Индекс УДК 338
Дата публикации: 01.06.2024

Предпринимательство в условиях глобализации экономики

Entrepreneurship in a globalized economy

Афанасьев Евгений Александрович

Магистрант ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»,
г. Екатеринбург

Afanasyev Evgeny Alexandrovich

Graduate student of the Ural State University of Economics, Yekaterinburg
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы места предпринимательства в условиях глобализации экономики. Дана характеристика функционально-физического подхода для анализа предпринимательства, внутри которого выделены шесть обобщенных взаимосвязанных функций. Дан анализ технологии целенаправленного поиска инновационных решений в предпринимательстве в условиях глобального рынка.

Abstract: The article deals with topical issues of the place of entrepreneurship in the context of economic globalization. A characteristic of the functional-physical approach for the analysis of entrepreneurship is given, within which six generalized interrelated functions are identified. The analysis of the technology of purposeful search for innovative solutions in entrepreneurship in the conditions of the global market is given.
Ключевые слова: предпринимательство, глобализация экономики, интеграция, инновации, функционально-физический подход.

Keywords: entrepreneurship, economic globalization, integration, innovation, functional and physical approach.


  Современное развитие мира характеризуется двумя основными тенденциями. Во-первых, это процессы глобализации. Сегодня этими процессами пронизаны все области общественной жизни — политика, экономика, образование, наука, производство и т. д. Во-вторых, — приоритетность признания инновационного типа развития экономики, опирающейся на факторы научно-технического развития. Возникла новая глубинная внутренняя связь науки, техники и производства [1].

  Сегодня глобализация характеризуется системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдается ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. При этом изменения, вызываемые процессами интеграции экономик, носят глубинный характер, затрагивают все сферы деятельности человека, ставят задачу приведения к соответствию социальных параметров развития общества, его политической структуры, технологий макроэкономического управления.    Можно сказать, что современная глобализация характеризуется системным сдвигом в динамике мировой экономической системы. Если раньше успех предпринимательства зависел больше от классической комбинации факторов производства, то сегодня этот успех в значительной степени определяется сложной (нелинейной) комбинацией элементов знаний, интеграцией этих факторов и технологий, объединением капитала, информационных и интеллектуальных ресурсов [2].

  Кроме того, предпринимательство все менее привязано к какой-либо стране или территории при возросшей информативной зависимости, а обращение к и инновациям и инвестициям становится важнейшим условием успеха. Таким образом, можно выделить следующие основные характерные черты современной глобализации:

1) создание единого мирового информационного пространства;

2) усиливающаяся финансовая и инвестиционная централизация, с помощью которой формируются, накапливаются, выделяются и используются кредитные и инвестиционные ресурсы;

3) растущее значение информации, новых технологий, инноваций, знаний и экспертов;

4) непрерывное расширение глобальной олигополии;

5) рост слоя транснациональных предприятий, создание транснациональной экономической дипломатии;

6) интенсификация мировой торговли и обслуживающего ее капитала, несмотря на рост господства последнего над производством и торговлей;

7) тенденция к конвергенции механизмов и инструментов управления производственными процессами [3].

  В связи с этим в ближайшие годы процесс глобализации будет характеризоваться:

– интеграцией экономического и информационного развития экономик, созданием единого информационного и инвестиционного пространств;

– интеграцией рынков, систем управления рынками и производственными системами;

– опережающим развитием информационных и телекоммуникационных технологий; – созданием новых инвестиционных техно логий, опирающихся на достоверное информационное обеспечение, жесткую нормативно-правовую регламентацию инвестиционных решений на международном, межгосударственном уровнях;

– использованием высоких технологий во всех сферах жизни и производства, что вызовет необходимость коренного переоснащения материально-технической базы всех видов деятельности человека, что приведет к существенным изменениям образа жизни и мыслей человека;

– гармоничным, сбалансированным развитием инфраструктуры инвестиционного рынка, интеграцией функций и инструментов инвестиционных институтов;

– унификацией, канонизацией инвестиционного законодательства, созданием межгосударственных соглашений в области инвестиций и управления капиталом, усилением его влияния на инвестиционные процессы;

– возможностью перемещения капитала в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций [3].

