Abstract: This scientific work reveals the role of business and leadership qualities, as well as the organizational abilities of a manager in making the necessary managerial decisions. The research data testifying to the high importance of informal contacts in management activities are presented. The key business qualities and organizational skills for a modern manager based on certain psychological characteristics are analyzed in detail. The role of leadership from the point of view of sociology and management in the framework of personnel management is reflected. The three main leadership styles (according to Kurt Levin's research) that directly affect the improvement of the company's efficiency are revealed in detail. The most important qualities that a leader should show in the course of managing a team are given.
Keywords: management, business qualities, organizational skills, leadership, leadership styles, motivation, efficiency, team.
Современный менеджмент представляет собой многогранный процесс, который требует творческого подхода от тех, кто работает в сфере управления. Решения менеджеров зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личных качеств, практического опыта, интуиции и здравого смысла, которые являются компонентами и результатами их системы рационального самоуправления. По своей сути менеджер является ключевым звеном в системе управления и оценки персонала. Он способен справляться с большим числом разнообразных задач за счет увеличения своих физических и интеллектуальных способностей и сознательного использования объединенной силы своих подчиненных.
В ходе своей работы управленческие кадры выполняют несколько основных функций. Среди них, в первую очередь, выделяется стратегическая, которая подразумевает под собой определение целей организации на основе анализа ситуации и прогнозирования, а также координация деятельности, формулирование концепций и составление планов. В свою очередь, для осуществления принятия решений руководителю необходимы как деловые качества, так и организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы нескольких человек. Данный факт, как раз и представляет собой обоснование актуальности рассматриваемой тематики.
Высокое развитие деловых качеств менеджера предполагают, что он способен:
— найти кратчайший путь к поставленной цели;
— находить общий язык с клиентами;
— выступать на публике;
— организовывать различные мероприятия;
— правильно формулировать свои мысли;
— планировать и распределять собственное время;
— быстро принимать взвешенные решения и многое другое [1].
Данная категория управленческих навыков является чрезвычайно сложной и представляет собой симбиоз двух компонентов: компетентности и организаторских способностей (умений и знаний). Компетентность понимается как глубокое понимание сущности своего дела и выполняемой работы, связей между различными явлениями и процессами, открытие возможных путей и средств достижения желаемых целей [12]. Ясно, что руководитель не может быть одинаково компетентен во всех вопросах, которыми он занимается, и здесь нет компромисса. Однако менеджеры должны обладать определенным уровнем экспертизы, чтобы ясно понимать цели, воспринимать новые идеи, проводить грамотные исследования возникающих ситуаций и принимать взвешенные решения [11].
Недостаточное развитие подобных качества у менеджера неизбежно приводит его к большой зависимости от окружения. Он должен будет оценивать ситуацию, основываясь на информации от подчиненных или вышестоящего начальства. Как правило, ему трудно высказывать веские суждения, предпринимать позитивные действия и давать полезные советы по тем или иным вопросам. Зачастую он вынужден имитировать полезную деятельность и старается окружить себя столь же некомпетентными людьми, а не способными работниками, чтобы скрыть свою низкую подготовку в конкретном в деле.
В управленческой практике встречается и противоположная ситуация, когда менеджер достаточно компетентен в определенной области знаний, но в процессе его деятельности возникают проблемы, в которых он не разбирается. Он может ошибаться и не осознавать пределов своих знаний, а излишняя самоуверенность не заставляет чувствовать необходимость своевременно консультироваться с людьми при подготовке тех или иных решений.
Ряд исследователей подчеркивает большое значение неформальных контактов в управленческой деятельности. Так, американские ученые Г. Кунц и С. О’Доннел на основе систематизации имеющихся научных знаний выделили девять подходов к анализу управленческих проблем. Ими было выявлено, что, если подчиненные руководствуются только правилами и инструкциями, установленными руководством, они могут работать на 60 или 65% своих возможностей, просто выполняя свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на рабочем месте. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызывать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство [2].
Р. Гоффи указывал, что сотрудникам в лице руководителя нужно нечто большее – им необходимо видеть перед собой человека, искренне переживающего за судьбы людей и их общее дело [8]. Менеджеры рассматриваются подчиненными как люди, обладающие авторитетом и доверием.
