Индекс УДК 64.011.34
Дата публикации: 26.09.2024

Человеческие ресурсы как ключевой фактор успешности компаний в условиях цифровой экономики

Human resources as a key factor in the success of companies in the digital economy

Титкова Мария Викторовна
Старший преподаватель кафедры социальной работы и права
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна,
Санкт-Петербург
Titkova Maria Viktorovna
Senior Lecturer of the Department of social work and law
Saint Petersburg University of industrial technology and design,
Saint Petersburg
Аннотация: В статье показаны некоторые тенденции кадрового менеджмента в условиях перехода к цифровой экономике. Рассматриваются основные компетенции, которыми должен обладать современный специалист. В статье подчеркивается, что эффективной технологией управления человеческими ресурсами в современной бизнес-среде является лидерство. Рассматриваются особенности и ключевые принципы лидерства, а также преимущества и недостатки использования лидерства в управлении.

Abstract: The article shows some trends in personnel management in the context of the transition to the digital economy. The main competencies that a modern specialist should possess are considered. The article emphasizes that leadership is an effective technology of human resource management in the modern business environment. The features and key principles of leadership are considered, as well as the advantages and disadvantages of using leadership in management.
Ключевые слова: экономика, технологии, человеческие ресурсы, компетенции, лидерство, управление, развитие, компания, организация.

Keywords: economics, technology, human resources, competencies, leadership, management, development, company, organization.


Одним из ключевых факторов успешности современной компании становятся человеческие ресурсы и умение грамотно управлять ими. Именно качество человеческих ресурсов определяет темпы развития компании и ее жизнестойкость, а также влияет на способность компании к инновациям и адаптивность к динамичным изменениям бизнес-среды.

Как отмечают некоторые исследователи, «…введение категории «человеческие ресурсы» в научный оборот свидетельствует о том, что профессиональные знания, опыт, творческие навыки и предпринимательские способности работников действительно обеспечивают экономическую эффективность и конкретные преимущества организации в рыночной среде» [1, с. 108].

Переход к цифровой экономике существенно трансформирует рынок труда, изменяет требования к человеческим ресурсам и стимулирует развитие новых подходов к управлению ими. Сегодня непрерывно развивающиеся технологии заменяют многие привычные для человека трудовые задачи и функции, параллельно открывая индивиду новые возможности. Искусственный интеллект постепенно занимает центральное место в экономической системе, замещая многие компоненты интеллектуального капитала человека.

В качестве современных тенденций кадрового менеджмента, оказывающих влияние на процесс управления человеческими ресурсами, исследователи отмечают такие, как:

  • финансовые потери компаний из-за низкого эмоционального интеллекта линейных руководителей;
  • признание необходимости развивать таланты сотрудников внутри организации; по преимуществу, бизнес ориентирован на внутреннее развитие персонала за счет реализации программ по выявлению и развитию способностей работников;
  • среди кандидатов в компании возрастает количество представителей «поколения Y», которых можно охарактеризовать, как вовлеченных в цифровые технологии, импульсивных, амбициозных, для которых важна самореализация и постоянный поиск себя, стремление участвовать в интересных и перспективных проектах и др. [2, с. 45].

Реализация прорывных технологических проектов в условиях цифровой экономики порождает спрос на специалистов, владеющих набором определенных жестких, гибких и специальных цифровых компетенций, включая:

  • глубокое понимание своей области, а также знания и опыт в смежных сферах;
  • понимание возможностей и рисков, связанных с применением новых технологий;
  • владение методами проектного управления;
  • «цифровую ловкость»;
  • владение инструментарием работы с большими данными и инструментами визуализации;
  • понимание основ кибербезопасности;
  • навыки работы с базами данных;
  • системное мышление;
  • эмоциональный интеллект;
  • командную работу;
  • способность к непрерывному обучению;
  • умение решать задачи «под ключ»;
  • адаптивность и работу в условиях неопределенности [3].

Среди компетенций, которыми должен обладать современный специалист, особое значение приобретают умение оперировать имеющейся информацией в условиях неопределенности; гибкое реагирование на изменения; готовность решать сложные интеллектуальные и практические задачи, требующие неординарных подходов; способность к постоянному самообучению и пр. Такие компетенции определяют не только личную эффективность сотрудников, но и эффективность деятельности конкретной организации.

Таким образом, как следствие интенсивного внедрения цифровых технологий в экономику изменяется роль наемного работника, который помимо высокого уровня профессиональной компетенции и интеллектуального развития, должен обладать достаточно высоким эмоциональным и социальным интеллектом, а также владеть рядом универсальных метапредметных компетенций.

В целях устойчивого роста в новых условиях организациям необходимо выстраивать и поддерживать эффективную конкурентную стратегию развития, инвестировать в свои человеческие ресурсы и внедрять в управленческую практику такую эффективную технологию как лидерство.

В современной бизнес-среде лидерство становится неотъемлемым инструментом эффективного руководства в организации. Грамотное лидерство – успешный инструмент гибкой адаптации и реализации активного подхода к управлению изменениями, что способно обеспечить долгосрочный организационный рост и успешное развитие компании.

В основе своей лидерство предполагает воздействие на людей без применения властных и структурных полномочий, а посредством воздействия личности на личность. Современные зарубежные исследователи определяют лидерство как процесс интерактивного взаимодействия, который возникает тогда, когда некоторые люди в определенной среде принимают кого-то в качестве лидера для достижения общей, значимой для всех цели [4].

