Индекс УДК 33
Дата публикации: 23.05.2017

Активизации новых механизмов венчурного финансирования инновационных проектов в России

Promoting new mechanisms for venture financing of innovative projects in Russia

Арутюнов Юрий Артемович
Кандидат физико-математических наук ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА РОССИИ
Arutyunov Yuri Artemovich
Candidate of Physical and Mathematical Sciences FGBU FNKTSSM FMBA RUSSIA
Аннотация: Статья посвящена поиску альтернативных схем венчурного финансирования инновационных проектов в России. Показаны особенностям венчурного инвестирования в России. Несмотря на существенный рост стоимости активов в течение последних лет, отечественные венчурные компании не выполняют главной функции, а именно: финансирование инновационных проектов. Поэтому, автором предложено две государственные программы финансирования локальных инновационных центров.

Abstract: The article is devoted to the search for alternative mechanisms for venture financing of innovative projects in Russia. Shows the features of venture investment in Russia. Despite the substantial increase in the value of assets in recent years, domestic venture capital firms do not perform major functions, namely: financing of innovative projects. Therefore, the author proposed two state programs funding local innovation centers.
Ключевые слова: капитал, венчурное инвестирование, венчурное финансирования, инновационный центр, банковское кредитование, венчурный фонд.

Keywords: capital, venture investment, venture financing, innovation centre, Bank lending, venture capital Fund.


Постановка проблемы. При условии ограниченности государственных финансовых ресурсов особую актуальность приобретает проблема поиска дополнительных источников финансирования с целью активизации развития инновационной деятельности в России.

Механизмом венчурного финансирования и соответствующими услугами может быть: займы, кредит, лизинг, совместная (совместная) деятельность, финансовая инвестиция. Государственные финансовые институты, которые обеспечивают реализацию государственной политики поддержки инновационной деятельности по приоритетным направлениям научно-технического развития, осуществляют финансирование инновационных проектов на льготных условиях возврата предоставленного финансирования.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы финансирования инновационной деятельности и повышения ее активности в течение последнего десятилетия широко исследуется современными учеными. Отдельные аспекты венчурного инвестирования инновационных проектов в России и роли венчурного капитала в этом процессе исследовали такие ученые, как Г. Бирман, С. Шмидт, Л.П. Гончаренко, Ю.А Арутюнов, С.А Филин, Б.Т. Кузнецов, В.Н.Сидорова, А.Е. Шкляев, И.Р. Фатьянова, С.Ю. Панарина, В. П. Савчук, К. Н. Петров и др. Несмотря на наличие значительного количества публикаций по данной проблематике, сегодня с учетом современного состояния национальной экономики, в частности, необходимости преодоления последствий финансового кризиса, растет потребность в дальнейших научных поисках в этом направлении.

 По нашему мнению, нерешенными остаются вопросы относительно формирования конкретного механизма финансирования деятельности локальных инновационных центров. Нуждаются в конкретизации методы и инструменты такого финансирования, а также сами механизмы осуществления банковского кредитования, инвестирования таких центров, их преимущества для субъектов такого сотрудничества.

Главной целью работы является определение альтернативных путей по активизации новых механизмов венчурного финансирования инновационных проектов в России и выявление перспектив дальнейшего сотрудничества локальных инновационных центров и других субъектов хозяйствования.

Изложение основного материала. Анализ мирового опыта использования таких форм активизации инновационной деятельности в США, Японии, странах Западной Европы, СНГ и других странах доказывает их актуальность и перспективность для России. Вместе с тем эффективность функционирования локальных инновационных центров во многом определяется должным уровнем финансирования их деятельности, особенно на начальной стадии.

Для отработки альтернативных схем финансирования локальных инновационных центров целесообразно описать данный механизм путем создания специальных государственных программ.

При создании таких программ целесообразно воспользоваться опытом США как одной из ведущих стран с инновационным типом экономики и наиболее эффективным механизмом формирования инновационной стратегии. Адаптируя к российским условиям развития локальных инновационных центров такие американские программы, как «Программа инновационных исследований», «Программа транс — атмосфера технологий», «Программа трансфера технологий в области малого бизнеса» и «Программа новейших технологий» [], авторам были предложены две новые программы: «Программа совместного финансирования развития локальных инновационных центров» (на основе государственно-частного партнерства), «Программа сотрудничества  — «университет – локальные инновационные центры».

