Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.04.2023

«Зеленое» финансирование: сущность и тенденции развития

"Green" financing: essence and development trends

Гостева Алина Олеговна
Студентка 4 курса Бакалавриата
Дипломатической Академии МИД России, г.Москва


Gosteva Alina Olegovna

Bachelor’s 4 year student,
Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, Moscow
Аннотация: В статье рассматриваются текущие тенденции и потенциал развития «зеленых» финансов в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Также анализируется парадигма зеленой экономики как новой концепции экономического роста и даются характеристики основным «зеленым» финансовым инструментам. Также в работе оценивается место России на рынке зеленого инвестирования и рассматривается роль международного сотрудничества в развитии рынка «зеленых» инвестиций. В статье также оценивается оценена роль государственного сектора в развитии данного рынка.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article discusses current trends and potential for the development of green finance in the short and long term. It also analyzes the paradigm of the green economy as a new concept of economic growth and gives characteristics to the main "green" financial instruments. The paper also assesses Russia's place in the green investment market and examines the role of international cooperation in the development of the green investment market. The article also assesses the role of the public sector in the development of this market.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor Y. К. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: «зеленая» экономика, финансирование, возобновляемые источники энергии, «зеленые» финансовые инструменты.

Keywords: "green" economy, financing, renewable energy sources, "green" financial instruments.


Введение

В 21 веке ограниченное использование ископаемых видов топлива, стремительно растущий спрос на энергоносители и увеличивающееся воздействие выбросов парниковых газов на окружающую среду были определены как основные вызовы существующей энерго-инфраструктуры во всем мире. Энергия, которая была получена из традиционных видов топлива, продается по дешевой цене благодаря уже налаженному механизму, однако ее использование приводит к серьезным последствиям и оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, необходим переход на более экологически чистые источники энергии, которые рассматриваются как альтернатива, способная удовлетворить большинство потребностей.

Стоит отметить, что понимание финансов необходимо для всех этапов и элементах перехода к «зеленой» экономике — финансирование необходимо для поддержки новых секторов экономики, введения в эксплуатацию новой инфраструктуры, переквалификации работников и заполнения пробелов в финансовой поддержке, чтобы можно было действительно достигнуть климатических целей. Но одних только старых средств недостаточно для обеспечения развития «зеленой» экономики, не менее важны новые механизмы и институты для направления средств беднейшим слоям населения. Государственный и частный сектор играют важнейшую роль в предоставлении капитала, в том числе в сотрудничестве, где «смешанное» финансирование может помочь снизить риск инвестиций и даже получить прибыль [13, с.67].

В данной работе рассматриваются основные «зеленые» финансовые инструменты, представленные на рынке сегодня, роль государства в продвижении данного рынка и тенденции развития во всем мире. Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня наблюдается диспропорция между экономическим развитием и экологической повесткой. Быстрый рост мирового ВВП в большей степени был достигнут, благодаря глобальному истощению природных ресурсов и деградации экосистем. А сохранение отрицательного воздействия на экосистему может привести к непоправимым разрушительным последствиям не только для отдельных стран, но и для всего мирового сообщества. В связи с этим проблема перехода на использование возобновляемых источников энергии, и, в частности, финансированию перехода к «зеленой» экономике является актуальной и животрепещущей.

Методологическая основа исследования

            В данной статье использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы сравнений и аналогий, методы системного анализа и методы обобщения.

Основная часть исследования

«Зеленая» экономика — это огромная ниша на рынке, ориентированная на декарбонизацию загрязняющих окружающую среду секторов экономики. Это широкая сфера деятельности, которая пронизывает все аспекты нашей жизни и влияет на окружающую среду.

Переход к «зеленой» экономике возможен только при условии финансовой поддержки со стороны государства и капитала частных компаний. Таким образом, стремительно развивающиеся финансовые инструменты, такие, как торговля выбросами углерода, «зеленое» финансирование и механизмы устойчивого инвестирования, играют ключевую роль в качестве факторов, способствующих «зеленой» трансформации [12, с.74].

