Влияние санкционных ограничений на товарный экспорт России

Горда Ольга Сергеевна, Витковская Иляна Витальевна
1. к.э.н., доц., Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
2. магистрант, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
УДК 339.564
Весной 2014 г. ряд развитых стран мира начали вводить в отношении России санкции и другие ограничения торгово-экономического характера, которые оказали сдерживающее влияние на развитие национальной экономики, в том числе ее внешнеэкономический сектор. Прежде всего, санкции затронули импорт и экспорт вооружения и военной техники, оборудования, используемого в нефтедобывающей отрасли, энергетике. Деструктивное воздействие данного фактора дополнялось снижением мировых цен на энергоресурсы, а также низкой конъюнктурой мировых рынков, обусловленной сохраняющейся неопределенностью в мировом хозяйстве. Наряду с другими внешними факторами, санкции в значительной степени повлияли на стоимостные объемы товарного импорта России. По данным ЮНКТАД [6], за период 2013-2015 гг. он сократился практически на 76 % до 194 млрд. долл. США. Однако отечественный экспорт товаров также значительно снизился – на 54 % до 340 млрд. долл. США, изменилась его товарная и географическая структура. По итогам 2014 г. сократилась доля минерального топлива на 1,1 процентных пунктов (п.п.), 2015 г. – еще на 6,7 п.п. до 62,8 ↳Читать далее

Прогнозирование государственного долга как составляющей внешней задолженности стран мира

Гаврилюк Валерия Вадимовна, Буценко Ирина Николаевна
1. Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь
2. Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь

УДК 338.27:336.3
Государственный долг, как составляющая совокупной внешней задолженности, представляет собой один важнейших факторов оценки уровня экономического благосостояния страны и является существенным показателем международной платежеспособности государства. Объем государственного долга тесно связан с одним из основных макроэкономических показателей – ВВП, поэтому в различных экономических исследованиях внешняя задолженность, как в целом, так и государственного сектора в частности, рассматривается в относительных показателях. В ходе исследования на основе статистических данных Международного валютного фонда составлен рейтинг стран по наибольшему объему госдолга относительно ВВП в среднем за 2006-2015 гг. и отобрано 10 стран, занявшие в нем лидирующие позиции (Таблица 1). Следует отметить, что по усредненным данным, госдолг каждой из этих стран превышает ВВП, что, в некоторых случаях, представляет собой критическое значение и усиливает необходимость изучения данного вопроса. Таблица 1. Рейтинг стран за 2006-2015 гг. по объему госдолга к ВВП, % № Страна 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Среднее 1 Япония 186,00 183,01 191,81 ↳Читать далее

Развитие потребительского кредитования в Германии

Еремина Ольга Ивановна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (г. Саранск)

УДК 336.717.42
В современной экономике объем кредитования населения ежегодно увеличивается, расширяется перечень предоставляемых банками кредитных продуктов физическим лицам. Жесткие условия конкуренции на рынке розничного кредитования вынуждают банки искать пути повышения эффективности кредитования и обеспечения его привлекательности для населения. В этой связи, интересен опыт развития потребительского кредитования в Германии, поскольку немецкие банки, являясь одними из самых надежных и стабильных финансовых институтов Европейского Союза, предоставляют своим клиентам очень выгодные условия. В Германии физическим лицам могут быть выданы различные виды кредитов: – потребительский кредит (Konsumentenkredit) – предоставляется без указания целевого назначения кредита. Этот вид кредита часто используется для покупки товаров длительного пользования или оплаты путешествия; – кредит на автомобиль (Autokredit) – предоставляется банком под залог автомобиля. Процентная ставка по автокредиту более низкая, чем при потребительском кредите; – овердрафтный кредит (Dispokredit) – предполагает установление кредитного лимита на текущем счете клиента до ранее согласованного лимита; – кредит по кредитной карте – позволяет совершать покупки с помощью кредитной ↳Читать далее

Управление региональной экономической безопасностью

Буренина Наталья Борисовна
к.э.н., доцент кафедры менеджмента устойчивого развития, Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь

