Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.05.2024

Особенности формирования технологического суверенитета Китая и России

Features of the formation of technological sovereignty of China and Russia

Пархаева М.А.
Магистрант Дипломатической Академии МИД России
г. Москва


Parkhaeva M.A.

Master student of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry Moscow
Аннотация: Статья посвящена анализу российского и китайского опыта формирования собственного технологического суверенитета. Современный мир характеризуется быстрыми темпами развития технологической сферы. Инновационные технологии помогают странам по всему миру достичь экономического роста, конкурентоспособности и развития бизнес-среды. В 21 веке ключом к процветанию стран является технологический суверенитет, то есть умение стран самостоятельно разрабатывать, производить и использовать технологии. Страны, зависимые от импорта технологий, могут подвергаться экономическому и политическому давлению со стороны других стран. И именно технологический суверенитет позволяет снизить эту зависимость.
В статье рассматривается сущность и содержание технологического суверенитета в 21 веке, подчеркивается его значение и влияние на экономическое и технологическое развитие стран, в том числе Китая и России, упомянуты меры и проблемы стимулирования технологического суверенитета. В статье также проанализированы перспективы российско-китайского сотрудничества как фактора формирования технологического суверенитета в 2024 году.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article is dedicated to the analysis of the Russian and Chinese experience in the formation of their own technological sovereignty. The modern world is characterized by a rapid pace of technological development. Innovative technologies help countries around the world achieve economic growth, competitiveness and business environment development. In the 21st century, the key to the prosperity of countries is technological sovereignty, that is, the ability of countries to independently develop, produce and use technologies. Countries dependent on technology imports may be subject to economic and political pressure from other countries. And technological sovereignty makes it possible to reduce this dependence.
The article explores the essence and content of technological sovereignty in the 21st century, emphasizes its importance and impact on the economic and technological development of countries, including China and Russia, and mentions measures and problems of stimulating technological sovereignty. The article also analyses the prospects of Russian-Chinese cooperation as a factor in the formation of technological sovereignty in 2024.
The article was performed under the academic guidance of Y. K. Kharakoz, PhD in Economics and Associate Professor at the Department of World Economy, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: технологический суверенитет, научно-техническая политика, НИОКР, Китай, Россия, российско-китайское сотрудничество.

Keywords: technological sovereignty, scientific and technical policy, R&D, China, Russia, Russian-Chinese cooperation.


Введение

XXI век обусловлен быстрой трансформацией экономики, научно-технологической сферы. С одной стороны, скорость и сложность такой трансформации создают риски и угрозы, а с другой стороны, дают возможность выйти на совершенно новый уровень состояния развития общества. Важным условием расширения научно-технологической сферы является понимание стадии развития мировой и региональной экономик, а также учет трендов и вызовов. Учитываются демографические изменения, процессы цифровизации и декарбонизации, переход на новые материалы. [10, с.888]

Инновации и технологический суверенитет являются тесно связанными понятиями. Именно инновационные технологии, разработанные и произведенные страной, являются движущей силой технологического суверенитета, так как они позволяют стране не зависеть от импорта критически-необходимых товаров. [11, с.323]

Поэтому, развитие технических потенциалов с помощью собственного эффективного метода исследования — это ключевое направление для каждой страны, включая Россию и КНР, так как это позволит двум странам снизить зависимость от импорта технологий с западноевропейских рынков. 21 марта 2023 года лидеры Российской Федерации и КНР подписали совместное заявление по плану развития основного направления экономического сотрудничества России и КНР до 2030 года. В данном документе ключевым направлением взаимодействия является сотрудничество в области инновационных технологий. [3]

Методологической базой исследования явились основные общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и синтеза, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, графический метод.

Сущность и содержание технологического суверенитета

Технологический суверенитет представляет собой возможность самой страны обеспечивать себе необходимую техническую продукцию и услуги, не опираясь на импорт технологий из других государств. Это разработки и применения инновационных технологий, реализации патентных технологий и модернизации высокотехнологичных продуктов, контроль доступа к продуктам нанотехнологий, защита доступа к продуктам новаций, профилактики утечек информации. [6]

В условиях быстро меняющейся технологической и экономической ситуации технологический суверенитет занимает особое место, так как он снижает зависимость от импорта технологий и вероятность отрицательного влияния на развитие экономики. [12, с.76]

Наибольший интерес у всех стран к обеспечению себя технически необходимыми продуктами и услугами, не полагаясь на импорт, (т.е. развитие своего технологического суверенитета) появился в 2020 году из-за пандемии коронавируса. Ранее этот вопрос поднимался лишь в рамках цифровой экономики (например, вопросы, связанные с информационной безопасностью и трансграничной передачей данных). Сегодня же центральную роль в развитии технологического суверенитета на международной арене занимает формирование национальных инновационных систем.

Вторым фактором, оказавшим влияние на развитие технологического суверенитета, являются западноевропейские санкции. Введенные санкции против России негативно повлияли на российскую экономику, поскольку ее критично важные производственные отрасли оказались в зависимости от импорта из других стран. Российские производители некоторых отраслей почувствовали дефицит изделий и запчастей из-за ограничения или прекращения поставок из-за рубежа.

