Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.04.2023

Понятие и сущность национальной энергетической безопасности

Concept and content of national energy security

Супранкова П. А.
Студентка 4 курса бакалавриата
Дипломатической академии МИД России

Suprankova P. А.
Bachelor's student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow
Аннотация: Статья раскрывает понятие и концепцию национальной энергетической безопасности, которая является ключевым фактором общей национальной безопасности, а также рассматриваются основные компоненты, составляющие энергетическую безопасность. Автор обращает внимание на значимую роль так называемого «Киотского протокола», подписание которого привело страны к пересмотру концепции энергетической безопасности. В конце исследования сделан вывод о том, что способность противостоять внешним угрозам у страны возникает в том числе вследствие грамотно выстроенной энергетической политики.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article reveals the concept and concept of national energy security, which is a key factor in overall national security, and also examines the main components that make up energy security. The author draws attention to the significant role of the so-called "Kyoto Protocol", the signing of which led countries to revise the concept of energy security. At the end of the study, it was concluded that the country's ability to withstand external threats arises, among other things, as a result of a well-structured energy policy.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: национальная безопасность, энергетическая безопасность, энергетические ресурсы.

Keywords: national security, energy security, energy resources.


Введение

В условиях глобальной нестабильности, в связи с осложнением и растущим числом геополитических, социально-экономических и прочих вызовов, национальная безопасность приобретает все большую значимость. Безопасность государства представляет собой целую систему, состоящую из ряда направлений:

  • Государственная и оборонная безопасность
  • Общественная безопасность
  • Экономическая безопасность
  • Здравоохранительная безопасность
  • Научно-технологическая безопасность
  • Энергетическая безопасность
  • Техногенная безопасность
  • Экологическая безопасность
  • Информационная безопасность

В современном мире, в условиях развития политических и экономических отношений, государства сталкиваются с растущим числом угроз, которые мешают их процветанию.

Так, понятие угрозы национальной безопасности объединяет ряд условий и факторов, которые препятствуют достижению национальных интересов и представляют опасность для национальных ценностей и образа жизни. Среди источников таких угроз могут быть зарубежные государства или группы государств, группы и отдельные лица, а также процессы и явления в экономике, экологии, информационной сфере и т.д. [1].

В последнее время мир столкнулся с множеством вызовов одновременно: энергетический кризис, продовольственный кризис, геополитический кризис, экологический кризис. Все это оказывает прямое воздействие на состояние любого государства и препятствует его стабильному и качественному развитию, поэтому приоритетной задачей правительств должно быть составление стратегии национальной безопасности. Для нормального функционирования как на национальном, так и международном уровне государство должно быть способно отвечать на стоящие перед ним угрозы.

Методологическая основа исследования

В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.

 

 

Понятие и сущность национальной энергетической безопасности

Энергетическая безопасность государства – один из важнейших компонентов национальной безопасности. Проблема обеспечения населения энергией всегда стояла наиболее остро, а решение данного вопроса определяло устойчивое развитие государства.

Стоит отметить, что данная проблема зародилась в начале XX века. В качестве основных причин выделяют: новая стадия промышленной индустриализации, увеличения объемов международных рынков, переход все большего числа национальных экономик на этап индустриального развития.

Пока не существует четкого определения энергетической безопасности. Так, согласно мировому энергетическому совету, энергетическая безопасность подразумевает способность национального правительства обеспечивать потребности населения в энергии как в настоящем, так и в будущем, а также возможность быстро реагировать на системные потрясения и быстро восстанавливаться после них, при этом минимизируя издержки. Эффективное управление внутренними и внешними источниками энергии, а также надежность и устойчивость энергетической инфраструктуры страны в целом также являются ключевыми составляющими энергетической безопасности [2].

Согласно Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, термин «энергетическая безопасность» относится к состоянию экономической и национальной защищенности России от угроз в сфере энергетики, при котором обеспечивается соответствие законодательству РФ в отношении топливно-энергетического обеспечения потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации [3].

Китайские эксперты утверждают, что энергетическая безопасность КНР тесно связана с обеспечением стабильности, надежности и непрерывности внутреннего энергоснабжения Китая.

Принимая во внимание все аспекты, можно выделить несколько факторов, составляющих энергетическую безопасность государства.

В первую очередь это физическая безопасность — безопасность энергетических активов, инфраструктуры, цепочек поставок и торговых путей, а также необходимая и своевременная их в случае чрезвычайных ситуаций. Энергетический сектор состоит из тысяч электроэнергетических, нефтяных и газовых активов, которые географически рассредоточены и связаны системами и сетями. Таким образом, взаимозависимость внутри сектора и между ключевыми секторами национальной инфраструктуры имеет решающее значение. Национальная транспортная, коммуникационная, финансовая и государственная инфраструктуры являются основой для обеспечения энергетической инфраструктуры нации топливом.

Во-вторых, это доступ к энергии, а именно возможность разработки и получения энергоресурсов.

