Abstract: This article characterizes the concepts of “green banking” and “green bonds”. It is noted that currently, as states strive to transition to renewable energy sources and reduce greenhouse gas emissions into the atmosphere, more and more attention is being paid to the environmental agenda, the goals of which are achieved through various tools. One of the main implementers of these goals is the European Union, as evidenced by the figures on the volume and value of green bonds issued relative to the global scale.
Keywords: EU, green bonds, green banking, sustainable development, sustainable finance
Введение
В настоящее время наблюдается тенденция реализации устойчивых инициатив, в связи с чем многие банки берут на себя ответственность и ставят цели, которые помогут достичь Целей устойчивого развития (ЦУР), установленных Организацией Объединенных Наций (ООН). Устойчивое развитие и цели ООН относятся к экологическим, экономическим и социальным вопросам, и из-за текущей важности этого вопроса различные поставщики услуг разработали стандартизированные оценки для измерения и ранжирования компаний по экологическим, социальным и управленческим показателям (ESG критерии). Измерение устойчивости – непростая задача: расхождение показателей – это лишь один пример, показывающий сложность темы.
Методологическая основа исследования
Использовались общенаучные методы исследования, такие, как анализ и обобщение специальной литературы, публикаций и научных статей, анализ статистических данных, синтез.
«Зеленый банкинг» и «зеленые облигации»
Обратимся к понятиям «зеленый банкинг» и «зеленые облигации», рассмотрим их основные особенности и цели. Также обратим особое внимание на развитие рынка зеленых облигаций в ЕС.
Зеленый банкинг относится к устойчивому банкингу, особенно заметно это проявляется в отношении окружающей среды, которая также является фактором устойчивости (или ESG), которому банки склонны уделять немного больше внимания, а изменение климата является наиболее распространенной целью, включенной в стратегию устойчивого развития банков. [20, С.701] Банки применяют это путем интеграции факторов экологической устойчивости в свои услуги, например, кредитование, инвестиции и портфели. В частности, банки осуществляют финансирование проектов зеленой энергетики или выпуска зеленых облигаций. Этот подход не означает, что банки отказываются от максимизации прибыли, а, скорее, они пытаются максимизировать прибыль, уделяя при этом приоритет экологической устойчивости.
Еще одно действие, предпринимаемое многими банками в целях повышения экологичности, — это установление целей по сокращению выбросов парниковых газов (диоксида углерода) и при этом также отчетность о своих выбросах на основе различных показателей. Помогает им в этом инициатива ООН под названием «Банковский альянс с нулевым уровнем выбросов». Альянс, созданный весной 2021 г., объединяет банки для достижения амбициозной цели по нулевым выбросам к 2050 г. По состоянию на конец 2021 г. в альянсе насчитывалось в общей сложности 98 подписавших его банков по всему миру, хотя большинство из них были европейскими. [1]
Зеленые облигации представляют собой долговые ценные бумаги, что означает, что инвестор временно ссужает деньги эмитенту облигаций. Взамен инвестор получает процентный доход. Отличие зеленых облигаций от обычных заключается в том, что доходы от первых идут на экологические проекты. [21, С.20] Они могут включать инвестиции в новые или существующие проекты по чистой энергетике, энергоэффективности, устойчивому управлению отходами, устойчивому землепользованию, эффективным зданиям, экологически чистому транспорту, устойчивому управлению водными ресурсами или адаптации к изменению климата. Зеленые облигации, как и любые долговые ценные бумаги, могут быть отнесены к различным типам облигаций, например, старшим необеспеченным, обеспеченным облигациям, старшим непривилегированным облигациям, и это лишь некоторые из них.
