Abstract: The article presents a retrospective analysis of world and national trends in the development of the vegetable oil market. Selection has been made of the approaches that determine the nature of the processes and the target indicators of the strategy for the development of the oil subcomplex of the agroindustrial complex: export-oriented, innovative and import-substitution oriented. A SWOT-analysis of models for the implementation of the IPC development strategy is presented taking into account the current trends in the development of agricultural production. The estimation of perspective directions of realization of the development strategy of the Russian MPC is given taking into account the advantages and disadvantages of the characteristic models that will allow the development of the oil subcomplex of the agroindustrial complex to be brought to a qualitatively new level.
Keywords: APK, olive subcomplex development strategy, export potential, innovative approach, SWOT-analysis.
Современное состояние российского АПК характеризуется непростыми и неоднозначными процессами в различных регионах страны, однако функционирование масличного подкомплекса (МПК) в настоящее время характеризуется устойчивой тенденцией роста. Во многом это объясняется и динамикой мирового потребления растительных масел.
Говоря о развитии рынка растительных масел, следует отметить, что данный рынок является одним из самых устойчивых в первую очередь, благодаря тому, что разные виды растительных масел относятся к продуктам первой необходимости и являются традиционным продуктом питания практически во всех странах мира. Спрос на растительные масла характеризуется низкой эластичностью, поэтому даже череда последних событий не оказала существенного влияния на уровень потребления масличной продукции.
На протяжении почти 10-летнего периода наблюдается тенденция устойчивого роста потребления на наиболее популярные виды растительных масел в мире. Страны-лидеры по производству растительных масел, расположенные в Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Индонезия, Китай, Малайзия) производят в основном пальмовое масло, широко применяющееся в пищевой промышленности, косметологии, медицине и других отраслях. Основными мировыми производителями подсолнечного масла являются Россия, Украина и Аргентина.
Стабильно растущие объемы потребления на мировом масличном рынке обусловили формирование аналогичного тренда в объемах производства масличных культур (рисунок 1).
Рисунок 1 – Объемы производства масличных культур в мире, млн. т [2]
Кроме стабильно растущего спроса основными факторами, обуславливающими позитивную рыночную конъюнктуру для российских производителей масличных культур, являются:
- погодные условия в странах производителях растительных масел. В 2015 году были отмечены неблагоприятные погодные условия в США и Латинской Америке, что привело к росту деривативов, заключаемых на товарных биржах, где заключаются контракты на поставки масличной продукции;
- возможное снижение урожаев основных масличных культур;
- снижение курсов национальных валют стран-производителей растительных масел по отношению к валютам стран-покупателей данной продукции.
В целом перспективы функционирования российского масличного подкомплекса характеризуются позитивным трендом. Особое внимание следует уделить динамике показателей экспорта и импорта подсолнечного масла, что говорит о растущем потенциале переработки маслосемян и обеспечении притока валютной выручки (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели производства и переработки подсолнечника в РФ [4-6]
Показатели | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2015 к 2011, % |
Подсолнечник | ||||||
Посевная площадь, тыс. га | 7613,9 | 6528,9 | 7271,2 | 6907,0 | 7005,0 | 92,0 |
Урожайность, ц/га | 13,4 | 13,0 | 15,5 | 14,0 | 14,2 | 106,0 |
Валовой сбор, млн. т | 9,1 | 7,5 | 9,8 | 8,5 | 9,3 | 102,2 |
Экспорт маслосемян, тыс. т | 129,2 | 397,4 | 93,3 | 70,2 | 37,1 | 28,7 |
Подсолнечное масло* | ||||||
Собственное производство, тыс. т | 2486 | 3540 | 3284 | 4033 | 3647 | 146,7 |
Импорт, тыс. т | 94,0 | 17,0 | 18,0 | 8,8 | 3,4 | в 28 раз |
Экспорт, тыс. т | 629 | 1467 | 1358 | 1669 | 1445 | в 2,3 раза |
*масло подсолнечное и его фракции
Однако отечественный рынок масличной продукции имеет свою специфику. В России самым популярным растительным маслом, в отличие от оливкового или рапсового, является подсолнечное, что, во-первых, несколько смещает акценты в спектре производимой масличной продукции, а во-вторых, придает масличному подкомплексу АПК отличительные особенности производственно-сбытового характера. Это в свою очередь обуславливает необходимость определения более четкого направления реализации стратегии развития МПК. Одним из таких направлений является отбор подходов, определяющих характер процессов и целевые показатели стратегии развития подкомплекса АПК: экспортоориентированные, инновационные или ориентированные на импортозамещение.
Каждый из перечисленных подходов не является окончательным, так как имеет кроме вполне определенных преимуществ и выраженные недостатки и слабые стороны. В таблице 2 представлен SWOT-анализ подходов к реализации стратегии развития масличного подкомплекса АПК.
Стратегический анализ различных моделей реализации стратегии развития применительно к масличному подкомплексу АПК показывает, что использование какого-то одного определенного подхода во-первых, нецелесообразно, а во-вторых попросту невозможно.
