Abstract: This article discusses the current problems in the tax system of the Kyrgyz Republic and the basic directions of tax optimization at the present stage
Keywords: taxes, tax system, special tax regimes, free economic zones
На сегодняшний день, практически все проводимые в Кыргызской Республике экономические преобразования неразрывно связаны с вопросами оптимизации налогообложения, реформирования налоговой системы, совершенствования налогового законодательства.
Практически во всем мире, налоговая политика является основным и самым эффективным инструментом в руках государства по стимулированию и развитию экономического и социального прогресса в стране. Также, именно через налоги, государству удается аккумулировать финансовые средства для обеспечения безопасности и правопорядка в стране, решать общегосударственные задачи в экономической и социальной сфере и т.д.
Как известно, государство также может активно использовать систему налогообложения, в качестве важного рычага для привлечения инвестиций в экономику страны, для стимулирования хозяйственной и предпринимательской деятельности внутри страны и на внешнем рынке, с помощью введения или отмены отдельных видов налогов, применяя различные системы ставок, льгот и т. д.
На данном этапе, одной из наиболее актуальных проблем налоговой системы Кыргызской Республики является обеспечение достаточных доходов государственного бюджета для обеспечения расходных программ и экономического регулирования. Этим объясняется, что налоговой системе Кыргызстана присущ преимущественно фискальный характер, что в определенной степени затрудняет реализацию других, не менее важных функций налогообложения.
Конечно же, без повышения уровня налоговых сборов нельзя рассчитывать на достижение в стране стабильной макроэкономической ситуации, увеличение притока государственных и иностранных инвестиций, действенной эффективной поддержки социального сектора, но в то же время только стабильная, растущая экономика способна обеспечивать достаточно доходы для государственного бюджета.
Нестабильность экономической политики государства нашла свое отражение в налоговой системе. Кыргызская Республика в условиях отсутствия практического опыта построило налоговую систему, которая не только не создала стимулы для преодоления спада производства, но и не смогла реализовать в полной мере свою главную фискальную функцию. Это объясняется тем, что сильное влияние на формирование налоговой политики КР оказал экономический кризис, который отразился и на количестве налогов, и на их структуре и ставках. Характерным был крен в сторону гипертрофированного усиления фискальной функции налогов, так как в условиях бюджетного дефицита, резкого падения объемов производства, высокой инфляции велик был соблазн все экономические проблемы государства решать путем увеличения количества налогов и повышения их ставок. Формирование налоговой системы без надлежащей налоговой политики помимо перекосов в налоговой системе привело к росту налогового бремени, неравномерному налоговому прессу по отдельным регионам и сферам деятельности.
К одной из важных причин сложившейся экономической ситуации в Кыргызской Республике можно отнести недостатки налоговой системы, связанные с неравномерным налогообложением разных отраслей и типов предприятий, вследствие которого, многие предприятия и граждане вынужденно ушли в «тень». Так, по оценкам Национального статистического комитета КР доля теневой экономики в ВВП составляет около 40%[1], а по неофициальным данным – около 60%. Как известно, теневая экономика негативно влияет на налоговую и социальную базу, создает несправедливую конкуренцию для зарегистрированных предприятий, ведет к порочному кругу взаимного увеличения налогового бремени и теневого сектора, искажает официальную статистику, что в конечном итоге, приводит к принятию неэффективных решений в области налоговой политики.
Одной из популярных идей вывода экономики из «тени» являлись снижение налоговых ставок, сокращение количества налогов. Так, с введением нового НК КР были снижены почти вдвое налоговые ставки подоходного налога, налога на прибыль с 20% до 10%, ставка НДС была снижена с 20% до 12% и увеличен регистрационный порог с 4 млн.сом до 8 млн.сом, вдвое сокращено количество налогов, введено всеобщее декларирование доходов и имущества; в значительной степени либерализано налоговое администрирование по отношению к добросовестному налогоплательщику и ужесточено по отношению к налогоплательщикам, уклоняющимся от налогообложения; введены механизмы партнерства государства и бизнеса по установлению ставок; созданы основы для перехода от системы сплошных ежегодных проверок к проверкам налогоплательщиков, деятельность которых имеет признаки уклонения от налогообложения, на основе методов анализа по оценке рисков неуплаты налогов; предусмотрена возможность предоставления налоговой отчетности в электронной форме без непосредственного контакта налогоплательщиков и представителей налоговых органов с использованием сети Интернет и т.д.
