Abstract: The article examines the main areas for the development of Russian-Chinese trade and economic relations. Key sectors of joint cooperation are analyzed. The author draws attention to the challenges and threats, including geopolitical and socio-economic factors, that both countries have faced in recent years. At the end of the study, it is concluded that, although there is an active growth of joint cooperation between Russia and China, there are still many barriers, both internal and external, affecting further projects.
This article was completed as part of writing a Master's Dissertation.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor, Y. К. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: Russia, China, Russian-Chinese trade-economic relations.
Введение
Российско-китайские отношения представляют собой многогранный и динамичный процесс, основанный на богатой истории взаимодействия, начинающейся с первых контактов в эпоху Монгольского ханства и проходящей через сложные периоды дипломатических, торговых и военных взаимодействий. В основе этого сотрудничества лежат взаимные экономические и геополитические интересы, географическая близость и общие цели по поддержанию глобального мира и безопасности.
Современное состояние экономического взаимодействия России и Китая включает в себя многовекторное сотрудничество в различных отраслях экономики и на всех уровнях, начиная с физических лиц и индивидуальных предпринимателей, заканчивая совместными встречами глав государств и крупными совместными проектами ключевых российских и китайских предприятий. [10, с. 27]
В последние годы наблюдается устойчивый рост двустороннего сотрудничества. Особенно заметными стали успехи в торговле товарами и услугами между двумя государствами. Так, за последние 10 лет наблюдался рост товарооборота с 87 млрд. долл. в 2012 году до 190 млрд. уже в 2022, всего за год повысившись на треть (Рисунок 1). Однако уже в 2023 году товарооборот побил новый рекорд, достигнув цели в 240 млрд. долл [1].
Рисунок 1. – Товарооборот между Россией и Китаем
Составлено автором на основе данных Росстата [2]
Причиной подобного усиления экономических связей является множество геополитических и социально-экономических факторов.
Одним из ключевых аспектов является взаимодополняемость экономик обеих стран. Россия обладает обширными природными ресурсами, такими как нефть, газ, и минералы, тогда как Китай является «мировой фабрикой», крупнейшим производителем и потребителем готовой продукции, включая электронику, текстиль и потребительские товары.
Политические факторы также оказывают значительное влияние на торгово-экономические отношения между Россией и Китаем. В условиях глобальной политической неопределенности, оба государства заинтересованы в поддержании стабильных дружеских отношений. С учетом растущего санкционного давления со стороны западных стран, наличие сильного союзника может позволить более свободно продвигать свои политические идеи и позиции. Китай видит в России надежного партнера в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке, в то время как Россия заинтересована в привлечении китайских инвестиций и технологий, стимулирование перехода российского бизнеса «на восток».
Методологическая основа исследования
В данной работе использовался комплекс методов познания, в том числе анализ, синтез, сравнение путем обработки статистических данных, классификация, а также статистический анализ, графических метод.
Основная часть исследования
Резкий рост экономики Китая с 80-х годов прошлого века позволил стране вести успешные торгово-экономические отношения со странами во всех регионах мирах, увеличив внешнеторговый оборот страны в 13 раз с начала XXI века (Рисунок 2).
Рисунок 2. – Экспорт и импорт КНР в период с 2000 по 2023 гг.
Составлено автором на основе данных Всемирного банка [7]
Среди крупнейших торговых партнеров КНР: США, Германия, Япония, Южная Корея. Россия, однако же, по разным оценкам, составляет порядка 5,1% от общего объема импорта и 3,4% — от экспорта. Тем не менее торговая война США и Китая, пандемия COVID-19 и её последствия, введение высоких антидемпинговых пошлин Европейским союзом в отношении китайских электромобилей, создание антикитайских военных, политических и экономических блоков во главе с Соединенными Штатами, — всё это способствовало сближению России и Китая.