УДК 332.146.2
Управление региональной экономической безопасностью направлено на повышение эффективности деятельности регионов, их сбалансированное развитие, на эффективное использование ресурсов и достижение высоких конечных результатов. Экономическая безопасность регионов предполагает стабильность, устойчивость, динамику экономического развития территорий, определенную финансовую независимость от федерального бюджета и интеграцию с экономикой страны. Внутренняя политика регионов, которую осуществляют органы власти региона, направлена на развитие конкурентосопособности региона, инфраструктуры, привлечение инвестиций, создание благоприятного климата для бизнеса с целью повышения качества жизни населения, снижения уровня безработицы, улучшения состояния окружающей среды. Одной из самых серьезных проблем России остается неравномерное развитие регионов российской территории. Поэтому главной задачей государственной региональной политики является снятие  этих противоречий. Необходимо создать условия, способствующие выравниванию различий, стимулирующие развитие каждого региона. Положительное развитие регионов предполагает привлечение инвесторов и использование в каждом регионе собственного потенциала, поиск своей ниши в экономике страны, что позволило бы создать точки роста, которые будут способствовать ускорению развития этих территорий. Правительство Российской Федерации разработало Государственную Программу РФ «Региональная политика ↳Читать далее

Историко-правовой аспект развития института муниципальной собственности

Кузнецов А.В., Резер Т.М.

Уральский государственный экономический университет

УДК 34
Актуальность управления муниципальной собственностью в современных условиях обусловлена тем, что несмотря на повсеместную приватизацию, муниципалитеты по-прежнему являются крупными собственниками имущества. В связи с этим, вопросы эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью остаются особо востребованными в условиях экономического кризиса. Продолжительное время проблемам в управлении муниципальной собственностью не уделялось должного внимания, что привело к невозможности использования ее экономического потенциала. Поэтому очевидна потребность внедрения новых механизмов, форм и методов управления собственностью на уровне местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе РФ законодательно закреплено наличие муниципальной собственности, ее равноправие с прочими формами собственности, а так же полномочия по управлению собственностью, которые закреплены за органами местного самоуправления. Рассмотрим историко-правовой аспект института муниципальной собственности. Одним из первых законодательных актов об институте муниципальной собственности стало Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и ↳Читать далее

Долговая политика Республики Мордовия

Макейкина Светлана Михайловна, Байнева Марина Анатольевна
1. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит
2. студентка экономического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Республика Мордовия, г. Саранск

УДК 332.1
долговой понимается органов государственной по управлению долгом. политика идеологию управления заимствованиями, определяет и управления долгом и направления органов по реализации [1]. Другой автор, Болдырев Б. Г. считает, что государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены за определенный срок или к определенной дате [6]. В современных условиях дефицита бюджетов проблема заимствований регионов особенно актуальна в свете имеющихся тенденций как в российской, так и в мировой экономике. Динамика долговой нагрузки является одним из основных факторов, влияющих на финансовую стабильность и финансовое состояние субъектов. Долговая политика не только формирует идеологию управления государственными заимствованиями, но и определяет стратегию и тактику управления государственными заимствованиями и основные направления региональных органов власти по их реализации. Государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта Российской Федерации по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств. Проводимая долговая политика регионов исходит из объективности долговых ↳Читать далее

Особенности формирования трансграничных кластеров

Смоленко Анастасия Николаевна
Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»

УДК 339.92
В современных условиях, в условиях глобализации, особенным признаком развитости государственной региональной и внешнеэкономической политики является трансграничное сотрудничество, нацеленное на укрепление отношений и создание условий для более тесной координации действий в сфере интеграции экономик соседних стран. Трансграничное сотрудничество в наиболее интегрированной форме реализуется путем создания трансграничных кластеров, которые выступают инновационным элементом сотрудничества, обеспечивающим динамическое и устойчивое развитие трансграничных регионов. Трансграничный кластер — объединение независимых компаний, общественных организаций, других субъектов трансграничного сотрудничества, которые географически сосредоточены в трансграничном регионе (пространстве). Трансграничные кластеры охватывают смежные приграничные территории соседних государств, в состав которых входят институты, размещенные по обе стороны границы. Реализация кластерного подхода в рамках приграничного сотрудничества создает больший потенциал экономического роста приграничных территорий [1,с. 29]. Трансграничное сотрудничество с формированием трансграничных кластеров широко представлено в Европе. Среди наиболее развитых трансграничных кластеров стран ЕС можно выделить: кластер биотехнологий, регион Орезунд (Дания-Швеция), немецко-голландский трансграничный кластер (производство пластмасс, металлообработка) португальско-испанский автомобильный кластер, текстильный кластер (Нижняя Австрия и Богемия) ↳Читать далее

