Матрица конкурентных стратегий организации

Шмеер К.О.
Уральский государственный аграрный университет
УДК 33
В современном мире происходит быстрое развитие новых производств. Появляются новые конкуренты, организации должны предпринимать стратегические действия для  предотвращения угроз с их стороны. Организации предполагают создание для новых конкурентов, различных препятствий. По мере роста объемов производства, организация должна стремиться к сокращению издержек, дифференциации продукции. Для успешной реализации своей продукции предусматривать стимулирование посредников, использование патентов. Главной задачей конкурентных стратегий является завоевание  конкурентного преимущества предприятия или его продукции, а также выявить пути к сохранению лидерства на данном рынке продукции[1;2;3]. Характеристики рыночной деятельности предприятия, при помощи которых создается определенное превосходство над конкурентами  при помощи  конкурентных стратегий, которые способствуют предприятию удерживать определенную долю рынка, называется конкурентное преимущество. По мнению американского экономиста Майкла Портера, есть три пути, обеспечивающие конкурентное преимущество предприятий – это продуктивное лидерство, ценовое лидерство и лидерство в нише. Область конкуренции показана на рисунке 1. Рисунок 1. Область конкуренции В продуктивном лидерстве больше всего внимания уделяют сервису, дизайну. И при этом необходимо сохранять цены, ↳Читать далее

Ситуационный анализ организации

Викулова Е.В.
Уральский государственный аграрный университет
УДК 33
Проведение анализа слабых и сильных сторон организации показывает характер исследования внутренней среды организации. Внутренняя среда организации, несомненно, включает в себя несколько составляющих[11]. Каждая, из которых имеет набор важнейших процессов, а также элементов организации[10], состояние которых в сумме устанавливает потенциал и возможности, которые имеются у организации. Без всякого сомнения, внутренняя среда организации[4] содержит в себе финансовую, маркетинговую, производственную, а также конечно, кадрово-организационную составляющую. Таким образом, если культура организации четко не проявляется, то проведение её анализа на формальной основе будет более чем затруднено[13]. Однако, в сущности вполне можно постараться экспертно по обозначенной форме оценить некоторые факторы, например: наличие или отсутствие миссии, которая способствует объединению деятельности сотрудников в организации; наличие или отсутствие некоторых совокупных ценностей; чувство гордости за организацию; система мотивации, которая четко привязана к результатам работы сотрудников; психологический климат в коллективе и т. д. Действительно, метод SWOT-анализа[3] предусматривает для начала обнаружение слабых и сильных сторон и, следовательно, как угроз, так и возможностей ↳Читать далее

Удмуртский машиностроительный кластер – перспективы сотрудничества предприятий

Тополева Татьяна Николаевна
Кандидат экономических наук, научный сотрудник Удмуртского филиала Института Экономики Уральского отделения РАН

УДК 33
Формирование и развитие территориальных кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции, в том числе в результате ускоренного наращивания инфраструктурного и кадрового потенциала, развития сети конкурентоспособных поставщиков и сервисных организаций, обеспечения необходимого учета потребностей бизнеса в рамках механизмов территориального планирования. Территориальные кластеры играют важную роль в экономическом развитии ведущих стран и регионов мира. Развитие кластеров стимулирует повышение производительности труда, формирование новых компаний и создание новых рабочих мест, содействует росту инновационного потенциала территорий, формированию конкурентных преимуществ и уникального облика (бренда) региона [4]. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, посредством: — внедрения наилучших доступных технологий и новейшего оборудования; — получения доступа к современным методам управления и специальным знаниям; — получения возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки; — создания территорий опережающего развития. Специфика кластерного подхода ↳Читать далее

Экономико-математическая модель розничной торговли РФ

Никоноров Валентин Михайлович
К.э.н., доцент Высшей торгово-экономической школы
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