«Программа совместного венчурного финансирования развития локальных инновационных центров» предусматривает:

1) создания Агентства государственно-частного партнерства;

2) внедрение программ совместного финансирования для осуществления:

— совместных научных исследований и разработок в важных для государства отраслях;

— трансфера результатов исследований до предприятий;

— инновационных проектов локальных инновационных центров.

3) создание венчурных фондов путем применения механизмов государственно-частного партнерства и мобилизации государственных и частных финансовых ресурсов для финансирования работы локальных инновационных центров.

Предложенная программа предусматривает усиление взаимосвязей треугольника «государство-наука-бизнес» в контексте развития локальных инновационных центров. Концепция программы должна строиться на основе гармоничного сочетания публичных и частных интересов, а регулирование происходить за счет оптимального сбалансирования регуляторных и рыночных рычагов. При этом подчеркивается роль государства:

— в финансировании фундаментальной науки (приоритетных, в том числе социально важных ее направлениях);

— в государственно-частном партнерстве для мобилизации венчурного финансирования в инвестирование в частный сектор;

— в создании системы взаимодействия бизнеса и науки.

Ведущую роль должны сыграть частный бизнес и предпринимательская инициатива. Меняется и роль государства в инновационных отношениях. Государство выступает в отношениях не только как субъект власти, а как равноправный партнер, как предприниматель, готов разделить риски от инновационной деятельности.

«Программа совместного финансирования развития локальных инновационных центров» должна реализовываться на следующих:

— на стратегическом уровне – Агентство государственно-частного партнерства, в состав которого необходимо привлечь представителей государственной и частной сферы. К полномочиям Агентства должно входить прежде всего прогнозирование потребностей национальной экономики, отдельных отраслей с позиций обеспечения технологических преимуществ их конкурентного развития, отбор на конкурсной основе инновационных проектов, создание или содействие созданию новых и высокотехнологичных производств, информационное и маркетинговое обеспечение инновационной деятельности;

— на уровне науки – локальные инновационные центры (технопарки, индустриальные парки, научные парки, инновационные центры, научно — во-исследовательские учреждения, бизнес-инкубаторы), что будут оценивать инновационную способность (рыночную ориентированность) результатов научных исследований, квалифицировать объекты инноваций, оказывать помощь с бухгалтерским учётом и налогообложением, патентного обеспечения и оформление прав интеллектуальной собственности малым инновационным фирмам;

— на уровне внедрения в производство – коммерческие партнерства на базе научно-исследовательских учреждений с целью инновационной деятельности, то есть коммерциализации разработок, в которые государственные научные учреждения войдут с правами интеллектуальной собственности, а частные инвесторы с финансовыми взносами;

— на уровне финансирования – Инновационный фонд совместного государственно-частного инвестирования, который следует создать в форме акционерного общества частного права; он будет состоять из холдинга и дочерних компаний, 50% капитала которого принадлежит государству, а остальные – частным инвесторам[1].

С целью формирования действенных механизмов венчурной финансовой поддержки инновационной деятельности, нововведений и обеспечению экономического роста в России целесообразно в рамках государственной финансовой системы ввести отдельный структурный элемент – Инновационный банк. Это способствовало бы увеличению совокупного оборота венчурного финансирования инновационных проектов локальных инновационных центров. На начальном этапе деятельности государство должно владеть контрольным пакетом акций этого банка. Другими национальными соучредителями банка будут крупные предприятия и любые другие заинтересованные субъекты хозяйствования, впоследствии могут привлекаться и нерезиденты страны.

С целью защиты от риска и гарантирования возврата частного капитала инвестору в случае наступления рискового события, целесообразным является полномочие выбранной органами исполнительной власти страховой компании по страхованию инвестиций в инновации. Эта компания должна тесно сотрудничать со всеми институциональными структурами, в первую очередь, с Инновационным банком и Инновационным фондом.

