Рекомендовано использовать метод интегральной оценки, который наиболее часто используется в зарубежной практике и предполагает использование количественной и качественной оценок социально-экономической эффективности государственной программы.
Abstract: The article is devoted to a description of the problems characterizing the process of formation and implementation of state programs in the Republic of Mordovia: weak connections with the regional normative strategic context; the presence of methodological shortcomings associated with the use of weakly verifiable indicators for assessing the implementation of activities; imbalance of state programs as a strategic project due to the practice of adjusting funding levels, lack of monitoring of the impact of the activities of some state programs on the goals and objectives of other state programs, etc.
It is recommended to use the integral assessment method, which is most often used in foreign practice and involves the use of quantitative and qualitative assessments of the socio-economic effectiveness of the state program.
Keywords: state program, program-target method, method, efficiency, financial support, weighting coefficients, expert assessment
По результатам рассмотрения и анализа эффективности программ, реализуемых в Республике Мордовия, был выявлен ряд проблем, характеризующих процесс их формирования и исполнения. В этой связи необходима разработка предложений, способствующих повышению эффективности реализации государственных программ.
Следует отметить, что наблюдается отсутствие четкой связи целевых показателей государственных программ с целями и задачами, установленными в документах стратегического планирования. Учитывая значительное количество документов стратегического планирования, необходимо направить усилия на их систематизацию и оптимизацию. Данные меры необходимы в целях достижения единства целей и задач, а также четкой взаимосвязи документов стратегического планирования всех уровней бюджетной системы РФ и государственных программ. При этом в ходе принятия либо переутверждения документа стратегического планирования более высокого уровня важно соблюдение принципа «комплексности». Следовательно, необходимо корректировать документы более низкого уровня. Принцип «комплексности» должен быть направлен на корректировку целей и задач государственных программ, их целевых показателей (индикаторов) и плановых значений.
Главным инструментом, влияющим на принятие управленческих решений в бюджетном процессе, должны стать государственные программы. Для достижения установленных целей необходимо разработать мероприятия, в соответствии с которыми государственные программы с более высокой оценкой эффективности реализации должны быть приоритетными при распределении дополнительных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый периоды.
Процесс реализации государственных программ, осуществляемый Правительством Республики Мордовия, характеризуется корректировкой в течение года объемов финансового обеспечения отдельных задач программ. Как правило, при изменении объема финансирования государственных программ другие параметры, а именно, мероприятия, задачи и ожидаемые результаты, не изменяются. Это порождает разбалансировку государственной программы как инструмента программно-целевого планирования. В этой связи в целях повышения эффективности реализации государственных программ изменение их основных параметров, в том числе объема ресурсного обеспечения, должно подразумевать корректировку иных параметров программ.
Достичь успешной реализации в Республике Мордовия региональных проектов в рамках направлений стратегического развития РФ можно путем дальнейшего развития принципов проектного управления в республике на всех уровнях государственной власти.
Необходимо продолжить сокращение количества таких показателей (индикаторов) государственных программ, по которым невозможно представить фактические значения до отчетных сроков, или сократить сроки их расчета. Кроме того, имеется проблема наличия в государственных программах показателей, не имеющих динамики изменения по истечении времени и у которых отсутствуют плановые значения, что искажает оценку эффективности государственных программ. В этой связи целесообразно осуществлять мероприятия, оптимизирующие показатели государственных программ. Качественное планирование должно быть направлено на исключение показателей, не имеющих динамики значений или значения которых не изменяются в течение длительного периода. Все планируемые показатели должны соответствовать принципам адекватности, точности, объективности, достоверности, однозначности, сопоставимости, своевременности и регулярности, а также количественной характеристике реализации государственной программы. Необходимо провести работу по уточнению значений показателей, по которым фактические значения значительно превышают плановые.
Ответственными исполнителями не принимается во внимание влияние мероприятий одних государственных программ на цели и задачи других государственных программ. В связи с этим можно предложить следующие основные этапы выявления и оценки эффектов кросс-влияния госпрограмм, направленных на социально-экономическое развитие Республики Мордовия.