Правительства все активнее участвуют в развитии «зеленой» инфраструктуры для достижения национальных целей по сокращению выбросов СО2 в соответствии с принятым в 2015 году Парижским соглашением.

Государства стремятся разработать совокупность экологически чистых проектов и заручиться финансированием, благодаря выпуску долговых ценных бумаг на финансовых рынках. Такие финансовые инструменты, как субсидии, налоговые льготы и другие могут применяться для стимулирования развития «зеленых» инвестиций как со стороны частных, так и государственных институтов.

Также государства могут заключать партнерские соглашения с другими правительственными организациями, например, многосторонним банкам развития или частными компаниями, чтобы облегчить нагрузку на государственный бюджет и снизить риски, которые могут возникнуть в результате внедрения проектов.

Переход к «зеленой» экономике, которая предполагает использование экологически чистых источников энергии напрямую зависит от того, какие меры будут предприниматься как на национальном, так на международном уровнях. Среди основных средств стимулирования развития устойчивого развития можно выделить партнерство в области финансов, инфраструктуры и торговли как на уровне отдельных государств, так и на общемировом.

Правительства стран, стимулируя развитие «зеленой» экономики и связанного с ней «зеленого» финансирования, могут избрать одно из следующих направлений с целью трансформации как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективах [1]:

 К ним относят:

–инвестиции со стороны государства, которые предполагают внедрение всевозможных поощрений инвесторам в тех отраслях, которые способствуют развитию «зеленой» экономики;

– использование рыночных инструментов регулирования неблагоприятного воздействия на природу, которые в то же время уравновешивают стороны рынка, в которых есть проблемы (например, зеленые налоги);

-регулирование отраслевой государственной поддержки, в том числе субсидий в сферы,  которые оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

– улучшение нормативно-правового экологического регулирования;

– посильное содействие международному экологического сотрудничеству, в том числе развитию «зеленого» финансирования.

Как показывает международный опыт, для успешного развития сектора «зеленого» финансирования на национальном уровне должны быть разработаны нормативно-правовые акты, которые закрепляют стратегические цели как в целом в экономике, так и в отдельных отраслях. Также должен быть обеспечен контроль за выполнением утвержденных планов и мероприятий, в том числе должна быть сформирована система мониторинга и реагирования [11, с.837].

Стоит отметить, что финансирование со стороны частного сектора играет важную роль в воплощении государственных программ в области «зеленой» экономики. Франция является одной из стран, которая внедрила опыт привлечения частного финансирования низкоуглеродных технологий. В рамках Национальной стратегии от 2015 года правительство совершает перераспределение инвестиций в проекты, которые в большей мере способствуют энергопереходу. [2]. В результате четко продуманной политики Франция на данный момент является одним из лидеров на мировом рынке «зеленых» финансов.

Государственные финансовые инструменты могут ускорить привлечение частного финансирования и повысить количество «зеленых» инвестиций. Как правило, финансирование «зеленых» проектов включают в себя очень высокие первоначальные инвестиционные затраты, длительный период окупаемости и высокую степень зависимость от государственного регулирования, политических мер (например, отдельное государство может ввести штрафы за выбросы углерода). Эти факторы обычно приводят к потребности в финансировании со стороны государственного сектора. Гос. сектор в целом и государственные финансовые институты в частности способствуют мобилизации капитала со стороны частных инвесторов, минимизируя риски, к которым не готов частный сектор. Разумное применение доступных на данный момент на рынке инструментов уменьшения рисков имеет огромное значение, принимая во внимание ограниченность доступа к ним. Кроме того, государственные институты могут предоставлять частичные гарантии по кредитам, а также выступать в качестве одного из партнеров синдикатных кредитов с частными институтами или якорным инвестором в «зеленых» проектах. Постепенно опыт и пример государственных учреждений поможет другим институтам, таким как частные компании и институциональные инвесторы, а также предпринимателям, сделать эти проекты более выгодными и привлекательными для себя.

