Abstract: The article is devoted to the study of the process of socialization of the economy as an objective necessity not only of social and economic, but also of social development at the present stage. It is defined that economic and social progress are concepts interconnected and interdependent.
Keywords: Socialization of the economy, socially-oriented economy, socio-economic development, social development.
Социальная направленность пронизывает все сферы экономики развитых стран, происходит социальная переориентация производства, гуманизация труда и жизни людей, смягчение социальной дифференциации, возрастает значение социальной сферы, а человек с его разнообразными потребностями становится центром социально-экономического развития [5, с.465-466].
Социальная и экономическая сферы являются подсистемами единой общественной системы, между которыми существует функциональная зависимость и взаимосвязь, при этом, ни одна из подсистем не может быть автономной и развиваться в ущерб другой, а прогрессивные изменения в одной из них получают реальное содержание только тогда, когда им отвечают такие же изменения другой. Социальной сфере свойственны гибкие механизмы самоорганизации, саморегулирования социальных отношений и процессов, обеспечивающих целостность системы, её совершенствование и развитие, и направленных на обеспечение сплоченности общества и социальной справедливости.
Социализация предполагает радикальное улучшение качества жизни и повышение уровня жизни населения, включая чрезвычайно широкий спектр социально-экономических явлений. Социализация экономики оказывает воздействие на многие процессы:
— эффективное регулирование социально-трудовых отношений; снижение социальных рисков;
— повышение социальной защищенности работников;
— выравнивание доходов;
— повышение заинтересованности работников в достижении конечных результатов, привлечение их к управлению;
— укрепление социального партнерства и прочее [4, с.191].
Экономические отношения социальны по своей природе, им всегда присущи социальные последствия, поэтому усиление социальной ориентации экономики в условиях устойчивого развития вполне понятно. Обеспечение экономического, а соответственно и социального развития требует ориентации всех общественных процессов на человека с его потребностями в физическом и духовном совершенствовании, обеспечении материального достатка, что и определяет стратегию социально-экономического развития в направлении формирования социально ориентированной рыночной экономики.
Становится вполне очевидным рост значения экономических факторов для развития социальной сферы. Развитие образования, науки, культуры, спорта и других элементов социальной сферы требует экономического обеспечения, то есть экономическое развитие является предпосылкой любого социального преобразования, такое преобразование охватывает производственные факторы, распространяется на интеллектуальный, а вместе с ним мощный творческий потенциал общества. Не вызывает сомнений то, что социальная удовлетворенность невозможна для стран с низким уровнем экономического развития, находящихся на периферии мирового развития.
Социальный фактор всегда рассматривался как производный от экономического, а социальное развитие в качестве приложения к экономическому прогрессу. И это было характерно преимущественно для индустриального общества и не могло учитывать того, что НТР открыла новую постиндустриальную эпоху построения общества, в которой экономическое могущество приумножается путем внедрения высоких технологий, управления информационными потоками и в значительной степени обеспечивается за счет целенаправленного удовлетворения растущего уровня человеческих потребностей.
Одной из существенных задач современного подхода в сфере труда и социальных отношений, основанного на гуманистических принципах развития общества, является недопущение того, чтобы человек превращался в инструмент производства в экономике. Человек должен быть «средством» экономического развития только в той мере, в какой это оправдано с точки зрения необходимости хозяйствования. Этот порядок предусматривает заботу о здоровье человека, право на всестороннюю реализацию личности, защиту человеческого достоинства, охрану труда, обеспеченность рабочим местом и гарантии продолжительности рабочего времени и тому подобное.
Соответственно, для поддержки социальной стабильности в обществе необходим такой механизм регулирования социальных процессов, который бы обеспечил гарантированное удовлетворение первостепенных жизненных потребностей и освободил бы человека от необходимости вести борьбу за чисто физическое выживание, что, в конечном итоге, раскрепощает сознание работника, способствует осознанию им своей человеческой ценности, формированию экономически и социально активной личности, рациональной по мышлению и поведению, способной творчески мыслить и самостоятельно принимать решения. Такой подход к человеческому капиталу был сформирован экономической практикой ведущих западных стран, что позволило создать прочный теоретический «фундамент» практических мер по развитию человеческих ресурсов. Последствием признания необходимости вложений в социальную сферу стало более сбалансированное соотношение экономической и социальной составляющих общественного развития. Тем не менее до сих пор при разработке социальной политики ключевым остаётся выбор того или иного решения «вечного вопроса» о сочетании эффективности и социальной справедливости [1, с.642].
