Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.11.2023

Особенности системы управления предприятием как объектом управления

Features of the enterprise management system as an object of management

Барышников П.В.,
Шагалова Т.В.


1. аспирант 2 курса
2. к.э.н., доцент


Baryshnikov P.V.,
Shagalova T.V.
1. 2nd year graduate student
2. Ph.D., Associate Professor
Аннотация: Статья "Особенности системы управления предприятием как объектом управления" рассматривает основные аспекты, связанные с управлением предприятием как объектом управления. Автор исследует особенности системы управления, ее структуру, функции и влияние на эффективность предприятия. Рассматриваются также подсистемы управления.

Abstract: The article “Features of the enterprise management system as an object of management” examines the main aspects related to the management of an enterprise as an object of management. The author explores the features of the management system, its structure, functions and impact on the efficiency of the enterprise. Control subsystems are also considered.
Ключевые слова: системный подход, система управления, менеджмент организации, функции менеджмента, подсистемы

Keywords: systems approach, management system, organization management, management functions, subsystems


Научный менеджмент все активнее входит в сферу стратегического и оперативного управления предприятия, у собственников и администрации возникает потребность выстроить процесс управления на высоком уровне.

Под управлением в предпринимательской деятельности и других сферах функционирования человеческого общества понимается воздействие субъекта управления на объект управления, носящее перманентный характер и имеющее своей целью определенное изменение управляемого объекта или побуждение его к действию.

В условиях современной рыночной экономики ощутимо меняется содержание управленческих, организационных, социально-экономических отношений на уровне каждого отдельного предприятия. Управление всегда предусматривает наличие стратегии и цели, таким образом, системы управления отличаются наличием функций и целей управления (рисунок 1).

Рисунок 1 – Система управления предприятием [4. c.345]

Система и ее функции на протяжении времени имеют множественные значения, и их фиксация представляет собой траекторию системы. Функция и траектория – категории, описывающие систему в целом, как объект, состоящий из элементов, имеющих связи разного уровня и единую цель. Описывая систему, необходимо ориентироваться на такие ее характеристики как структура и размер, также допустимо разделять системы на более и менее сложные.

Рассматривая структуру системы управления, следует видеть в ней объединенные общей целью и связями однородные и разнородные элементы. Все они в совокупности обеспечивают непрерывность и успешность процесса управления, при условии их работы компания работает и развивается. Применительно к организации система управления выступает в виде организационной структуры, в задачи которой входит распределение функций организации между подразделениями, определение иерархии, направление управленческих и организационных потоков. Организационные структуры могут иметь разный вид, он зависит от размеров и видов деятельности компании.

Рассматривая размеры системы, в качестве критерия оценки используется число элементов и количество связей между ними.  При оценке сложности системы нужно также оценивать критерий однородности и неоднородности элементов и связей.

Процесс управления, выражающийся в целенаправленной передаче влияния, невозможно реализовать без создания системы управления, а она обычно представляет собой механизм, ряд инструментов, связанных определенными потоками передачи импульсов и управления таким образом, что все элементы и инструменты действуют согласно общей логике и для реализации единой цели или целей.

Управление в качестве своего объекта имеет организацию как юридическое лицо, но само управление имеет внутреннюю организацию, в которую включены определенные функции, раскрытые на схеме на рис. 2.

Рисунок 2 – Функции организации [5. c.62]

Процесс управления всегда подразумевает существование субъекта управления и объект, на который направляется руководящий импульс. Субъект управления может выступать в виде отдельного руководителя или органа, наделенного определенной компетенцией. Управления строится таким образом, что субъект в условно непрерывном режиме получает данные о состоянии объекта, его внутренней среды и о состоянии внешней среды, в которой функционирует объект. Информация перерабатывается субъектом управления, далее она служит базой для принятия управленческих решений. Решение – это инструмент для разработки и реализации конкретных управленческих воздействий – приказов, инструкций, поручений. Таким образом, систему управления можно представить как единство субъекта, объекта и управленческого импульса, реализуемого на базе информационных связей [8].

Еже одно определение системы управления позволяет увидеть в ней набор инструментов, используемых для влияния на объект управления с тем, чтобы добиться определенной, ранее заданной цели. Субъект управления в практической деятельности организации обычно выступает в роли ее исполнительного органа, который может быть единоличным и коллегиальным. Субъект управления наделяется определенными полномочиями, также он вписывается в организационную структуру компании на верхний уровень иерархии. Но можно рассматривать и несколько подсистем управляющих субъектов, отдельно выделяя высший уровень управления и управляющих среднего звена, которые одновременно выступают субъектами и объектам управленческого процесса.

Под объектом управления принято понимать или индивидов или организационные элементы структуры компании, представляющие собой группы людей, объект управления в процессе управления подвергается целенаправленному управленческому воздействию.