УДК 330.4
Актуальность исследования. Экономико-математическая модель (далее – ЭММ) сложной экономической системы определяет процесс функционирования данной системы. Она отражает основные взаимосвязи в этой системе, показывает зависимость результата от факторов. В предположении, что главная функция розничной торговли РФ (далее – РТРФ) – полноценное и своевременное обеспечение населения страны необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами, причем уровень этого обеспечения не должен снижаться, представляется возможным рассмотреть ЭММ РТРФ в виде производственной функции. На самом деле у реального объекта может быть несколько ЭММ, причем разной силы [1]. В данном случае за основу возьмём розничный товарооборот (далее – РТО) как функцию ряда факторов. Соответственно, мы приходим к понятию производственной функции (далее – ПФ), если проведем параллель между объёмом производства отрасли и РТО торговой отрасли (в частности, подсистемой торговой отрасли – розничной торговлей). Знание ПФ РТРФ позволит оценить, от каких факторов зависит РТО, можно ли его поддерживать на некотором стабильном уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство населения страны. Исследовали производственную функцию ↳Читать далее

Управление затратами на обучение и развитие персонала как вид инвестиций в человеческий капитал

Дербенева А.А.
ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет
УДК 331.1
Работник любой сферы деятельности, предлагая и осуществляя свои профессиональные знания, умения и навыки, безусловно, ждет от организации взаимной отдачи, будь то в виде нематериальных или материальных аспектов стимулирования. В данной ситуации вопрос взаимного здорового и эффективного сотрудничества работника с организацией  определяется концепцией «человеческого капитала». Данная концепция выделяет понятие «инвестиции в человеческий капитал», которое подразумевает под собой некое вложение, способствующее развитию потенциала работника, его степени мотивации к эффективной трудовой деятельности посредством повышения квалификации работника, усовершенствования его профессиональных умений и навыков, предоставления социальных льгот и других аспектов. Взамен, ожидая от реализованных вкладов отдачу в виде повышения производительности труда, а как следствие, и увеличения прибыли [5]. «Обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей» [2, с. 101]. Таким образом, посредством качественного и количественного увеличения профессиональных знаний и компетенций работника, в некоторой степени гарантируется его востребованность ↳Читать далее

Оценка конкурентоспособных сторон Пермского края

Васильченко Анна Игоревна
Старший преподаватель кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории,
Пермского государственного национального исследовательского университета


УДК 332.1
Пермский край является субъектом Приволжского федерального округа. Он граничит с такими регионами, как Республики Башкортостан и Коми, Удмуртская республика, Кировская и Свердловская области. Развитие конкурентоспособности любого региона можно оценить согласно теории Майкла Портера. Данная модель предполагает оценку по четырем стадиям [6]: оценка конкуренции на основе факторов производства (предполагает изучение природно-ресурсного потенциала исследуемого региона, благоприятных условий для организации производства товаров, наличием высококвалифицированных специалистов); оценку конкуренции на основе инвестиций (предполагает агрегированное инвестирование в развитие образования, технологий, лицензий); оценку конкуренции на основе инноваций (разработка и создание новых товаров и новой продукции, новых производственных процессов и т.д.); оценку конкуренции на основе богатства региона. Рисунок 1. Индекс промышленности производства Приволжского федерального округа, в % Пермский край обладает конкурентоспособным преимуществом по сравнению с другими регионами  в области промышленности. Таким образом, можно сказать, что экономика Пермского края носит промышленный характер. Пермский край является лидером в ряде видов промышленной продукции. Однако, после кризиса 2014-2015 гг. объем промышленного производства ↳Читать далее

Индикаторы капитализации Московской биржи

Залесова Александра Андреевна, Нусратуллин Ильмир Вилович
1. магистрант, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
2. к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»


УДК 33
Состояние рыночной конъюнктуры фондового рынка, воздействует на состояние национальной экономики и ее отдельных отраслей, способствует торможению или ускорению производственных процессов в экономике. Данная особенность связана со способностью финансового рынка абсорбировать всю имеющуюся финансовую информацию, оперативно ее трансформировать в биржевых ценах бумаг эмитентов, что определяет инвестиционную привлекательность компаний для потенциальных инвесторов [1]. Сегодня финансовый рынок представляет собой наиболее эффективный механизм финансирования как сферы материального производства, так и сферы нематериального производства. От состояния и доступности инвестиционных ресурсов финансового рынка зависит развитие национальной экономики, ее прирост и инновационная стратегия. Отметим, что отечественный рынок ценных бумаг сегодня представляет ПАО «Московская Биржа», которая в 2013 году провела IPO на 15 млрд. руб., чем установила рекорд среди локальных размещений [2]. Отечественный финансовый рынок, являясь достаточно молодым, высоко интегрирован в мировой финансовый рынок, так как синхронно отражает островные тенденции биржевых котировок многих валют. Это наглядно демонстрируют основные биржевые индикаторы рынка – индексы ММВБ и РТС. Методика расчета ↳Читать далее