Важно подчеркнуть, что лидерство всегда является результатом взаимодействия лидера и его последователей. При этом взаимодействие построено на личностном влиянии лидера, его способности мотивировать людей на движение к общей цели, и на добровольном желании последователей признавать конкретного лидера в качестве значимого авторитета, которому они доверяют и за которым готовы следовать.

Отличительной чертой лидерства от типичного управления является то, что лидерство подразумевает наличие в организации «последователей», а не просто штатных сотрудников или «заинтересованной рабочей силы» [5, с. 63]. Роль лидера состоит «в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами» [6, с. 84].

В современной крупной компании Microsoft председатель и главный исполнительный директор Satya Nadella обозначил три ключевых принципа лидерства в условиях ХХI века:

  • генерировать энергию, вдохновляя на творчество и рост, и выстраивая более сильную организацию, чем вчера;
  • обеспечивать ясность путем достижения четкого видения, формировать чувство направленности на результат, а также обеспечивать общее понимание;
  • добиваться успеха за счет внедрения инноваций, безграничного поиска решений, обеспечения постоянного улучшения процессов внутри организации и результатов ее деятельности [7, с. 46].

Важными признаком успешного лидерства является способность активизировать и стимулировать в последователях адаптивные возможности и с пониманием наиболее эффективного решения возникшей проблемы реализовать оптимальный путь движения последователей к намеченной цели.

Преимуществами использования лидерства в повышении степени эффективности компании и уровня ее экономического развития являются:

  • серьезное влияние на организационную культуру посредством утверждения правил, норм и традиций, поддерживающих ценности лидера и его последователей;
  • подчинение своим целям разветвленной системы как формальной, так и неформальной коммуникации;
  • совершенствование отношений между менеджментом и персоналом посредством развития доверия и персональной ответственности;
  • оптимизация управления организационными изменениями;
  • организация групповой работы, создание и укрепление командного духа;
  • побуждение сотрудников к инновациям и использование креативного потенциала для достижения общих целей [8, с. 14].

Однако, невзирая на преимущества использования лидерства в компании, большинству топ-менеджеров крайне трудно не просто проявлять властные полномочия, а быть настоящими лидерами в своем коллективе. Во многом это обусловлено закрепившейся среди топ-менеджеров привычкой «спускать» готовые решения и определенными сложностями в «переключении» устоявшейся модели поведения, которая нередко характеризуется авторитарным стилем управления. Кроме того, адаптивные изменения, связанные с внедрением лидерства и командной работы, обычно сопровождаются стрессами для рядовых сотрудников, поскольку им необходимо своевременно осваиваться в новой роли, пересматривать подходы к работе, взаимоотношения в коллективе, повышать уровень личной ответственности за общий результат и пр.

Анализ научной литературы показал, что условия успешного развития лидерства в Российских компаниях и организациях можно сформулировать следующим образом:

  • развитие лидеров и лидерства невозможно без децентрализации, делегирования полномочий и ослабления иерархии;
  • развитие лидерского потенциала должно осуществляться на всех уровнях организации;
  • развитие лидерства должно стать первостепенной задачей первого лица организации, а топ-менеджмент должен демонстрировать образцы поведения, направленного на развитие лидерства [9, с. 113].

Итак, развитие информационного общества и цифровых технологий существенно изменяют содержание, методы организации и использования труда, а значит роль и место человека в современной экономике. Ключевым фактором успешности компании становятся человеческие ресурсы и подходы к управлению ими. Текущие социально-экономические изменения обуславливают интерес к лидерству как к специфической и перспективной технологии разрешения сложных и неопределённых ситуаций, в которых оказываются современные компании. Грамотное использование лидерства на всех уровнях управления позволит оптимальным образом обеспечить конкурентоспособность и прогрессивное развитие российских компаний.

Библиографический список

1. Одегов, Ю.Г. Чем управление человеческими ресурсами принципиально отличается от управления персоналом? Вестник Омского университета. – Серия «Экономика». – 2018. – № 1 (61). – с. 106-114.
2. Казначеева, С.Н. Повышение эффективности кадрового менеджмента: тенденции и особенности управления / С.Н. Казначеева, И.Б. Бичева, О.В. Юдакова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2016. – № 2 (46). – С. 44-50.
3. Базовые компетенции цифровой экономики / Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации 2024» // Режим доступа: https://digital.ac.gov.ru/poleznaya-informaciya/4166/.
4. Silva A. What is leadership? // Journal of Business Studies Quarterly. – 2016. – № 8(1). – pp. 1.
5. Шутько, Л.Г. Лидерство в системе менеджмента качества и его роль в повышении конкурентоспособности организации // Экономика и управление инновациями. – 2018. – № 2. – С. 61-69.
6. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. М.: Юнити, 1991. – 720 с.
7. Zada I. The Modern Leadership Ingredients for the Post-COVID // International Business Research. – 2022. – Vol. 15, № 9. – pp. 43-49.
8. Яхонтова, Е.С. Основы межличностного лидерства : учебное пособие / Е. С. Яхонтова. – М. : Евразийский открытый институт, 2011. – 216 c.
9. Петрушихина, Е.Б. Проблема развития лидерства в организации // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2016. – № 3 (5). – С. 102-114.