Индекс УДК 331.104
Дата публикации: 31.05.2024

Стили разрешения межличностных конфликтов в организации

Styles of interpersonal conflict resolution in an organization

Титкова Мария Викторовна
Старший преподаватель кафедры социальной работы и права
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна,
Санкт-Петербург

Titkova Maria Viktorovna
Senior Lecturer of the Department of social work and law
Saint Petersburg University of industrial technology and design,
Saint Petersburg
Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы отечественных и зарубежных исследователей к сущности понятия «конфликт в организации». Обозначаются некоторые факторы возникновения межличностных конфликтов в организации. В статье представлены основные стили поведения человека в межличностном конфликте, среди которых конкуренция, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Abstract: The article discusses various approaches of domestic and foreign researchers to the essence of the concept of "conflict in an organization". Some factors of the emergence of interpersonal conflicts in the organization are indicated. The article presents the main styles of human behavior in interpersonal conflict, including competition, avoidance, adaptation, compromise, cooperation.
Ключевые слова: конфликт, организация, межличностный конфликт, противоречие, разрешение, поведение, стиль, сотрудники, индивид.

Keywords: conflict, organization, interpersonal conflict, contradiction, resolution, behavior, style, employees, individual.


Конфликты в организациях являются распространенным и неизбежным явлением. В контексте организационной жизни взаимодействует и переплетается множество аспектов, связанных как с деловой, профессиональной сферой, так и с вопросами личного характера и межличностных отношений.

В любой организации прослеживается высокая степень взаимозависимости задач между сотрудниками и подразделениями; ограниченность ресурсов, подлежащих распределению; периодическая (в индивидуальных случаях постоянная) работа в условиях повышенной нагрузки и др. Кроме того, в коллективах объединяются люди с разными темпераментами и типами личности, индивидуально-психологическими особенностями и характером, спецификой взглядов, ценностных ориентиров и т.д. При этом нередко в коллективах люди объединены вынужденно и не всегда коллеги настроены дружественно по отношению друг к другу, а в иных случаях имеет место личная неприязнь, открытая конкуренция, сложности в межличностной коммуникации и так далее.

Обозначенные объективные и субъективные факторы, несомненно, могут способствовать формированию противоречий в отношениях между сотрудниками. В свою очередь, обостренные и своевременно неразрешенные противоречия чаще всего выливаются в конфликт. Существенное влияние на межличностный конфликт в организации оказывают особенности восприятия людьми сложившихся отношений, как люди интерпретируют текущую ситуацию, каким образом человек реагирует на происшествие, какие психоэмоциональные переживания превалируют у оппонентов в данный момент и многое другое.

Рассмотрим различные подходы к определению сущности понятия «конфликт в организации». По мнению зарубежных исследователей, конфликт в организации представляет собой открытое противоборство сторон, вызванное обострением назревших противоречий (или же использованием субъектами взаимодействия конфликтогенов) при решении деловых или личных вопросов. Зарубежными научными исследователями конфликт в организации описывается как состояние разногласий или непонимания, возникающее в результате фактического или предполагаемого расхождения потребностей, убеждений, ресурсов и отношений между членами организации [1].

По мнению И.Н. Шило конфликт в организации – это сложная многоуровневая, открытая система взаимодействий, основанных на актуализированном противоречии в интересах, целях, ценностях (реальном, степень осознанности которого может быть различной, или мнимом), субъектами которого выступают индивиды или группы, занимающие различные ролевые позиции в организации [2].

Согласно С.Р. Роббинсу, конфликт в организации определяется как процесс, в ходе которого человек или подразделение целенаправленно предпринимают усилия по блокированию другого индивида, что приводит к срыву достижения целей другого человека или продвижения его или ее интересов [3].

Таким образом, межличностный конфликт представляет собой противоборство индивидов в контексте организационной среды на почте существенных разногласий, противоречивых интересов, целей, мотивов и т.д.

В процессе каждого конфликтного взаимодействия людям свойственно проявлять те или иные модели поведения, так называемые стили разрешения конфликта. Согласно теории Томаса-Килмена, можно выделить пять основных стилей управления конфликтами: конкуренция, избегание, приспособление, компромисс и сотрудничество [4].

В каждой конкретной конфликтной ситуации человек может в какой-то степени использовать все пять стилей поведения, переключаясь от одного к другому. Однако, как правило, человеку скорее свойственно проявлять тот иной стиль как доминирующий, основной, приоритетный.

Такой стиль поведения в межличностном конфликте как конкуренция (противоборство, соперничество) является наименее эффективными, так как предполагает всяческое давление одной стороны на другую в стремлении заставить принять то решение, в котором заинтересована первая сторона. В организации человек может прибегнуть к властным ресурсам, использовать свои полномочия в ущерб другому человеку и т.д.

Применение такого стиля разрешения межличностного конфликта в организации непременно предполагает наличие победителя и проигравшего. Такой результат разрешения конфликта приносит выгоду только одной стороне, при этом вторая может претерпевать и какие-то лишения, нести убытки, сталкиваться с сильными психоэмоциональными переживаниями по поводу конфликтной ситуации и вектора ее разрешения. Поэтому часто в результате применения такого стиля поведения отношения между людьми, будь то личностные или деловые, ухудшаются или же вовсе разрушаются. По этим причинам данный стиль не рекомендовано использовать в тех системах социальных отношений, которые являются важными для человека (например, значимые в долгосрочной перспективе деловые отношения, дружеские отношения и другие).