Постиндустриализация выявила важный источник экономического роста — знания и компетенции. Вместе с тем это изменило отношение к образованию, науке, культуре, здравоохранению и другим отраслям социальной сферы, что позволило правильно определить их экономическую роль и поставить их в один ряд с отраслями материального производства. Так, об экономической производительности социальных расходов свидетельствует опыт развития стран, не обладающих запасами сырьевых ресурсов, таких как Япония, Южная Корея, Сингапур, вся стратегия прогресса которых отталкивалась от развития человека как главного элемента производительных сил. Определились коренные изменения отношения государства и частного капитала к отраслям социальной сферы с точки зрения их ресурсного обеспечения. Расходы государства на образование стали восприниматься как важный фактор экономического роста, а на уровне отдельных фирм — как фактор повышения производительности труда. Непрерывное или пожизненное образование стали рассматриваться с экономической точки зрения как рациональная деятельность.
Переход к современной социально ориентированной экономики, базирующейся на новейших технологиях и информатизации, требует развития трудовой активности работника, на которого это производство направлено.
Преобразования в технологическом способе производства, НТР, изменение общественных потребностей, гуманизация труда как такового выдвигают новые требования к качеству трудовой деятельности работника — высокий профессионализм, эффективность восприятия инноваций, способность к творчеству, ответственность за результаты своей деятельности, возможность непрерывного самообразования и самосовершенствования, а главное — требует развития самого человека как творческой личности, достижения им все более глубоких и масштабных универсальных знаний об обществе и процессе производства.
Интеллектуализация человеческого капитала привела к появлению совершенно новых форм социально-трудовых отношений между наемным работником и предпринимателем: собственник интеллектуального капитала, даже работая по найму, является уже не столько исполнителем, сколько партнером по бизнесу – часто имеет в нем долю и участвует в его управлении [2, с.106].
Важным в условиях социализации экономики остаётся вопрос о соотношении экономической эффективности и социальной справедливости. Их согласование зависит от духовных ориентиров и нравственных ценностей, модели социально-экономического устройства общества, наличия политического опыта согласования общественных интересов и политической и деловой культуры общества. Экономическая эффективность и социальная справедливость не могут рассматриваться как альтернатива. Много социальных факторов, включая развитие науки, образования, культуры, создание надлежащих жилищных условий, здравоохранение, обеспечение рациональной занятости населения и многие другие способствуют как росту экономической эффективности, так и утверждению социальной справедливости. При этом экономия на социальных расходах не только усиливает несправедливость в распределении благ, но и неизбежно приводит к снижению эффективности экономики.
Процесс социализации становится конструктивным лишь при условии формирования социально ориентированной экономики в пределах имеющихся возможностей без таких крайностей, как абсолютизация рыночных механизмов в ущерб социальному прогрессу.
В современном мире именно политика государства, направленная на социализацию экономики и общественной жизни возникает определяющим фактором создания системы социально-экономических мероприятий, с помощью которых государство воздействует на динамику уровня и качества жизни населения — и это является главным условием обеспечения соответствия экономической деятельности социальным стремлением общества. Поскольку в конечном итоге экономический прогресс непосредственно связан с прогрессом социальным.
Библиографический список
1. Абалкин Л. И. О концепции государственной социальной политики // Абалкин Л. Избранные труды в IV тт. Т. IV. М., 2000, с. 639-657.2. Бубнов Г. Г., Семенов А. В., Хачатурян К. С. Корпоративная социальная ответственность в условиях современной экономики // ТДР. 2011. №6 С.106-107.
3. Данилова О. В. Социальная ответственность бизнеса в системе рыночного хозяйства (теоретико – экономический аспект)»: дис. д. э. н.: 08.00.01. – М., 2009. – 395 с.
4. Шутаева Е.А. Социализация экономики как одна из ключевых составляющих мировой экономической трансформации// Ученые записки Таврического Национального университета им. В.И. Вернадского. - Серия «Экономика и управление». Том 26, -№ 1, -2014. - С. 186 -194.
5. Shutaeva E.A., Pobirchenko V.V., Kakutich E.Y. Socialisation as a factor of the world economy development in the conditions of globalisation // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 465-469.