Рассматривая ключевые сферы двустороннего сотрудничества можно выделить 8 направлений: торговля, энергетика, сельское хозяйство, инвестиции и финансовый сектор, минеральные ресурсы и сырье и т.д. [11, с. 1416]
Товарная структура экспорта и импорта между двумя странами диверсифицирована. В 2023 году импорт российских товаров в Китай увеличился на 12,7% (Рисунок 3). Рост пришелся на такие ключевые товары как алюминий, никель, растительные масла, драгоценные металлы, минеральное топливо и т.д. На десятку самых значимых позиций приходится более 90% всего российского экспорта в Китай. Основой служат сельскохозяйственные товары, металлы и энергоресурсы. Благодаря скидкам и преференциям, которые Россия предоставляет Китаю, она смогла стать первым поставщиком нефти в страну, обогнав Саудовскую Аравию. Импорт нефтепродуктов составил 7,24 млрд. долл., что в два раза больше чем было поставлено в 2022 году.
Рисунок 3. – Российский экспорт основных товарных групп в КНР, в млрд. долл.
Составлено автором на основе данных Главного таможенного управления КНР
Что касается импорта китайский товаров на российский рынок, то основные категории товаров включают электронику, бытовое оборудование, машины, станки и оборудование, резину и т.д. общая сумма импорта из Китая в 2023 году выросла до 111 млрд. долл., увеличившись на 46,9% (Рисунок 4). Такой рост связан с усилиями России по замещению западных товаров и мерами по диверсификации поставок. Мощный производственный сектор Китая и конкурентоспособные цены сделали его основным поставщиком товаров в Россию. [12, с. 608]
Рисунок 4. – Импорт из Китая в Россию Российский основных товарных групп, в млрд. долл.
Составлено автором на основе данных Главного таможенного управления КНР
Как можно отметить, энергоресурсы занимают основную часть российского экспорта, поэтому активно продвигается сотрудничество в энергетическом секторе. Идет разработка совместных проектов по строительству газопровода «Сила Сибири 2», производству СПГ («Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2»).
В последние годы объем торговли углеводородами между Россией и Китаем значительно возрос. К 2022 году российский экспорт нефти и газа в Китай превышал 20% от общего объема поставок, делая Китай одним из крупнейших партнеров России в этом секторе.
Активное сотрудничество также отмечается и в агропромышленном секторе России. В конце 2023 года между Россией и Китаем была подписана зерновая сделка на сумму в $25,7 млрд. Согласно условиям контракта, в течении 12 лет 70 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур будет поставлено в Китай. Эта сделка является частью программы создания «Сухопутного зернового коридора», направленного на стимулирование экспорта зерновых культур с помощью строительства необходимых транспортных коридоров и создания нового «сухопутного зернового флота».
Несмотря на то, что российско-китайские отношения переживают свой «золотой век», в эпоху меняющегося миропорядка все ещё остаются неопределенными множество факторов.
Одними из ключевых вызовов для российско-китайского сотрудничества стали геополитические риски. 2024 год стал годом изменения руководителей многих государств, череда выборов прошлась по всем континентам, затронув одного из самых значимых торговых партнеров Китая и оппонента России – Соединенные Штаты Америки. Избрание Трампа обозначило будущие изменения во внешней стратегии государства. В период предыдущего срока Дональда Трампа была начата масштабная политика по возрождению национальной экономики с помощью разнообразных протекционистских мер, а также выделение Китая как опасного противника на мировой арене. Начавшаяся затем торговая война повлияла на построение американо-китайских отношений и ещё больше сблизила Китай с Россией.
Второй группой угроз стали технологические и финансовые ограничения в сотрудничестве двух государств.
