Индекс УДК 338.22
Дата публикации: 26.10.2017

Проектное управление социально-экономическим развитием Республики Тыва

Project management of socio-economic development of The Republic of Tyva

Балакина Галина Федоровна
д.э.н. ТувИКОПР СО РАН

Balakina G. F.
Doctor of Economics TUVIKOPR SO RAN
Аннотация: Рассматриваются основные понятия, применяемые в проектном управлении регионом. Анализируются тенденции развития проектного управления в инновационной сфере и в области решения социальных проблем. Излагаются первые результаты применения проектного подхода в решении региональных проблем в Республике Тыва, в частности в привлечении инвесторов и в здравоохранении. Сделан вывод о достаточно высокой эффективности применения принципов проектного управления в Тыве. Предложено создание ряда проектных офисов в регионе, концентрирующих усилия на более важных задачах социально-экономического развития республики.

Abstract: Concepts used in project management area considered. The trends in the development of project management in the innovation sphere and in addressing social problems analyzed. Outlines the first results of application of project approach in solving regional problems in the Republic of Tuva, in particular in attracting investors and in health care. The conclusion about high efficiency of application of the principles of project management in Tuva is made. The proposed establishment of a number of project offices in the region, concentrating efforts on the more important tasks of socio-economic development of the Republic.
Ключевые слова: регион, проект, программно-целевое управление, Республика Тыва.

Keywords: region, project, program and target management, the Republic of Tyva.


Совершенствование стратегического управления детерминирует формирование новых организационных технологий, создание и применение новых инструментов, позволяющих решать актуальные задачи в установленные сроки в условиях ограниченности ресурсов. В настоящее время в России осуществляется переход к проектному управлению, одной из современных организационных технологий, все более используемое в экономической, социальной сферах, в бизнесе. В целях совершенствования деятельности по стратегическому развитию Российской Федерации и реализации приоритетных проектов создаются новые организационные формы, в частности для обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций создан Совет  при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (1).

            Проектное управление можно назвать особым типом управления, близким к стратегическому, программно-целевому управлению. Оно предполагает не любое управление проектами, а широкое использование проектного подхода в деятельности управляемых систем и организаций, управление с полным учетом специфики проекта, нацеленное на достижение оптимальных результатов при разумном расходовании ограниченных ресурсов и в ограниченные сроки, связанное с созданием гибких временных и целевых организационных структур. По сути, проектный подход можно назвать более целеорентированной модификацией программно-целевого управления.

         Определим ряд понятий, которые далее будут использоваться:

         проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений;

         программа — комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости;

         портфель — совокупность (перечень) проектов (программ), объединенных в целях эффективного управления для достижения стратегических целей;

            «проектная деятельность» — деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ). (Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050. // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71331892/#ixzz4rEEi56Hp).

         На наш взгляд, можно рассматривать следующие возможности использования проектного управления в регионе:

  • Инновационной сфере;
  • Для решения социальных проблем;
  • В реальном секторе экономики.

  1. Новая парадигма региональной инновационной политики

 

         Кризисные явления в мировой экономике обусловливают поиск новых моделей экономического роста в России. «При этом в ряде теоретических работ, посвященных циклической динамике, показано, что кризисные явления в мировой экономике могут наблюдаться вплоть до 2030 г. в связи со сменой технологического уклада» (2,  с. 65).

         В мировой экономике применяются два типа моделей региональной инновационной политики. Первый предполагает всесторонние усилия по развитию инновационной сферы регионов, формирование целостной системы институтов, создающих инновационный лифт, поддерживающий инновационные компании от ранних стадий до зрелого возраста. При этом это происходит вне связи с возможностями регионов к генерации знаний и осуществлению их перетоков. Второй тип региональной инновационной политики предусматривает ранжирование полномочий регионов в зависимости от конкурентных преимуществ и соответствия особенностей научно-технологических процессов потребностям бизнеса.

         В период стабильного экономического роста (2000-е годы) в российских регионах происходило становление моделей использования инноваций для поддержания положительных тенденций роста уровня жизни, развития реального сектора экономики, привлечения инвестиций. При этом регионы пытались создавать целостный инновационный комплекс от поддержки инновационных инициатив до внедрения в производство, включая венчурное финансирование, сеть коучинг-центров, центров трансфера технологий, технопарков и др. Происходил поиск преимуществ, вырабатывались системы приоритетов региона в инновационной сфере, перечень кластерных инициатив, инструменты поддержки инновационной инфраструктуры. Федеральным центром проводилась политика выравнивания, для которой было характерно значительное перераспределение ресурсов в пользу отсталых территорий с целью нивелировать региональное неравенство. Потребность в модернизации экономики страны, перехода к инновационному развитию усилила актуальность проблемы выработки новой парадигмы региональной политики, в том числе в отношении формирования экономики знаний (3, с. 83-84).  Территориальные инновационные системы в российских регионах формировались по модели первого типа.

