Индекс УДК 339.92
Дата публикации: 26.12.2016

Особенности формирования трансграничных кластеров

Features of formation transboundary clusters

Смоленко Анастасия Николаевна
Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»

Smolenko Anastasia Nikolaevna
Institute of Economics and Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V.I. Vernadsky Сrimean Federal University»
Аннотация: В статье рассмотрены особенности формирования и специфика функционирования трансграничных кластеров в зарубежных странах. Изучены перспективы создания кластеров в приграничных регионах России

Abstract: The article discusses features of the formation and specificity of functioning transboundary clusters in foreign countries. Studied the prospects for the creation of clusters in the border regions of Russia
Ключевые слова: кластер, трансграничный регион, трансграничный кластер, сотрудничество

Keywords: cluster, transboundary region, transboundary cluster, cooperation


В современных условиях, в условиях глобализации, особенным признаком развитости государственной региональной и внешнеэкономической политики является трансграничное сотрудничество, нацеленное на укрепление отношений и создание условий для более тесной координации действий в сфере интеграции экономик соседних стран. Трансграничное сотрудничество в наиболее интегрированной форме реализуется путем создания трансграничных кластеров, которые выступают инновационным элементом сотрудничества, обеспечивающим динамическое и устойчивое развитие трансграничных регионов.

Трансграничный кластер — объединение независимых компаний, общественных организаций, других субъектов трансграничного сотрудничества, которые географически сосредоточены в трансграничном регионе (пространстве).

Трансграничные кластеры охватывают смежные приграничные территории соседних государств, в состав которых входят институты, размещенные по обе стороны границы. Реализация кластерного подхода в рамках приграничного сотрудничества создает больший потенциал экономического роста приграничных территорий [1,с. 29].

Трансграничное сотрудничество с формированием трансграничных кластеров широко представлено в Европе. Среди наиболее развитых трансграничных кластеров стран ЕС можно выделить: кластер биотехнологий, регион Орезунд (Дания-Швеция), немецко-голландский трансграничный кластер (производство пластмасс, металлообработка) португальско-испанский автомобильный кластер, текстильный кластер (Нижняя Австрия и Богемия) трансграничный кластер по производству стекла (Верхняя Австрия, Бавария, Богемия) и др.

Наиболее известный в Европе трансграничный кластер — биофармацевтический кластер «Биодолина» (1996г., Франция, Швейцария, Германия). В данном регионе сосредоточились 4 университета, многочисленные исследовательские центры, штаб-квартиры таких мировых фармацевтических гигантов, как Новартис, Рош, Сиба, филиалы крупных фармацевтических предприятий (Джонсон и Джонсон, Файзер, Санофи-Авентис), центры передачи технологий, на момент возникновения кластера находились в стадии создания, привлечены высококвалифицированные человеческие ресурсы (примерно 250 тыс. человек, или 10% от общего населения этого региона).

Еще одним примером успешной трансграничной кластеризации является недавно созданное трансграничное объединение вокруг залива Эресунн (регионы Дании и Швеции), включая «Долину Медикон» («Medicon Valley»), которое состоит из 26 больниц, 12 университетов. Кластер «Долина Медикон» способствует росту экономики, повышению и усилению развития его как стратегически важного центра в Североевропейском регионе, а именно в таких направлениях, как строительство местных и глобальных платформ для совместной сети бизнеса и академического секторов, организация мероприятий и семинаров, способствующих росту информированности населения трансграничного кластера, проведения аналитико-прогностических разработок в социально-экономической сфере кластерного объединения. Все инициативные меры трансграничного кластера базируются на том, что, будучи активно лидирующим звеном глобализационных процессов, а также обладая уникальным привилегированным доступом к важнейшим сферам жизни, научный трансграничный кластер предоставляет широкие полномочия собственникам бизнес- и учебно-научных структур самостоятельно проводить свои исследования и передавать результаты на местные предприятия. В «Долине Медикон» проживает 3,5 млн. чел., из них 40 тыс. заняты в сфере услуг, в частности, в научном секторе. Трансграничный келастер «Долина медикон» отличается высокой концентрацией научных учреждений. В частности, с 2009 г. в трансграничном научном кластере успешно функционирует 32 больницы, 11 из которых университетского подчинения, 12 университетов, в которых обучается свыше 150 тыс. студентов, из них 45 тыс. занимается научной деятельностью; в регионе работает более 10 тыс. научных исследователей, из которых 2600 студентов Копенгагенского и Лундского университетов [2, с.70].

«В России трансграничное сотрудничество как форма взаимодействия на сегодняшний день не получила официального признания вкачестве приоритетной стратегической концепции. Под трансграничным сотрудничеством в России понимают приграничные контакты и приграничные торговые связи, а в официальных документах термин «трансграничное сотрудничество» заменяют «приграничным сотрудничеством»»[3, с. 223]. В международном правовом поле «разница между приграничным и трансграничным регионами основывается не столько на географическом положении, сколько на институционально-правовом факторе, связанном с административным статусом территории и предполагающем создание особой социально-экономической, политической исоциокультурной общности»[4, с. 54].