Зеленые облигации, также называемые климатическими облигациями, являются показателем того, что инвесторы заинтересованы в устойчивом развитии. [22, С.889] Ухудшение состояния окружающей среды и изменение климата создают серьезные физические и переходные риски для финансовой стабильности компаний — сбой в бизнесе, разрушение активов, снижение стоимости обесцененных активов и увеличение затрат на страхование. Инвесторы осознают потенциал устойчивого финансирования, запуская новые и реструктуризируя старые финансовые продукты, независимо от того, хотят ли они выявить возможности, снизить риск или согласовать ценности. [2]
Регламент о европейских зеленых облигациях
В Европейском союзе действующим законодательным актом в сфере зеленых облигаций является Регламент (ЕС) 2023/2631 Европейского парламента и Совета от 22 ноября 2023 года о европейских зеленых облигациях и необязательном раскрытии информации для облигаций, продаваемых как экологически устойчивые, и для облигаций, связанных с устойчивым развитием. [3] При этом стоит отметить, что правовое поле в этой области в ЕС начало прорабатываться с 2016 г., результатом чего стал первый документ под названием «Исследование потенциала финансирования зеленых облигаций для ресурсоэффективных инвестиций». [4]
Изучим подробнее вышеупомянутый законодательный акт от 2023 года, регулирующий требования к эмитентам облигаций. Так, 20 декабря 2023 года вступило в силу Положение ЕС о зеленых облигациях, опубликованное в Официальном журнале ЕС 30 ноября 2023 года. Оно начнет применяться через 12 месяцев после вступления в силу, то есть 21 декабря 2024 года. Регламент устанавливает требования к эмитентам облигаций, которые желают называть свои экологически устойчивые облигации «Европейскими зелеными облигациями» или «EuGB». За исключением некоторых исключений, такое название доступно только для облигаций, проспект эмиссии которых был опубликован в соответствии с Положением о проспекте эмиссии. Регулирование направлено на содействие устойчивому финансированию в ЕС и на международных финансовых рынках для устойчивого роста и перехода к климатически нейтральной и ресурсосберегающей экономике в ЕС. Идея, лежащая в основе Регулирования, заключается в установлении нового стандарта для повышения согласованности и сопоставимости на рынках зеленых облигаций. Придерживаясь стандартов Регламента, эмитенты могут продемонстрировать, что проекты, финансируемые за счет поступлений от зеленых облигаций ЕС, соответствуют таксономии ЕС. [8]
Позиция ЕС на мировом рынке зеленых облигаций
Необходимо отметить, что в 2023 году сделки с GSS облигациями (The Green, Social, Sustainable Bonds – GSS) были заключены в 44 валютах, при этом 63% эмиссии пришлось на две основные валюты: евро (339,5 млрд долларов США) и доллары США (212 млрд долларов США), что представлено на Рисунке 1.
Рисунок 1. Объем инвестиций в зеленые облигации по валютам мира в 2023 году [9].
Из общего объема зеленых облигаций 87% пришлось на пять валют: евро, доллары США, юани, фунты стерлингов и индийские рупии. Евро шестой год подряд доминировал в «зеленой» тематике, составив 44% от общего объема. В 2023 году на долю твердых валют пришлось две трети объема инвестиций в устойчивое развитие.
В 2023 году Европа была крупнейшим источником долговых инструментов, приведенных в соответствие с GSS+, с 405 млрд. долларов США, что составило 46% от общего объема в рассматриваемом году. Латинская Америка продемонстрировала рост на 49% в годовом исчислении. И наоборот, анти-ESG-настроения повлияли на выравнивание объема GSS+ в США, что привело к снижению на 38% (Рисунок 2).
Рисунок 2. Выпуск зеленых долговых инструментов по странам мира [9].
На долю десяти крупнейших эмитентов пришлось 39% от общего объема зеленых облигаций, во главе с Великобританией, которая добавила 22,5 млрд долларов США за счет многократного повторного размещения своих суверенных зеленых облигаций. Более половины (53%) от общего объема выпуска зеленых облигаций в 2023 году поступило из Европы, что составило 309,6 млрд долларов США и обеспечило рост на 23% по сравнению с 2022 годом.
