Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса как инструмент обеспечения экономической безопасности государства в условиях нестабильности

Безпалов Валерий Васильевич
Васина Ия Владимировна

1. Доктор экономических наук, профессор кафедры национальной и региональной экономики
РЭУ им. Г.В. Плеханова
2. Студентка 5 курса факультета Экономики и права
РЭУ им. Г.В. Плеханова

УДК 33
Введение: Проблема повышения уровня экономической безопасности государства, региона, отрасли или хозяйствующего субъекта в последнее время приобрела особую актуальность в рамках её исследования на территории нашей страны. Нет ещё и 30 лет, как в России экономическая система функционирует в рамках рыночной экономики. В связи с этим все риски, связанные с национальной экономикой, воспринимаются более остро, чем в развитых странах с устоявшимся стабильным капиталистическим укладом. В самом начале 2020 года весь мир столкнулся с глобальной проблемой: эпидемия инфекции COVID-19 затормозила экономические отношения как внутри каждой страны, так и в международных связях. Уже на данном этапе и без оценок профессиональных экспертов можно сказать, что сложившаяся ситуация является серьёзнейшей угрозой экономической безопасности нашей страны и стабильности экономки в целом. Россия является одной из огромного количества стран, которой пандемия наносит колоссальный урон: Центральный банк Российской Федерации прогнозирует падение ВВП в 2020 году на 4-6%. Основу падения ВВП составит, по данным аналитиков, падение экспорта (10-15%). При ↳Читать далее

Правовое регулирование социального предпринимательства в сфере интеллектуальной собственности

Баттахов Петр Петрович
Институт государства и права РАН, Сектор предпринимательского и корпоративного права, старший научный сотрудник, кандидат юридических наук
УДК 33
Предпринимательская деятельность — это процесс осуществления финансово-экономической деятельности, которая направлена на получение прибыли [1]. История предпринимательства в России уходит корнями далеко в прошлое. Естественно, что со временем оно было видоизменено, так как любое явление в государстве должно быть адаптировано под текущие потребности общества. Так, в последнее время набирает обороты такое самостоятельное направление как социальное предпринимательство. С переходом к постиндустриальному обществу в конце XX — начале XXI вв. начинается становление и развитие новых самостоятельных направлений в российской экономике. Ярким примером может служить начало предпринимательской деятельности, направленной на осуществление социального блага[2]. В настоящий момент данный феномен набирает обороты во всем мире, так как сложившаяся экономическая обстановка требует разработку новых механизмов и способов осуществления социальной политики. Российское законодательство уделяет особое внимание решению социальных задач. В частности, особое внимание уделяется развитию и поддержке малого и среднего бизнеса в России. Так, в 2019 году были внесены поправки в соответствующий Федеральный закон от 24 июля 2007 ↳Читать далее

A fundamental scientific challenge in the fight against a pandemic

Shapsugova Marietta D.
Institute of State and Law RAS, Business and Corporate Law Department, Senior Research Fellow, Candidate of Legal Sciences
УДК 346.1
In connection with the pandemic, the priorities of scientific and technological development, enshrined in the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation, approved by the Decree of the President of the Russian Federation of 01.12.2016 No. 642 ( hereinafter — the Strategy), come to the fore. Conventionally, it is possible to identify three main stages in the passage of the socio-economic crisis and the crisis of legal regulation in a pandemic, through which all countries that have successfully coped with the pandemic will pass: emergency response — an adaptation of legislation — exit from the crisis. The measures taken at each stage must contribute to the most painless way out of the crisis. Its peculiarities of legal regulation characterize each stage. At the first stage, measures are taken spontaneously and represent a situational response. There is a reassessment of the available means of response and expansion (an ↳Читать далее

Внешнее референтное ценообразование на лекарственные средства в странах ЕАЭС

Гимранова Галия Ильясовна
Букатов Ерик Берикович

1. к.э.н., профессор, Карагандинский Экономический Университет Казпотребсоюза, г.Караганда
2. Докторант, Карагандинский Экономический Университет Казпотребсоюза, г.Караганда

