Подсочка в контексте устойчивого развития лесов

Горкин Александр Ильич, Иконникова Ольга Владимировна

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
УДК 338
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Архангельской области «Русский Север: история, современность, перспективы» в рамках научного проекта № 16-12-29003  «Экономическое обоснование восстановления заготовки живицы в объемах промышленной подсочки в контексте обеспечения устойчивого развития лесов Архангельской области» Одной из главных целей каждого отдельно взятого государства и мировой экономики в целом на протяжении многих десятилетий и даже столетий являлось достижение стабильного экономического роста. При этом забота об окружающей среде, а зачастую и забота о населении, отходили на второй план, что едва не привело к глобальному коллапсу. Осознание того, что природа не в состоянии удовлетворить растущие потребности человечества, пришло во второй половине прошлого века. В 1983 году под эгидой ООН была создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила Гру Харлем Брундтланд, с именем которой теперь ассоциируется доминирующая ныне трактовка термина «устойчивое развитие». В 1987 году комиссия опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором устойчивое развитие определялось как развитие, ↳Читать далее

Метoдики oценки финанcoвoгo cocтoяния предприятия

Кoнтаева Екатерина Алекcандрoвна, Гoряйнoва Анаcтаcия Дмитриевна

Нoвocибирcкий гocударcтвенный универcитет экoнoмики и управления
УДК 33
За пocледние гoды пoвыcилcя урoвень прoведения анализа финанcoвoгo cocтoяния предприятия. Вcе чаще вcтречаетcя грамoтнo пoдгoтoвленная аналитичеcкая запиcка, кoтoрая характеризует деятельнocть предприятия и  oпределяет ocнoвные егo прoблемы и вcячеcкие cпocoбы их решения. Бoльшинcтвo метoдик анализа деятельнocти предприятия, кoтoрые cущеcтвуют в наcтoящее время пoвтoряют и дoпoлняют друг друга, oни мoгут быть иcпoльзoваны как вмеcте , так или раздельнo в завиcимocти oт пocтавленных целей и задач, инфoрмациoннoй базы, имеющейcя в раcпoряжении аналитика. Финанcoвый анализ, иcпoльзуя cпецифичеcкие метoды и приемы, пoзвoляет oпределить параметры, дающие вoзмoжнocть oбъективнo oценивать финанcoвoе cocтoяние предприятия. Результаты анализа пoзвoляют заинтереcoванным лицам и предприятиям принимать управленчеcкие решения на ocнoве oценки текущегo финанcoвoгo пoлoжения, деятельнocти предприятия за предшеcтвующие гoды и прoекции финанcoвoгo cocтoяния на перcпективу, тo еcть oжидаемые параметры финанcoвoгo пoлoжения. В начале 90-х гoдoв ширoкo иcпoльзoвалаcь метoдика, предлагаемая В.Ф. Палием. Oднакo на cегoдняшний день эта метoдика не удoвлетвoряет вcем требoваниям, предъявляемым к анализу. Вo-первых, c 1992 гoда, cущеcтвеннo изменилаcь инфoрмациoнная ocнoва ↳Читать далее

Совершенствование процессов информационного обеспечения и автоматизации управленческого учета

Котова Ксения Юрьевна, Лукина Полина Игоревна
Пермский государственный национальный исследовательский университет
УДК 338
Актуальность В условиях рыночной экономики информационные технологии определяют способность предприятия гибко реагировать на изменения внешней среды, повышать управляемость бизнес – процессами. Поэтому, актуальной задачей для любого предприятия становится формирование информационного обеспечения и автоматизации управления документами и деловыми процессами. Информационное обеспечение – это сбор, обработка и передача финансовой и нефинансовой информации, используемой менеджерами для планирования и контроля за ходом деятельности вверенных им подразделений, измерения и оценки полученных результатов. Под автоматизацией управления предприятием понимается способ технической систематизации информации в единую базу первичных данных, которая могла бы использоваться для составления как бухгалтерской, так и управленческой отчетности. Он подразумевает: 1) создание общей информационной среды и пространства для накопления и обмена знаниями; 2) управление бизнес-процессами с помощью специализированных приложений. Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. Спектр предприятий широк, но всем им требуется программная поддержка для автоматизации управленческого учета. Классификация предприятий представлена в таблице 1: ↳Читать далее

