджета любого уровня, потратить которые можно только на строго определенные цели, то есть субвенций. Доля субвенций в общем объеме безвозмездных поступлений имела рост в период с 2014-2016 гг. Другая же часть предоставлялась в виде субсидий и дотаций. Когда первая часть была предназначена для финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий, вторая же на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления, то есть для решения вопросов местного значения. Федеральный налог на доходы физический лиц по-прежнему остается основным бюджетообразующим доходом, хотя его доля в местном бюджете снизилась.

Расходы местных бюджетов финансируются по трем основным направлениям:

  • на решение вопросов местного значения, занимающих значительную долю в общих расходах бюджетов муниципальных образований;
  • на осуществление делегированных государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Результаты

Анализ структуры расходов муниципальных бюджетов характеризует их социальную направленность, связанную с жизнеобеспечением общества в зависимости от типа муниципального образования, что наглядно свидетельствуют данные  таблицы.

Таблица 1

Бюджетная политика местных органов самоуправления

Виды расходовГородские округа, %Муниципальные районы, %Городские и сельские поселенияВсего
Управление7,77,421,99
Образование48,656,71,447
ЖКХ157,536,414,1
здравоохранение1,10,90,10,9
спорт1,91,52,71,8
культура3,64,615,65,2
Соц. политика7,77,421,99
другое14,414012,8

Данные таблицы характеризуют бюджетную политику местных органов самоуправления, которая направлена на выполнение главных задач по обеспечению повышения уровня жизни и поддержку исполнительной дисциплины в реализации федеральных и региональных нормативных документов в условиях ограничения реальной финансовой самостоятельности.

        В результате проведенного мониторинга можно сделать вывод о том, что основное направление развития муниципальных отношения по вопросам бюджетирования заключается в развитии устойчивой налоговой базы и повышении эффективности местных бюджетов, которые способствуют развитию рациональной и инициативной финансовой политики, направленной на обеспечение и исполнение социальных программ. Для решения поставленных задач необходимо

  • совершенствование налогообложения имущества физических лиц, что будет способствовать повышению доходной части местных бюджетов;
  • улучшение условий для полного перехода к программному бюджетированию как инструменту рационального управления ограниченными финансовыми ресурсами;
  • использование финансово- кредитных рычагов;
  • привлечение общества в процесс бюджетирования на уровне муниципалитета (привлечение инвесторов, развитие предпринимательства);
  • совершенствование единого сельскохозяйственного налога, упрощение системы налогообложения, что приведет к развитию предпринимательства и увеличению количества малых предприятий.

  Выводы

 Стратегическим ориентиром движения к финансовой самодостаточности местного самоуправления должны стать замещение в бюджетах  муниципальных образований  с  относительно  высоким  уровнем  социально-экономического развития финансовой  помощи федерального  и регионального  бюджетов  поступлениями  от  собственных  доходных  источников. Тогда для менее развитых муниципалитетов межбюджетные трансферты могут быть эффективным инструментом социально-экономического развития территорий и повышения в перспективе доходного потенциала муниципальных образований.

Библиографический список

1. Гоманова Т.К. Банковская инфраструктура как критерий адекватности развития банковской системы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014, №4. С. 3239-342.
2. Гоманова Т.К., Лукьянова З.А. Оценка и реализация программно-целевого метода планирования в бюджетных учреждениях // Электронный научный журнал Современное общество и власть. 2016 №3(9).
3. Гоманова Т.К., Лукьянова З.А. Особенности оценки потенциала кредитного рынка: региональный аспект // Финансы и кредит. 2013. №35 (563). С. 43-49.
4. Лукьянова З.А., Гоманова Т.К. Государственно-частное партнерство в социальной сфере: текущая ситуация и перспективы В сборнике: Мы продолжаем традиции Российской статистики Сборник докладов 1 Открытого российского статистического конгресса. Российская ассоциация статистиков: Федеральная служба государственной статистики РФ; Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2016. С. 312-315.
5. Лукьянова З.А., Завражнов В.С. Бизнес-климат предпринимательства в России и пути его оздоровления // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016 № 6-2. С. 122-125.