УДК 338.242.4.
Перед национальными системами здравоохранения стран Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) стоят серьезные задачи, которые необходимо решать, используя современные подходы в государственном управлении. Ежегодный рост цен на лекарственные средства, низкая по сравнению с развитыми странами продолжительность жизни и высокая смертность от управляемых причин, хроническое недофинансирование систем здравоохранения, организационные проблемы — вот только несколько из множества вызовов, стоящих перед национальными системами здравоохранения стран ЕАЭС. Стабильное ценообразование на лекарственные средства является первостепенной задачей для государств ЕАЭС, выполнение данной задачи возможно с помощью различных инструментов, в том числе и с помощью метода «внешнего референтного ценообразования» (далее ВРЦ). ВРЦ является достаточно новым инструментом по сдерживанию цен на лекарственные средства в странах ЕАЭС. Первой страной в ЕАЭС внедрившей у себя данный метод ценообразования в 2010 году была Российская Федерация. В 2015 году Республика Казахстан начала использовать метод ВРЦ, в 2019 году Республика Беларусь и в 2020 году Кыргызская Республика также внедрили данный метод. В странах ЕАЭС ↳Читать далее

Методологические принципы применения технологий цифровой экономики в процессе диджитализации медицины

Лаврентьева М.А.
к.э.н., доцент кафедры социальной медицины и организации
здравоохранения ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава РФ
Россия ,г. Нижний Новгород

УДК 33
Введение Благодаря развитию цифровой экономики новые технологии все активнее внедряются во все сферы жизни общества, в том числе в медицину и здравоохранение. Система оказания медицинской помощи становится все более диджитализованной [1], что позволяет приблизиться к решению таких важных задач современной медицины как снижение уровня смертности, повышение качества медицинских услуг, своевременность диагностики опасных для жизни и здоровья заболеваний и снижение количества медицинских ошибок.  В области экономики здравоохранения совершенствование технологий дает возможность повысить эффективность менеджмента медицинских учреждений и создать ориентированную на пациента систему здравоохранения. Однако уровень внедрения интегрированных систем на базе информационных технологий в секторе здравоохранения довольно медленный по сравнению с другими секторами, такими как торговля и финансы, особенно в случае стран с развивающейся экономикой. Сам процесс диджитализации здравоохранения нуждается в собственной концептуальной и методологической основе, так как он представляет собой сложный межотраслевой конструкт. Во-первых, диджитализация медицины включает в себя применение различных технологий, не связанных между собой: EHR-системы [2], носимые смарт-устройства [3,4], ↳Читать далее

Методика расчета премиального фонда в банковской сфере

Бобровская Елена Владимировна
Воронкова Дарья Игоревна

1. канд.ветеринар. наук, доцент
Омский государственный аграрный университет им. П.А.Столыпина, г.Омск
2. ведущий специалист ПАО КБ «Восточный», г.Москва

УДК 331.1
На текущий момент уже понятно, что без четкой и ясной системы управлять многочисленным и быстрорастущим персоналом банка становится все сложнее. Индивидуальный подход к каждому сотруднику малоэффективен и практически нереален, зачастую принятие решения об изменении заработной платы принимается постфактум, к моменту увольнения сотрудника [1]. Представим результаты расчетов на основе одной из экспериментальных подгрупп персонала ПАО КБ «Восточный». Далее будем обозначать  ее как рабочая подгруппа. В данную подгруппу будут включены различные категории персонала банка, которые будут выполнять работу заполнения сайта банка необходимой информацией. Расчет выполнялся на основе методики, рассмотренной в статье [2] . При этом были использованы следующие предпосылки: — индекс результативности по результатам расчета принимался на уровне от 0 до 10; — минимальный штраф в виде санкций принимался на уровне 0,5 за одно стандартное нарушение. В таблице 1 представлен расчет индекса результативности для рабочей подгруппы по развитию и внедрению подсистемы ведения нормативной справочной информации в 3 кв.2019 г. Таблица 1 Методика ↳Читать далее

Проблемы формирования кредитного портфеля и управления им

Палова Е.А.
Ильина С.И.

1. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина,
магистрант
2. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина,
доцент кафедры Коммерции и сервиса

УДК 336.71
Одним из ключевых аспектов кредитной политики коммерческого банка с точки зрения банковского менеджмента является управление кредитным портфелем. Необходимость совершенствования системы управления кредитным портфелем в современных условиях обусловлена [1, с.29] следующими тенденциями: — ростом кредитных рисков при кредитовании, что выражается в росте просроченной задолженности; — ростом возрастающих потребностей реального сектора экономики и населения в кредитных ресурсах; — просчетами стратегий управления кредитным портфелем. Управленческая деятельность коммерческого банка в области кредитования должна быть направлена на минимизацию кредитных рисков, роста доходности и ликвидности кредитного портфеля [2, с.112]. В коммерческом банке, как правило, функционируют специальные подразделения, которые управляют кредитным процессом и имеют различные задачи, функции, компетенции, таблица 1: Таблица 1 Функции и задачи подразделений и служб коммерческого банка по управлению процессами кредитования Наименование подразделения Функции и задачи подразделения Правление банка Разрабатывает      и     утверждает      основные направления развития кредитной политики Кредитный комитет Определяет стратегию и тактику по развитию кредитных операций. Берет ответственность за одобрение крупных займов, оценивает ↳Читать далее