Например, из-за отсутствия поставок импортных чипов российские производители электронных устройств испытали трудности в замещении зарубежных материалов, оборудования и запасных частей отечественными аналогами. Хотя Россия входит в 15 стран, имеющих собственное полупроводниковое производство и инженерную школу в этой сфере, она не имеет такого развитого сектора в производстве полупроводниковых технологий. Его отсутствие не дает производителям возможности выпустить даже один чип. В таких условиях России пришлось начать развитие электронного машиностроения, чтобы не снижаться объемы производства микроэлектроники. [9]

Впрочем, Россия не единственная страна, которая сталкивается с санкциями. В 2022–2023 годах было усилено технологическое ограничение в отношении Китая, ограничивающее импорт полупроводниковых изделий. В этой связи Китай приложил все усилия для развития национальных секторов полупроводникового рынка.

Поэтому, две страны должны обеспечивать экономику необходимым оборудованием только благодаря имеющимся внутренним ресурсам. В современном мире этого можно добиться только на базе структурированного технологического суверенитета. Технологический суверенитет, основанный на новых технологиях, является главным фактором экономического роста и условием обеспечения безопасности в национальной экономике. [7]

Опыт Китая и России в развитии технологического суверенитета

В конце ХХ века Китаю предстояло добиться технологического суверенитета, принимая меры, направленные на формирование целостной системы управления наукой и техникой. [8] Благодаря этому страна стала лидером в области искусственного интеллекта (AI), 5G-сетей, сверхвысоких электросетей, высокоскоростных железных дорог и источников возобновляемой энергетики, а также на некоторых направлениях развития атомных электростанций, промышленной роботизации и космической техники.

Анализируя китайский опыт по формированию своего технологического суверенитета, стоит выделить, что государство координирует развитие науки и технологий, формируя и контролируя достижения параметров.

Развитие китайского потенциала науки и техники в последние десятки лет происходит благодаря постоянному наращиванию инвестиций в человеческие капиталы, включая экономику знаний (например, расходы на НИОКР в 2023 году составили 2,55 % от ВВП, что выше по сравнению с 2,54% в 2022 году (Рисунок 1)).

Рисунок 1. – Расходы Китая на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в ВВП (в %) и количество патентных заявок (в млн).

Источник: Составлено автором по данным Всемирного банка [4]

 Китайская стратегия экономического развития до 2035 года позволяет преодолеть ограничения экономике, ориентированной на экспорт. Техническое развитие наиболее важных отраслей позволяет ориентироваться только на внутренний рынок и вкладывать ресурсы в развитие отстающих областей.

Большая часть собственных инвестиций предприятий в НИОКР свидетельствует о том, что в стране существуют экономические условия, способствующие развитию научно-технического прогресса.

Китай предоставил себе все необходимые условия для возврата сотен тысяч студентов, которые учились в западных странах, и для того, чтобы привлечь высококвалифицированных зарубежных специалистов. В Китае увеличиваются затраты Центрального бюджета для фундаментальных исследований университетов и научно-исследовательских организаций.

Несмотря на явные успехи, Китаю не удалось уменьшить отставание от развития ряда чрезвычайно важных научно-технологических направлений, в том числе в создании чипов, а также в разработке оборудования, предназначенного для изготовления чипов. [13]

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 № 603. [1] В 2023 году были определены приоритетные направления, которые способствует развитию технологического суверенитета и позволяют структурированно адаптировать экономику к изменениям. Основные направления: 1. Авиация 2. Автомобильная промышленность, 3. Постройка железных дорог, 4. Медицина, 5. Машиностроение нефтегазового комплекса, 6. Сельскохозяйственное машиностроение, 7. Специализированное машиностроение, 8. Станкостроение, 9. Судостроение, 10. Фармацевтика, 11. Химическая промышленность, 12. Электроника 13. Энергетика.

Ниже представлена информация об опыте Китая и России в формировании их технологического суверенитета (Таблица 1).

Таблица 1

Опыт и приоритеты развития КНР и РФ по обеспечению собственного технологического суверенитета.

Источник: составлено автором [7]

 

Российско-китайское сотрудничество как фактор формирования технологического суверенитета

В 2024 году научно-техническая политика Китая и России имеет обладает общими чертами, поскольку в обеих странах она направлена на достижение технологического суверенитета. Обе страны стремятся противостоять западным странам из-за введенных санкций (уменьшить свою зависимость от импорта технологий из-за рубежа). На сегодняшний день Китай имеет большой интерес к российской фундаментальной науке, в то время как Россия нуждается в китайском опыте коммерциализации разработок. Определенная схожесть научно-технических политик Китая и РФ может стать преимуществом при укреплении их сотрудничества.

Стоит отметить, что Китай поставил перед собой задачу производить все основные технологии и занять ведущие позиции на мировой арене.