Эмитенты зеленых облигаций в ЕС
Так, в Европе наиболее распространенным типом эмитентов зеленых облигаций являются финансовые корпоративные эмитенты, на долю которых приходится одна треть от общего объема зеленых облигаций, выпущенных в Европе в 2022 г. [23, C.608]
Самым распространенным типом зеленых облигаций среди дебютирующих эмитентов в Европе являются старшие необеспеченные облигации. Европейской страной с наибольшей стоимостью выпущенных зеленых облигаций по состоянию на 2022 г. была Франция (176,4 млрд долларов), за ней следовали Германия (160,9 млрд долларов) и Нидерланды (80,8 млрд долларов). Франция и Германия были не только крупнейшими странами Европы по выпуску зеленых облигаций, но также второй и третьей страной в мире с самой высокой стоимостью выпущенных зеленых облигаций после США. [5] Чуть ранее в 2020 г. Италия была страной в Европе с самой высокой стоимостью зеленых облигаций, выпущенных компаниями, дебютировавшими на рынке зеленых облигаций, на общую сумму 9,3 млрд долларов США. В 2019 г. лидером была Швеция с 13,6 млрд долларов США, однако стоимость шведских дебютных эмитентов зеленых облигаций в 2020 г. была намного ниже и составила 63 млн долларов США. [6]
В 2022 г. крупнейшими эмитентами зеленых облигаций в Европе были финансовые корпорации, за ними следовали суверенные эмитенты и нефинансовые корпорации, на долю которых приходилось около 90% от общего объема выпущенных зеленых облигаций. [7]
В первом квартале 2024 года ЕС явился единственным крупнейшим эмитентом с оценкой в 12,2 млрд долларов США в рамках одной новой сделки со сроком погашения в 2050 году (7 млрд евро или 7,6 млрд долларов США) и осуществил две существующие сделки со сроком погашения в 2033 году (2,3 млрд евро или 2,5 млрд долларов США) и 2043 году (2,0 млрд евро или 2,2 млрд долларов США). [10, C.3]
Облигации будут направлены на финансирование «зеленого перехода», энергоэффективности, чистой энергетики, изменения климата и адаптации к нему, управления водными отходами, экологически чистого транспорта и инфраструктуры, а также других стимулирующих мероприятий [11]. ЕС является вторым по величине эмитентом согласованных Облигации GSS+ после выпуска Всемирным банком (293 млрд. долларов США). Совокупный объем был оценен в 159 млрд. евро (182 млрд. долларов США) распространяется на пять «зеленых» облигаций (60,2 млрд. евро или 65,6 млрд. долларов США) и 13 социальных облигаций (98,5 млрд. евро или 116,3 млрд. долларов США). [10, C.3]
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что зеленые облигации играют важную роль в финансировании активов, необходимых для перехода к низкоуглеродной экономике. С помощью Европейского стандарта зеленых облигаций ЕС стремится установить четкий золотой стандарт для этих инструментов. Стандарт в виде Регламента (ЕС) 2023/2631, который является добровольным, основан на подробных критериях таксономии ЕС для определения «зеленой» экономической деятельности, обеспечивает уровень прозрачности в соответствии с лучшей рыночной практикой и устанавливает надзор за компаниями, проводящими проверки до и после выпуска на европейском уровне. По состоянию на 2023 год Европейский союз лидировал в мировом масштабе по объему эмитируемых зеленых облигаций, а также по объему номинированных в евро долговых ценных бумаг, нацеленных на обеспечение устойчивого развития и энергетический переход. Тенденции развития данного направления в ЕС являются весьма устойчивыми. Расширяется и укрепляется законодательная база ЕС по выпуску и обязательствам эмитентов зеленых облигаций. Перспективы развития рынка зеленых облигаций в ЕС положительные и нацелены на достижение инициатив в рамках европейской политики декарбонизации к 2050 году.