Особенности учёта в некоммерческих организациях

Тараскина Юлия Владиславовна, Стенникова Малена Сергеевна
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
УДК 657
Некоммерческой организацией (НКО) в соответствии с Гражданским кодексом РФ признаётся юридическое лицо, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие между участниками полученную прибыль. Кроме того НКО, если это предусмотрено их уставами, могут осуществлять деятельность приносящую доход, лишь на основании, что это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует данным целям. Важность НКО в РФ прослеживается непосредственно участием в социальной сфере, а также в сотрудничестве с коммерческими организациями, что наблюдается довольно часто в Российской практике. К примеру, НКО «Республиканский фонд капитального ремонта» систематически осуществляет поиск подрядных организаций при помощи Единой электронной торговой площадки. Дополнительной мотивацией для коммерческой организации в данном случае является и то, что участники, прошедшие предварительный отбор будут включены в реестр квалифицированных подрядных организаций, формируемый Министерством Жилищно-коммунального хозяйства. Развитие некоммерческого сектора уже происходит в достаточно динамичном темпе, о чём, в частности, свидетельствуют данные Росстата, которые представлены в таблице 1. ↳Читать далее

О формировании конкурентных статусов ведущих российских авиакомпаний

Гайсарова А.А., Филиппенкова Т.А.
1. к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия
2. студентка
Институт экономики и управления (структурное подразделение) КФУ им. В.И.Вернадского г. Симферополь
УДК 338
Введение. Функционирование мирового и российского рынка невозможно представить без развитой транспортной сети и системы коммуникаций. Из всех сфер именно авиация считается базовым, стратегически важным сектором российской экономики. Воздушный транспорт представляет собой глобальную систему, которая непрерывно развивается. Его развитие тесно связано с состоянием национальной экономики и международной торговли. Потребности в перевозке пассажиров и грузов расширяются за счет роста торговли, увеличения объемов туристических услуг, развития и повышения уровня экономики. Эти факторы являются основными предпосылками для создания конкуренции между авиакомпаниями, следовательно, данная тема остается актуальной уже много лет. Для получения превосходства над конкурентами любая авиакомпания должна иметь определенный ряд преимуществ. Так, целью данного исследования является выявление сильных сторон у ведущих авиакомпаний страны и способов формирования их конкурентного статуса. Объекты и методы исследования. Объектом исследования являются ведущие авиакомпании Российской Федерации.  В работе использованы такие методы исследования, как прием сравнения и графический. Экспериментальная часть. Научные работы российских и зарубежных ученых в целом охватывают спектр проблем о развитии авиационной сферы, а также возможной модернизации воздушного транспорта. Таким образом, проблема повышения конкурентоспособности авиакомпаний отодвигается на второй план. Теория конкурентоспособности предприятия и ее конкурентных преимуществ представлена в работах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и других. Современные разработки в области исследования параметров конкурентоспособности предприятия, а также методов ее повышения сформулированы в трудах М. Портера «Теория конкурентных преимуществ», А. Маршалла «Принцип экономической науки», Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции», А.А. Лазаренко «Методы оценки конкурентоспособности» и др. [9,11,12,13]. Конкурентоспособное состояние компаний трактуется как относительная характеристика, которая выражает отличительные особенности одного предприятия от другого по степени удовлетворения потребностей своих клиентов, по показателям эффективности их производственной деятельности, а также способность предприятия реализовать свой потенциал лучше конкурентов. Конкурентоспособность предприятия характеризует его возможность приспособления к меняющимся рыночным условиям. [14] Касательно конкурентоспособности авиакомпаний можно выделить труды А.Т. Меджитовой и Е.В. Веселовой, которые оценивали конкурентные статусы и роль авиакомпаний на мировом рынке. [6,7] Повышение конкурентоспособности это необходимое условие для успешного функционирования рынка авиации, которое напрямую зависит от конкурентного статуса (положения) предприятия. Конкурентный статус – обязательный компонент, который помогает ориентироваться на рынке, выбирать надежных партнеров и оценивать позиции конкурентов. В России развиты все виды современного транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный и т.