Индекс УДК 33
Дата публикации: 15.07.2017

Бюджетирование, ориентированное на результат, как этап стратегического управления (на примере Республики Мордовия)

Budgeting, focused on the result, as a stage of strategic management (on the example of the Republic of Mordovia)

Болтунов Валерий Валерьевич
аспирант кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева»
Boltunov Valery Valeryevich
Post-graduate student of the department of state and municipal management of the FSBEI HPE "Mordovian State University named after N.Ogaryov"
Аннотация: Рассматривается новая практика стратегического управления Российской Федерации – бюджетирование, ориентированное на результат. Приводятся применяемые в Республике Мордовия показатели, закрепленные в нормативных актах региона. Дается оценка проработанности данных показателей. Отмечается необходимость дальнейшей работы по развитию метода бюджетирования.

Abstract: We consider a new practice of strategic management of the Russian Federation – budgeting, oriented on results. Are applied in the Republic of Mordovia the indicators contained in the regulations of the region. Evaluation of elaboration of these indicators. Notes the need for further work on the development of the budgeting method.
Ключевые слова: бюджетирование, стратегическое управление, регион, показатели, эффективность.

Keywords: strategic management, region, indicators, efficiency.


Продолжающееся реформирование общественного сектора экономики представляет собой этап внедрения системы бюджетирования,
ориентированного на результат (далее – БОР) в практику государственного стратегического управления в России. Ориентация системы БОР на финансирование оказания конкретных услуг и мониторинг результата от данной услуги определяет специфику данного метода.

На уровне Российской Федерации и каждого его субъекта разработаны и рассчитываются ежегодно показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Всего Президентом Российской Федерации утверждено 11 критериальных показателей, по которым производится расчет, и формируются рейтинги регионов. Более того, на уровне муниципальных образования также рассчитываются и формируются доклады об эффективности работы органов муниципальной власти. Все 11 показателей должны быть представлены за 7 лет: три последних года, отчетный и три прогнозных года, таким образом, будет прослеживаться динамика изменения данных за достаточно длительный период.

Все планируемые проекты новых законодательных актов предварительно перед окончательным утверждением размещаются  в свободном электронном доступе на официальных сайтах соответствующих государственных структур для публичного ознакомления и обсуждения.

В рамках расширения практики программного подхода согласно правительственной программе открытости информации планировалось запустить  полную версию открытой части единого портала «Электронный бюджет». Это новый уровень интеграции и централизации всех информационных потоков для формирования полного цикла финансового менеджмента в сфере общественных финансов. Основное новшество, предусматриваемое электронным бюджетом, заключается в формировании единого электронного цикла бюджетного процесса, который обязательно должен обеспечивать взаимосвязь стратегического бюджетного планирования с процессом бюджетного планирования, единый процесс исполнения бюджета, встроенные средства мониторинга достигнутых результатов по объему и качеству оказанных государственных и муниципальных услуг. [1]

Электронный бюджет должен включать специальные подсистемы для полной взаимосвязи с процессом государственных закупок, включая процедуры планирования закупок и исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

Все процессы, представленные в электронном бюджете, должны покрываться подсистемой автоматизированного государственного (муниципального) финансового контроля. Таким образом, государство старается максимально обеспечить открытость и гласность бюджетному процессу.

Но на данный момент проект не работает в полном объеме. Внедрение всех запланированных процессов, в том числе и в регионах происходит постепенно.

Разработанные показатели результативности деятельности исполнительных органов власти субъектов РФ по реализации мероприятий Стратегий развития регионов, будут обеспечивать для вышестоящего руководства рычаги властного воздействия на бюджетных менеджеров. Отчеты об итогах их работы – определенная форма контроля за выделенное финансирование в рамках конкретных программ развития, иллюстрация достигнутых итоговых индикаторов результативности, персонификация личной ответственности за реализацию мероприятий.

В целом можно отметить, что сегодня проведена вся подготовительная предварительная работа по переходу к программному бюджетированию на всех уровнях государственной и муниципальной власти. В концепции БОР тесно взаимоувязаны три компоненты: стратегическое планирование, направленность на результирующую отчетность, управление в рамках субъектов бюджетного планирования.

Направленность БОР на конечные итоги работы обусловило необходимость формирования стандартизированных форм отчетности всех бюджетных менеджеров. В связи с этим были разработаны и утверждены соответствующие нормативные документы систематизирующие отчетность по итогам работы программ и проектов в общественном секторе экономики. Разработаны формы докладов высших должностных лиц при расчете утвержденных показателей эффективности работы, в регионах так же утверждены собственные формы отчетности региональных и местных исполнительных органов власти. По итогам проведенных оценок эффективности выстраивается рейтинг успешности регионов, и будут приняты меры по дальнейшему стимулированию эффективных субъектов и оказание дополнительных мер по улучшению ситуации в регионах с низкими рейтингами.

