Abstract: The article discusses the main problems and prospects for the development of large cities in the context of the active introduction of digitalization processes. A comparative analysis of urban agglomerations with a population of 10 million or more in 1970, 2018 and 2030 was carried out, therefore it was concluded that progressive agglomerations are changing their places in the rating. They have a dense concentration of production and a high degree of division of labor, consequently they have a great innovative potential for a new technological way of life and providing conditions for the introduction of digitalization processes.
Keywords: cities, megacities, urbanization, digitalization, new technological way.
Введение
С середины прошлого века с развитием таких новых технологий в информационно-коммуникативной сфере, как интернет, сотовая связь, спутниковая связь, мультимедийные средства в крупных экономических центрах, был значительно увеличен разрыв в уровне жизни городского и сельского населения. По состоянию на 2018 год доля мирового населения, живущего в городах, составила 55% или 4,2 млрд. чел., в то время, как в начале века данный показатель был на уровне всего лишь 7%. Уровень урбанизации будет расти и планируется в размере 68% к 2050 г. [9.]
Методологическая основа исследования
В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.
Основная часть исследования
В современных условиях города обладают преимуществами, которые продолжают ускорять темпы урбанизации:
— постоянный доступ к питьевой воде (имеют 96,5% населения в городах и 84,7% населения в сельской местности), электроэнергии (соответственно, 97,4% и 78,7%);
— использование образовательных и медицинских учреждений: 82,3% городского населения в мире могут получить первичное медицинское обслуживание, в сельской местности – 50,5% [9];
— широкое распространение специальностей и концентрация производства в городах, наличие более низкого уровня безработицы, чем в сельской местности;
— достаточно высокий уровень безопасности вследствие централизованного уличного освещения, мобильного патрулирования улиц, использования сети устройств видеонаблюдения;
— наличие общественного транспорта, в частности, рейсовых автобусов, трамваев, троллейбусов, такси, метро, монорельсового транспорта, электрических поездов, что значительно экономит время на дорогу к месту работы и жительства.
Так, в Москве в 2023 году была запущена Большая кольцевая линия (БКЛ) метро протяженностью более 70 км, что превосходит по протяженности пекинскую линию метро длиной 57 км, бывшую лидером по протяженности.
Таким образом, уровень жизни населения в городах существенно превосходит уровень жизни в сельской местности.
Вместе с тем, процесс урбанизации в разных странах носит национальные оттенки по целому ряду экономических и социальных факторов развития отдельных стран:
— особенности структуры развития экономики страны, когда преобладает доля сферы промышленности и финансовых услуг, наличие производственных и финансовых центров в границах городов [7, с.73] ;
— неразвитость инфраструктуры в сельской местности, что характерно для развивающихся стран;
-наличие высокой плотности населения при территориальной ограниченности, что является особенностью стран Юго- Восточной Азии;
— наличие в стране достаточно больших неблагоприятных для проживания природных климатических условий и специфических природных зон, например, пустыни, горы, территория вечной мерзлоты и т.п.
В начале нынешнего столетия процесс урбанизации приобрел еще одну важную отличительную черту: сращивание отдельных населенных пунктов, с одной стороны, и городов, с другой стороны, в единые агломерации. Данное явление обусловлено такими объективными причинами, как их близкое географическое расположение, наличие тесных экономических связей и маятниковая миграция жителей, связанная с наличием мест работы, обучения, отдыха и т.п. [11, с.412].