В качестве ключевых деловых качеств современного менеджера можно выделить:
– Умение быстро анализировать информацию – работа с большим объемом получаемых данных является неотъемлемой частью работы каждого управленца, так как ему важно улавливать суть всего, что происходит в организации, и оперативно реагировать.
– Способность быстро принимать правильные решения. Управленческие навыки также важны в ситуациях, когда необходимо принимать обоснованные решения в ограниченное на обдумывание время или вообще при его отсутствии.
– Умение работать в режиме многозадачности – переключаться с одной задачи на другую и выполнять несколько процессов параллельно с сохранением качества работы – важный навык для каждого руководителя.
– Способность рационально использовать ресурсы – это касается всех аспектов работы, руководители должны уметь распределять человеческие ресурсы (постановка задач исходя из знаний и умений каждого члена команды), а также материально-производственные запасы компании.
– Умение разрабатывать стратегии работы – без этого навыка невозможно достичь поставленных целей, т.к. эффективность команды напрямую зависит от правильной стратегии.
– Способность выстраивать отношения с партнерами и высшим руководством – успех всей организации зависит от умения руководителей договариваться с подчиненными, а также высшим руководством и партнерами.
– Умение четко ставить и распределять задачи – четко определенные, правильно поставленные задачи могут быть выполнены наиболее эффективно. Руководители должны понимать, что задачи коллективу должны ставиться исходя из навыков сотрудников и их профессионального опыта [4].
Помимо деловых качеств важную роль в ходе управления коллективом играют организаторские способности, характеризующиеся умением подбирать кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д. Они базируются на определенных психологических качествах человека:
– психологическая избирательность – способность адекватно отражать психологию организации;
– критичность и самокритичность – способность видеть недостатки в поступках других так же, как и своих собственных;
– психологический контакт – способность устанавливать меру влияния на других;
– способность выдвигать соответствующие требования в соответствии с особенностями ситуации;
– склонность к организации деятельности, то есть потребность в реализации;
– передача энергии другим людям и активация их способностей [10].
Организаторские способности руководителей и сотрудников позволяют оптимизировать процессы, протекающие в организации, а также улучшить психологический климат и корпоративную культуру. Успешный менеджер понимает, что управление – это не набор механических действий, а интерактивный процесс. Люди являются ключевым элементом в системе управления в целом и работе руководителя в частности, а их эффективность напрямую зависит от непрерывности взаимодействия друг с другом.
Как отмечалось ранее, управление персоналом сегодня является одной из сложнейших сфер деятельности, так как человеку, берущему на себя такую ответственность, необходимо обладать рядом качеств, которые понадобятся для решений различных проблем. Помимо важнейших способностей, например, чётко распределять задачи, психологических черт, как стрессоустойчивость, руководитель коллектива должен обладать лидерскими качествами.
Лидер – это тот человек, который хорошо адаптируется практически в любых условиях, способен не только управлять, но и в определенной степени бросить вызов своей команде, а также увлечь людей вдохновляющей идеей [7]. В первую очередь данное качество проявляется в умении слышать своих коллег и подчинённых, а также в достаточной информированности, в том числе об актуальных трендах и инновациях в конкретной сфере, что предполагает постоянное развитие и совершенствование.
С социологической точки зрения лидерство представляет собой общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели [6]. Из этого следует, что для получения авторитетного положения в организации менеджеру необходимо оказывать влияние и должную поддержку сотрудникам. Лидер должен быть эмпатичным и коммуникабельным человеком, потому что от того, как работает каждый сотрудник зависит результат всей работы. Руководитель, имеющий авторитет в организации, не боится конкуренции, он, наоборот, старается поспособствовать тому, чтобы «вырастить» вокруг себя потенциальных лидеров.
В современном мире успешное и эффективное функционирование организации без главенствующего звена – лидера находится под большим вопросом. Какими бы квалифицированными не были кадры, без должного управления и мотивации компания обречена на стагнацию. В этой связи, исследователи выделяют различные классификации данного феномена. Базовое разделение предполагает формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер – это человек, влияющий на сотрудников за счёт занимаемой им должности. Неформальный же влияет за счет личностных умений и качеств, например, имеет задатки организатора и уверенность в себе.
Из вышенаписанного можно сделать вывод, что повышение эффективности компании напрямую зависит от управления ею. Понятие стилей руководства было введено в 30-х годах XX века Куртом Левином. Он же сформулировал и три основных стиля руководства: демократический, авторитарный и либеральный [8].
Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчинённым и принятие решений на коллегиальной основе. Его положительными стороны:
– снижение недовольства сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно;
– повышение мотивации труда;
– улучшение психологического климата на предприятии и удовлетворённость от выполненной работы и др.
Отрицательными сторонами данного стиля являются:
– отсутствие жёсткого централизованного контроля;
– процесс принятия решений затягивается, поскольку они принимаются коллективно и т.п.
Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчинённых. Он необходим в кризисной ситуации, когда решения должны формироваться быстро и быть чётко скоординированы, что изначально затрудняется в условиях коллективной деятельности. Одним из положительных моментов является то, что данный стиль позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками. Отрицательными сторонами является подавление инициативы работников, повышение степени бюрократизма.
Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, поэтому приходится рассчитывать на их дисциплинированность. Наблюдаются следующие особенности:
– данный стиль управления можно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя;
– подчинённым предоставляется полная свобода, которая может в крайнем случае привести к анархии.
Важно отметить, что данные ряда исследований свидетельствуют о том, что со стороны руководителей компаний неправильным является применение только одного стиля, т.к. идеального варианта, подходящего на все случаи, не существует [5]. Роль лидера в данной ситуации – объединить стили воедино, но при этом чётко установить доминирующий. Считается, что самым эффективным является демократический стиль управления, так как решения принимаются коллегиально, то есть у сотрудников появляется стимул к диалогу, повышается инициативность, а значит каждый работник будет максимально задействован в разработке какого-либо проекта. Однако, как было отмечено, проблема данного стиля состоит в том, что обсуждение задач и вопросов менеджера с командой является достаточно затянутой процедурой, а решение порой нужно принимать быстро. Как раз здесь и проявляются лидерские качества руководителя.
Роль лидера в управлении персоналом проявляется уже при формировании коллектива. Он должен провести качественный подбор сотрудников, так как необходимо, чтобы подчинённые наряду с профессиональными обладали такими качествами, как ответственность, дисциплинированность, стрессоустойчивость, трудолюбие, способность к совершенствованию и др.
В противовес этому, в ситуации, когда потенциальный лидер приходит в организацию, где коллектив уже сформирован, ему нужно зарекомендовать себя, а это можно сделать с помощью коммуникативных навыков. Далее же узнать побольше информации о каждом сотруднике и, если это необходимо, отсеять неактивную и безынициативную часть работников.
Лидерство должно нести с собой массу энергии в коллектив, благодаря которой сотрудники будут «заряжаться» и проявлять себя с лучшей стороны. Помимо этого, лидер обязан поддерживать и мотивировать сотрудников для того, чтобы те более плодотворно работали. Мотивация труда предполагает совокупность материальных и моральных стимулов, на основе которых во время трудовой деятельности перед человеком могут быть поставлены конкретные цели [9]. Лидер организации часто прибегает к различным методикам и инструментам, например, за счёт предложения, связанного с карьерным ростом. Материальная мотивация включает в себя разнообразные денежные выплаты – премии, бонусы, повышение заработной платы и прочее.
Помимо мотивации лидер организации может повлиять на эффективность команды с помощью грамотного распределения человеческих ресурсов — поручения задач определённым сотрудникам, которые в паре могут справиться быстрее и качественнее.
Кроме вышенаписанных методов на результативность команды влияет умение руководителя контролировать работу подчинённых. По одной из классификаций сотрудников организации можно разделить по ориентации на цель (предпочтение отдается совместному с руководителем прояснению конечной цели и самостоятельной разработке планов мероприятий по выполнению задания) или задание (предпочтение его детализации с указанием всех сроков и необходимых ресурсов). При этом менеджеру для эффективной деятельности необходимо создать комфортные условия работы для подчиненных. При этом, важно понимать, что эффективная работа коллектива организации возможна лишь в том случае, когда лидер проявляет следующие качества:
– умение слушать свою команду и налаживать благоприятные отношения со всеми работниками, что способствует росту эффективности их работы и организации в целом;
– плодотворное взаимодействие с коллективом, предполагающее чёткое обозначение целей и задач, которые изначально обсуждаются с сотрудниками, чтобы знать, что все они двигаются в правильном направлении;
– мотивирование как составляющая часть корпоративной культуры, система методов, используемая в компании для побуждения сотрудников к эффективной работе с полной самоотдачей;
– соблюдение высоких стандартов, которым он сам беспрекословно следует — чем они выше, тем больше ответственность, которую возлагает на себя менеджер, соответственно, команда должна следовать его примеру.