Хотя Китай является мировым лидером в области передовых технологий, таких как 5G, искусственный интеллект, квантовые вычисления и возобновляемые источники энергии. Китай также лидирует в производстве полупроводников, производя около 24% всех полупроводников в мире в 2023 году. Россия традиционно отстает в этих областях, уделяя больше внимания энергетике, обороне и аэрокосмической промышленности. Этот разрыв в технологических возможностях означает, что Россия сильно зависит от Китая в плане доступа к высокотехнологичной продукции и инновациям. Исключение России из глобальных цепочек поставок технологий из-за западных санкций привело к серьезному технологическому отставанию.
Технологическое неравенство особенно заметно на фоне расходов государств на развитие НИОКР. Китай вкладывает значительные средства в технологические исследования: в 2023 году, доля НИОКР в ВВП Китая была зафиксирована на уровне 2,44%, между тем, в России данный показатель составил 1,1%.
Изменения коснулись и финансового сектора. Из-за исключения российских банков из системы SWIFT, российские и китайские предприятия столкнулись с проблемами расчетов, в том числе с получением прибыли, дивидендов и т.д. Вот почему в 2022 году выросло число российских банков, присоединившихся к китайской системе банковских переводов (CIPS). Тем не менее этот вопрос все ещё имеет важное значение, так как CIPS пока что не является достаточно конкурентным аналогом для SWIFT.
Процесс ухода от западной финансовой системы подкрепляет уже действующий процесс «дедоларизации», а также увеличивает привлекательность национальных валют, в частности юаня, во взаимных расчетах. По заявлению президента России, Владимира Путина, доля расчетов в национальных валютах уже превышает 90% и только продолжает расти[1].
Рассматривая распределение валютных активов в России с 2023 по 2024 года (Рисунок 5 и 6), можно заметить, что уже к началу 2024 года доля доллара США составила менее 50%, впервые за многие годы, в тоже время доля юаня заметно возросла, обогнав евро.
Рисунок 5. – Распределение валютных активов по валютам в % на 01.01.2023
Составлено автором на основе данных Банка России [5]
Рисунок 6. – Распределение валютных активов по валютам в % на 01.01.2024
Составлено автором на основе данных Банка России [5]
Еще одним направлением ухода от доллара не только в России, но и в других странах может стать создание единой валюты в рамках объединения стран БРИКС. Однако новый президент США, Дональд Трамп, в одном из своих заявлений в конце ноября 2024 года заявил о введении 100% таможенных пошлин и ограничении торговли с теми государствами, которые решаться поддержать подобные инициативы [9]. Учитывая, что США является важным партнером для многих стран-членов, подобная политика может стать серьезным препятствием интеграции финансового сектора в рамках БРИКС.
Другом проблемой, существующей между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, является нестабильный курс валют. Нестабильность рубля и резкий рост юаня могут вызвать финансовые потери среди российских и китайских предприятий. Так, в ноябре 2024 года юань побил новый рекорд, достигнув отметки в 14,84 рубля (Рисунок 7). Согласно прогнозам Минэкономразвития, в течении следующих лет курс юаня будет незначительно колебаться.
Рисунок 7. – Динамика курса валюты Китайский юань в период с 01.01.2024 по 30.11.2024
Составлено автором на основе данных Банка России [4]
Помимо важного рынка сбыта, Россия также является значимым транспортно-логистическим хабом для Китая. Через её территорию проходит сразу несколько маршрутов, обозначенных в рамках китайском инициативы «Один пояс, один путь», среди них сухопутный и арктический маршруты. В 2022 году через Россию транзитом прошло более 16 тыс. рейсов по маршруту Китай-Европа.
В условиях высокого уровня значимости территории России как транспортного хаба, соединяющего Европу и Азию, российское правительство разрабатывает различные меры по модернизации и улучшению качества логистических систем, а также совместно с Китаем активно финансирует совместные инфраструктурные проекты, например, автомобильный мост через реку Амур, соединяющий Благовещенск и Хэйхэ.