д. Но именно авиация на данный момент является наиболее перспективной сферой экономики. Для будущего развития и для поддержания высоких темпов роста необходимо соблюдать качество авиаперевозок на том же уровне что и конкуренты. В настоящее время для развития авиационных технологий необходимо привлечение инвестиций, которые способны обеспечить повышение конкурентоспособности отечественных авиакомпаний, что в свою очередь позволит им сотрудничать с зарубежными авиакомпаниями, расширить и завоевать новые рынки, создать новые рабочие места и повысить квалификацию рабочей силы. Об эффективной работе ведущих авиакомпаний в России, можно судить по одному из показателей эффективной деятельности ведущих авиакомпаний — пассажирообороту (Рис. 1). Рисунок 1. Динамика пассажирооборота ведущих авиакомпаний России за 2012-2016 гг. (международные и внутренние перевозки) [4].   Согласно практики мировых рынков пассажироперевозок такой показатель свидетельствует о высокой конкуренции в отрасли. По данным диаграммы необходимо отметить увеличение количества пассажирских перевозок за период 2012-2014 гг. Данная тенденция связана с активным развитием туристического направления, а также с упрощением визовых режимов с некоторыми странами. Для определения параметров конкурентного статуса авиакомпаний проведем анализ конкурентоспособности ведущих авиаперевозчиков России. Оценивая структуру рынка авиаперевозок и пассажиропоток в 2014 году, следует определить «Аэрофлот – российские авиалинии» как наиболее конкурентоспособную. Данное предприятие владеет крупнейшим авиапарком в Европе, при этом парк самолетов постоянно пополняется новыми моделями. «Аэрофлот» состоит в международной ассоциации IATA. Имея высокий уровень обслуживания, квалифицированный персонал, бонусные программы и свой собственный Ситуационный центр, благодаря которому удается быстро принимать решение и действовать в критических ситуациях, услуги «Аэрофлота» пользуется высоким спросом. Безопасность перелетов компании соответствует европейским стандартам, тем самым обеспечивает надлежащую степень безопасности при перелетах и вызывает доверие. Стратегия деятельности «Аэрофлота» направлена на рост прибыльности, повышение операционной эффективности, внедрение новейших технологий и развитие инноваций. Авиакомпания стремится к лидерству на мировом и обеспечению доминирующих позиций на рынке перевозок между Европой и Азией. Сегодня ОАО «Аэрофлот» развивается как современная динамичная компания, используя передовые технологии и инновационные решения на всех этапах операционной и управленческой деятельности. Аэрофлот задает стандарты в отрасли в области управления парком, организации перевозок, обслуживания пассажиров на земле и на борту.[1] Крупной компанией, осуществляющей большое количество грузо- и пасажироперевозок, по данным Россавиации, является перевозчик «S7 Airlines» также известный как «Сибирь». В авиапарке этой компании большое количество новых самолетов, высокий уровень сервиса и безопасности перелетов, также для постоянных клиентов действует специальная бонусная программа.  «S7 Airlines» принадлежит альянсу «Oneworld» – третий крупнейший авиационный альянс в мире. Данный перевозчик имеет маршрутную сеть, которая охватывает разные регионы страны, по этой причине пользуется спросом у жителей даже самых отдаленных уголков страны. [2] Авиакомпания «Россия» располагается в Северо-Западном регионе и по оценке пунктуальности входит в 10-ку компаний Европы. Среди основных преимуществ этой организации следует выделить относительно низкую стоимость перелетов, профессиональный подбор кадров, соблюдение всех правил по контролю за техническим состоянием и чистотой в самолетах. Отрицательным фактором авиакомпании «Россия», по оценке экспертов, является лишь использование старых самолетов. [3] Для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо уметь оценивать имеющиеся положение на рынке, выявлять не только свои слабые стороны и возможности, но и анализировать статус конкурентов. Это становится возможным благодаря наиболее распространенным методам оценки конкурентного статуса предприятий. Рисунок 2. Методы оценки конкурентного статуса авиапредприятий [Составлено автором по материалам 9]   В основу теории эффективной конкуренции заложены показатели,  характеризующие эффективность производственной деятельности, финансовое состояние предприятия. Согласно данной теории эффективным является то предприятие, которое сумело организовать работу всех подразделений наилучшим образом. Оценивание показателей конкурентоспособности по уровню эффективности продукций и услуг предполагает создание высококонкурентной продукции (услуги) за счет ценовых факторов и качественных характеристик товара. Использование техники бенчмаркетинга (маркетинговой разведки) представляет собой непрерывный процесс анализа предприятия и сравнение его с аналогичными сферами деятельности с целью поиска способов улучшения деятельности