Казалось бы, эти меры должны были стимулировать расширение налогооблагаемой базы и таким образом компенсировать потери доходов бюджета от уменьшения ставок. Но, очевидно, что эффект от снижения налоговых ставок в большей мере, зависит от того, какие преимущества получат предприятия, выходящие из тени. Оказалось, что для многих предпринимателей легальный статус сам по себе не является достаточной компенсацией издержек на уплату налогов. Возможными стимулами могли бы стать получение доступа к относительно дешевым кредитным ресурсам, прекращение неофициальных платежей коррумпированным представителям органов власти, эффективная правовая защита интересов предпринимателей в суде и т.п. Без этих обстоятельств снижение ставок не позволяет рассчитывать на существенное расширение налогооблагаемой базы. Кроме того, даже если расширение базы и произойдет, это может затянуться во времени, так как многие потенциальные налогоплательщики будут присматриваться к ситуации и изучать опыт тех, кто выйдет из «тени» первыми. Из сказанного следует, что снижение ставок оправдано только тогда, когда есть основания полагать, что это не приведет к снижению доходов бюджета, или есть очень веские причины пожертвовать частью доходов бюджета (которые должны будут компенсироваться за счет других источников). В качестве одной из таких веских причин может рассматриваться устранение налоговых препон к развитию малого и среднего предпринимательства. Эта часть экономики в большой степени полностью или частично находится сейчас в «тени», но может оставаться там только при относительно небольших размерах производства. Следует учитывать и большую налоговую нагрузку на законопослушных налогоплательщиков, а также неравномерность налогового бремени по отраслям экономики. Так, наличие налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, что также способствуют развитию теневой экономики.
Как известно, перспективы становления рыночной экономики находятся в жесткой зависимости от успехов развития предпринимательских структур. При этом особую роль играет малое и среднее предпринимательство, которое при соответствующей поддержке государства обеспечит насыщение платежеспособного спроса и необходимые структурные сдвиги в экономике, формировании конкурентной среды, расширении налогооблагаемой базы и, следовательно, увеличения государственных доходов.
Существуют сложности и в администрировании налогов – это многочисленные возможности уклонения от уплаты налогов; разнообразные льготы, приводящие к неравенству налогоплательщиков и наносящие огромный ущерб экономике; появление на рынке множества фирм-однодневок, в то время как, права налоговой службы чрезвычайно ограничены, а профессия налогового инспектора низкооплачиваема.
Проводимые экономические преобразования в стране требуют системного решения, необходимы меры по дальнейшей оптимизации налогообложения, предусматривающие институциональные реформы в налоговой сфере, нацеленные на улучшение администрирования всей налоговой системы и стимулирование экономической деятельности в нашей республике.
На данном этапе, в ходе реализации налоговых законов в Кыргызской Республике возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хронического бюджетного дефицита и эмиссии денег.
Таким образом, одной из основных целей налоговой политики государства является проведение эффективной политики для устойчивого экономического развития путем снижения общей налоговой нагрузки, создание благоприятных условий для активизации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Республики, стимулирование инвестиционной активности, улучшение администрирования налогов и исполнения государственных программ развития.
Ведь, именно налоги потенциально способны создавать благоприятные условия для экономического роста страны в целом, что повышает благосостояние каждого конкретного человека. Двигаясь к стабильному рыночному хозяйствованию, государство должно создавать адекватную ему налоговую систему, которая отвечала бы интересам каждого отдельного человека. Поэтому построение справедливой и эффективной налоговой системы, а также обеспечение ее ясности, предсказуемости, прозрачности и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, экономического прогресса Кыргызской Республики и успешного интегрирования нашей экономики в мировую.
Библиографический список
1. Данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики за 2015-2016 годы2. Рысалиева М.Ш. Налоговая система КР: история, современное состояние, перспективы. Монография. Бишкек, 2009
3. Пансков В.В., Князев В.В. Налоги и налогообложение. М., 2009
4. Налоговый кодекс КР от 17.10.2008г.
5. Стратегия развития Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики на 2015-2017 годы
6. «Концепция фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы и План мероприятий по реализации Концепции фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы от 7 июля 2015 года № 455