         Наряду с этим происходило осознание того обстоятельства, что законченные (полные) контуры подобных систем могут быть созданы лишь в ряде регионов, у лидеров в рейтинге уровней социально-экономического развития, и, соответственно наиболее эффективным является поддержка территориальных инновационных систем или экосистем инноваций таких регионов. По мнению Н. Зубаревич, лишь в 10-12 регионах, где проживает около четверти населения, имеется уровень жизни и развития технологий, достаточные для модернизации (4).

         Позиция представителей бизнес-сообщества дифференцировалась от выжидания документально оформленных перспектив региона в федеральных инвестиционных программах до самостоятельного определения направлений собственных инвестиций совместно с региональными властями. Изменение конкурентоспособности регионов зависело от реализации крупных инфраструктурных проектов федеральным правительством с привлечением крупных компаний. На стадии финансирования стартовых инфраструктурных проектов в регионах стало формироваться государственно-частное партнерство как инструмент региональной инновационной политики. Появились первые примеры согласования интересов крупного бизнеса и регионов по решению социальных и экологических проблем территорий.

         В странах ЕС инновационная политика осуществляется по модели второго типа, предполагающей специализацию регионов и дифференциацию мер государственной поддержки инновационной деятельности территорий на основе принципов стратегического управления. Долгосрочные региональные инновационные стратегии реализуются в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии. В Китае и Индии проводится политика развития инноваций путем сосредоточения высококвалифицированных специалистов и институтов развития наряду с финансовыми ресурсами в регионах-лидерах. Последние генерируют и адаптируют инновации и передают их периферийным территориям, которые, в свою очередь, являются для лидирующих регионов поставщиками ресурсов, включая трудовые.

          По мнению ряда авторов, с которым мы согласны в современной России «в целом необходим переход от парадигмы, в которой поддержка научно-исследовательской и инновационной деятельности осуществляется во всех регионах независимо от их возможностей и приоритетов, к дифференцированной политике умной специализации (smart specialization) и первоочередной поддержке территорий  с высоким инновационным потенциалом. Повышение эффективности будет достигнуто за счет концентрации усилий» (2, с. 70).

         Хотя инновационные процессы в Республике Тыва характеризуются динамичным ростом квалифицированных специалистов, исследователей, темпы роста которых одни из самых высоких в Сибири, необходимо отметить незначительный удельный вес инновационной продукции в объеме производимой продукции, низкую инновационную активность предприятий (5, с. 33-34). Одной из главных причин низкого уровня внедрения инноваций следует признать  слабый инвестиционный потенциал действующих предприятий региона.  Также  в республике слабо реализуются кластерные инициативы. Исследователями экономики Тувы в последнее десятилетие были высказаны ряд предложений по формированию возможных кластеров на территории республики: инновационно-промышленного, энергетического, агроэкологического (6), этнических кластеров предпринимательства (7). В регионе существует возможность формирования территории опережающего развития. По нашему мнению, возможна следующая структура территории опережающего социально-экономического развития в республике:  развитие добывающей промышленности на основе динамичного вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов и месторождений минерального сырья; создание инновационных предприятий по переработке полученного добывающей промышленностью сырья; организацию туристско-рекреационной деятельности и создание перерабатывающих производств агропромышленного сектора.

            На основе анализа сложившихся тенденций в социально-экономическом развитии Тывы нами предлагается создание ряда проектных офисов в регионе, концентрирующих усилия на более важных задачах социально-экономического развития республики: создание территории опережающего социально-экономического развития, применение инновационных технологий на предприятиях реального сектора экономики, повышение туристической привлекательности региона.

