Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.08.2024

Развитие и управление современным железнодорожным транспортом в России

Development and management of modern railway transport in Russia

Медведева О. В.
Пасечникова А. Е.

1. ст. преподаватель кафедры ЭУСП
ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)»
2. студент,
ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)»

Medvedeva O. V.
Pasechnikova A.E.

1. Senior Lecturer
The Novosibirsk State University of architecture and Civil Engineering (Sibstrin)
2. Student
The Novosibirsk State University of architecture and Civil Engineering (Sibstrin)
Аннотация: В данной статье рассматривается процесс цифровизации железнодорожной отрасли. Затрагиваются проблемы и перспективы цифровизации железнодорожной отрасли в условиях современной экономики, особенности внедрения технического зрения на дорогах и рассмотрение искусственного интеллекта как части эффективного управления на железной дороге. Так же рассматривается логистика и экономическая эффективность от реализации проекта. В конце исследования сделаны обобщенные выводы.

Abstract: This article discusses the process of digitalization of the railway industry. The problems and prospects for digitalization of the railway industry in the modern economy, features of the introduction of technical vision on roads and the consideration of artificial intelligence as part of effective management on the railway are touched upon. Logistics and economic efficiency from the implementation of the project are also considered. At the end of the study, generalized conclusions were drawn.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, транспортная система, транспортная стратегия, цифровизация, информационные технологии, системы управления, искусственный интеллект

Keywords: railway transport, transport system, transport strategy, digitalization, information technology, control systems, artificial intelligence.


Введение

По современным оценкам железная дорога в России занимает около 87 тысяч км в однопутном эквиваленте. В связи с такой большой протяжённостью путей, необходимо качественное управление и надзор в данной транспортной сфере [1].

В настоящее время железнодорожная отрасль, как и прочие, подвержена цифровизации. Происходит создание новых и оптимизация уже имеющихся электронных систем [1]. Сегодня пассажиры имеют возможность покупать электронные билеты, проходить онлайн-регистрацию, через приложения в телефоне можно просмотреть расстояние до конечного пункта следования и время прибытия. Следующим этапом в развитии железнодорожного транспорта должно стать рост скоростных поездов, развитие интеллектуальных системы- управления транспортными средствами, а также использование системы «умных» дорог [1], способные отслеживать незарегистрированные перевозки и многое другое. Данные проблемы также рассматривает Транспортная стратегия Российской Федерации [2].

Объектом исследования является железнодорожная отрасль, а предметом – изучение процесса цифровизации на железной дороге.

Цели и задачи

Целью данного исследования является рассмотрение процесса цифровизации железнодорожной отрасли в стране.

В соответствии с поставленной целью будут решаться следующие задачи:

  • рассмотреть транспортную стратегию России;
  • изучить актуальные системы цифрового управления железной дорогой;
  • проанализировать экономическую эффективность внедрения цифровых технологий;
  • определить проблемы на этапе цифровизации железнодорожной отрасти.

Общие положения Транспортной стратегии России

Качественное функционирование железнодорожного транспорта в Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на новый путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует обеспечению лидерских позиций страны в мировой экономической системе. [2]. Российские железные дороги являются третьей по величине транспортной системой мира, уступая по длине эксплуатации лишь США и Китаю [3]. Если рассматривать протяженность электрифицированных железных дорог, то тут Россия является лидером. С точки зрения перевозок на Россию приходится более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.

Железные дороги гармонично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации и активно взаимодействуют с другими видами транспорта, удовлетворяя потребности пользователей услуг.

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года направлена на решение проблем и задач с более эффективной реализацией уникального географического потенциала и развития всех видов транспорта, в том числе железнодорожного [2], учитывая особенности цифровой эпохи.

Понимая важность развития цифровой составляющей, Транспортная стратегия ориентируется на развитие ряда перспективных направлений и моделей:

  • разработка математической модели развития инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • управление движением с использованием спутниковых технологий и автоматической идентификацией подвижного состава;
  • внедрение автоматизированных центров управления;
  • расширение использования компьютерных систем управления на станциях в связке с цифровым радиоканалом;
  • внедрение систем интервального регулирования движения поездов с использованием спутниковой навигации (без светофоров);
  • создание специальных центров приема и обработки информации со спутников о состоянии основных направлений перевозки [2]и т.д.

Таким образом, внедрение современных информационных технологий является одним из приоритетных и эффективных мероприятий по инновационному развитию системы управления железнодорожным транспортом, которые должны сопровождаться качественной аналитической информацией [4]

Актуальное цифровое управление железной дорогой в России

Работу российских железных дорог отслеживает Вычислительный центр [5] при ОАО «РЖД», в нем содержится информация о ресурсах железных дорог и транспорта, базы данных пользователей, данные диагностики и состояния объектов, обеспечивается бесперебойная работа дорог, производится формирование дорожного плана, мониторинг и оценка качества услуг и т.д.