  Субъектами, выявляющими и реализующими новации с целью превращения их в инновации, являются предприниматели. Следовательно, можно утверждать, что предпринимательская активность в условиях глобализации увеличивается.

  В условиях глобализации социально-экономических процессов занятие эффективной предпринимательской деятельностью становится чрезвычайно сложным, требующим от предпринимателя не только тех или иных практических навыков и знаний экономики и юриспруденции, но и владения специальными методами, позволяющими системно подойти к анализу проблемной ситуации, уметь прогнозировать последствия тех или иных действий, находить предпринимательские инновационные решения не случайно, а на основе анализа закономерностей развития конкретной предметной области, нести не только финансовую, но и моральную, этическую и политическую ответственность за «рыночное вытягивание» соответствующих идей. Происходит переосмысление содержательных понятий предпринимательства, предпринимательская деятельность получает новое наполнение [4].

  Исследователями разработан функционально-физический подход для анализа предпринимательства, позволяющий представить предпринимательскую деятельность в виде сложного процесса, тесно связанного с другими видами человеческой деятельности, внутри которого можно выделить шесть обобщенных взаимосвязанных функций. Физическая реализация этих функций, собственно, и составляет понятие предпринимательства. Такими функциями являются:

  1. Выявление потребностей и обоснование способов их удовлетворения;
  2. Генерация идей и создание новаций;
  3. Предоставление ресурсов;
  4. Управление предпринимательскими структурами;
  5. Выполнение конкретных работ по реализации предпринимательского замысла;
  6. Принятие, частичное принятие или непринятие по тем или иным причинам нового блага, созданного в процессе предпринимательской деятельности.

  Главным критерием выбора того или иного способа реализации указанных функций является предпринимательская прибыль, которая в течение некоторого промежутка времени должна быть выше средней прибыли других хозяйствующих субъектов в данной сфере экономической деятельности.

  Использование функционально — физического подхода позволило решить целый ряд проблем, связанных с предпринимательством в современных условиях. Определены роль и место предпринимателя в современном мире, установлены критерии, по которым та или иная человеческая деятельность может быть отнесена к предпринимательской, найдена и объяснена причина огромнейшего интереса к предпринимательству на рубеже ХХ и ХХI веков. Также получены ответы на более частные, но очень важные вопросы — о роли и видах собственности, необходимой для реализации предпринимательской деятельности, чему и как учить предпринимателей, о возможности предпринимательства в некоммерческих сферах и т. д.

  На основе функционально-физического анализа разработана типология предпринимательства, одним из признаков которой является историческая форма возникновения и существования предпринимательской деятельности. В современных условиях предприниматель является аналитиком, деятельность которого основывается на умении разбираться в огромном потоке приходящей информации, умении работать с достижениями прикладных и фундаментальных наук [5].

  Для повышения эффективности предпринимательства в современных условиях разработаны инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур. Одной из составляющих частей указанных механизмов являются технологии целенаправленного поиска инновационных решений. Именно технологии целенаправленного поиска инновационных решений позволят предпринимателям на научной основе подходить к обоснованию новых предпринимательских идей в любых сферах предпринимательства и, прежде всего, в предпринимательской производственной деятельности. Разработка теоретических основ технологий целенаправленного поиска инновационных решений в предпринимательстве становится базой общей теории нововведений.

  Технологии целенаправленного поиска инновационных решений в предпринимательстве определяются тремя основными принципами:

  1. Базовый принцип, лежащий в основе технологии целенаправленного поиска инновационных решений.
  2. Принцип историзма или ретроспективный анализ.
  3. Принцип единой формализации.