  1. Применение проектного подхода

для решения социальных проблем региона

В Республике Тыва сформирована необходимая нормативная правовая база по внедрению проектного управления. Для этого:

— утверждено распоряжение Правительства Республики Тыва от 28 октября 2016 г. № 405-р «О плане первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Республике Тыва на 2016 год», которым предусмотрены действия органов исполнительной власти Республики Тыва по внедрению проектного управления;

— утверждено распоряжение Главы Республики Тыва от 2 ноября 2016 г. № 297-РГ «Об образовании Совета при Главе Республики Тыва по стратегическому развитию и приоритетным проектам (программам). Данный Совет координирует подготовку предложений по параметрам портфеля приоритетных проектов (программ), формирует портфель приоритетных проектов (программ) и осуществляет оценку их реализации, утверждает паспорта приоритетных проектов (программ),       принимает решение о начале реализации приоритетного проекта (программы);

— в органах исполнительной власти Республики Тыва определены заместители министра (руководителя), ответственные за внедрение проектного управления, созданы рабочие группы по внедрению проектной деятельности и формированию портфеля приоритетных проектов (программ) и созданы общественно-деловые советы по управлению приоритетными проектами (программами)по направлениям деятельности;

— утверждено постановление Правительства Республики Тыва 11 ноября 2016 г. № 470 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Тыва».

Организационными формами осуществления проектной деятельности признаны проектные офисы. В Доме Правительства Тувы функционируют 8 проектных офисов, а также созданы  ведомственные проектные офисы. Ведется постоянная работа по обучению и повышению квалификации по программам управления проектами руководителей регионального и муниципального звена, также сотрудников проектных офисов. Кроме того,  «проектная команда» из республики проходит обучение на базе РАНХиГС по образовательной программе «Управленческое мастерство: развитие региональных команд». Проводятся обучающие семинары для руководителей органов исполнительной и муниципальной власти Республики Тыва. Сотрудники проектных офисов проходят  обучение в рамках дистанционных курсов на базе Высшей школы экономики при Национальном исследовательском университете (г. Москва).

В республике реализуются 18 региональных проектов, из них с федеральным финансированием —  4 проекта. Паспорта региональных приоритетных проектов одобрены протоколом заседания Совета при Главе Республики Тыва по стратегическому развитию и приоритетным проектам (программам).  Кроме того, министерствами выполняются работы по 12 ведомственным проектам (8).

Реализация проектов в целом предусматривает улучшение 126 ключевых показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Тыва. Проектные портфели сформированы в сферах здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, экономики, связи, земельных отношений, дорожного комплекса, строительства и экологии. Из 30 реализуемых проектов наиболее высокие показатели достижения плановых значений отмечается по следующим проектам (по состоянию на 1 сентября 2017 г.):

«Успешный выпускник». Увеличение количества выпускников, преодолевших минимальный порог ЕГЭ по русскому языку и математике составило 96,27% при плане 95 %. (русский язык – 99,8%, математика – 96,4%).

—  «Развитие санитарной авиации». На средства федерального бюджета закуплен медицинский вертолет для нужд санитарной авиации. Налажена стабильная работа  по экстренному медицинскому обслуживанию населения в труднодоступных местах проживания. С 27 мая по 31 августа 2017 г. осуществлено 75 санитарных вылетов, эвакуировано 95 больных, летальных случаев не допущено.  На 2017 год  предусмотрено 566 летных часов работы санитарного вертолета.

Поскольку Республика Тыва относится к регионам с довольно низкой продолжительностью жизни в сравнении со среднероссийскими показателями и высоким уровнем заболеваемости, в особенности социально значимыми заболеваниями, одним из приоритетных направлений применения проектного управления было выбрано здравоохранение. В этой отрасли социальной сферы Тувы реализуются 6 проектов:

  1. Развитие санитарной авиации
  2. Здоровый малыш – здоровая нация
  3. Движения против рака
  4. Остановим туберкулез вместе
  5. Электронное здравоохранение
  6. Доступные лекарства.

         На осуществлении шести приоритетных проектов в здравоохранении республики в 2017 г. были сконцентрированы 1318,7 млн. руб. При этом следует подчеркнуть, что это не дополнительно выделенные средства, а сумма целевым образом направленная на снижение остроты актуальных проблем заболеваемости населения региона из утвержденного бюджета отрасли на 2017 г.