Таблица 2
SWOT-анализ моделей (подходов) реализации стратегии развития масличного подкомплекса АПК
МОДЕЛЬ | МОДЕЛЬ | ||||
Сильные стороны (S) | Экспортоориентированная модель Развитие отраслей, конкурентоспособных на внешнем рынке; обеспечение доступа к передовым технологиям; выполнение передовыми отраслями и предприятиями роли локомотива для других | Слабые стороны (W) | Экспортоориентированная модель Замедление развития перерабатывающих отраслей (в случае чрезмерного роста сырьевого экспорта); зависимость от импортного оборудования и технологий; рост зависимости от изменений мировой конъюнктуры рынка; снижение курса национальной валюты | ||
Модель импортозамещения Активное развитие национального производства с государственной поддержкой; предотвращение или снижение инфляции за счет укрепления национальной валюты; повышение занятости населения, развитие отечественного производства | Модель импортозамещения Нарушение устоявшихся и наработанных производственно-коммерческих и логистических процессов; необходимость выстраивания новых производственных связей и коммерческих отношений | ||||
Инновационная модель Рост научно-технологического потенциала; увеличение конкурентоспособности национальной экономики; обеспеченность отечественной экономики квалифицированными кадрами | Инновационная модель Рост ассигнований на НИОКР; длительность сроков переподготовки и повышения квалификации кадров | ||||
МОДЕЛЬ | МОДЕЛЬ | ||||
Возможности (О) | Экспортоориентированная модель Увеличение доли мирового рынка; перенесение опыта и результатов развития экспортоориентированных отраслей на другие отрасли | Угрозы (Т) | Экспортоориентированная модель Риски перекосов в национальной экономике за счет нерационального перераспределения ресурсов между отраслями; неразвитость отраслей, обеспечивающих рост экспорта; риски негативного влияния крупных стран-импортеров на динамику развития отраслей | ||
Модель импортозамещения Снижение импортозависимости национальной экономики; возрождение отраслей, находящихся в упадке из-за сильной конкуренции с иностранными производителями | Модель импортозамещения Рост капиталоемкости процессов в национальной экономике; снижение конкурентоспособности вследствие ограничения конкуренции с иностранными производителями; риски технологического отставания | ||||
Инновационная модель Формирование собственного высокотехнологичного сектора экономики; повышение качества образования и квалификации кадров | Инновационная модель Рост капиталоемкости экономики; конкуренция с высокоразвитыми странами, обладающими инновационными экономиками | ||||
Основными факторами, определяющими такой результат, являются:
- сильная конкуренция между странами-производителями масличной продукции, особенно с Украиной, обладающей высоким природным и научным потенциалом выращивания подсолнечника;
- ограниченность в финансовых ресурсах в условиях санкционного давления со стороны большого количества стран;
- наличие неравных условий в развитии рынка масличной продукции, обусловленных высокой его насыщенностью;
- сложившаяся система отношений между основными производителями и потребителями продукции МПК.
В данных условиях принципиальной и рациональной комбинацией должно стать сочетание подходов, используемых в различных моделях экономической политики государства в части реализации стратегии развития масличного подкомплекса АПК. Однако бессистемная реализация отдельных инструментов той или иной модели может не только не дать положительного эффекта, но и обусловить появление отрицательного (неблагоприятного) результата.
В связи с этим необходимо:
- производить тщательный анализ текущего состояния масличного подкомплекса АПК в конкретном регионе для адекватной оценки возможностей и перспектив развития отрасли.
- осуществлять постановку целей и определение задач развития подкомплекса, адекватных текущему состоянию и возможностям, выявленным в ходе анализа.
- использовать инструменты каждой из рассмотренных моделей, обеспечивающих минимизацию затрачиваемых ресурсов при максимизации получаемого (ожидаемого) результата.
Данный перечень мероприятий не является окончательным, однако важен сам подход, обеспечивающий реализацию принципа оптимизации сроков, усилий, ресурсов и ожидаемых результатов, который позволит вывести процесс развития масличного подкомплекса АПК на качественно новый уровень.
Библиографический список
1. Бурко, Р. А. Роль импортозамещения в экономике России / Р. А. Бурко // Молодой ученый, 2013. № 11. С. 301-303.2. Объемы производства масличных культур в мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=2117 (дата обращения: 26 февраля 2017).
3. Полозюк, А. Г. Модели промышленной политики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/CCN/Economics/15_polozjuk.doc.htm
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 1266 с.
5. Российский статистический ежегодник. 2016 : стат. сб. / Росстат. – М., 2016. – 725 с.
6. Россия в цифрах. 2016 : крат. стат. сб. / Росстат. – М., 2016. – 543 с.
7. Сигал, Е. Импортозамещение: какие возможны сценарии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://i.rbc.ru/publication/analytic/importozameshchenie_kakie_vozmozhny_stsenarii.