Если рассматривать систему управления не одномерно, а выделять в ней уровни, то в ней можно увидеть взаимодействие двух подсистем – управляемой и управляющей.  При этом по своей сути управление или взаимодействие этих двух подсистем представляет собой переработку информации, которая идет по потоку управления и по двум встречным потокам – информирования и обратной связи. При этом информация находится в постоянном кругообороте, исходные данные превращаются в управленческие решения, далее их реализация приводит к формированию блоков информации обратной связи.

Эти алгоритмы положены в основу различных систем управления предприятиями, которые состоят из множества составляющих, это технологии принятия управленческих решений, это модели и практика планирования, это системы управления персоналом, качеством, ресурсами, данными [2] Использование всех этих технологий обеспечивает планомерное и целенаправленное управление всеми аспектами работы компании.

Рассматривая модель конструирования систем управления, можно увидеть, что они строятся на трех основных базисах:

  • информационное сопровождение разработки, принятия и реализации решений;
  • выбор и внедрение эффективных бизнес-процессов, которые помогали бы строить процесс управления на базе стандартизации;
  • управление персоналом, включающее его мотивацию.

Строя на предприятии систему управления, необходимо объединять в единое целое совокупность всех элементов и подсистем управления таким образом, чтобы организация в этой управленческой модели работала эффективно и бесперебойно. Таким объединителем может служить общая методология управления, основанная на современном научном подходе.

Цель работы такой системы – добиться, чтобы управляющие воздействия были эффективными и достигали цели при любых условиях внешней и внутренней среды предприятия. Система управления может быть стабильной, может совершенствоваться, направление и подробность совершенствования зависит от типа компании. Совершенствоваться может система в целом или ее отдельные элементы, представленные на рисунке ниже (рисунок 3).

Рисунок 3 – Подсистемы управления предприятием [3. c.144]

Процесс управленческой деятельности возникает на базисе научно обоснованной методологии, при этом практические приемы управления могут нарабатываться или основываться на интуиции.  Комбинация научного подхода, апробированных другими бизнес-субъектами приемов и решений, основанных на интуиции и индивидуальности руководителя обеспечивают высококачественное управление и мотивацию персонала.

Верный выбор методик управления приводит к повышению эффективности работы компании. Можно отметить, что при решении задач, стоящих перед предприятием, необходимо так настроить систему управления, чтобы каждое принятое управленческое решение было целесообразным и приносило результаты. Для этого нужно улучшить целеполагание и добиться контроля качества принимаемых решений как самими менеджерами, так и их непосредственным и высшим руководством.

Сегодня экономика и внешняя среда компании меняются очень быстро и это ухудшает финансовое состояние компании и упрощает управление ей. Если не успешны отдельные подразделения, это в любом случае отражается на результатах работы компании в целом.  Как правило, кризис выражается в нерациональных расходах и не эффективных решениях, принимаемых менеджерами среднего звена [4].

Все это приводит к необходимости перенастройки бизнес-процессов, в том числе, связанных с управлением организацией на современной научной основе.

Библиографический список

1. Барышников, П. В. Теоретические основы эффективного управления деятельностью предприятия / П.В. Барышников // Актуальные вопросы и перспективы развития менеджмента: сборник научных статей обучающихся / Под общ. ред. О.Г. Зубовой. – Москва: ОЧУВО «Московский инновационный университет», 2023. – С. 31-35.
2. Вершигора, Е. Е. Менеджмент: Учебное пособие / Е.Е. Вершигора. - 2-e изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 283 с.
3. Глущенко, М. Е. Теоретические аспекты анализа эффективности менеджмента / М. Е. Глущенко, О. В. Нарежнева // Бизнес. Образование. Право. – 2011. – № 3(16). – С. 144-152.
4. Дзарданов, А. Ю. Проблемы оценки эффективности управления акционерной собственностью в компаниях с государственным участием / А. Ю. Дзарданов // Экономика промышленности. – 2016. – № 4. – С. 343-347.
5. Зайнетдинова, И. Ф. Оценка деятельности работников организации : учебно-методическое пособие / И. Ф. Зайнетдинова. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2016. - 120 с.
6. Кожин В.А., Шагалова Т.В., Иванова О.С. Экономика организации (предприятия) (2-е издание, переработанное и дополненное) Нижний Новгород, 2014.
7. Мамедова, Э. Т. Оценка эффективности управления предприятием / Э. Т. Мамедова, Д. М. Магомедова // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 2(139). – С. 1027-1030.
8. Панфиль, Л. А. Оценка эффективности деятельности предприятия / Л. А. Панфиль, Е. Э. Муртазина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-4. – С. 753-756.