Для обеспечения совместного финансирования программа использует такие механизмы:

— предоставление прямых кредитов Инновационным банком тем лицам, которые по тем или иным обстоятельствам не могут воспользоваться обычными каналами привлечения кредитных ресурсов. Это откроет:

— предоставления инвестиций Инновационным фондом совместного государственно-частного инвестирования на реализацию тех проектов, которые были отобраны Агентством государственно-частного партнерства. Данный механизм предусматривает возможность содействия развитию стратегически важных разработок и направлений научных исследований для страны;

— финансовая поддержка резидентов индустриальных парков, которые инвестируют в инновации: совместное финансирование оплаты труда персоналу, задействованному в научно-исследовательской работе (на 50% финансируется Инновационным фондом);

— совместное финансирование проектов, перенос в индустриальные парки производства с большей добавленной стоимостью (до 40% финансируется из Инновационного фонда). Это позволило бы повысить привлекательность российских индустриальных парков, раскрыть бизнес-кейс для частных инвестиций в обустройство парков и регистрацию парков в национальном реестре и стимулировало бы перемещение в страну более высокотехнологичных производств;

— совместное финансирование отобранных на конкурсной основе Агентством государственно-частного партнерства проектов, инициаторов создание локальных инновационных центров: бюджетное финансирование – 30% от стоимости проекта, остальные – частные компании или органы местного самоуправления.

Целесообразно применить опыт Израиля и Великобритании. Долевое участие специально созданных государственных инвестиционных фондов в региональных венчурных фондах стала катализатором развития венчурного инвестирования и активно внедряется и на сегодня [4]. Оба фонды создаются в организационно — правовой форме ограниченного партнерства, осуществляют свою деятельность под руководством частных управляющих компаний (как правило, зарубежных). Средства государства составляют обычно не больше 50% от каждого регионального фонда, остальное должно быть привлечена от частных инвесторов. Относительно выплат действует правило первого пострадавшего на пользу частного инвестора [2].

Общая схема взаимодействия субъектов по «Программой совместного финансирования развития локальных инновационных центров» пред — представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Общая схема взаимодействия субъектов по «Программе совместного финансирования развития локальных инновационных центров»

Источник: разработано авторами

Преимуществами этого механизма являются: во-первых, для бизнеса – прямая государственная поддержка инноваций, возможность инвестирования под гарантии государства; во-вторых, для государства – снижение бюджетных расходов за счет привлеченных средств в сферу инновационной деятельности, повышение инновационной активности приоритетных отраслей экономики, распределение инновационных рисков.

«Программа сотрудничества «университет – локальные инновационные центры» имеет целью преодоление разрыва между образованием и внедрением полученных знаний в создание инноваций. В рамках данной программы ключевыми являются две базовые программы: программы совместных исследовательских центров «университет – промышленность» и программа создания молодежных инновационных центров. При создании первой

программы как прототип целесообразно взять опыт США. Наряду со стратегическими бизнес-альянсами в течение последних 30 лет в США получили активного развития партнерские взаимоотношения «университет – промышленность». Финансирование в таких случаях осуществляется на контрактных началах, а владельцем результатов исследований является финансирующая компания. Система «университет — промышленность» стала настолько распространенной, что во многих учебных заведениях были созданы специальные центры (более 1000 по всей территории США), обслуживающих такие проекты [3]. По нашему мнению, стимулирование такого сотрудничества способствует ускорению возникновения различных видов локальных инновационных центров путем сочетания инновационного потенциала образования и коммерческого прогресса, а значит, и достижению цели создания ЛИЦ – коммерциализации инноваций.

Программа совместных исследовательских центров «университет – промышленность» предусматривает два варианта механизмов финансирования таких центров. Первый вариант основывается на формировании исследовательского центра в форме корпорации, в состав которой могут входить университеты, частные инвесторы, местные власти, другие спонсоры и заинтересованные лица. Каждый корпоративный член Центра вносит в общий фонд годовой фиксированной членский взнос, который направляется на финансирование фундаментальных исследований, тематика которых определяется Советом Центра.

Следующим этапом является внедрение научных разработок в производство путем создания компании spin-off. В случае успешного ее функционирования Фонд центра должен распределить полученные доходы между участниками. Университетам и институтам необходимо отчитываться о поступления от лицензирования, инвестиций от внешних инвесторов в исследования и разработки и компании spin-off, поступления от деятельности spin-off, о количестве созданных рабочих мест или разработанные продукты социального назначения перед Советом Центра. Базовая схема механизма функционирования Исследовательского центра «университет-промышленность» в форме корпорации представлена на рисунке 2:

Рис. 2. Базовая схема механизма функционирования Исследовательского центра «Университет – промышленность» в форме корпорации