своего предприятия. Характеризуя стоимостной метод необходимо отметить важность оценки стоимости предприятия как инструмента определения конкурентоспособности. Метод конкурентных преимуществ осуществляется посредством сравнения по перечню выбранных параметров. Данный метод целесообразно использовать для определения конкурентных статусов российских авиакомпаний на примере параметров крупнейших авиаперевозчиков России [9] Таблица 1  Анализ конкурентных преимуществ российских авиакомпаний Параметры конкурентоспособности Аэрофлот Сибирь Россия Состояние авиапарка + ± — Разветвленная маршрутная сеть + + + Безопасность полетов + + + Ценовые характеристики — — + Наземная инфраструктура — — — Развлекательные программы, питание на борту самолета — — — Качество обслуживания + + + Профессиональный подбор кадров + + + Рассмотрим сущность и особенности каждого из приведенных для анализа параметров. Авиапарк некоторых компаний не достаточно усовершенствован и это является одной из главных причин низкой конкурентоспособности. Эксплуатируемые на сегодняшний день самолеты разработаны еще в 60-70 годах и естественно подлежат списанию, дабы препятствовать снижению уровня безопасности и повышению уровня издержек. Свои парки полностью обновили еще два крупных перевозчика – S7 Airlines (бренд авиакомпании «Сибирь») и базирующаяся в Санкт-Петербурге «Россия». Компания «Аэрофлот» в данном вопросе превосходит своих конкурентов, так как именно ее авиапарк подвергается постоянному обновлению самолетов. [10] Одной из важных составляющих формирования конкурентного статуса является разветвленная маршрутная сеть, которая определяет количество клиентов компании. Касательно безопасности в данной сфере ссылаются на мировые стандарты (IOSA). С каждым днем летать становится все безопаснее. Однако эта ситуация требует не малых инвестиционных вложений опять же из-за высокого износа авиапарка. Низкотарифные авиакомпании постоянно подтверждают тот факт, что цена авиабилета для пассажира – главное в конкурентоспособности авиакомпании. Поэтому они совершенствуют управление компаниями, чтобы сдерживать рост себестоимости и соответственно рост тарифов. [8] Немаловажным для клиентов является и наземная инфраструктура. Авиакомпании должны обращать внимание на обслуживание клиентов в аэропорту под этим подразумевается своевременная выдача грузов, дорога до аэропорта, гостиница, прилежащая к нему и другое. Организация досуга на борту не должна сводиться на нет. Пассажиры должны быть обеспечены дополнительными видами развлечений. В силу научно-технического развития при любых условиях это становится вполне возможным. Но, к сожалению, ни одна из авиакомпаний не развивает наземную инфраструктуру и это отрицательное явление оказывает существенное влияние на  конкурентоспособности. Негативно может сказаться на имидже авиакомпании также экономия на питании, российские авиапассажиры считают именно этот фактор одним из основных, по которому они судят об авиакомпании и ее услугах. [7] Проведенный анализ параметров показал, что лучшей и наиболее конкурентоспособной является авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии». Преимущества данной организации представлены обновленным авиапарком, разветвленной маршрутной сетью, безопасностью перелетов и качеством обслуживания, чего лишены другие перевозчики. Результаты. Итак, следует отметить, что систематическая оценка конкурентного статуса авиапредприятия позволяет ему оценивать экономические возможности своего развития и роста, сконцентрировать стратегически е ресурсы на наиболее перспективные направления деятельности и достичь высокого уровня среди своих конкурентов. За 2016 год, как стало известно, российские авиаперевозки сократились на 6,8%, в этом случае целесообразно направить все силы на улучшение качества обслуживания. В авиационной сфере, в целом, необходимо руководствоваться и применять на практике такие методы повышения конкурентоспособности как: снижение затрат, определение таких ресурсов, которые будут использованы эффективнее чем у конкурентов, быстрая адаптация в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды, создание товаров и услуг, которые будут являться лидирующими компонентами фирмы. Заключение. Для того чтобы дать справедливую оценку конкурентоспособности авиапредприятия и его услуг на рынке, руководителю и экономистам следует использовать методики, которые бы позволили за небольшой период времени и без дополнительных поисков информации определять статус его конкурентоспособности. Универсального метода не существует и любая из существующих моделей имеет свои особенности и недостатки. Целесообразно определить комплексную методологию исследования конкурентоспособности предприятия, которая поможет обнаружить угрозы со стороны соперников и предпринять надлежащие меры по их предотвращению.

