Индекс УДК 331.109
Дата публикации: 29.04.2024

Конфликты в организациях и их последствия

Conflicts in organizations and their consequences

Титкова Мария Викторовна
Старший преподаватель кафедры социальной работы и права
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна,
Санкт-Петербург

Titkova Maria Viktorovna
Senior Lecturer of the Department of social work and law
Saint Petersburg University of industrial technology and design,
Saint Petersburg
Аннотация: В статье рассматривается содержание и природа конфликтов в организации. Отмечаются некоторые причины, которые способствуют возникновению конфликтов внутри организации. В статье обозначены последствия конфликтов в организации. Рассматриваются как деструктивные, так и конструктивные последствия. Подчеркивается, что особая роль в конструктивном разрешении конфликта в организации отводится управлению конфликтом. Раскрывается содержание данного понятия.

Abstract: The article examines the content and nature of conflicts in the organization. There are some reasons that contribute to the emergence of conflicts within the organization. The article outlines the consequences of conflicts in the organization. Both destructive and constructive consequences are considered. It is emphasized that conflict management plays a special role in constructive conflict resolution in the organization. The content of this concept is revealed.
Ключевые слова: конфликт, участники, организация, коллектив, сотрудники, противоречия, последствия, управление.

Keywords: conflict, participants, organization, team, employees, contradictions, consequences, management.


Конфликт является неизбежным явлением в организации и может воплощать в себе как разрушительные последствия, так и созидательные, инновационные и творческие. Вектор развития конфликта в организации во многом предопределяется действием или бездействием не только основных участников конфликта, но и руководства организации на разных уровнях управления.

В менеджменте конфликт интерпретируется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – отдельными индивидуумами или группами. Каждая сторона стремится «продвинуть» свою точку зрения или цель и мешает другой делать то же самое [1, c. 92].

Конфликт является обычным и закономерным явлением в организациях и может принимать различные формы – разногласия, конфронтация, враждебность, латентные или явные формы, открытое противоборство или скрытый антагонизм и др.

Согласно Dontigney and Demand, в любой ситуации, в которой участвует более одного человека, может возникнуть конфликт. Причины конфликтов варьируются от философских разногласий и расхождений в целях до дисбаланса сил. Неуправляемые или плохо управляемые конфликты в организации приводят к подрыву доверия и потере производительности. Как отмечают зарубежные исследователи, для малого бизнеса, где успех часто зависит от сплоченности нескольких человек, потеря доверия и производительности может сигнализировать о смерти бизнеса [2].

По мнению зарубежных исследователей, источниками конфликтов в организации могут быть следующие факторы:

  • организационные изменения;
  • личностные столкновения;
  • различия в ценностных ориентирах;
  • угрозы статусу;
  • противоположные представления;
  • отсутствие доверия [3].

Конфликт в организации обычно возникает из-за восприятия несовместимости различных организационных инициатив. Конфликт возникает, когда поведение членов коллектива взаимозависимо. Коммуникация служит ключевым средством, с помощью которого конфликт может быть спровоцирован, а также конструктивно разрешен [4].

В теории менеджмента чаще всего причинами конфликтов называют нарушение принципов строительства организации, взаимозависимость заданий, ограниченность ресурсов, плохие коммуникации в организации, различия в манере поведения, уровне образования, различия в целях и т.д. [5, C. 114].

В конфликтологии при рассмотрении последствий любого конфликта принято выделять деструктивные и конструктивные функции конфликта. В конфликтах, возникающих и развивающихся внутри организации, также возможно обозначить конкретные негативные и позитивные последствия как для прямых участников конфликта, так и для организации в целом.

Негативные последствия, как правило, проявляются там, где участники конфликта не берут в достаточной мере ответственность за происходящее, не проявляют готовность открыто сотрудничать, не хотят решать проблему и выявлять исходные противоречия, которые лежат в основе текущего конфликта. Такими негативными последствиями конфликтов в организации могут стать:

  • ухудшение микроклимата в коллективе (превалирование отрицательных психологических отношений в коллективе, рост социальной напряженности в коллективе, высокий уровень стресса, дискомфорт при взаимодействии коллег, доминирование пессимистичных настроений и др.);
  • нарушение в коммуникациях, рост непонимания и недоверия в коллективе;
  • дезорганизация коллектива, разрушение сплоченности, падение командного духа;
  • снижение у сотрудников мотивации к труду, снижение инициативы, ухудшение трудовой дисциплины и т.д.;
  • ресурсы сотрудников (временные, интеллектуальные и пр.) направляются на участие в конфликте, непосредственно на конфронтацию, а не на решение важных рабочих задач;
  • снижается производительность труда, общая продуктивность коллектива или эффективность деятельности организации падает;
  • ухудшаются или разрушаются деловые и организационные связи;
  • проблемы, связанные с принятием и реализацией управленческих решений в коллективах и подразделениях, где наблюдается конфронтация, дестабилизация и дезорганизация и др.