  К мерам государственного сектора, которые помогают создать благоприятную среду, можно отнести обеспечение надежной и стабильной нормативно-правовой базы и фискальной политики, разработку совокупности «зеленых» проектов и внедрение прозрачного и понятного процесса государственных закупок с четко определенными и закрепленными критериями экологической устойчивости.

Стоит отметить, что на данный момент не выработано единого понимания сущности и понятия «зеленых» финансов. Некоторые институты вырабатывают свой подход к трактовке данного понятия, к примеру ОЭСР обозначает «зеленые» финансы как инвестиции, которые способствуют достижению экономического роста экономики вместе с тем, снижающие загрязнения окружающей среды и выбросы СО2, а также сводящие к минимуму отходы и повышающие эффективность использования природных ресурсов [3].

            Необходимо отметить, что рынок финансов и «зеленая» экономика взаимосвязаны друг с другом, поскольку программы в области устойчивого развития также являются источником дохода для участников финансового рынка. Таким образом, спрос на инвестирование в «зеленые» проекты способствовал появлению совершенно новых видов финансовых услуг и инструментов, которые помогают не только финансировать данные проекты, но и способствуют развитию финансового рынка в целом.

Среди «зеленых» финансовых инструментов можно выделить:

  1. Зеленые облигации — это долговые ценные бумаги, выпущенные для финансирования устойчивых проектов в области борьбы с климатическими изменениями.

            Впервые они были созданы в 2007 г., а уже в 2021г. было выпущено «зеленых» облигаций на сумму 482 млрд долларов США, в основном в США, Китае и Франции, в соответствии с Принципами «зеленых» облигаций.

Зеленые облигации могут быть выпущены центральными и местными органами власти, банками или корпорациями и включать любой формат долга. Они являются относительно новой формой финансового инструмента, поскольку их выпуск начался в начале 2010-х годов и резко вырос после 2015 года. Европа является ведущим эмитентом зеленых облигаций, хотя в Азиатско-Тихоокеанском регионе в последние годы наблюдается устойчивый рост.

Повышение осведомленности об изменении климата может быть причиной всплеска популярности этого инструмента. Как правило, зеленые облигации представляют собой форму финансирования с фиксированным доходом, которая может применяться ко многим форматам долга, таким как частное размещение, секьюритизация и обеспеченные облигации, а также зеленые кредиты. Особенностью этой формы финансирования является их цель, поскольку этот термин охватывает только финансирование решений в области изменения климата, доходы от которых идут на «зеленые» активы [14, с.412].

Чтобы уточнить, какие облигации можно квалифицировать как «зеленые», в 2014 году консорциум инвестиционных банков установил принципы «зеленых» облигаций, основанные на четырех основных элементах [4]:

(1) использование доходов,

(2) процесс оценки и отбора проектов,

 (3) управление доходами,

 (4) представление отчетности

Однако эти принципы имеют лишь примерное значение и были согласованы только создавшими их инвестиционными банками. На сегодняшний день каждая страна сама определяет собственную «зеленую» таксономию.

Страны Европы являются одними из ключевых игроков на рынке «зеленых» облигаций, наряду с Китаем и США. Совокупный объем выпуска «зеленых» облигаций достиг около 300 миллиардов долларов, при том 40% данного объема приходится на Францию, Германию и Великобританию.

В целом можно выделить ряд факторов, которые повлияли на рост рынка «зеленых» облигаций в Европе в 2021 году. Первый из них – создание новых инструментов и механизмов государственной поддержки в рамках Повестки дни европейского правительства. Также в качестве причины можно отметить сбои на долговых рынках в связи с пандемией коронавируса, в результате чего эмиссия данных ценных бумаг была отложена с 2020 на 2021 год.

