Индекс УДК 338
Дата публикации: 28.11.2024

Кризисы в системе управления предприятием: причины и последствия

Crises in the enterprise management system: causes and consequences

Тарасова Елена Владимировна,
Лоскутова Виктория Викторовна,

1. кандидат экономических наук, доцент,
заведующий кафедры менеджмента
непроизводственной сферы
ФГБОУ ВО «ДОНАУИГС», г. Донецк,
Донецкая Народная Республика,
Российская Федерация
2. кандидат наук по государственному управлению, доцент,
доцент кафедры менеджмента непроизводственной сферы
ФГБОУ ВО «ДОНАУИГС», г. Донецк,
Донецкая Народная Республика,
Российская Федерация

Tarasova Elena Vladimirovna,
Loskutova Victoria Viktorovna,
1. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Head of the Department of Management of the Non-Production Sphere
FGBOU VO "DONAUIGS", Donetsk,
Donetsk People's Republic,
Russian Federation
2. Candidate of Sciences in Public Administration, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Management of the Non-Production Sphere
FGBOU VO "DONAUIGS", Donetsk,
Donetsk People's Republic,
Russian Federation
Аннотация: В статье раскрыто влияние кризисов на систему управления предприятием. Выделены основные причины кризисов, которые включают неэффективное руководство, внешние экономические факторы, внутренние проблемы, финансовые трудности и технологические изменения. Подчеркивает важность стратегического планирования для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности предприятия в условиях неопределенности.

Abstract: The article reveals the impact of crises on the enterprise management system. The main causes of crises are highlighted, which include ineffective management, external economic factors, internal problems, financial difficulties and technological changes. Emphasizes the importance of strategic planning to ensure the sustainability and competitiveness of the enterprise in conditions of uncertainty.
Ключевые слова: кризис, управление, стратегическое планирование, конкурентоспособность, классификация.

Keywords: crisis, management, strategic planning, competitiveness, classification.


По своей сути кризисные явления присущи любой системе в качестве объективной характеристики комплекса условий, обусловливающих потребность в качественных изменениях. В функционировании общества кризисы – предвестники трансформаций систем и структур управления, с одной стороны, значительно увеличивающие нагрузки на существующие системы, что обусловливает в целом негативное восприятие кризиса, с другой стороны, кризисы порождают раскрытие потенциала общества; преобразования для решения кризисных ситуаций позволяют обществу двигаться и развиваться.

С позиции обобщённого определения основного понятия антикризисного управления, а именно то, что кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде [1, с. 17]. Данное определение исходит из диалектической взаимосвязи функционирования и развития любой социально-экономической системы. Диалектика данных тенденций определяет цикличность возникновения кризисов как объективных предпосылок осуществления развития. Так, функционирование организации обеспечивает её стабильность в социально-экономической системе, обеспечивает её целостность и является базисом развития и в то же время сдерживающим фактором, так как стремится к обеспечению неизменности существования. Кризис является лакмусовой бумагой несоответствия характеристик функционирования организации тенденциям изменяющейся внешней среды, а вследствие этого и возникновения противоречия между функционированием и организационным развитием. Само развитие социально-экономических систем вызывает нарушения функционирования, провоцируя кризисные явления, но в то же время является обеспечением стабильного существования в перспективе.

Согласно разработанным научным подходам, избежать возникновения кризисных явлений невозможно, поскольку они являются этапами циклического развития любой социально-экономической системы; могут быть обусловлены как не оптимальными условиями функционирования систем управления, так и объективными характеристиками социально-экономического развития общества. Как правило, началом возникновения кризисного явления становится исчерпание потенциала развития главных элементов системы, что порождает новый цикл развития и сопряжено с фазой экономического цикла.

Кризисы разнообразны по своему содержанию, что обусловливает дифференциацию подходов к их разрешению. Чем точнее понимание характера кризиса, тем шире возможности системы к сокращению его продолжительности и нагрузки на организацию.

С позиции социально-экономической системы в классификации кризисных проявлений следует выделить следующие признаки:

по охвату системы: общие и локальные. Таким образом, анализ кризисной ситуации затрагивает границы социально-экономической системы, её структуру и среду функционирования;

по проблематике кризиса: макро- и микрокризисы. Данная классификация учитывает органическое взаимодействие всех элементов системы, тем самым особенностью даже микрокризиса является возможность распространения на всю систему и проблематику развития в случае отсутствия управления кризисными проявлениями;

по структуре отношений в социально-экономической системе: экономические, социальные, организационные, психологические, технологические.

Экономические кризисы проявляются несоответствием в воспроизводственном цикле; кризисах взаимоотношений экономических агентов; потере конкурентных преимуществ; системных неплатежах; банкротстве и иное.

Социальные кризисы сопряжены с противоречиями различных социальных групп. Их особенностью является взаимопроникающий характер: они могут быть как следствием кризисов другого типа, так и возникать на самостоятельных основаниях. Особое место занимает политический кризис, затрагивающий все структуры развития социально-экономической системы и, в свою очередь, провоцирующий возникновение экономического кризиса.

Структурные кризисы порождены диспропорциями развития отраслей системы общественного производства.

Организационные кризисы возникают вследствие дисфункции организационных отношений, проявляющихся как кризисы разделения и интеграции; распределения функций; регламентации деятельности отдельных объектов социально-экономической системы. Наиболее распространённым видом является бюрократизация процессов.