Происходит формирование современных мегаполисов, при этом российские авторы к ним относят города с населением свыше 1 млн чел. [8], а в соответствии с исследованиями ООН, они имеют население свыше 10 млн чел. (таблица 1)
Таблица 1
Городские агломерации с численностью жителей 10 млн. и более, 1970, 2018 и 2030 годы
1970 | 2018 | 2030 | ||||||
Место | Городская агломерация | Население (тыс. чел.) | Место | Городская агломерация | Население (тыс. чел.) | Место | Городская агломерация | Население (тыс. чел.) |
1 | Токио | 23298 | 1 | Токио | 37468 | 1 | Дели | 38939 |
2 | Нью Йорк | 16191 | 2 | Дели | 28514 | 2 | Токио | 36574 |
3 | Осака | 15272 | 3 | Шанхай | 25582 | 3 | Шанхай | 32869 |
4 | Мехико | 8831 | 4 | Сан Паулу | 21650 | 4 | Дакка | 28076 |
5 | Буэнос Айррес | 8416 | 5 | Мехико | 21581 | 5 | Каир | 25517 |
6 | Лос-Анджелес | 8378 | 6 | Каир | 20076 | 6 | Мумбай | 24572 |
7 | Париж | 8208 | 7 | Мумбаи | 19980 | 7 | Пекин | 24282 |
8 | Сан Паулу | 7620 | 8 | Пекин | 19618 | 8 | Мехико | 24111 |
9 | Лондон | 7509 | 9 | Дакка | 19578 | 9 | Сан-Паулу | 23824 |
10 | Калькутта | 7329 | 10 | Осака | 19281 | 10 | Киншаса | 21914 |
11 | Москва | 7106 | 11 | Нью Йорк | 18819 | 11 | Лагос | 20600 |
12 | Чикаго | 7106 | 12 | Карачи | 15400 | 12 | Карачи | 20432 |
13 | Рио де Жанейро | 6791 | 13 | Буэнос Айррес | 14967 | 13 | Нью Йорк | 19958 |
14 | Нагоя | 6603 | 14 | Чунцин | 14838 | 14 | Чунцин | 19649 |
15 | Мумбай | 6413 | 15 | Стамбул | 14751 | 15 | Осака | 18658 |
16 | Шанхай | 6052 | 16 | Калькутта | 14681 | 16 | Калькутта | 17584 |
17 | Каир | 5585 | 17 | Манила | 13482 | 17 | Стамбул | 17124 |
18 | Сеул | 5312 | 18 | Лагос | 13463 | 18 | Лахор | 16883 |
Итого | 162020 | 19 | Рио де Жанейро | 13293 | 19 | Манила | 16841 | |
20 | Тяньцзинь | 13215 | 20 | БуэносАйрес | 16438 | |||
21 | Киншаса | 13171 | 21 | Бангалор | 16227 | |||
22 | Гуанчжоу | 12638 | 22 | Гуанчжоу | 16024 | |||
23 | Лос-Анджелес | 12458 | 23 | Тяньцзинь | 15745 | |||
24 | Москва | 12410 | 24 | Шэньчжэнь | 1453 |
Кроме того, в начале нынешнего века в демографии появилось такое понятие, как мегалополисы, объединяющие в себе несколько экономически связанных агломераций (мегаполисов), которые могут находиться как в одной стране, так и одновременно в нескольких, например, «Мегалополис Великие озера» (индустриальные центры на границе США и Канады с населением свыше 55 млн. чел.) [1, с.16]. Таким образом, объединение агломераций в единые экономические зоны подчеркивает рост важности мегаполисов как отдельных субъектов хозяйств целых стран [3, с.77].
Несмотря на наличие целого ряда преимуществ городов перед сельской местностью, в мегаполисах существуют свои значимые проблемы, отсутствие решения которых может препятствовать дальнейшему развитию урбанизации:
— высокий уровень загрязнения воздуха, водоемов, почвы вредными веществами,
— проблема текущего сбора, хранения и переработки твердых бытовых, промышленных отходов [10, с.1795],
— высокий уровень преступности во многих крупных городах, в частности, в развивающихся странах в силу образования трущоб, районов с малоимущим населением.
Вместе с тем, мегаполисы, которые обладают плотной концентрацией производства и высокой степенью разделения труда, имеют большой инновационный потенциал в условиях четвертой промышленной революции.
Так называемая четвертая промышленная революция основывается на «NBIC-конвергенции» (Nano-Bio-Ingo-Cogno-), то есть преобразованиями в нано-, биологической, информационной и когнитивной сферах [4] Взаимодействие данных сфер и связанные с ними технологические решения будут составлять ядро развития мировой экономики в ближайшие десятилетия [6, с.734].