Также стоит отметить, что рынок «зеленых» облигаций Европы открыт не только для крупных ТНК и больших проектов, но и для локальных компаний и физических лиц. Например, летом 2021 года в Великобритании была запущена программа экологических инвестиций на уровне муниципалитета — «Local Climate Bond». Данный проект помогает местной администрации привлекать финансирование для реализации экологических инициатив в регионе по модели краудфандинга, то есть инвесторами выступают местные жители [5]. «Зеленая» модель краудфандинга была внедрена и в России. В декабре 2021 года Калининградская область произвела эмиссию ценных бумаг номиналом 1000 рублей каждая. В целом, по данным Национального расчетного депозитария, в 2021 году объем выпуска стабильных облигаций на Московской бирже достиг 175 миллиардов евро, что в пять раз больше, чем годом ранее. Основным эмитентом выступило Правительство Москвы, которое в мае выпустило «зеленые» облигации на сумму 70 миллиардов евро [6].

Таким образом, «зеленые» облигации, которые развиваются с каждым годом все более быстрыми темпами могут стать эффективным механизмом для инвестирования сбережений населения.

  1. «Зеленые» кредиты – это кредиты, связанные с финансированием проектов в области охраны окружающей среды и перехода к энергоэффективной экономике. Среди разновидностей «зеленых» кредитов выделяют:

— «зеленый» автокредит — предназначен для покупки автомобилей, не наносящих ущерб экологии по более низким кредитным ставкам, чем обычные кредиты;

— «зеленая» ипотека —предназначена для покупки недвижимости с высоким уровнем энергоэффективности, а также которая соответствует критериям защиты окружающей среды.

Также стоит выделить следующие «зеленые» кредитные продукты: девелоперские строительные «зеленые» кредиты, направленные на девелоперов, которые строят экологически чистую недвижимость; «зеленый» кредит на энергосбережение, который выдается компаниям, работающим в сфере энергосбережения и, которые поставляют населению энергосберегающее и природоохранное оборудование; «зеленый» транспортный кредит, который выдается транспортным компаниям, которые улучшают технологии экономии топлива и повышают энергоэффективность, а также климатическая кредитная карта, которая предоставляет клиентам скидку на покупку экологически чистых продуктов, а банки в свою очередь, перечисляют полученные средства на реализацию проектов чистой энергетики во всем мире. В 2019 году объем выданных банками «зеленых» кредитов составил 6,8 млрд долл.

На данный момент банковские учреждения многих стран мира ставят цель на продвижение и внедрение «зеленых» кредитов, которые предназначены для финансирования программ в области экологии, развития возобновляемых источников энергии, экологически чистой промышленности, а также других сфер, которые соответствуют нынешней экологической повестки. Так, например, 117 банков в 37 странах в настоящее время применяют Экваториальные принципы, которые являются эталоном в финансовой отрасли для выявления, оценки и управления социальными и экологическими рисками в рамках финансирования различных программ и инициатив [7].

На данный момент страны с каждым годом увеличивают линейку «зеленых» кредитных продуктов. Как показывает мировой опыт развития рынка зеленых кредитов, генерализация зеленых инструментов требует, в первую очередь, обеспечения координации действий промоутеров зеленых проектов, инвесторов и регуляторов, установления контактов с международным сообществом и следуйте общепринятому во всем мире принципу экватора.

  1. Зеленое страхование — это вид страхования, который помогает защитить окружающую среду и бороться с изменением климата. Также известное как экологически чистое страхование, оно в основном является экономическим стимулом для поощрения изменения поведения. В результате страховые компании создают инновационные продукты и услуги для поощрения устойчивых методов и технологий.

В настоящее время существует множество «зеленых» страховых продуктов для продвижения устойчивых методов финансирования. Но для категоризации мы можем классифицировать продукты зеленого страхования на:

А) Страхование возобновляемых источников энергии

Инвестиции в возобновляемые источники энергии, такие как солнечная энергия и энергия ветра, в настоящее время имеют решающее значение для борьбы с изменением климата. Тем не менее, эти технологии часто очень дороги и сопряжены с высокими рисками. Следовательно, страховщики предлагают полисы страхования возобновляемых источников энергии технологическим фирмам и частным лицам, чтобы способствовать их развитию и снижению рисков. Например, страховщики могут покрывать строительные и инженерные риски на протяжении всего этапа разработки проекта. Другие могут также предложить помощь в случае потери дохода и перерыва в работе.