Малый и средний бизнес в УрФО

Мурыгина Лариса Сергеевна, Самарина Анна Леонидовна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г.Челябинск

УДК 334.7
Малый и средний бизнес считается значительной составляющей хозяйственного комплекса России и ее регионов. Более значительно воздействует данный бизнес по трем направлениям: – территориальное (формирование предпринимательства в небольших населенных пунктах, инфраструктурное освоение территорий, применение местных природных ресурсов, близкое расположение производственных точек к рынкам, результативное применение интеллектуальных и трудовых ресурсов, удовлетворенность  нужд конкретных групп населения, живущих рядом); –экономическое (наполнение рынка товарами и услугами, активизация инновационной деятельности, формирование конкурентной среды, стимулирование экономического роста); – социальное (повышение числа рабочих  зон, увеличение доли среднего класса в обществе, реализация креативных способностей, формирование навыков предпринимательства, снижение уровня безработицы). Значительный вклад в развитие конкурентной среды вносит малое и среднее предпринимательство. Такой бизнес является серьезным конкурентом крупным монополистическим предприятиям, так как часто занимается узкими специализациями и использует современные технологии. Можно выделить  положительные стороны малого и среднего бизнеса: — привлечение существенных финансовых и производственных ресурсов населения; — быстрое реагирование на перемены рынка; — рыночная апробация инноваций; — низкие издержки  в управлении и ↳Читать далее

Основные направления оптимизации налогообложения в Кыргызской Республике

Рысалиева Мира Шаршенкуловна
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Кыргызско-Российского Славянского университета г.Бишкек, Кыргызстан

УДК 336.221
На сегодняшний день, практически все проводимые в Кыргызской Республике экономические преобразования неразрывно связаны с вопросами оптимизации налогообложения, реформирования налоговой системы, совершенствования налогового законодательства. Практически во всем мире, налоговая политика является основным и самым эффективным инструментом в руках государства по стимулированию и развитию экономического и социального прогресса в стране. Также, именно через налоги, государству удается аккумулировать финансовые средства для обеспечения безопасности и правопорядка в стране, решать общегосударственные задачи в экономической и социальной сфере и т.д. Как известно, государство также может активно использовать систему налогообложения, в качестве важного рычага для привлечения инвестиций в экономику страны, для стимулирования хозяйственной и предпринимательской деятельности внутри страны и на внешнем рынке, с помощью  введения или отмены отдельных видов налогов, применяя различные системы ставок, льгот и т. д. На данном этапе, одной из наиболее актуальных проблем налоговой системы Кыргызской Республики  является обеспечение достаточных доходов государственного бюджета для обеспечения расходных программ и экономического регулирования. Этим объясняется, что налоговой ↳Читать далее

Финансовая устойчивость предприятия

Береговая А. Д., Никулина В. В.
Научный руководитель: Уланова Н. К.
Новосибирский государственный университет экономики и управления

УДК 338
Финансовая устойчивость является главной составляющей общей устойчивости компании и возникает в ходе производственно-хозяйственной деятельности. Финансовая устойчивость предприятия — это постоянно положительное финансовое положение за счет обеспечения роста собственного капитала предприятия, а также прибыли [2]. Оценка финансовой устойчивости предприятия за определенный период позволяет установить правильность пользования финансовыми ресурсами на этапах их возникновения, распределения и потребления, так как неверное использование финансовых ресурсов приводит к неспособности компании рассчитываться по своим обязательствам, что может послужить причиной банкротства. Главными источниками информации для оценки финансовой устойчивости являются следующие формы отчетности: Отчет о прибылях и убытках предприятия; Бухгалтерский баланс предприятия. Типы финансовой устойчивости предприятия. Различают 4 типа финансовой устойчивости, которые используются для определения финансового состояния компании [1]. Абсолютная финансовая устойчивость. Она означает, что предприятие платежеспособно и независимо от внешних кредиторов. Нормальная финансовая устойчивость. У предприятия нормальная платежеспособность и оно целесообразно расходует заемные средства. Финансовая неустойчивость. Предприятию необходимо привлечение заемных денежных средств, в следствие отсутствия нормальной платежеспособности. Финансовый ↳Читать далее