В части городского строительства четвертая промышленная революция привела к появлению такого понятия, как «умный дом», который представляет собой автоматизированное строение, функционирующее независимо от действий человека на основе подключения управляющего центра к широкополосному интернету на основе технологии 5G [2, с.41]. Получается существенная экономия энергетических ресурсов, поскольку строение само регулирует уровень потребления электроэнергии, отопления в зависимости от времени суток и года.
Важной сферой для развития городских систем является транспорт. Главная проблема мегаполисов на сегодняшний день заключается в автомобильных пробках, которые приводят к временным и финансовым потерям для всей городской экономики. В «умных городах» при управлении городским трафиком будет использоваться искусственный интеллект, который на основе информации спутниковой связи или с уличных камер, определяет оптимальную скорость движения, а также управляет светофорами с целью разгрузки транспортных заторов [5, с.63]. В обозримом будущем в развитии модели городского транспорта будет делаться упор на использовании технологии беспилотных автомобилей.
В настоящее время в крупнейших городах мира, в том числе в Москве, активно используется сервис каршеринга, предоставляемый мобильными цифровыми платформами. Каршеринг стимулирует жителей больших городов больше пользоваться общественным транспортом и отказаться от собственного, что служит средством сокращения трафика в мегаполисах.
Заключение
Результаты процесса цифровизации помогут в решении острой для многих мегаполисов проблемы в области преступности. Во многих крупных городах устанавливают сети систем видеонаблюдения, которые позволят предотвращать, раскрывать преступления и правонарушения, происходящие на улицах городов. В Москве система видеонаблюдения позволила снизить уровень преступности на 19,5%.
Кроме того, Москва возглавила мировую рейтинговую оценку ООН в области создания электронного правительства и оказанию услуг в интернете. В настоящее время все действующие городские технологии, начиная от бесплатного Wi-Fi в транспорте и учреждениях и мобильной связи до разветвленной системы видеонаблюдения, являются реальными достижениями мегаполиса.
Библиографический список
1. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.2. Регионализация и глобализация: противоречивое единство / Н. Н. Котляров, Н. В. Лукьянович, В. В. Перская [и др.] ; Под редакцией Медведевой М.Б., Стародубцевой Е.Б.. – Москва : Эдитус, 2015. – 196 с. – ISBN 978-5-00058-298-5.
3. Секачева, А. Б. Состояние и перспективы социально-экономического развития Франции в условиях глобальной и региональной нестабильности / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2020. – Т. 6, № 4. – С. 76-86.
4. Фролов, А.В. Государственно-частное партнерство в инновационной экономике США: диссертация на соискание степени док. экон. наук : 08.00.14 : / А.В. Фролов. - Москва, 2015. - C. 28.
5. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
6. Харакоз Ю.К. Методы оценки финансовых вложений //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 733-736.
7. Харакоз Ю.К. Особенности применения ERP-систем в управленческом учете//Аудитор.-2015.-№3. (241). – С. 71-76.
8. Хмелева, Е.С. Особенности мегаполиса и его инфраструктуры / Е.С. Хмелева // Сервис в России и за рубежом. – 2007. – С. 194-197.
9. World Urbanization Prospects 2018. UN, Department of Economic and Social Affairs, 2019. – Режим доступа: https://population.un.org/Wup/Publications/Files/WUP2018-Report.pdf (дата обращения: 17.03.2023).
10. Economic cycles: Influence on the innovation system of Russia / M. E. Kosov, A. V. Sigarev, G. T. Malashenko [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2019. – Vol. 10. – No 6(44). – P. 1794-1800. – DOI 10.14505/jarle.v10.6(44).21.
11. Prodanova, N., Plaskova, N., Popova, L., Maslova, I., Dmitrieva, I., Sitnikova, V., & Kharakoz, J. (2019a). The role of IT tools when introducing integrated reporting in corporate communication. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 11(8 Special Issue), 411-415.