Конфликты в организации могут нести не только пагубные или разрушительные последствия. В любом конфликте можно увидеть и положительные, конструктивные последствия, которые способны оптимизировать систему, наладить в ней связи, вывести ее на новый более высококачественный уровень функционирования. Позитивные последствия конфликтов в организации могут проявляются в следующем:

  • конфликт позволяет обнаружить накопившиеся противоречия и создает потенциальную возможность для оперативного разрешения конфликтной ситуации;
  • конструктивно разрешенный конфликт снимает социальное напряжение, субъективные переживания и нивелирует состояние стресса в коллективе, что благоприятно сказывается на росте производительности и эффективности труда работников;
  • разрешение конфликта способствует стабилизации межличностных и деловых отношений в организации, сплочению коллектива;
  • конфликт может помочь своевременно выявить проблемы и несовершенство в вопросах управления человеческими ресурсами, в организационной структуре управления и т.д.;
  • конструктивно разрешенный конфликт позволяет интегрировать новые и более актуальнее нормы взаимодействия, составляющие организационной культуры, этики делового поведения в организации и др.

Необходимо подчеркнуть, что утверждение подобных позитивных сценариев развития конфликта в организации возможно только в случае правильно выстроенного взаимодействия оппонентов. Важным здесь является ориентированность участников конфликта на совместное решение проблемы и сотрудничество, а также готовность участвовать в переговорах, проявлять открытость по отношению к позиции оппонента, его взглядам и интересам.

Особая роль в конструктивном разрешении конфликта отводится управлению конфликтом – процессу целенаправленного воздействия на динамику конфликта, который включает в себя прогнозирование, профилактику, регулирование и непосредственно разрешение конфликта.

Управление конфликтом интерпретируется как способность устремлять его в необходимом для организации направлении, добиваться корректировки действий участников конфликтного взаимодействия, повышать уровень управления и вносить организационные изменения [6].

Отечественные исследователи подчеркивают, что навыки управления организационными конфликтами в трудовом коллективе являются важным управленческим инструментом и своеобразным рычагом в работе каждого менеджера, потому что целенаправленное применение соответствующих принципов, подходов, методов и технологий помогает формировать, а также развивать кадровый потенциал как отдельного работника, так и всей организации в целом [7].

Итак, в основе своей любой конфликт внутри организации может стать как точкой роста и развития, внедрения новых стандартов и инноваций, так и стать началом разрушительных процессов. Длительная конфронтация и усугубляющиеся противоречия могут привести организацию к глубокому кризису.

Управление конфликтами в организации является важной задачей руководителей всех уровней. Урегулирование конфликта, превалирование конструктивных для организации и коллектива последствий во многом определяется уровнем развития среди руководителей и сотрудников организации конфликтологической компетентности.

Библиографический список

1. Милгром П. Экономика, организация и менеджмент / П. Милгром. – СПб.: Экономическая школа, 2013. – 517 с.
2. Ahmed Adamu Isa. Conflicts in Organizations: Causes and Consequences // Journal of Educational Policy and Entrepreneurial Research (JEPER). - Vol. 2, N0.11. 2015. Pp. 54-59.
3. Organizational Conflict / Getuplearn.com. – Режим доступа: https://getuplearn.com/blog/organizational-conflict/ (дата обращения: 24.04.2024).
4. Organizational Conflict / Ifioque.com. – Режим доступа: https://www.ifioque.com/miscellaneous/organizational_conflict (дата обращения: 24.04.2024).
5. Кабанова Л.А. Менеджмент: учебное пособие / Л.А. Кабанова. – Дзержинск: Конкорд, 2016. – 177 с.
6. Агафонова М.С. Концептуальная модель управления конфликтами в организации / М.С. Агафонова, А.А. Палёха // Концепт. – 2018. – № 8. – С. 165-172.
7. Бережной А.В. Управление трудовыми конфликтами в организации / А.В. Бережной, Д.Н. Аванесян // Естественно-гуманитарные исследования. – 2019. – № 23 (1). – С. 23-25.