Для повышения эффективности реализации государственных программ целесообразно проведение мероприятий, способствующих своевременному предоставлению отчетности, соблюдению рекомендаций по подготовке годовых отчетов. Необходимо обращать внимание на содержание отчетов по существу, особенно в части предложений мер минимизации отклонений по ключевым мероприятиям.
Эффективность реализации любой государственной программы характеризуется и определяется с помощью двух ключевых параметров — бюджета программы и социально-экономического эффекта, полученного от внедрения программы. Если бюджет программы подразумевает уровень финансовой обеспеченности реализации программы, с разбивкой на статьи расходов того или иного мероприятия, то социально-экономический эффект — это достижение показателей, характеризующих удовлетворенность нужд населения, которая может выражаться в натуральном выражении. К примеру, в увеличении рабочих мест, улучшении уровня жизни населения, увеличении средней продолжительности жизни, повышении коэффициента рождаемости, снижении уровня безработицы и др. [1].
В связи с этим, важное значение имеет введение формулы, определяющей удельные затраты на получение единицы социально- экономического эффекта, которая исходит из соотношения вышеуказанных параметров (формула 1):
Уд = (Б/Эф)*100, (1)
где Уд — удельные затраты на единицу социально-экономического эффекта;
Б — бюджет программы;
Эф — социально-экономический эффект.
Таким образом, предложенная формула из соотношения бюджета программы и социально-экономического эффекта позволяет оценить удельные затраты на получение единицы социально-экономического эффекта. Важно, что чем ниже будут затраты на получение социально- экономического эффекта, тем выше и значительнее будет эффект от государственной социальной программы.
Поскольку Республика Мордовия является дотационным регионом Российской Федерации, важным аспектом рационального и эффективного управления процессами в регионе является именно реализация государственных программ, характеризующаяся рядом недостатков, искоренение которых приведет республику к большим положительным эффектам в социально-экономическом развитии региона. Одним из таких недостатков является дефицит специалистов рабочих специальностей, который может быть устранен путем включения в очередную программу развития («Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2025 годы) статьи затрат на повышение квалификации или подготовку профессий необходимой сферы.
По результатам оценки эффективности реализации государственных программ Республики Мордовия был сделан вывод о наличии проблемы, заключающейся в отсутствии единой методики оценки эффективности госпрограмм субъектов РФ, что не позволяет дать объективную оценку итогам реализации программ. Это вызывает необходимость разработки единой системы показателей, обеспечивающих объективность оценки эффективности реализации госпрограмм в субъектах РФ, в том числе в Республике Мордовия.
Следует отметить, что, невзирая на разнообразие методов оценки, каждому из них присущ перечень своих ограничений в практическом применении. Так, метод анализа издержек и выгод более целесообразно применять при анализе госпрограмм, направленных на поддержку и развитие промышленности, т. е. указанный метод подходит для узкого применения. Это объясняется сложностью выявления наиболее и наименее важных факторов, на которых строится анализ, что может привести к недостоверной оценке государственной программы.
На наш взгляд, целесообразно использовать метод интегральной оценки, который наиболее часто используется в зарубежной практике и предполагает количественную оценку эффективности и качественную оценку социальной эффективности государственной программы, включающую качественную оценку реализовавшихся социально-экономических эффектов и рисков, повлиявших на изменение ситуации в сфере реализации программы.
Он состоит в использовании для разных направлений реализации программы различных присваиваемых весовых коэффициентов. Среди направлений интегральной оценки можно выделить: цели и задачи программы, управление, планирование и мониторинг, эффективность и результативность. Исходя из этого, направления задают требования программе и представляют объективную оценку ее качества.
Данный подход предполагает определение результативности каждого показателя государственной программы путем отношения фактического значения индикатора к его плановому значению, утвержденному государственной программой. Интегральная оценка эффективности реализации госпрограммы представляет собой показатель, определяющий качественную характеристику реализации программы путем соотношения интегральной оценки результативности реализации госпрограммы и уровня финансового обеспечения госпрограммы.
Применение метода на практике предполагает выявление значимости каждого индикатора в ходе реализации государственной социальной программы путем присвоения каждому целевому показателю программы весового коэффициента (нормируемого показателя значимости). Для этого создается экспертная группа, занимающаяся присвоением весовых коэффициентов, исходя из установленной цели государственной программы [2].