Учет основных средств на примере филиала областного потребительского общества

Лаврентьева Марина Анатольевна, Родионова Татьяна
1. к.э.н. доцент кафедры бухгалтерского учета
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
2. студентка СПО 35140-ЭБ9-3
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

УДК 657
Согласно Закону № 3085-1 от 09.06.1992 г., потребительское общество следует рассматривать как добровольный союз физических или юридических лиц на основе их членства с учетом удовлетворения их потребностей. Чаще всего данное объединение происходит по территориальному признаку. Соответственно, в основе деятельности Дальнеконстантиновского филиала Нижегородского областного потребительского общества (далее Дальнеконстантиновский филиал НОПО) лежит не коммерческий интерес, а забота о членах потребительского общества в виде удовлетворения их материальных и иных потребностей в товарах и услугах. Дальнеконстантиновский филиал НОПО имеет многоотраслевую систему хозяйственной деятельности: — розничная торговля; — производство; — заготовки. Ведущее место в общей деятельности филиала занимает розничная торговля. Оборот розничной торговли составляет приблизительно 60 % от хозяйственной деятельности. В Дальнеконстантиновском филиале НОПО на сегодняшний день действуют 18 магазинов. 14 торговых точек находятся в сельской местности, 16 сел из-за отсутствия стационарных магазинов обслуживаются путем выездной торговли. Для осуществления своей деятельности общество должно иметь соответствующее имущество. В состав имущества общества входят основные средства, используемые в ↳Читать далее

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне (на примере муниципального образования «город Екатеринбург»)

Деева Екатерина Григорьевна
Научный руководитель: Зверева С. А.

1. Магистрант 2 курса, кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Уральский государственный экономический университет
2. к.э.н, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ,
Уральский государственный экономический университет


УДК 33
Одной из причин, вызывающих затруднения при осуществлении предпринимательской деятельности в Российской Федерации, субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) называют недостаточную информационную осведомленность о деятельности органов, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства [10]. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209 — ФЗ) [1] наделяет определенными полномочиями в сфере развития малого и среднего предпринимательства не только органы государственной власти федерального и регионального уровня, но и органы местного самоуправления.    На примере муниципального образования «город Екатеринбург» рассмотрим выполнение различными органами местного самоуправления полномочия по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.  Уставом муниципального образования «город Екатеринбург» предусмотрена следующая структура органов местного самоуправления: Глава Екатеринбурга – Председатель Екатеринбургской городской Думы – высшее должностное лицо муниципального образования; Екатеринбургская городская Дума – представительный орган; Администрация города Екатеринбурга – исполнительно-распорядительный орган; Счетная палата – контрольно-счетный орган. К полномочиям Главы Екатеринбурга ↳Читать далее

Актуализация современной системы обучения в сервисных организациях

Грекова Г.А., Дудкина О.В.
1. кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой химии
Ростовский Государственный Медицинский Университет
Россия, г.Ростов-на-Дону
2. кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»
Донской Государственный Технический Университет
Россия, г.Ростов-на-Дону


УДК 33
Формирование современной системы обучения и подготовки сотрудников различных сервисных организаций связано с тем, что компании начинают конкурировать не за счет ресурсов, а за счет компетенций. Постоянно изменяющаяся бизнес среда и новые технологии меняют требования к специалистам, обучающим сотрудников сервисных организаций. Драйверами перемен для бизнеса становятся все более нарастающие изменения, кризисные явления в мировом масштабе [1]. Для обеспечения той скорости обучения, которая необходима современной сервисной компании, классических методов недостаточно. Это не значит, что они не эффективны, это значит, что они не дают той скорости, которая нужна. Сегодня наблюдается процесс, когда обучение в сервисе становится одной из самых технологичных, гибких, мобильных и быстро развивающихся областей: обучение мгновенно доступно всегда и везде, онлайн и офлайн, оно адаптируется под экраны компьютеров, планшетов, смартфонов; варианты автоматизации процессов в сервисе постоянно модифицируются: от системы дистанционного обучения до решений, позволяющих управлять всеми HR-процессами в единой логике; способы и формы доставки знаний становятся все более разнообразными: электронные курсы (игровые ↳Читать далее