Abstract: The article analyzes the problems of small and medium business in the Urals Federal District. The essence and value as an economic phenomenon. Examines the problems existing in the small and medium business, also provides some recommendations for their solution
Keywords: small and medium business, support program, business climate
Малый и средний бизнес считается значительной составляющей хозяйственного комплекса России и ее регионов. Более значительно воздействует данный бизнес по трем направлениям:
– территориальное (формирование предпринимательства в небольших населенных пунктах, инфраструктурное освоение территорий, применение местных природных ресурсов, близкое расположение производственных точек к рынкам, результативное применение интеллектуальных и трудовых ресурсов, удовлетворенность нужд конкретных групп населения, живущих рядом);
–экономическое (наполнение рынка товарами и услугами, активизация инновационной деятельности, формирование конкурентной среды, стимулирование экономического роста);
– социальное (повышение числа рабочих зон, увеличение доли среднего класса в обществе, реализация креативных способностей, формирование навыков предпринимательства, снижение уровня безработицы).
Значительный вклад в развитие конкурентной среды вносит малое и среднее предпринимательство. Такой бизнес является серьезным конкурентом крупным монополистическим предприятиям, так как часто занимается узкими специализациями и использует современные технологии. Можно выделить положительные стороны малого и среднего бизнеса:
— привлечение существенных финансовых и производственных ресурсов населения;
— быстрое реагирование на перемены рынка;
— рыночная апробация инноваций;
— низкие издержки в управлении и эксплуатации;
— высокий оборот денежных средств.
— организация производства наукоемких мелкосерийных изделий.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» устанавливает условия отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства:
- Численность работающих — среднее предприятие от 101 до 250 человек включительно, малое предприятие до 100 человек включительно.
- Структура уставного капитала не должна превышать 25%.
- Выручка от реализации товаров или услуг за предшествующий год без учета НДС – для малых предприятий – до 800 млн. рублей, для средних предприятий – до 2 млрд. рублей [8].
Роль малого и среднего бизнеса проявляется в том, что развитие такого бизнеса поддерживает здоровую конкуренцию в УрФО и способствует повышению конкурентоспособности изготовляемых на территории УрФО товаров и услуг. Благодаря малому и среднему бизнесу экономика приобретает необходимую гибкость, так как стремительно отвечает на возникновение новых потребностей покупателей и новых рыночных ниш. Наиболее значимую роль субъекты малого и среднего бизнеса играют в настоящее время, обеспечивая дополнительную занятость населения.
По данным Росстата число субъектов малого и среднего бизнеса за 2015 г. увеличилось до 20 тыс. ед., что на 1, 8 тыс. ед. больше, чем за аналогичный период 2014 г.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций УрФО в I полугодии 2015 года составила 38 тыс. 805 руб. (по России — 33 тыс. 124 руб.) и возросла по сравнению с I полугодием 2014 года на 5,3%. При этом реальная начисленная заработная плата снизилась на 8,4% [4].
За 2014 г. предприятиями малого и среднего бизнеса отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 572984926,3 тыс. руб., а в 2015 г. — 606212660,9 тыс. руб. Продано товаров несобственного производства в 2014 г. на 811199460,8 тыс. руб., в 2015 г. — 818320855,6 тыс. руб. [2].
Приведенная выше статистика указывает о наличии некоторых нерешенных проблем, возникающих на пути развития малого и среднего бизнеса.
К проблемам малого и среднего бизнеса в УрФО относятся:
- Высокие кредитные ставки. Банки при выдаче кредитов должны быть уверены, что предприятие будет платежеспособным, им необходим продуманный бизнес-план, хорошая кредитная история, залог. Трудности с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях приводят к низкому уровню финансовой обеспеченности большинства малых предприятий.
- Высокие налоги и взносы. Помимо налогов существует обязанность вносить платежи в различные фонды, например, уплачивать страховые взносы. Поэтому предприниматели несут большие денежные потери, им становится невыгодно вести бизнес.
- Низкая квалификация предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность может выражаться в отсутствии знаний в области маркетинга, финансов, менеджмента, производства, снабжения, в отсутствии управленческого опыта или неспособности решать нестандартные задачи. Предпринимателям необходимо повышение бизнес-грамотности, в УрФО разрабатываются программы управленческой поддержки малого и среднего бизнеса, создаются «инкубаторы» мелкого бизнеса. Таким образом, увеличивается информированность предпринимателей о предоставляемых мерах поддержки их деятельности.
- Административные барьеры. Наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между различными уровнями законодательства (федеральным и региональным), большой объем отчетности, большое количество контролирующих органов усложняет процесс развития малого предпринимательства.
- Бегство мелкого капитала из производства в сферу преимущественно посреднических операций. Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли общественного питания и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Необходимо повысить долю предприятий, занимающихся наукой, т.к. это наиболее перспективная область предпринимательской деятельности, способная принести большой объем инвестиций в бюджет.
Недолговечность большинства мелких и средних предприятий, обусловленная не только конкуренцией, нестабильностью экономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям. Нехватка специализированного оборудования, неразвитость производственной инфраструктуры, высокая арендная плата за помещение и оборудование негативно влияет на формирование малого и среднего бизнеса в сфере материального производства. Малым и средним предприятиям труднее получить кредит, наладить рекламу, так как удельные издержки выше, чем у крупных предприятий. Также средства уходят на изучение рынка, получение информации, обучение и переподготовку кадров. Все вышеперечисленные проблемы негативно влияют на малые предприятия УрФО и вызывают нестабильность в работе.