– постоянное совершенствование – стремление познавать что-то новое для повышения эффективности работы и, как следствие, вовлечение персонала в прохождение различных курсов повышения квалификации и т.п. [3].
Подводя итог, становится возможно сделать вывод, что в современных условиях функционирования рынка менеджеры, обладающие организаторскими способностями и деловыми качествами, способны быстро и правильно оценивать возникающие ситуации, расставлять приоритеты в задачах, точно определять сроки. Именно поэтому они играют значительную роль в ходе управления коллективом и организацией в целом. Особое внимание менеджер уделяет рациональному распределению и направлению работы среди своих сотрудников, осознанию каждым лицом подлинной личной ответственности за выполнение возложенных на него функций. Чувство ответственности, развиваемое у такого менеджера, помогает ему всесторонне взвешивать решения и действия, которые он предпринимает.
Наряду с этим, задача лидера состоит в том, чтобы создать дружный, трудолюбивый, а главное замотивированный на плодотворную работу коллектив. Для выполнения данной задачи ему мало будет стимулировать подчинённых только материальным поощрением. Необходимо также наладить межличностный контакт с каждым подчинённым, чтобы знать какие ценности преобладают. Таким образом, роль лидера в ходе повышения эффективности трудового коллектива организации является одной из главенствующих. Следовательно, руководителю организации следует развивать рассмотренные качества в потенциальных лидерах и тогда работа сотрудников компании будет гораздо продуктивнее и позволит успешно достигать поставленные цели.
Библиографический список
1. Абрамкина, М. О. Необходимые качества менеджера для эффективного управления организацией / М. О. Абрамкина // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2015. – № 6. – С. 61-67.2. Абчук, В. А. Менеджмент: прикладные аспекты / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Изд-во Юрайт, 2024. – 347 с.
3. Актуальные проблемы управления человеческими ресурсами / С. А. Барков [и др.]; отв. ред. С. А. Барков, В. И. Зубков. – Москва: Изд-во Юрайт, 2024. – 185 с.
4. Анализ модели деловых качеств и управленческих навыков эффективного менеджера / В. В. Филатов, Н. В. Артемьев, О. А. Полянская, Т. В. Горина // Индустриальная экономика. – 2022. – № 1 (4). – С. 83-89.
5. Важность лидерских качеств для менеджеров высшего звена / Н. Р. Миндубаева, О. Ю. Мартынова, А. А. Николаев, Н. Е. Тихонов // Форум молодых ученых. – 2020. – № 10 (50). – С. 469-472.
6. Казначеева, С. Н., Челнокова, Е. А. К вопросу о формировании лидерства / С. Н. Казначеева, Е. А. Челнокова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2 (36). – С. 39-45.
7. Кудрявцева, М. В. Лидерство руководителей как фактор повышения эффективности деятельности современных компаний / М. В. Кудрявцева // Экономические исследования и разработки. – 2021. – №9. – С. 83-88.
8. Менеджмент: традиционные и современные модели / В. В. Филатов, А. Е. Алексеев, Ю. А. Галицкий [и др.]; под ред. В. В. Князева, Д. С. Петросяна. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 474 с.
9. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / С. Ю. Трапицын [и др.]; под общей ред. С. Ю. Трапицына. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд-во Юрайт, 2024. – 362 с.
10. Пономарева, Е. А., Кандиева, А. А. Роль менеджера в эффективном управлении организацией / Е. А. Пономарева, А. А. Кандиева // Academy. – 2017. – № 12 (27). – С. 71-79.
11. Салиенко, Н. В., Барбашова, М. А. Значение лидерства и практических навыков менеджера для устойчивого развития бизнеса / Н. В. Салиенко, М. А. Барбашова // Молодой ученый. – 2019. – № 7 (245). – С. 46-51.
12. Сураева, М. О., Кучерявенко, Д. М. Тенденция развития корпоративного управления на предприятиях в условиях инновационной трансформации / М. О. Сураева, Д. М. Кучерявенко // Научный результат. Экономические исследования. – 2020. – Т. 6. – № 4. – С. 71-79.