Наличие коэффициента значимости является главным отличием метода интегральной оценки от других методов оценки эффективности государственных программ. Коэффициент значимости характеризует показатели отдельных свойств, составляющих значимость объекта, с учетом области и степени влияния на выполнение возложенных на объект функций.
При этом коэффициент значимости, присваиваемый каждому показателю государственной программы, дает возможность оценить эффективность реализации госпрограммы с наименьшей погрешностью.
Формирование группы экспертов может осуществляться путем образования группы представителем либо путем осуществления персонального подбора экспертов.
Должна быть создана группа с оптимальной численностью экспертов. Ответственность за итоговое решение должен чувствовать каждый эксперт индивидуально. Количество экспертов в группе должно быть не менее пяти, но не должно превышать семи человек. Именно таким составом экспертной группы будут рассмотрены все точки зрения, впоследствии приводящие к единому мнению.
Работу экспертной группы можно представить в виде определенного алгоритма. На первом этапе группа экспертов оценивает индикаторы на их соответствие ключевой цели государственной программы, после чего каждому показателю присваивается ранг в диапазоне от 0 до 5, где 0 — полное несоответствие главной цели программы, а 5 — полное соответствие ключевой цели. Коэффициент значимости находится как отношение каждого ранга индикатора к сумме рангов всех показателей (формула 1 [2]):
На втором этапе по формуле 2 определяется результативность каждого целевого показателя [2]:
На третьем этапе рассчитывается показатель оценки выполнения каждого целевого индикатора как произведение присвоенного весового коэффициента на индекс результативности индикатора за конкретный период.
В результате суммирования показателей оценки выполнения целевых индикаторов получаем интегральную оценку результативности государственной программы. Применение весовых коэффициентов в ходе расчета позволяет получить достоверную информацию о результативности целевых показателей, с учетом значимости каждого из них.
На четвертом этапе определяется уровень финансового обеспечения госпрограммы как отношение фактических затрат по реализации программы в отчетном периоде с учетом всех источников финансирования на запланированный объем финансирования программы, умноженное на 100 %.
На последнем этапе определяется непосредственно интегральный показатель эффективности реализации государственной программы как отношение интегральной оценки результативности реализации госпрограммы к уровню финансового обеспечения государственной программы.
Реализация программы считается эффективной при значении интегральной оценки более 0,8, недостаточно эффективной – при значении интегральной оценки от 0,5 до 0,8, и неэффективной – при значении интегральной оценки меньше 0,5.
Целесообразность ввода коэффициента значимости обусловлена получением более точных результатов при оценке эффективности государственных программ. Исходя из цели государственной программы, целевые индикаторы делятся по степени значимости. В случае, когда степень достижения цели напрямую зависит от степени реализации целевого индикатора, необходимо в полной мере обеспечить выполнение данного целевого показателя, возможно, путем сокращения доли выполнения тех целевых индикаторов, недовыполнение которых не окажет серьезного влияния на достижение первоначальной цели государственной программы. Ввод коэффициента значимости позволит достичь более точных результатов оценки эффективности госпрограмм. Неточность результатов может быть обусловлена ошибочным мнением о достижении значений целевых индикаторов плановых показателей. Предлагаемая методика исключает подобные ошибки, позволяя тем самым повысить эффективность расходования государственных средств.
Таким образом, в целях повышения эффективности реализации государственных программ рекомендовано повышения увязки разрабатываемых в регионе программ со стратегическими программными документами; уменьшение применения слабо верифицируемых показателей оценки реализации мероприятий государственных программ; внедрение мониторинга влияния мероприятий одних государственных программ на цели и задачи других государственных программ и т. д.
В целях улучшения процесса оценивания эффективности реализации государственных программ возможно использовать метод интегральной оценки, который предполагает использование количественной и качественной оценок социально-экономической эффективности государственной программы.
Библиографический список
1 Клисторин В.И. Анализ методик оценки государственных программ субъектов РФ / В.И. Клисторин, С.В. Седипкова // Мир экономики и управления. – 2021. – 21(4). – С. 159-1742 Тулякова И.В. Оценка эффективности государственных программ: проблемы и перспективы / И.В. Тулякова // Финконтроль. – № 4. – 2017. – С. 25