Правовое регулирование сетевого ритейла в зарубежных странах

Соловяненко Нина Ивановна
Шапсугова Мариетта Дамировна

1. Институт государства и права РАН, Сектор предпринимательского и корпоративного права, старший научный сотрудник, кандидат юридических наук
2. Институт государства и права РАН, Сектор предпринимательского и корпоративного права, старший научный сотрудник, кандидат юридических наук

УДК 346.1
В ЕС (Economic and Financial Affairs Directorate-General, European Commission) выделяют следующие направления государственного регулирования розничной торговли, создающие угрозу конкуренции: нормы создающие входные барьеры на рынок,  нормы, ограничивающие операционную деятельность (график работы, нормы, ограничивающие ценовую конкуренцию, регулирование размера торговых объектов и их размещения. В Италии контроль за входом на рынок осуществляется исходя из площади торгового объекта и количества жителей в муниципалитете в соответствии с Законом Берсани (Bersani Law). Так, все торговые объекты делятся на малые (площадью до 150 кв. м), средние (от 150 до 1500 кв. м) и крупные (свыше 1500 кв. м). В городах с населением свыше 10 тыс. жителей порог для средних и крупных магазинов поднят до 250 и 2500 кв. м соответственно. Для открытия малых торговых объектов более не требуется получать специального разрешения, для открытия средних торговых объектов необходимо обращение в городской совет, а открытие крупных торговых объектов отныне регулировалось на региональном уровне. Во Франции принят Акт Раффарена ↳Читать далее

Особенности развития китайской экономической модели на современном этапе: перспективы лидерства КНР в эпоху глобализации

Ночвина Белла Анатольевна,
Лисина Татьяна Романовна

1. к.и.н., доцент кафедры истории и зарубежного регионоведения НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, Россия
2. студентка 4 курса
Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова,

УДК 33
 Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств. Восточная Азия стала центром роста в мировой экономике. Среди крупнейших экономических держав в мире — Китай. В XXI веке китайская экономика демонстрировала двузначный прирост в период с 2003 года по 2007 год и в посткризисный 2010 год, когда ВВП страны увеличился на 10,4%. Начав сдержанно замедляться в 2011 году, экономика Поднебесной к I кварталу 2014 года снизила темп прироста до 7,4%. В период с начала 2008 года по настоящее время —  в наиболее сложных глобальных экономических условиях со времён Великой депрессии — уверенный подъём Китайской Народной Республики  не мог оказаться случайностью.        Сегодня Китай остается второй экономикой мира. Обогнав США по объему торговли товарами, в конце 2012 года страна стала также крупнейшей торговой державой в мире. Помимо этого, с 2003 года по импорту нефти КНР стала занимать второе место, а по потреблению энергоносителей с 2009 ↳Читать далее

Прогрессивная шкала налогообложения как инструмент обеспечения социальной справедливости в социальном государстве

Сидорин Андрей Владимирович
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Института экономики и управления
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»

УДК 351.82
В соответствии со Статьей 7. Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Такое декларативное утверждение российского государства о самом себе ко многому обязывает, поскольку «социальное государство» как форма общественного устройства на сегодняшний день признается самым высоким стандартом отношений между государством и обществом [2, с. 30]. Государство, которое позиционирует себя как «социальное», обязуется взять на себя ответственность за обеспечение четко обозначенных и признаваемых социумом норм социальной защищенности, а также вполне определенного уровня экономического благополучия всех своих граждан. В связи с этим отличительной особенностью социального государства является установление целого ряда социальных стандартов (важнейшими из которых являются потребительская корзина, прожиточный минимум и МРОТ). Кроме этого, одним из важнейших индикаторов социального государства является факт реализации в жизни общества принципов социальной справедливости, которая в общем виде представляет собой «определенную меру выравнивания имущественного положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых ↳Читать далее