Стиль уклонения, избегания, ухода характеризуется стремлением выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на нем. Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы или просто уходит от разрешения конфликта [5].

Часто стиль избегания, ухода человек применяет в том случае, когда по осознаваемым или неосознаваемым причинам не хочется воспринимать реальность конфликта, не готов принимать важные решения и брать ответственность, не проявляет интерес к изменению ситуации в лучшую сторону, предпринимая для этого нужные действия, и в буквально смысле «бежит» от проблемы.

Наряду с этим стиль уклонения человек может использовать, тщательно продумывая свою стратегию действий и принимая в моменте решение «взять передышку», временно отступить, для того чтобы в будущем более эффективно (в его понимании) разрешить конфликт. Поэтому данный стиль поведения может иметь разные мотивы в своей основе и не всегда речь идет о буквальном избегании со стороны конкретного человека ответственности за решение проблемы.

Стиль приспособления предполагает отказ одного из участников конфликта от собственных интересов во имя интересов другого человека и, как правило, в целях сохранения личностных и деловых взаимоотношений. По мнению Виктора Шейнова, главное отличие стиля приспособления от стиля уклонения состоит в том, что индивид действует вместе с другим человеком. При стиле уклонения не делается ничего для удовлетворения интересов другого человека. Данный подход приемлем, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых человек не может одержать верх, поскольку другой обладает большей властью и/или возможностями [6].

Стиль компромисса предполагает такое разрешение межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки, приходя к удовлетворяющему обе стороны согласию [7]. В деловом взаимодействии компромисс позволяет сохранить хорошие взаимоотношения.

Стиль сотрудничества, кооперации считается самым непростым, трудоемким, энергозатратным, однако именно он в результате своём приводит стороны к решению, которое будет удовлетворять каждого.

Характерным проявляем данного стиля является то, что каждый участник конфликта проявляет активную позицию и заинтересованность в поиске и принятии взаимовыгодного решения, готов брать нас себя ответственность и соблюдать договоренности, учитывает как свои интересы, так и интересы другого.

В процессе сотрудничества каждая сторона заявляет о своих интересах, на принципах открытости происходит обсуждение текущей ситуации и интересов обеих сторон. По этим причинам данный стиль чаще всего требует продолжительной работы, поскольку важно найти устойчивые точки соприкосновения, обрести консенсус и прийти к согласию в конфликте, который характеризуется наличием существенных противоречий и проблемных ситуаций.

При выборе конкретного стиля поведения в межличностном конфликте человек руководствуется рядом значимых для него факторов, среди которых учет своих интересов; мера, в которой учитываются интересы другого; насколько значимы эти отношения для человека; каким количеством ресурсов он располагает (временных, личностных, властных, материальных, если это необходимо для решения конфликта) и так далее.

Несомненно, на выбор конкретной модели поведения в конфликте влияют и многие другие факторы, среди которых уровень развития у индивида конфликтологической компетентности, негативный или позитивный прошлый опыт участия в конфликтах; индивидуально-личностные особенности (такие, как акцентуации характера, тип темперамента, бессознательные мотивы и многие другие). С точки зрения психологии поведения индивиду, как правило, свойственно проявлять тот или иной стиль поведения в качестве приоритетного, доминантного.

Итак, межличностные конфликты в организации представляют собой один из наиболее распространенных видов конфликта, возникающего в трудовом коллективе. Ключевой особенностью таких конфликтов является их влияние на процесс производства, эффективность деятельности сотрудников и микроклимат в коллективе. Поэтому своевременное разрешение межличностных конфликтов в организации и реализация профилактических мероприятий, направленных на минимизацию противоречий в межличностных и деловых отношениях, является важной задачей в контексте управления человеческими ресурсами.

Библиографический список

1. Organizational Conflict / Business Jargons. – Режим доступа: https://businessjargons.com/organizational-conflict.html (дата обращения: 24.05.2023).
2. Магомедов Г.М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 233-239
3. Organizational Conflict / Your Aarticle Library. – Режим доступа: https://www.yourarticlelibrary.com/organization/conflict-management/organizational-conflict/99695 (дата обращения: 24.05.2024).
4. Styles of Conflict Management / Nobel Explorers. – Режим доступа: https://nobelexplorers.com/conflict-management/ (дата обращения: 25.05.2024).
5. Воронин Б.А., Фатеева Н.Б., & Шарипова Н.Ф. Конфликты: стили и способы их разрешения // Аграрное образование и наука. – 2018 – № 3. – С. 10.
6. Шейнов В.П. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2019. – 576 с.
7. Стиль компромисса / Психологическая энциклопедия. – Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/stil-kompromissa.html#:~:text=Стиль%20компромисса.%20стратегия%20поведения%20в,сторон%20идет%20на%20определенные%20уступки (дата обращения: 25.05.2023).