Факторинг, как ключевой фактор развития производства

Гурнович Татьяна Генриховна, Чистуха Елена Геннадьевна
1. Профессор, д.э.н., организации производства и инновационной деятельности, профессор ВАК
2. Студентка
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
УДК 33
В современных условиях ведения бизнеса все чаще используется новый инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала малых и средних организаций – факторинг, комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Факторинг включает в себя: •    финансирование под уступку денежного требования оптовых поставок без залога, которые осуществляются на условиях отсрочки платежей; •    управление дебиторской задолженностью предприятия; •    страхование рисков неплатежей со стороны покупателей; •    проведение анализа и оценки покупателей, передаваемых на факторинговое обслуживание. В операции, как правило, участвуют три лица: фактор — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор).  Услуги факторинга подходят организациям, работающим со своими клиентами на условиях отсрочки платежей. Такой вид услуг является одной из главных способов поддержать среднее и малое предпринимательство, так как в этом сегменте бизнесмены не всегда могут прибегнуть к традиционным кредитным методам финансирования, предлагаемым банками. Факторинг требуется тем компаниям, которые хотят быстро получить денежные средства для закрытия долгов, решения ↳Читать далее

Риск, как неотъемлемая часть предпринимательской деятельности

Гурнович Татьяна Генриховна, Чистуха Елена Геннадьевна
1. Профессор, д.э.н., организации производства и инновационной деятельности, профессор ВАК
2. Студентка Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина


УДК 338.242
Любая финансовая, производственная, коммерческая деятельность всегда связана с каким-либо риском, то есть вероятностью непредвиденного изменения результатов, как ухудшающих, так и улучшающих положение организации. Для обеспечения эффективного функционирования организации, предпринимательские структуры должны постоянно контролировать и оценивать свою экономическую устойчивость. Основной задачей прогнозирования рисков является достижение целей для экономического роста предприятия и недопущения ее банкротства. [3] Даже в самых благоприятных экономических условиях для любой организации всегда присутствует возможность появления кризисных ситуаций. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством факторов, влияющих на положительный или отрицательный исход принимаемых решений. [2] Рисунок 1 – Функции риска Рассматривая данные функции, которые осуществляет риск в предпринимательской деятельности, следует отметить, что, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли. Как гласит одно из закономерностей предпринимательской деятельности, чем больше риск, тем больше вероятная полученная прибыль. [4] С риском предприниматель сталкивается на разных этапах своей деятельности, и, соответственно, причин ↳Читать далее