Субъекты бюджетного планирования постепенно будут получать все большую самостоятельность и автономию по распределению выделенных для реализации государственных программ ресурсов. Законодателем разработаны формы отчетности бюджетных менеджеров по работе программ и проектом, а также подготовлены многими субъектами показатели эффективности работы с программами региональных исполнительных органов власти.

Если говорить про региональное стратегическое планирование, то оно имеет очень важное значение в реализации государственного стратегического планирования. Находясь в середине уровней стратегирования и являясь, по сути, связующим звеном между федеральным уровнем и уровнем муниципальным, власть субъекта РФ и региональное сообщество должны учитывать, с одной стороны (сверху) – политику, стратегии, тенденции, процессы, регулирование и т.д., а с другой (снизу) – интересы, потребности, спрос, замыслы, настроения, планы, действия и т.п. [2].

В Республике Мордовия разработчики, исполнители программ и контролирующие органы в своей деятельности опираются на следующие нормативно-правовые акты, непосредственно затрагивающие организационные и методологические вопросы программирования:

Постановление Правительства Республики Мордовия от  27 июня
2011 г. № 234 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия» [3];

Постановление Правительства Республики Мордовия от  16 мая 2006 г.  № 187 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ» [4];

Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. № 384 «О разработке и реализации республиканских  и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия» [5].

Отметим, что в перечисленных выше документах не представлена методика оценки эффективности реализации целевых программ, в них лишь объясняется необходимость ее проведения и перечислены общие рекомендации по осуществлению указанного процесса.

Так, в пункте 27 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия указывается, что «методика оценки эффективности государственной программы учитывает необходимость проведения оценок: степени достижения целей и решения задач государственной программы; степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия; степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации)».

Однако, как было указано выше, сама методика не представлена.

В  пункте 11 Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ приводится сводная оценка эффективности деятельности ведомства (исполнителя программы). Оценка эффективности деятельности ведомства по выполнению каждого установленного заранее показателя учитывает динамику данного показателя за 2 предыдущих  года и рассчитывается по формуле 1:

Ini = Oi / Ni + Pi / Ri – 2 х (Oi / Pi)            (1),

где Ini — индикатор эффективности деятельности  n-го  ведомства  по реализации i-го  показателя в относительных единицах;

Ni — утвержденное значение i-го показателя на отчетный период;

Oi — фактическое значение i-го показателя за отчетный  период;

Pi — значение i-го показателя за аналогичный  период  прошлого года;

Ri — значение  i-го  показателя  за   период,   предшествующий прошлому.

 Сводная оценка эффективности деятельности ведомства рассчитывается по следующей формуле:

                     In = SUM (Wi х Ini)           (2),

где In – сводная оценка эффективности деятельности n-го ведомства;

Ini –  индикатор эффективности реализации i-го показателя  (если значение Ini отрицательно, данный показатель в расчете  принимается равным нулю);

Wi – весовое  значение  (в  процентах)  показателя  в   оценке результативности   достижения   того    или    иного    показателя (устанавливается экспертным путем исходя из приоритетов социально экономического развития Республики Мордовия).

 При этом если значение коэффициента сводной оценки больше 100 %, то ведомство работает эффективно, при значении, равном 100 % – ведомство работает со средней эффективностью, если же значение коэффициента менее 100 % – ведомство работает неэффективно.

Тем самым, упор делается на оценку эффективности не самой программы, а деятельности ее исполнителя. К тому же, здесь не указывается, по каким именно показателям должна проводиться оценка.

Таким образом, можно констатировать, что в Республике Мордовия наравне с другими субъектами Российской Федерации работает система бюджетирования, ориентированного на результат. Данная система позволяет определить уровень развития того или иного направления в деятельности органов власти субъекта Российской Федерации, а также сравнить его с уровнем развития других регионов. Однако, важным препятствием, на наш взгляд, является поиск совокупности критериев и показателей, способных адекватно оценить состояние той или ной отрасли в определенный промежуток времени.

Библиографический список


1. Электронный бюджет [Электронный ресурс]: http://bujet.ru/article/138829.php.
2. Стратегическое планирование региональных социально-экономических систем: учеб. пособие / Л.С.Валинурова, Л.Г.Ахтариева, Н.А.Кузьминых, Н.З.Мазур, - Уфа: БАСГУ, 2013. – С.18.
3. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия: Постановление Правительства Республики Мордовия от 27.06.2011 г. № 234 [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ: Постановление Правительства Республики Мордовия от 16.05.2006 г. № 187 [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
5. О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия: Постановление Правительства Республики Мордовия от 29.08.2006 г. № 384 [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».