Б) Страхование «зеленого» строительства

Здесь, во-первых, страховщики могут помочь клиентам спроектировать свои зеленые здания (дома) с нуля, чтобы быть более устойчивыми и снизить риски. Во-вторых, страхование зеленого строительства покрывает материалы и технологии, которые есть у владельцев зеленого строительства.

В) Страхование экологически чистых автомобилей

Страховщики предлагают скидки на экологически чистые автомобили. Такая политика может охватывать гибридные и электрические транспортные средства или автомобили с низким энергопотреблением. Эти страховки также распространяются на фермерские транспортные средства и лодки. Кроме того, некоторые страховщики могут предлагать программы Pay as You Drive (PAYD). Основополагающий принцип PAYD заключается в том, что чем меньше людей водят машину, тем меньше риск несчастных случаев и меньше загрязнение окружающей среды. Итак, в автомобиле установлен датчик для отслеживания пройденных миль. Поскольку водители путешествуют меньше, они получают скидки от своих страховщиков.

Г) Страхование сельского хозяйства

Страхование зеленого сельского хозяйства помогает управлять климатическими рисками, предлагая более гибкие решения. Например, фермеры могут получить субсидии на технологии, которые выбрасывают меньше парниковых газов.

Д) Страхование экологической ответственности (ELI)

В последние годы размер экологического ущерба стремительно растет. Следовательно, это привело к формулированию страхования экологической ответственности или обычно называемого «зеленым страхованием» для загрязнителей. ELI в основном представляет собой механизм, покрывающий затраты на восстановление загрязненных регионов и биоразнообразия.

В целом, страховая отрасль помогает обществу понимать риски, обеспечивая тем самым свое будущее. Как бы то ни было, изменение климата не является исключением. Страховщики активно участвуют в моделировании катастроф и сотрудничают с научными организациями для отслеживания тенденций. Таким образом, они могут представлять политические анализы преимуществ сокращения выбросов парниковых газов или адаптации к изменению климата.

Е) Венчурные инвестиции

Компаниям не всегда удается разрабатывать новые технологии самостоятельно, но у международных и национальных нефтяных компаний есть возможность делать рискованные инвестиции в проекты, направленные на разработку и внедрение новых энергетических технологий. Эти венчурные инвестиции позволяют компаниям использовать свой опыт в снижении рисков, масштабировании и выводе новых технологий на рынок.

Согласно последним исследованиям, около 70 из 200 венчурных проектов крупнейших нефтяных компаний были направлены на разработку новых технологий в сфере энергетики, уделяя особое внимание распределенной генерации, солнечной энергетике и электрическому транспорту [8].

Например, British Petroleum (BP), важная часть венчурного фонда, занимающегося инвестированием в новые энергетические технологии, неоднократно подчеркивала, что новые технологии играют ключевую роль в стратегии BP, направленной на решение двойной задачи: увеличение глобального спроса на энергию и сокращение выбросов углерода (CO2) в атмосферу.

Другие нефтяные компании, в том числе TOTAL, Equinor и Repsol, увеличивают долю венчурных инвестиций, направленных на развитие возобновляемых источников энергии [9].

Стратегии венчурных инвестиций могут быть особенно востребованы в условиях быстро меняющегося рынка технологий. Например, венчурный фонд компании может быстрее, гибче и с меньшими затратами реагировать на новые технологии и новые или улучшенные бизнес-модели.

Таким образом, финансовые институты являются ключевым звеном в системе развития устойчивого экономического роста:

Во-первых, посредством инвестиций они помогают реализовывать проекты в области охраны окружающей среды, перехода к низкоуглеродной экономики и борьбы с изменением климата.