В-третьих, энергетические системы и сети пересекают границы страны, что делает международное сотрудничество необходимым компонентом энергетического сектора, поэтому система энергетической безопасности включает в себя национальные стратегии и международные механизмы, которые позволяют быстро и скоординированно реагировать на экстренные ситуации, такие как проблемы с поставками.

В-четвертых, энергетическая безопасность тесно связана с вопросами изменения климата или экологической безопасностью. Текущая повестка, связанная с изменением климата, заключается в поисках новых способов производства и потребления энергии. Так, энергосбережение и сокращение выбросов , низкоуглеродная экономика и развитие чистой энергии стали основными тенденциями в области энергетических технологий.

В 1974 году по инициативе советника президента США по национальной безопасности, Генри Киссинджера, было создано Международное энергетическое агентство (МЭА).  Главной целью перед собой организация ставила обеспечение энергетической безопасности, при этом особое внимание уделялось именно нефтяной энергетической безопасности. В случае перебоев при осуществлении международных поставок нефти, агентство разработало специальную систему ее распределения, которая состояла из формирования запасов, ограничения потребления, а также физического перераспределение потоков нефти, важным компонентом также являлось информационное обеспечение [4].

Подписание «Киотского протокола» в 1997 г. ознаменовало собой пересмотр странами концепции энергетической безопасности. Киотский протокол вводила в действие Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, и теперь промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой обязаны ограничивать и уменьшать выбросы парниковых газов в соответствии с индивидуальными целями, согласованными каждой из них[5]. Энергоснабжение , экономическая конкурентоспособность и качество окружающей среды стали тремя основными элементами обеспечения национальной энергетической безопасности.

В Дохе 8 декабря 2012 г. была внесена так называемая Дохинская поправка: Киотский протокол был принят на второй период обязательств,  с 2013 до 2020 года, однако были добавлены новые цели. В 2015 году в Париже состоялся саммит по устойчивому развитию, в котором принимали участие все стороны Рамочной конвенции ООН по изменению климата. Там и был подписан еще один пакт, а именно – «Парижское климатическое соглашение», пришедшее на смену «Киотскому протоколу».

Парижское соглашение по климату на сегодняшний день является крайне важным экологическим пактом, отражающим современную действительность. Данное соглашение было принято большинством стран в 2015 году с целью решения проблемы изменения климата и его негативных последствий. В соответствии с соглашением страны берут на себя обязательства сократить загрязнения, которые непосредственно оказывают влияние на экологию. Парижское соглашение основано на пятилетнем цикле все более амбициозных действий по борьбе с изменением климата, или, по мере нарастания, осуществляемых странами. С 2020 года каждая страна должна представлять свои национальные планы действий по борьбе с изменением климата, которые получили специальное название – NDC, что в переводе означает вклады, определяемые на национальном уровне[6]. Каждый последующий NDC предназначен для отражения все более высокой степени амбиций по сравнению с предыдущей версией.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие энергетической безопасности формировалось и видоизменялось на протяжении последних лет, а на современном этапе приобрело особую актуальность. В рамках национальной политики каждого государства данный термин имеет свою трактовку, но центральным звеном всегда остается способность национальной экономики обеспечить население энергоресурсами.

После нефтяного кризиса 1973 была создана первая международная организация, чья цель заключалась в обеспечении международной энергетической безопасности – Международное энергетическое агентство (МЭА). В то же время сформировалась и концепция «энергетической безопасности».

Со временем понятие «энергетической безопасности» видоизменялось в связи с изменениями представлений о рисках и угрозах. Так в последние годы на первый план стала выходить экологическая повестка, которая напрямую переплетается с энергетикой: в 1997 году был подписан «Киотский протокол», а в 2015 году все участники рамочной конвенции ООН по изменению климата подписали «Парижское климатическое соглашение», которое пришло на смену «Киотскому протоколу».

В условиях глобализации, а именно в условиях усиления глобальной конкуренции, перехода к устойчивому энергетическому развитию, обеспечение энергетической безопасности играет особую роль для государств. С каждым днем потребление энергии только растет: появляются новые крупнейшие потребители и импортеры энергоресурсов, углубляется дифференциация между регионами-потребителями энергии и регионами-производителями. Все это составляет угрозу энергетической безопасности страны, а значит и угрозу ее национальной безопасности. Поэтому проведение грамотной государственной политики в сфере энергетики может гарантировать способность национальной экономики противостоять внешним вызовам и удовлетворить потребление внутри страны.

Библиографический список

1. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/1797 (дата обращения 08.04.2023)
2. WORLD ENERGY COUNCIL / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.worldenergy.org/transition-toolkit/world-energy-trilemma-index (дата обращения 05.04.2023)
3. МИНЭНЕРГО РФ / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/14766 (дата обращения 07.04.2023)
4. МИД РФ / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_organizations/1671983/ (дата обращения 06.04.2023)
5. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (дата обращения 07.04.2023)
6. United Nations Climate Change / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://unfccc.int/process-and-meetings/the-paris-agreement (дата обращения 07.04.2023)