Исследования, которые проводил «МСП Банк», выявили процентное соотношение актуальных проблем развития малого и среднего бизнеса [9].
Рисунок 1. Распределение проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса в УрФО.
В соответствии с положениями документа «Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года» малому и среднему бизнесу отводится роль одного из основных инструментов по достижению стратегической цели – повышения уровня и качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого и инновационно-инвестиционного потенциалов, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность УрФО [10].
Правительство УрФО целенаправленно решает вопросы по созданию благоприятных условий для субъектов малого и среднего бизнеса [3].
Таблица 1
Индекс качества условий для развития малого и среднего бизнеса
Регион | Индекс 2014 г. | Индекс 2015 г. | Характеристика группы |
ХМАО | А | А | В категорию «А» попали экономически развитые регионы, которые отличаются высокой покупательной способностью населения и достаточной обеспеченностью факторами производства. Риски в регионах этой группы невелики и нивелируются значительным экономическим потенциалом |
ЯНАО | А | В | Регионы попали в категорию «В» в первую очередь благодаря хорошим показателям риска при сравнительно умеренном потенциале. |
Тюменская область | В | В | |
Свердловская область | В | С+ | Для регионов группы нельзя выделить один или два главных фактора, изменение которых может существенно улучшить их положение в краткосрочной перспективе. Регионы группы «С» сильно зависят от дотаций из федерального центра. |
Челябинская область | С | С | |
Курганская область | D | D | Для большинства регионов данной группы характерно достаточно слабое развитие местных рынков сбыта, невысокий уровень обеспеченности факторами производства и существенные риски. |
В 2015 г. индекс качества условий для малого и среднего бизнеса снизился в двух субъектах УрФО — Свердловской области и Ямало-Ненецком автономном округе. В группе «Е» (неудовлетворительное качество условий) регионов УрФО не оказалось.
В УрФО сформирована поддержка малого и среднего бизнеса:
— Ханты-Мансийский автономный округ — финансовая поддержка благодаря Фонду поддержки предпринимательства Югры и микрофинансирования. Имущественная поддержка осуществляется Окружным бизнес-инкубатором.
— Курганская область — создан Гарантийный фонд и Фонд микрофинансирования, нефинансовую поддержку оказывают: 4 бизнес-инкубатора, Курганский областной технопарк, Курганский региональный центр поддержки экспорта, Центр молодежного инновационного творчества, а также Центр кластерного развития Курганской области, муниципальные консультационные центры.
— Свердловская область — 43 фонда господдержки предпринимательства (региональных, муниципальных), два экспортных центра и девять бизнес-инкубаторов. В числе организаций инфраструктуры — крупнейший Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП), нефинансовая поддержка в виде обучающих мероприятий, консультаций, тренингов и семинаров [1].
Субъектам малого и среднего бизнеса, которые осуществляют приоритетный вид деятельности, оказывают финансовую поддержку, предоставляя субсидии. К приоритетным видам деятельности относятся: оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, ремонт автотранспортных средств; оптово-розничная торговля; производство продукции строительного назначения; производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство промышленной продукции; осуществление ремесленной деятельности.
Несмотря на задачу инновационного технологического развития округа, в УрФО существенно перевешивает число предприятий, занимающихся оптово-розничной торговлей, перевозкой пассажиров, ремонтом автомобилей, бытовых изделий (табл. 2) [7].
Таблица 2. Доля малых и средних предприятий по видам экономической деятельности к общей численности МСП, %
Проблемы малого и среднего бизнеса в УрФО и факторы, определяющие тенденции развития, в своей основе обусловлены сложившейся системой экономических отношений в современной экономике России. Для решения проблем развития малого и среднего бизнеса требуется средства политическая воля к изменению сложившегося положения. Создание оптимального количества малых и средних предприятий как основы социально-экономического развития возможно при интенсивном развитии видов инновационной экономической деятельности данных субъектов.
Решение проблем указанными способами поможет малому и среднему бизнесу развиваться более активно, а значит, будут создаваться новые товары, услуги, новые рабочие места, тем самым будет развиваться экономика страны.
Библиографический список
1. Электронный ресурс удалённого доступа. Афанасьева Н. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в УрФО. - Режим доступа: https://ufirms.ru/articles/investment/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-s.html2. Электронный ресурс удалённого доступа. ЕМИСС: Государственная статистика/ Официальные статистические показатели. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicators/start
3. Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2013–2014 гг.: регио-нальные диспропорции: Брошюра. Акционерное общество «Российский Банк поддержки ма¬лого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк»). — М.: Аналитический центр, 2015.
4. Электронный ресурс удалённого доступа. Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» /Новости дня. - Режим доступа: http://urbc.ru/1068046328-v-i-polugodii-2015-goda-realnaya-nachislennaya-zarplata-v-urfo-snizilas-na-84.html
5. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2014 г.
6. Электронный ресурс удалённого доступа. Основные показатели деятельности малых предприятий: Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/tab-mal_pr.htm
7. Электронный ресурс удалённого доступа. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://base.garant.ru/12154854
8. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году: Брошюра. Акционерное общество «Российский Банк под¬держки малого и среднего предприниматель¬ства» (АО «МСП Банк»). — М.: Аналити¬ческий центр, 2015.
9. Электронный ресурс удалённого доступа. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации/Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902307636