Проекты формирования трансграничных кластеров появились во многих приграничных регионах России. Дагестан имеет устойчивые связи с Азербайджаном, в регионе ведется подготовка к созданию нескольких кластеров, в т.ч. туристского и вино-коньячного, их успех может привести к формированию в будущем трансграничных кластеров. Экономика приграничных регионов Казахстана и России имеет несколько секторов, в которых возможно создание трансграничных кластеров – ТЭК, электроэнергетика, металлургия, угольная, аграрный и машиностроение. Конкретные планы есть лишь по формированию «Кремниевого кластера» (создание цепочки кремниевых производств по выпуску сырья для солнечной энергетики, микроэлектроники и сверхточной оптики), связывающий предприятия Омской области и Казахстана и кластеров в Алтайском крае и Восточно-Казахстанской области со специализацией в машиностроении и биофармацевтике.

Особая ситуация возникла при сотрудничестве российских и китайских приграничных регионов. Для периферийных северных регионов Китая были созданы пояса открытости вдоль границы с РФ, получившие льготы для инвесторов и дополнительные права по созданию особых зон. Подписанная Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и северо-востока Китая на 2009-2018 годы закрепляет сложившиеся взаимоотношения. Формой организации такого сотрудничества должны стать трансграничные производственные кластеры. Ведутся переговоры по горно-металлургическому кластеру в Приамурье и лесному в Забайкалье [5].

Стремление России и Норвегии сотрудничать в области рыболовства создало предпосылки для формирования трансграничного кластера. Механизм создания трансграничного российско-норвежского рыбопромышленного кластера включает совместное участие и финансирование правительств и деловых кругов двух стран данного кластера, а также создание комитета содействия кластеру и некоммерческой организации, представляющей интересы кластера в государственных структурах и координирующих действия участников. В результате проект данного кластера объединяет специализированные научно-исследовательские и образовательные учреждения, рыбопромысловые флоты и портовую инфраструктуру обеих стран.

Финляндия является страной успешно реализовавшей кластерный подход в государственной промышленной политике и одновременно долгие годы сотрудничающей с российскими регионами, а в 2000 г. был создан первый на границах России Еврорегион «Карелия», включающий три приграничные провинции Финляндии (Кайнуу, Северная Карелия и Северная Остроботния) и Республику Карелия. Финские фирмы способствовали быстрому техническому перевооружению лесозаготовительной промышленности Карелии. Российские приграничные лесоперерабатывающие предприятия, в том числе и из-за технического отставания, оказались не готовы к конкурентной борьбе и были вынуждены переключаться на сырьё из других российских регионов. Можно сказать, что к концу 90-х годов сформировался трансграничный финско-карельский лесной кластер, в котором западной части Карелии отводилась роль сырьевого придатка финских лесоперерабатывающих предприятий [6].

Таким образом, приоритетными направлениями формирования трансграничных кластеров, ориентированных на инновационное развитие приграничных регионов, сформированных с участием приграничных территорий России и соседних с ними административно-территориальных единиц зарубежных стран, является реализация трансграничных кластерных инициатив в сферах рыболовства, лесного хозяйства и деревообработки, а также туризма и рекреации. Именно в этих направлениях возможно достичь максимально эффективного использования имеющихся природных, трудовых и производственных ресурсов в пределах трансграничных регионов на ближайшую перспективу и в стратегическом измерении.

«В Российской Федерации продолжается процесс развития механизмов трансграничного (приграничного и межрегионального) взаимодействия. Эти преобразования демонстрируют непростой путь адаптации страны к новым условиям и вызовам системы мирохозяйственных связей. Новый механизм трансграничного сотрудничества должен исходить из понимания нового уровня сотрудничества и аргументировано доводить до российских партнеров озабоченность по ключевым вопросам двусторонних отношений и международной повестки дня» [3, c. 226].

Библиографический список

1. Николаев М. В. Кластерная концепция эффективной интеграции регионов в глобальною экономику // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2007. - № 1. - С. 28–35.
2. Поболь А.И. Экономический потенциал инновационного развития стран в интеграционных процессах СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП // Евразийская экономическая интеграция. – 2012. – №1(14) – С.59-76.
3. Шутаева Е.А., Побирченко В.В. К вопросу о трансграничном сотрудничестве: зарубежный опыт, российская практика //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 7-1. - С. 222-226.
4. Черная И.П. Приграничный регион в условиях глобализации: теоретико-концептуальные подходы // Пространственная экономика. - 2005. - № 2. - С. 54.
5. Горочная В.В. Развитие экономических кластеров как самоорганизующийся процесс в региональной экономике. - Ростов н/Д, 2014.
6. Грибова С.Н. Развитие приграничных регионов России: методология и практика : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Грибова Светлана Николаевна; [Место защиты: Вост.-Сиб. гос. технол. ун-т].- Улан-Удэ, 2011.- 39 с.