  1. Проектное управление в реальном секторе экономики Тывы

В реальном секторе экономики Тывы наиболее успешно реализуются следующие проекты:

«Инвестируй в Туву». В рамках проекта  достигнуто повышение Республики Тыва на 19 позиций в Национальном рейтинге регионов по инвестиционной привлекательности. Инвестиционные процессы республики отличаются динамичным ростом объемов инвестиций в последние 5-7 лет, что привело к росту объема инвестиции на душу населения: в 2011 г. данный показатель  составлял 22,8 тыс. руб., т.е. был в 3,3 раза ниже общероссийского показателя и 36,1% от среднесибирского, за счет динамичного роста объемов инвестиций разрыв за 2012-2014 гг. сократился почти вдвое. Инвестиции на душу населения в 2014 г. достигли 51,7 тыс. руб. и отставали от средероссийского показателя в 1,8 раза, от среднего по СФО – в 1,4 раза. В рейтинге российских регионов Тува с 85 места в 2009 г. переместилась на 66 место по объему инвестиций в основной капитал на душу населения (2015 г.).

 — «Госуслуги стали ближе». Проект предполагает привлечение населения Тувы к использованию справочно-информационного интернет-портала, который обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг. В частности, это госуслуги по предоставлению сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения, с возможностью заказать смс-информирование о выписанных штрафах; оформление и выдача заграничных паспортов; информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования; предоставление информации о налоговой задолженности физического лица; государственная регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним; прием налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц; прием квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений; информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; предоставление информации по исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица; государственный технический осмотр транспортных средств; запись на приём к врачу и др. Основной показатель – доля населения, зарегистрированных на официальном сайте портала государственных услуг, составила  к 1.09. 2017 г. 72,3% при годовом плане 80%.

«МФЦ для бизнеса». В рамках проекта 15 августа 2017 г. в г. Кызыле открыт многофункциональный центр (МФЦ), который  осуществляет посреднические функции в получении государственных, муниципальных и сопутствующих услуг представителями  малого и среднего предпринимательства. В МФЦ работают  3 универсальных «окна» и 7 «окон»  предоставляют  услуги организаций и учреждений, составляющих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

«Марал-Тува». Цель проекта: создание туристической базы в ГУП «Маралхоз Туран» и увеличение потока туристов. В рамках реализации проекта  проводятся экскурсии на предприятие в форме туров выходного дня. За 8 месяцев 2017 г. здесь отдохнули более 2000 человек.

Выводы:

  1. Проектное управление является одним из методов стратегического управления, современной модификацией программно-целевого управления, решающего более узкие задачи в ограниченные сроки.
  2. Переход к проектному управлению позволяет сконцентрировать финансовые, трудовые ресурсы на наиболее проблемных направлениях. Применение принципов проектного управления в отраслях социальной сферы регионов определяется, с одной стороны, высокими финансовыми затратами, с другой – невозможностью прямого применения рыночных рычагов и методов для повышения эффективности деятельности отрасли.
  3. С помощью применения проектного управления в здравоохранении  Республики Тыва достигнуто: стабильное снижение материнской и младенческой смертности, рост показателя клинического излечения туберкулеза,  снижение показателей смертности в течение одного года после выявления злокачественного новообразования по онкологическим заболеваниям и ряд других.
  4. За счет целенаправленного использования принципов проектного управления для привлечения инвесторов в Тыву значительно возрос объем инвестиций в основной капитал в 2011-2015 гг., повысился рейтинг инвестиционной привлекательности региона.
  5. Проблемы социально-экономического развития Республики Тыва целесообразно решать с помощью проектного подхода. Эффективным может стать создание в регионе проектных офисов таких, как например: «Тува- территория опережающего развития», «Инновации для реального сектора экономики», «Этнические кластеры для предпринимательства» и др.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 306 “О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам” // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/71331892/#ixzz4rEHpkxZE.
2. Земцов С., Баринова В. Смена парадигмы региональной инновационной политики в России: от выравнивания к «умной специализации» // Вопросы экономики, 2016, №10. с. 65-81.
3. Григорьев Л., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопр. экономики. – 2008. – № 2. – С. 83–98.
4. Zubarevich N. (2013). Four Russias: Human potential and social differentiation of Russian regions and cities. In: M. Lipman, N. Petrov (eds.). Russia 2025: Scenarios for the Russian future. London: Palgrave, pp. 67-85.
5. Балакина Г.Ф. Особенности инновационного пути развития депрессивного региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 4 (97). – С. 31-39.
6. Балакина Г.Ф. Перспективы развития инновационных кластеров в Туве // Экономическое возрождение России, 2012. - №2 (32). – с. 113-121.
7. Донгак Б.А. Формирование и развитие этнических кластеров предпринимательства (на примере Республики Тыва). Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук. – Кызыл: Тувинский госуниверситет, 2016. – 21 с.