Основной задачей России выступает обладание хотя бы минимальным набором технологий, который позволит иметь конкурентные преимущества и поможет удержать состояние экономики на «здоровом» уровне. Однако Китай имеет особый интерес к российским технологиям, в том числе к технологиям гражданского самолетостроения.

На данном этапе особенно важным становится создание механизмов сотрудничества между Россией и Китаем, которые не будут подвергаться западным санкциям. Важным шагом для будущего стратегического сотрудничества в области науки и техники является значительное увеличение взаимного обмена студентами между ведущими техническими университетами. Многие эксперты заявляют, что следует ввести изучение китайского языка в качестве иностранного в ведущих российских вузах, таких как Московский физико-технический институт (МФТИ), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ), Московский государственный университет (МГУ). Студентам может быть предоставлена стажировка в главных научных центрах КНР. В перспективе студенты и их исследования могут стать движущей силой в области развития высоких технологий. В 2023 году в китайских университетах обучалось 12 тысяч студентов из России, в то же время в российских вузах обучалось 37 тысяч граждан КНР.

Россия может изучить опыт КНР, прошедшей большой путь от копирования зарубежных технологий до появления мировых технологических гигантов. Сегодня КНР является «мастерской мира» и занимает 2 место после США. Для улучшения технологического суверенитета Россия может применить разработанные за годы Китаем механизмы и инструменты научно-технического развития.

Сегодня Китай и Россия имеют совместные институты и проводят взаимообмены студентами. В совместном центре Московского физико-техническом института (МФТИ) и Пекинского института работают российские и китайские специалисты в области образования и культуры. Эти два вуза также создали совместную лабораторию квантовых технологий.   Национальный исследовательский ядерный институт «МИФИ» и Университет Цинхуа совместно проводят исследования по ядерной физике, инженерии, материаловедению. В совместном центре разрабатываются новые ядерные технологии, такие как атомные реакторы нового поколения и термоядерный синтез. Московский авиационный институт и Шанхайский университет Цзяо Тун проводят исследования по разработке новых технологий в области авиации и космонавтики (разработка новых авиационных двигателей, проектирование летательных аппаратов).

Заключение

В XXI веке формирование технологического суверенитета стало важной мерой развития стран в условиях глобальной неопределенности. Технологический суверенитет помогает странам занять лидирующие позиции на мировой арене и быть конкурентоспособными. Формирование технологического суверенитета не означает собственный выпуск всех необходимых товаров и услуг и полный отказ от произведённых за пределами страны компонентов, потому что ни одна страна в мире не может создавать абсолютно все необходимые технологии.

Сегодня Россия и Китай добились значительных успехов в развитии своего технологического суверенитета. Однако обеим странам еще предстоит проделать много работы для того, чтобы стать полностью независимыми от западных стран в технологической сфере.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 № 603 "Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации" // Режим доступа: Документы - Правительство России (government.ru) – (дата обращения 10.05.2024).
2. Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года». Гарант. https://internet.garant.r – (дата обращения 10.05.2024).
3. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики
о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года. URL: http://kremlin.ru/supplement/5919 – (дата обращения 09.05.2024).
4. Сайт Всемирного банка: Расходы на НИОКР (% от ВВП) - Китай: https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS?name_desc=false&locations=CN – (дата обращения 10.05.2024).
5. Василий Шпак: Без суверенной микроэлектроники не бывает суверенитета // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20231101/shpak-1906499130.html?ysclid=loi6aud4uc371229594 – (дата обращения 10.05.2024).
6. Глущенко А.В. Технологический суверенитет России: проблемы и перспективы // Вестник МГУ имени М.В. Ломоносова. Экономика. - 2020. - № 5. - С. 55-71. – (дата обращения 09.05.2024).
7. Горячева Т.В., Мызрова О.А. - Роль и место технологического суверенитета в обеспечении устойчивости экономики России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 2 – (дата обращения 10.05.2024).
8. Островский А.В., Афонасьева А.В., Каменнов П.Б. Перспективы развития науки, техники и инноваций в КНР // Восточная Азия: факты и аналитика. 2019. No 2. С. 6-28. – (дата обращения 10.05.2024).
9. Покровский И., Механик А. Во-первых – люди, во-вторых – технологии, в-третьих – инвестиции // СТИМУЛ. Журнал об инновациях в России. – (дата обращения 10.05.2024).
10. Харакоз Ю.К. Особенности финансового обеспечения направлений стратегии устойчивого развития // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 887-890.
11. Харакоз Ю.К. Направления трансформации современных финансовых рынков // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1(150). С. 322-325.
12. Харакоз Ю.К. Мировая практика научно-технологического развития // Мировые исследования в области социально-гуманитарных наук. Материалы III Международной научно-практической конференции. Рязань, 2023. С. 75-78.
13. Ясинский В.А., Кожевников М.Ю. Борьба за технологический суверенитет: опыт Китая и уроки для России // Проблемы прогнозирования. 2023 г. – (дата обращения 10.05.2024).