Импортозамещение как способ развития сельского хозяйства России

Саенко Ирина Ивановна, Ладыгина Екатерина Ивановна, Чистуха Елена Геннадьевна
1. Доцент, к. э. н., управления и маркетинга
2. студентка, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
3. студентка, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
УДК 33
Проблема импортозамещения в России является одной из ключевых и не теряет своей актуальности на протяжении долгого времени. На сегодняшний день усиление данной проблемы происходит засчет введения некоторыми странами жёстких санкций в отношении российской экономики. [1] В первую очередь западные эмбарго находят свое отражение в сельскохозяйственной сфере. В связи с этим процесс импортозамещения в РФ стал рассматриваться как наиболее приоритетное направление развития сельского хозяйства.[6] Импортозамещение – это процесс снижения доли импортной продукции в товарообороте страны и замена ее отечественными товарами или услугами, то есть произведенными внутри страны. Импортозамещение приобрело особое значение вследствие того, как в 2014 году Россия в ответ на ряд торгово-экономических санкций европейских стран, США, Канады, Австралии и Японии запретила импорт ряда продуктов (мясо, рыба, ракообразные, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты и орехи). Эмбарго на данную продукцию открыло возможности для заполнения ниши в данном сегменте для российских производителей. [2] Так, в таблице 1 представлена динамика производства основных видов ↳Читать далее

О специальном налоговом режиме для субъектов СЭЗ в Кыргызской Республике

Рысалиева Мира Шаршенкуловна
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Кыргызско-Российского Славянского университета г.Бишкек, Кыргызстан

УДК 336
За последние годы повышается осознанный интерес к развитию инновационного сектора Кыргызской Республики. Соответственно, в определенный период возникает необходимость выделения особой льготной зоны с привлечением инвестиций, как иностранного, так и отечественного характера. Это место также требует наличия передовых технологий производства и создания дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных работников. Создаются так называемые специальные экономические зоны (СЭЗ), т.е. территориально ограниченная часть страны, имеющая особый юридический статус и льготные экономические условия для национальных или иностранных предпринимателей. Они создаются для решения стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории, для развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Наряду с государством в выделении таких зон заинтересованы инвесторы. Они также получают ряд преимуществ, среди которых, например, использование более дешевой рабочей силы, снижение затрат из-за полного отсутствия (или существенного их снижения) экспортных и импортных таможенных пошлин, развитие территории, создание необходимой, удобной и приближенной ↳Читать далее

Анализ деятельности финансового состояния некоммерческих организаций

Амирханян Виктория Геворковна, Сыркина Елена Владимировна
Мордовский государственный университет
УДК 338
Финансовое состояние – это совокупность показателей, отражающих наличие, использование и размещение финансовых ресурсов. Намерением анализа финансового состояния считается получение ключевых параметров, дающих всестороннюю и объективную оценку финансового состояния некоммерческой организации, вдобавок определение на этой основе конкретных путей улучшения организации финансов. Некоммерческая организация (НКО) — организация, которая не обладает в качестве своей основной цели работы добывание прибыли и не распределяющая полученную выгоду между участниками. Некоммерческие организации могут производиться для достижения социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных политических, и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития спорта и физической культуры, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов организаций и граждан, разрешения конфликтов и споров, оказания юридической поддержки, а также в иных целях, которые направлены на достижение социальных благ. Некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, лишь если данная деятельность направлена на свершение целей организации. Анализ финансового состояния некоммерческой организации демонстрируют, по каким конкретным направлениям нужно вести эту работу, предоставляет ↳Читать далее