Во-вторых, стимулируют инвесторов сотрудничать с экологически ответственными субъектами предпринимательства (например, посредством предоставления льготных условий кредитования для приобретения экологически чистых товаров и недвижимости).

Россия сейчас находится на начальном этапе развития «зеленого» финансирования, и данный рынок имеет огромный потенциал в силу огромного диапазона возможностей и широкого круга экологических задач, которые необходимо решить с учетом взятых на себя международных обязательств. Будущие результаты будут во многом зависеть от скоординированных действий государственной политики и привлечения частного капитала в сектор «зеленого» финансирования. И при выборе стратегии действий, необходимо опираться как на международный опыт, так и на региональные особенности России. Также стоит отметить, что в условиях нынешних санкций и попадания ВЭБ.РФ в санкционные списки, России необходимо создавать новый институт в этой сфере для того, чтобы продолжать сотрудничество в данной сфере в международном масштабе, сейчас необходимо сосредоточиться на кооперации с дружественными странами [10].

Если говорить про текущий глобальный рынок зеленых финансов характеризуется растущим интересом частных финансовых институтов к вопросам устойчивого развития. По мере того, как ТНК занимают все более весомую позицию в мировой экономике основными последователями принципов устойчивого развития и «зеленых» инвестиций становятся не государства, а именно компании. Многие институциональные инвесторы подтвердили свою приверженность принципам социально ответственного инвестирования в отношении вопросов изменения климата в своих заявлениях. На сегодняшний день более 400 крупных инвестиционных компаний отказались от инвестиций в традиционную энергетику.

Также в качестве тенденции можно выделить увеличивающийся интерес инвестиционных банков к рынку зеленых финансов. Переход к низкоуглеродной «зеленой» экономической модели требует значительных финансовых ресурсов именно от банковского сектора. В рамках содействия реализации принципов устойчивого развития происходит слияние крупнейших мировых банков (например, Sustainable Banking Network и Institute of International Finance). Так, Сеть банковских ассоциаций центральных банков и органов надзора за экологизацию финансовой системы (NGFS), созданная на саммите One Planet в Париже в 2017 году, способствует реализации мер и процедур, которые необходимы для реализации целей Парижского соглашения, а также развития управления климатическими рисками на финансовых рынках и привлечения финансовых ресурсов в экологически чистые проекты.

Страховые компании также играют все более важную роль на рынке «зеленых» финансов. Например, в 1990 году правительство Германии приняло Закон об экологической ответственности, который постановил обязательное страхование для 96 секторов экономики. Ассоциация британских страховщиков контролирует британские страховые компании в области внедрения аналогичных страховых услуг. В случае загрязнения она покрывает не только расходы на очистку, но и штрафы, ущерб и убытки, вызванные утратой и повреждением недвижимости, а также юридические и медицинские расходы.

Растет роль некоммерческих организаций, нацеленных на распространение экологически безопасных методов в бизнес-среде. В марте 2018 года стартовала международная инициатива «Зеленые облигации», в которой участвуют крупнейшие некоммерческие организации, специализирующихся на вопросах изменения климата и охраны окружающей среды. Участники инициативы должны финансировать в инфраструктуру за счет «зеленых» облигаций. Еще одним неформальным объединением является Коалиция за международную экологически ответственную экономику (Ceres), основными целями которой являются привлечение инвесторов и бизнес-сообщества для развития проектов в области возобновляемых источников энергии и подготовки отчетов об изменении климата и глобальном потеплении.

Заключение

Таким образом, можно прийти к выводу, что интенсивность инвестирования в ESG растет, и компании реагируют на это. Потоки в биржевые фонды ESG (ETF) достигли рекордного уровня в 128,6 млрд долларов в 2021 году. Эти фонды расширяются, чтобы воспользоваться преимуществами растущего пула устойчивых компаний.