  Базовый принцип составляет основу всей технологии целенаправленного поиска. В качестве базовых принципов автор предлагает использование информационного (негэнтропийного) подхода или закономерностей строения и развития техники, как наиболее полного воплощения развития всего рукотворного мира.

  Принцип историзма может быть реализован в виде иерархической матрицы удовлетворения потребностей, которая кроме ретроспективного анализа должна включать и перспективные способы удовлетворения потребности, которые на сегодняшний день еще не могут быть реализованы, но не противоречат существующей физической картине мира.

  В качестве принципа единой формализации очень удобно использование функционально — физического анализа.

  Технологии целенаправленного поиска инновационных решений становятся главным инструментом современного предпринимателя, действующего в условиях протекания глобализационных процессов. Они позволяют не только концептуально обосновывать новые предпринимательские идеи, но и значительно уменьшить величину предпринимательского риска, не допустить или своевременно предупредить негативные тенденции, которые могут возникнуть при реализации новшеств.

  Первопричиной неопределенности, подразумевающей в экономической трактовке противоречивость и альтернативность любого процесса в экономике (связанного с ее развитием), выступает воздействие нестабильности внешней среды (рынок, государство) и внутренней среды (движение оборотных средств, физический и моральный износ основных фондов, субъективные решения менеджеров и пр.) на любой вид предпринимательской деятельности [7]. Неопределенность основных переменных предпринимательской деятельности негативно влияют как на величину конечного спроса на производственные ресурсы, так и на способность фирм реагировать на его изменение.

  Следует отметить, что два принципиально важных явления оказывают ключевое воздействие на долгосрочные перспективы инновационного развития – и, соответственно, на формирование инновационных стратегий.

  Во-первых, это глобализация и глобальная конкуренция, спрессовывающие время выхода на рынки, вынуждающие и компании и страны ускорять инновационные действия, все быстрее производить жизнеспособные товары и услуги. Все более активное влияние на инновационные процессы оказывает появление в мировом научно-технологическом пространстве новых глобальных игроков. Усиливается роль международного обмена технологиями, транснациональных корпораций, мобильности кадров и др. Одновременно все более инновационными становятся предлагаемые решения глобальных проблем (борьба с болезнями, энергетика, изменение климата, вода, безопасность и противостояние терроризму) [6].

  Во-вторых, это усложнение инноваций, междисциплинарный, межотраслевой характер которых делает соответствующие инвестиции все дороже и рискованней. Большинство фирм уже не могут заниматься инновациями в одиночку, поддерживать все необходимые исследования, получать информацию о рынках и др. Проблема заключается в том, как объединять усилия, привлекать знания со стороны, не теряя самостоятельности и не нанося ущерба собственным интересам [2].

Библиографический список

1. Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады и непредсказуемости глобальных трендов мировой экономики (Зимовец А.В., Климачев Т.Д.) // Экономические отношения. № 1 / 2023
2. Кулик А.В. Анализ проектов внутрифирменного предпринимательства в организациях // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 5. – doi: 10.18334/ce.18.5.120985.
3. Невмывако В.П. Промышленно-технологическая кооперация крупного бизнеса и структур малого и среднего предпринимательства: опыт РФ и зарубежных стран в сфере технологического импортозамещения // Экономика и социум: современные модели развития. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 169-202. – doi: 10.18334/ecsoc.11.2.112107.
4. Попов Е.В., Симонова В.Л., Данилова М.К. Типология межфирменных взаимодействий международного предпринимательства // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 4. – С. 1231-1250. – doi: 10.18334/ce.16.4.114610.
5. Ронами В.С. Влияние организационной структуры компании на ее устойчивость в условиях глобализации рынков. Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2023;22(4):36-41. https://doi.org/10.24182/2073-6258-2023-22-4-36-41
6. Хабыев Я.М. Инновационное предпринимательство в условиях глобализации мировой экономики. Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2015;(42):143-160.
7. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Жаманкулова Д.С. Развитие коммуникационных сетей в условиях маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – С. 1025-1042. – doi: 10.18334/epp.14.4.120665.