ОАО «РЖД» активно использует автоматические системы управления, что позволяет производить оперативное управление, мониторинг, осуществлять прогнозирование и оптимизировать логистику.

Для правильной оценки использования и регулирования вагонного парка, используется система «Диспарк» [6], а для повышения качества контейнерных перевозок используется система «Дискон» [7].

Кроме того, с 2017 года активно используется интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ) [8], которая позволяет управлять логистическими процессами в режиме реального времени, осуществлять комплексное планирование и регулирование деятельности железных дорог. Важным моментом является внедрение возможности подвязки подходов поездов на нитке графика, а в случае отсутствия нитки – производить прокладывание новой [4].

Внедрение цифрового управления на железных дорогах также позволяет снизить количество конфликтных ситуаций. Одним из направлений исследований ОАО «РЖД» является внедрение системы технического зрения для оперативной поддержки принятия решений. В настоящее время происходит тестирование систем искусственного интеллекта, а также произведено инвестирование пилотного проекта по оборудованию техническим зрением маневренных локомотивов [4].

Экономическая эффективность цифрового развития транспортной отрасли

Развитие цифровых систем на железной дороге приводит к появлению эффекта эмерджентности, то есть открываются новые направления деятельности, а именно:

  • оптимизируются и модернизируются процессы планирования и прогнозирования, оптируются методы принятия решений;
  • подвергаются процессу интеллектуализации однотипные операции, выполняемые операторами;
  • появляется возможность применять оборудование и транспорт без участия человека (технология Интернета вещей);
  • снижение риска негативного влияния человеческого фактора и неверно принятых решений на дороге [9];
  • возможность улучшить кадровые и образовательные технологии [10];
  • повысить скорость реагирования на запросы и пожелания потребителей услуг, улучшить предиктивную аналитику, позволяющую предсказывать новые потребности и запросы пользователей, а также оценивать изменения спроса [9, 11].

При всей привлекательности внедрения цифрового управления на железных дорогах, стоит обратить внимание и на сопутствующие проблемы.

Проблемы цифрового управления на железных дорогах

Основные документы, регламентирующие инновационное развитие железных дорог – это «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» и «Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года [12]. Именно здесь происходит регламентирование основных критериев развития цифрового управления железными дорогами.

Первый момент, на который необходимо обратить внимание – клиентский сервис. Переход на цифровой формат подразумевает использование системы блокчейн (система хранения и обработки персональных данных и идентификация пользователей [13]), что в свою очередь приводит к вопросам, связанным с безопасностью данных.

На железной дороге используются цифровые форматы, позволяющие пользователям производить заказ услуг перевозки дистанционно. Для хранения такой информации необходимы большие объемы хранилищ данных, а с интеграцией искусственного интеллекта появляется возможность легко получать оперативную и прогнозную аналитику. Зачастую специалисты прибегают к имитационному моделированию для верного создания новых транспортных нитей, а также возможности настройки скорости движения подвижных составов. Технология блокчейн позволяет понять популярность направлений движения, редактировать поток по непопулярным направлениям следования, кроме того, снижается возможность ошибок и появляется возможность не использовать средства дополнительного контроля перевозок.

Специалисты пытаются решить проблему отсутствия конфиденциальности при использовании технологии блокчейн, так как это реальная угроза безопасности пользователей. В связи с этим необходимо серьёзно подойти к вопросу защиты персональных данных [14].

Следующая проблема внедрения заключается в высокой стоимости реализации проектов по цифровизации железных дорог. Цифровизация предполагает использование внутреннего инвестиционного потенциала, то есть необходимо серьезно рассмотреть возможности и риски реализации проекта.

Третья не менее серьезная проблема – это отсутствие у сотрудников компании достаточного набора компетенций, низкий уровень компьютерной грамотности и профессиональной подготовки на этапе активного внедрения цифровых технологий [15].

Также к проблемам цифровизации железной дороги можно отнести внешние причины, такие как: ограничения импорта, покупательская способность населения и природные/экологические факторы.

Выводы и обсуждения

Результаты, представленные в статье, получены на основе таких методов, как работа с источниками литературы для изучения теоретических аспектов темы, анализ и описание полученных данных. Все результаты будут в дальнейшем использованы при написании диссертационной работы.