Библиографический список
1. Глобальная платформа данных и бизнес-аналитики Statista. URL: https://www.statista.com/topics/9069/green-banking/#editorsPicks (accessed 7.10.2024)2. https://www.consilium.europa.eu/en/infographics/european-green-bonds/?__cf_chl_tk=3CE7WF1Fk7Bn35bhfHlQhlRe31LUZq.0SioG4CRX5kQ-1721044889-0.0.1.1-4137 (accessed 7.10.2024)
3. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32023R2631 (accessed 7.10.2024)
4. European Commission, Directorate-General for Environment, Eisinger, F., Hogg, D., Cochu, A. et al., Study on the potential of green bond finance for resource-efficient investments, Publications Office, 2016, https://data.europa.eu/doi/10.2779/234777 (accessed 8.10.2024)
5. Глобальная платформа данных и бизнес-аналитики Statista. URL: https://www.statista.com/topics/6233/green-bonds-in-europe/#editorsPicks (accessed 8.10.2024)
6. Глобальная платформа данных и бизнес-аналитики Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/1108064/value-of-green-bonds-issued-by-new-issuers-europe/ (accessed 9.10.2024)
7. Глобальная платформа данных и бизнес-аналитики Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/754858/green-bonds-issued-by-issuer-europe/ (accessed 7.10.2024)
8. Driessen M., Groenendijk N. Developments in green bonds: On 21 December 2024 the EU Green Bond Regulation starts to apply. URL: https://www.stibbe.com/publications-and-insights/developments-in-green-bonds-on-21-december-2024-the-eu-green-bond (accessed 9.10.2024)
9. Interactive Data Platform // Climate Bonds Initiative. – URL: https://www.climatebonds.net/market/data/ (accessed 14.10.2024)
10. Sustainable Debt Market/ Summary H1 2024. August 2024. URL: https://www.climatebonds.net/files/reports/cbi_mr_h1_2024_02e_1.pdf (accessed 14.10.2024)
11. NextGenerationEU: European Commission supports Europe's sustainable transition with second green bond syndication. Press release Apr 5, 2022 Brussels. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_2271 (accessed 15.10.2024)
12. Ковалева, Т. А. Сущность и задачи инвестиционной стратегии компаний на мировом рынке / Т. А. Ковалева, Н. А. Бударина // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Сборник трудов XVI Всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 12 апреля 2024 года. – Симферополь: ООО "Издательство Типография "Ариал", 2024. – С. 109-111.
13. Бударина, Н. А. Мировой рынок инвестиций в условиях трансформации мировой экономики / Н. А. Бударина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 7-1(94). – С. 160-163. – DOI 10.24412/2500-1000-2024-7-1-160-163.
14. Бударина, Н. А. Перспективы упрощения процедур торговли в условиях цифровизации / Н. А. Бударина, Т. С. Ненадышина // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 2. – С. 16-22. – DOI 10.24412/2072-8042-2022-2-16-22.
15. Бударина, Н. А. Основные составляющие потенциала экономических связей России и ЕС / Н. А. Бударина // OpenScience. – 2020. – Т. 2, № 2. – С. 10-22.
16. Бударина, Н. А. Тенденции развития внешней торговли в современных условиях / Н. А. Бударина, М. К. Горохова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 6-1(81). – С. 160-164. – DOI 10.24412/2500-1000-2023-6-1-160-164.
17. Бударина, Н. А. Упрощение процедур торговли в контексте обеспечения внешнеторговых интересов России / Н. А. Бударина, Т. С. Ненадышина // Вестник Российской таможенной академии. – 2022. – № 1(58). – С. 34-45.
18. Ператинская, Д. А. Влияние доходов и госдолга на общие бюджетные расходы стран мира: эконометрическое исследование панельных данных за 2018-2022 гг / Д. А. Ператинская // Современные вопросы устойчивого развития общества в эпоху трансформационных процессов : Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Москва, 25 декабря 2023 года. – Москва: ООО "Издательство АЛЕФ", 2023. – С. 240-247. – DOI 10.34755/IROK.2023.60.19.006.
19. Ператинская, Д. А. Влияние энергосырьевой ориентации российского экспорта на финансовую безопасность России / Д. А. Ператинская // Анализ социально-экономического состояния и перспектив развития Российской Федерации : материалы 9-й Международной студенческой научно-практической конференции, Москва, 30 ноября 2022 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Государственный университет управления. – Москва: Государственный университет управления, 2023. – С. 333-336.
20. Харакоз Ю.К. Управление устойчивым развитием в международном бизнесе // Экономика и предпринимательство. 2024. № 8 (169). С. 700-703.
21. Харакоз Ю.К. Интеграция принципов устойчивого развития в практическую деятельность компаний // Экономические исследования и разработки. 2022. № 11-1. С. 19-23.
22. Харакоз Ю.К. Особенности финансового обеспечения направлений стратегии устойчивого развития // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 887-890.
23. Харакоз Ю.К. Тенденции развития финансово-технологических инноваций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 607-610.