Источник: разработано авторами

Второй вариант предполагает участие в финансировании инновационной небанковской финансово-кредитного учреждения «Фонд поддержки малого инновационного бизнеса». Фонд поддержки малого инновационного бизнеса предоставляет относительно небольшую финансовую поддержку центрам – 20%. В то же время 80% поступает из других промышленных компаний. Если центр может доказать свою способность выполнять серьезные исследования, Фонд поддержки малого инновационного бизнеса предоставляет грант на пять лет, который может быть продлен еще на пять лет, но на меньшую сумму. Целью является оказание содействия началу работы центра, а также поддержка на этапе становления, но в дальнейшем центры должны содержаться за счет университетов и промышленности.

Партнерство сторон в центре формализуется через принятие совместных решений Совещательным промышленной советом центра, представителями университета и бизнеса по проведению научно-исследовательских работ. Индикатором успеха, по критерию Фонда, должен стать объем исследовательниц — ких работ, осуществляемых центром по контрактам с промышленностью.

Также определено, что важной задачей для государства является поиск перспективных идей в университетах и исследовательских центрах, обеспечение инвестиционного финансирования на ранних стадиях развития компаний, финансирования разработки бизнес-планов и научно-исследовательской деятельности, расширение международного сотрудничества исследовательских организаций.

Для обеспечения финансирования могут быть применены следующие механизмы:

— финансирование проектов на уровне до 30%, с помощью прямого субсидирования;

— выделение грантов компании до половины расходов, если она проводит исследования в кооперации с университетом, а не только разработку нового продукта;

— выделение рисковых займов компании до 60-70% от затрат на разработку нового продукта или процесса. Компания обязана вернуть заем, если разработка успешно была выведена на рынок;

— осуществления финансирования проектов сроком до двух лет, а в случае благоприятных результатов разработки нового продукта продлевается еще на 2-3 года в виде рискового займа. Такие меры могут быть возложены на Фонд поддержки малого инновационного бизнеса, поскольку это не противоречит его уставу и целям создания.

Выводы и предложения. Следовательно, предложенные меры по совершенствованию механизмов венчурного финансирования инновационных проектов в России и финансовой поддержки локальных инновационных центров реализуются с помощью двух государственных программ. Эти программы предусматривают сочетание в единую систему взаимодействия: локальные инновационные центры, финансово-кредитные учреждения, промышленные предприятия, высшие учебные заведения и частные инвесторы посредством косвенных инструментов государственного воздействия. Реализация этих программ обеспечит переход экономики на новый инновационный уровень, будет способствовать позитивным сдвигам в области образования, повысит занятость населения и, как следствие, активизирует развитие национальной экономики в целом.

Библиографический список

1. Мельниченко Е.А. Инновационное развитие национальной экономики: вызовы для государства, бизнеса и населения / А.А. Мельниченко // Государственное строительство. – 2012. – № 2. – С. 308-317.
2. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционно-инновационных проектов. М.: «Юнити», 2006. - 364 с.
3. Бизнес-планирование: учебник / под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 815 с.
4. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А., Филин С.А., Кузнецов Б.Т., Сидорова В.Н., Шкляев А.Е., Фатьянова И.Р., Панарина С.Ю.
Учебник / Москва, 2014. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (1-е изд.)
5. Гринева В. М. Инвестиционный менеджмент / У. М. Гринева, А. Коюда, Т. И. Лепейко. – Х.: ИД "ИНЖЭК", 2015. – 664 с.
6. Котлярова В. Г. Бизнес-план: технология разработки и обоснования: конспект лекций. Ч. 1 / В. Г. Котлярова. – Х.: Изд. ХНЭУ, 2014. – 104 с.
7. Петров К. Н. «Как разработать бизнес-план» Практическое пособие с примерами и шаблонами, 2-е изд.: М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. – 384 с.: ил. – Парал. тит. агл.
8. Савчук В. П. Анализ и разработка инвестиционных проектов: учебн. пособ. / В. П. Савчук, С. И. Прилипко, Е. Г. Величко. – К. : Абсолют-В, Эльга, 2013. №7.
9. Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ) http://www.rvca.ru/rus
10. Kleinknecht AI. Innovation Patterns in Crisis and Prosperity: Schumpeter,s Long Cycles Reconsidered Hong Kong, 2014. - P. 204.