Психологические кризисы проявляются в массовом нестабильном психологическом состоянии членов общества как следствия неудовлетворённости в трудовой, правовой и социальных сферах. Наиболее распространённые кризисы в социально-психологическом климате – по уровню образования общности.

Технологические кризисы сопряжены с особенностями научно-технического прогресса, т.е. возникают вследствие обострения противоречий тенденций, возможностей и последствий НТП и отражают ярко выраженную потребность в новых технологиях [2].

Таким образом, причины возникновения кризисов социально-экономического развития можно сгруппировать следующим образом: объективные, отражающие потребность в обновлении и цикличности любой системы; субъективные, сопряжённые с нарушениями в управлении системой как политические и бюрократические диспропорции; природные – изменения климата, пожары, землетрясения, наводнения.

Следующей сферой взаимопроникновения кризисных явлений является система государственного управления. Кризисы на этом уровне возникают как результат цикличности государственной власти и государственного управления, и вследствие несовпадения по времени, амплитуде, а иногда по направлению фазы этапов формирования, развития, сбалансированного осуществления, старения и разложения государственной власти и аналогичных процессов жизненного цикла системы государственного управления.

Кризисы государственного управления проявляются значительно чаще и вызваны диспропорциями в развитии и функционировании политической системы, государственных структур и социальной структуры общества; сопровождаются нестабильностью и разбалансированностью деятельности политических институтов; снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами; обострением социальных и политических конфликтов.

В свою очередь, кризисы власти происходят значительно реже и являются объективной реальностью непригодности системы, результатом чего выступают неоптимальные и избыточные издержки в политической, экономической и социальной сферах государственной власти, которые наиболее болезненно отражаются в низовом хозяйственном звене, на уровне организации.

Организация является структурным элементом социально-экономической системы и активным участником системы государственного управления. Тем самым, кризисы в развитии организации обусловливаются как характером взаимодействия тенденций функционирования и развития, так и активным влиянием внешних и внутренних факторов. Следует отметить также усиление действия человеческого фактора как стимулирующего развитие, так и дестабилизирующего функционирование организации. Если рассматривать весь спектр возникновения кризисных ситуаций, то именно на организационном уровне кризисы развития наиболее тесно связаны с действием так называемого «человеческого фактора», который определяется уровнем включённости групп и индивидуумов в функционирование организации. Организация, выступая самостоятельной подсистемой общества, обладает специфическими потребностями, интересами и ценностями и предлагает обществу продукты своей деятельности и услуги, а также выдвигает определённые требования обществу как его субъект. А с позиции государственной власти и государственного управления, организация, прежде всего, является объектом социально-экономической системы. Этот дуализм организации определяет возникновение кризисных ситуаций в организации наличием комплекса внутренних и внешних причин [3].

Опасность кризисных явлений в функционировании и развитии организации присутствует всегда, что необходимо предвидеть и прогнозировать. Причины кризисов могут быть разнообразны, вследствие этого различно влияние на развитие социально-экономической системы, возможно разрушение или обновление организации, оздоровление или перерождение в более разрушительный кризис (рисунок 1.).

Рисунок 1. Причины возникновения кризисных явлений в деятельности предприятия

Последствия кризиса определяются не только его природой, но и адекватностью управленческих решений, принимаемых в организации. Разнообразные типологии кризисов необходимы для глубокого понимания кризиса, необходимого для разработки эффективных управленческих решений, направленных на снижение остроты, сокращение времени протекания кризиса.

При этом фактор времени протекания кризиса определяет глубину и размеры потерь организации вследствие непонимания характера кризиса и неумения управлять кризисными ситуациями. Кризис государственного управления – особое переломное состояние в развитии и функционировании политической системы общества, государственно-властных структур, характеризуемое нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов, снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, нарастанием критической активности масс.

Таким образом, кризисы объективно необходимые составляющие развития социально-экономических систем, поскольку требуют устранения исчерпавших свой потенциал развития элементов экономической системы, освобождают пространство и ресурсы для укрепления элементов нового цикла, и являются, по факту, тестирующей составляющей переходящих элементов системы в новый цикл на предмет их выживаемости. Тем самым, кризисы выявляют слабые места системы и оценивают эффективность управления рисками. Как инструмент развития социально-экономических систем кризисы могут стимулировать этап развития или распада системы. Перманентное разнообразие кризисов предполагает разработку специфических мер, соответствующих непосредственному комплексу породивших кризис причин. Предотвращение кризиса как наиболее эффективный способ борьбы должно основываться на постоянном мониторинге внутренней среды организации для выявления намечающихся проблем и адекватной реакции на них.

Библиографический список

1. Коротков, Э. М. Антикризисное управление : учебник для вузов / Э. М. Коротков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01066-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488675 (дата обращения: 21.11.2024).
2. Бычкова М.Н., Веберова Я.М. Комплексный подход к превентивному управлению кризисом: антикризисное управление и антикризисный PR / М.Н, Бычкова, Я.М. Веберова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2018. – № 4. – С. 49-51.
3. Овчаренко Р. К., Халамбашян Е. В. Антикризисное управление отечественными предприятиями в условиях неопределенности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024 № 1 С. 67–75. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-67-75. EDN ZNRLHM