Таким образом, обозначив ключевые вызовы для торгово-экономического сотрудничества России и Китая, можно выявить основные перспективы для дальнейшего взаимодействия. [13, с. 114]
Так, значимую роль будет продолжать играть торговля российскими энергоресурсами по причине растущего спроса со стороны КНР. С этой целью также будут развиваться совместные проекты в энергетическом секторе, такие как «Сила Сибири-2» или «Ямал СПГ». [14, с. 90]
Развитие мультимодальных перевозок может также увеличить пропускную способность логистических систем. Более того, финансовое сотрудничество с переходом на расчеты в национальной валюте позволит российским и китайским компаниям расширить возможности для новых форматов сотрудничества.
Отдельно стоит отметить также усиливающийся интерес к агропромышленному комплексу России. Так, за последние годы были сняты ограничения Китая на импорт из России ряда товаров, в том числе 15-ти летний запрет на экспорт свинины в КНР.
Заключение
Анализ основный рисков и угроз двустороннего сотрудничества выявил, что геополитическая нестабильность, санкционные меры и возможные внешнеэкономические кризисы оказывают значительное влияние на российско-китайские отношения. Кроме того, существует ряд геополитических, технологических, финансовых, транспортно-логистических, торговых факторов, которые мешают развитию кооперации. Например, в товарной структуре взаимной торговли существует явный дисбаланс: Россия в основном поставляет сырье и энергоносители, тогда как Китай экспортирует товары с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, сосредоточив внимание на взаимовыгодных секторах, таких как энергетика, торговля, технологии и инфраструктура, Россия и Китай могут продолжать укреплять свои связи и обеспечивать долгосрочную стабильность и процветание для обеих стран в условиях глобальной неопределенности.
[1]Путин: РФ и Китай задействуют свои платежные системы для расчетов между странами [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2024/05/16/putin-rf-i-kitaj-zadejstvuiut-svoi-platezhnye-sistemy-dlia-raschetov-mezhdu-stranami.html?ysclid=lwdj5c0g6148416181 (дата обращения 29.11.2024)
Библиографический список
1. Товарооборот России и Китая в 2023 году побил рекорд — РБК [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65a0d3e09a79477823d74f7d?ysclid=m45j53246j917948699 (дата обращения 09.12.2024)2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронные ресурсы]/Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 09.12.2024)
3. Официальный сайт Министерства Экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 09.12.2024)
4. Сайт Центрального Банка РФ [Электронные ресурсы]/Режим доступа: https://cbr.ru/ (дата обращения: 09.12.2024)
5. Банк России Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов 2023 года // 2024. — С. 65.
6. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года от 21 марта 2023 года – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5919
7. Всемирный банк: [Электронный ресурс] // URL: https://www.worldbank.org/en/home (дата обращения 09.12.2024)
8. Путин: РФ и Китай задействуют свои платежные системы для расчетов между странами [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2024/05/16/putin-rf-i-kitaj-zadejstvuiut-svoi-platezhnye-sistemy-dlia-raschetov-mezhdu-stranami.html?ysclid=lwdj5c0g6148416181 (дата обращения 09.12.2024)
9. Трамп пригрозил БРИКС пошлинами в 100% в случае замены «могучего доллара» [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/politics/30/11/2024/674b6e0b9a7947f4c5dfd743 (дата обращения 01.12.2024)
10. Харакоз Ю.К. Перспективы развития экономических отношений между Россией и Китаем // Экономика и предпринимательство. 2024. № 8(169). С. 26-29.
11. Харакоз Ю.К. Особенности использования финансово-информационной системы для принятия инвестиционных решений // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 1415-1418.
12. Харакоз Ю.К. Тенденции развития финансово-технологических инноваций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 607-610.
13. Харакоз Ю.К. Влияние макроэкономических факторов на развитие энергетического сектора КНР // Экономика и предпринимательство. 2024. № 7(168). С. 113-117.
14. Харакоз Ю.К. Направления развития энергетической безопасности Китайской Народной Республики // Экономика и предпринимательство. 2024. № 7(168). С. 89-92.