Были получены следующие выводы:

  1. Автоматизация ряда систем на железной дороге позволяет сократить время работы практически на каждом этапе логистического процесса.
  2. Благодаря цифровизации железной дороги в дальнейшем это может быть использовано в принципах «экономики взаимопомощи». Оперативное переключение пользователя или товара на разные виды перевозок, взаимный контроль качества предоставляемых услуг.
  3. Технология машинного зрения позволит отслеживать правильность и легальность железнодорожных перевозок, а также получать оперативный анализ пассажиропотока.
  4. Увеличение скорости поставок и снижение временных затрат, в том числе с применением современных подходов в логистике.
  5. Появление возможности более качественной оптимизации внедрения скоростных подвижных составов и ускоренных грузовых поездов. Согласно последним данным в 2022 году грузоперевозки составили 922458,2 тыс. тонн, в 2023 году – 1 235 266,5 тыс. тонн, а за первый квартал 2024 года – 296 563,8 тыс. тонн. Если рассмотреть пассажироперевозки, то в 2022 году было перевезено 855 907,1 тыс. человек, в 2023 году – 1 208 290,1 тыс. человек, а за первый квартал 2024 – 283 170,2 тыс. человек [16]. То есть мы наблюдаем существенное ускорение процессов грузо- и пассажироперевозок.
  6. Использование системы блокчейн облегчает обработку данных, но необходимо доработать систему безопасности пользовательских данных.

В целом необходимо обратить внимание, что цифровизация поддерживается на уровне государства и имеет свое отражение в новых разрабатываемых национальных проектах. Оцифровка экономики приводит к новым уровням глобализационных процессов, а также приводит к смене парадигмы общества – использование цифровых сервисов и цифровизация данных.

Библиографический список

1. Щипачева, Е.С., Баранов, Д.Н. Перспективы развития железнодорожного транспорта / Е.С. Щипачева // Научный электронный журнал «Матрица научного познания». – 2021. - №10. - С.39
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р; изменения утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р)
3. Эксплуатационная длина железнодорожных путей: [сайт]. – URL: https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&opi=89978449&url=https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Transp_03-01_2022.docx&ved=2ahUKEwjanfzMwY2GAxXQQlUIHR8uASgQFnoECBUQAQ&usg=AOvVaw3KgXpdCwsYFeKBvNKruPV_ (дата обращения: 14.05.2024). – Текст электронный.
4. Куныгина, Л. В. Современные информационные технологии в управлении железнодорожным транспортом / Л. В. Куныгина // Транспорт: наука, образование, производство (транспорт-2021): Труды международной научно-практической конференции, Воронеж, 19–21 апреля 2021 года. – Воронеж: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" в г. Воронеж, 2021. – С. 111-115
5. Структура РЖД: [сайт]. – URL: https://company.rzd.ru/ (дата обращения: 14.05.2024). – Текст электронный.
6. Диспарк: [сайт]. – URL: http://scbist.com/wiki/7777-dispark.html (дата обращения: 14.05.2024). – Текст электронный.
7. Дискон: уверенный старт, обязывающие перспективы : [сайт]. – URL: http://eav.ru/publ1.php?publid=2006-05a12 (дата обращения: 14.05.2024). – Текст электронный.
8. ИСУЖТ-2017: Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование: [сайт]. – URL: https://www.rzd-partner.ru/events/conference/isuzht-2017-intellektualnye-sistemy-upravleniya-na-zheleznodorozhnom-transporte-kompyuternoe-i-matem/ (дата обращения: 14.05.2024). – Текст электронный.
9. Гулый, И. М. Цифровые технологии искусственного интеллекта в деятельности российского железнодорожного транспорта / И. М. Гулый // Транспортное дело России. – 2021. – № 1. – С. 121-123
10. Яшунина А.В., Казанская Л.Ф. Социально-экономические эффекты цифровой железной дороги / А.В. Яшунина // Развитие экономической науки на транспорте: создание методологической основы для развития компетенций цифровизации транспортных систем: сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2018. С. 394-398
11. Егоров Ю.В. Мультивариантный конкурентный рынок в сфере грузовых железнодорожных перевозок / Ю.В. Егоров // Экономика железных дорог. 2020. № 11. С. 28-37
12. Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года: [сайт]. – URL: https://ar2020.rzd.ru/ru/strategic-report/strategy/development-programme (дата обращения: 14.05.2024). – Текст электронный.
13. Блокчейн: что это такое и как его используют в финансах : [сайт]. – URL: https://fincult.info/article/blokcheyn-chto-eto-takoe-i-kak-ego-ispolzuyut-v-finansakh/ (дата обращения: 14.05.2024). – Текст электронный.
14. Бердышева, Ю. А. Особенности цифровизации железнодорожного транспорта / Ю. А. Бердышева, Е. А. Жаркова // Транспортное дело России. – 2019. – № 4. – С. 43-44.
15. Бахатов, Р. М. Цифровизация отрасли транспорта и логистики в России на современном этапе / Р. М. Бахатов // Russian Economic Bulletin. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 271-275
16. Транспорт: [сайт]. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 14.05.2024). – Текст электронный.