Выпуск устойчивых долговых обязательств вырос до 1,6 трлн долларов в 2021 году, и создаются новые продукты. В то время как зеленые облигации по-прежнему являются фаворитом отрасли, в прошлом году было выпущено 625 миллиардов долларов, долговые бумаги, выпущенные для социальных и более широких устойчивых целей, превысил 400 миллиардов долларов.

На данный момент происходит поворотный момент в регулировании устойчивого финансирования, поскольку многие страны решили разработать более строгие программы политики. Обязательная отчетность ESG для компаний либо действует, либо планируется, либо обсуждается в более чем 10 странах мира, дополняя растущий набор «таксономий» по всему миру и закрепляя определение «устойчивый» на законодательном уровне.

Сегодня международное сообщество задало направление трансформации модели финансирования и разработки новых принципов ответственного инвестирования, что предполагает формирование новой бизнес-стратегии, которая основана на солидарности, социальной ответственности и экономической эффективности. На данный момент происходит поворотный момент в регулировании устойчивого финансирования, поскольку многие страны решили разработать более строгие программы политики. Обязательная отчетность ESG для компаний либо действует, либо планируется, либо обсуждается в более чем 10 странах мира, дополняя растущий набор «таксономий» по всему миру и закрепляя определение «устойчивый» на законодательном уровне.

Библиографический список

1. «Зеленые» инвестиции: инструкция по применению // Министерство финансов URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2018/06/main/2017_instructions.pdf (дата обращения: 21.11.2022).
2. Место России на рынке «зеленого» финансирования // Росконгресс URL: https://roscongress.org/materials/mesto-rossii-na-rynke-zelenogo-finansirovaniya/ (дата обращения: 23.11.2022).
3. European Commission (October 2017). Defining «green» in the context of green finance. P. 25–26
4. Farhad Taghizadeh-Hesary Analyzing the Characteristics of Green Bond Markets to Facilitate Green Finance in the Post-COVID-19 World // Secure and Sustainable Energy System. - Japan: MDPI, 2021
5. О. В. Богачева,О. В. Смородинов «Зеленые» облигации как важнейший инструмент финансирования «зеленых» проектов // Финансовый журнал. - 2016. - №2. - С. 70-81.
6. На пути к $1 трлн: выпуск устойчивых облигаций достиг нового рекорда // РБК URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/6204e6589a79475c17b7c988 (дата обращения: 29.11.2022).
7. Еремина О. И., Морозова Г. В., Филичкина Ю. Ю. Международный опыт развития «зеленого» кредита как инструмента «зеленого» финансирования / О. И. Еремина, Г. В. Морозова, Ю. Ю. Филичкина // Контентус. – 2021. – No 1. – С. 34 – 42.
8. На волне «зеленых» инициатив // ЦДУ ТЭК URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/articles/15/1052/ (дата обращения: 30.11.2022).
9. Зарубежные нефтяники увеличивают инвестиции в альтернативную энергетику // Ведомости URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/12/26/819791-zarubezhnie-investitsii (дата обращения: 01.12.2022).
10. Что ждет ответственное финансирование в России // Plus-one URL: https://plus-one.ru/economy/2022/03/29/chto-zhdet-otvetstvennoe-finansirovanie-v-rossii (дата обращения: 05.12.2022).
11. Балихина Н.В., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Особенности применения МСФО в российской и зарубежной практике // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-3 (85). – С. 835-840.
12. Харакоз Ю.К. Особенности применения ERP-систем в управленческом учете//Аудитор.-2015.-№3. (241). – С. 71-76.
13. Харакоз Ю.К. Практические рекомендации по организации бюджетирования // Аудитор. 2014. № 8. С. 65-71.
14. Prodanova, N., Plaskova, N., Popova, L., Maslova, I., Dmitrieva, I., Sitnikova, V., & Kharakoz, J. (2019a). The role of IT tools when introducing integrated reporting in corporate communication. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 11(8 Special Issue), 411-415.