Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.01.2025

Перспективы использования цифровых транспортно-логистических платформ для развития внешнеэкономической деятельности ЕАЭС

Prospects for the use of digital transport and logistics platforms for the development of the EAEU's foreign economic activity

Шевченко Ирина Владимировна
Научный руководитель: Харакоз Ю.К.,

1. Магистрант Дипломатической Академии МИД России
2. к.э.н., доцент, кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России

Shevchenko Irina Vladimirovna
Supervisor: Kharakoz Yu.K.,

1. Master student of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
2. PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
Аннотация: Статья посвящена исследованию роли цифровых транспортно-логистических платформ (ЦТЛП) в развитии внешнеэкономической деятельности стран Евразийского экономического союза. В работе подчеркивается значимость цифровизации транспортно-логистических процессов для повышения конкурентоспособности стран-членов ЕАЭС, оптимизации цепочек поставок и адаптации к современным глобальным вызовам. Автор анализирует текущее состояние, перспективы внедрения ЦТЛП и их влияние на экспортный потенциал ЕАЭС. Рассмотрены ключевые барьеры цифровизации, включая технологическое отставание, разрозненность локальных информационных систем, низкий уровень финансирования и нехватку квалифицированных кадров. Результаты исследования подчеркивают необходимость системного подхода к развитию ЦТЛП, включая инвестиции в инфраструктуру, унификацию стандартов, повышение инновационной активности и интеграцию стран ЕАЭС в глобальные транспортные экосистемы.

Abstract: The article focuses on the role of digital transport and logistics platforms (DTLP) in the development of the foreign economic activities of the Eurasian Economic Union (EAEU) member states. The study highlights the importance of digitalizing transport and logistics processes to enhance the competitiveness of EAEU countries, optimize supply chains, and adapt to modern global challenges. The author analyzes the current state, prospects for the implementation of DTLPs, and their impact on the EAEU's export potential. Key barriers to digitalization are examined, including technological lag, fragmentation of local information systems, insufficient funding, and a shortage of qualified personnel. The research results emphasize the need for a systematic approach to DTLP development, including infrastructure investments, standardization, increased innovation, and the integration of EAEU countries into global transport ecosystems.
This article was completed as part of writing a Master's Dissertation.
The article was conducted under the academic guidance of Y. K. Kharakoz, PhD in Economics and Associate Professor at the Department of World Economy, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), транспортно-логистические платформы, внешнеэкономическая деятельность ЕАЭС, цифровизация.

Keywords: The Eurasian Economic Union (EAEU), transport and logistics platforms, EAEU foreign economic activity, digitalization.


Введение

Мировая экономика вступила в эпоху цифровых преобразований, что существенно сказывается на глобальных торговых потоках, логистических процессах и организации внешнеэкономической деятельности. В этой связи цифровые технологии становятся важным средством оптимизации и развития всех этапов цепочки поставок — от производства до конечного потребителя. [11, с. 1416] Актуальность цифровизации транспортно-логистических процессов обусловлена не только необходимостью повышения эффективности существующих систем, но и ростом международной конкуренции, ужесточением требований в отношении экологической устойчивости, а также в целях снижения издержек и повышения прозрачности операций. [12, с. 608] Цифровые транспортно-логистические платформы играют ключевую роль в достижении долгосрочных стратегических целей ЕАЭС, в том числе в создании единого цифрового пространства и формировании конкурентных условий для международной торговли. Они содействуют сокращению трансакционных издержек, ускорению торговли и повышению качества услуг. Это особенно актуально в контексте мировой  экономической турбулентности, вызванной глобальными вызовами, такими как пандемия COVID-19, изменение логистических цепочек и санкционное давление, что требует внедрения инновационных подходов по адаптации экономик стран ЕАЭС.

Цифровизация транспортно-логистических систем также способствует достижению экологических целей, таких как сокращение углеродного следа и оптимизация маршрутов, что особенно важно в контексте растущего внимания к устойчивому развитию.

Методологическая основа исследования

Для написания работы использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, а также метод обобщения.

Роль цифровых транспортно-логистических платформ в стимулировании экспортного потенциала стран ЕАЭС

В условиях глобальных изменений торговых маршрутов и транспортных коридоров государства ЕАЭС активно разрабатывают меры, направленные на оптимизацию транспортной и логистической инфраструктуры. Данные меры необходимы для повышения конкурентоспособности региональных рынков и создания условий, которые помогут развивать экспортный потенциал стран-членов ЕАЭС. Одним из ключевых инструментов для достижения этих целей являются цифровые транспортно-логистические платформы, которые упрощают бизнес-процессы и повышают эффективность перевозок. [13, с. 888] По данным GlobeNewswire, рынок искусственного интеллекта в сфере цепочек поставок достиг 5 610,8 млн  долларов в 2021 году и, как ожидается, вырастет до 20 196,6 млн долларов к 2028 году, с ежегодным темпом роста 20,5% в период с 2022 по 2028 год. [1]  Это подтверждает тенденцию к растущей роли искусственного интеллекта и машинного обучения в логистических процессах.

Цифровизация транспортно-логистических процессов в ЕАЭС включается в общую стратегию развития интеграционных проектов. В первую очередь, это выражается в создании единой цифровой инфраструктуры для обмена данными между странами Союза. На сегодняшний день развивается система цифровых транспортных коридоров, которая позволяет интегрировать и оптимизировать международные перевозки товаров по территории ЕАЭС. В таблице 1 представлено влияние целей проекта формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров на экспортный потенциал ЕАЭС. Данный проект  реализуется на основании распоряжения Евразийского межправительственного совета от 31 января 2020 года №4.

В рамках этого процесса внедряются навигационные системы и электронный документооборот, что в значительной степени сокращает время обработки грузов и снижает административные барьеры. Так, на начало 2021 года через территорию ЕАЭС осуществлялось всего 2% транзита, а сроки транзита в среднем составляли 15 суток. Прогнозы экспертов указывают, что реализация технологического транспортного коридора через государства-члены ЕАЭС может значительно ускорить транзитное движение до 4–9  дней и увеличить долю транзита до 20% в категории высокомаржинальных грузов.[2]

Среди важнейших достижений в области цифровизации следует отметить внедрение навигационных пломб, которые позволяют отслеживать перемещение грузов в реальном времени и сокращать время, необходимое для прохождения таможенных процедур. Цифровые платформы способствуют развитию мультимодальных транспортных коридоров, открывая новые возможности для стран ЕАЭС в оптимизации логистических цепочек. Указанный процесс имеет значение как для стимулирования экспорта, так и для улучшения внутренних транспортных услуг, что повышает общую экономическую устойчивость региона. Примером успешной интеграции является создание мультимодальных транспортных коридоров, которые соединяют не только страны ЕАЭС, но и обеспечивают выход на глобальные рынки. Кроме того, ЕАЭС активно развивает и совершенствует свои транспортные сети. Важно отметить, что развитие инфраструктуры требует значительных инвестиций как со стороны государственных структур, так и частных инвесторов. В связи с этим необходимо внедрение механизмов льготного финансирования крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство новых транспортных коридоров и модернизация существующих.

Таблица 1

Влияние целей проекта цифровых транспортных коридоров ЕАЭС на экспортный потенциал

Цель проектаВлияние на экспортный потенциал
Реализация транзитного преимущества территорий стран ЕАЭСРост объемов транзитных грузопотоков через территории стран ЕАЭС  приводит к усилению их привлекательности для международной торговли, создавая условия для стимулирования экспортной деятельности за счет совершенствования логистической инфраструктуры и снижения транспортных издержек.
Создание единой «витрины» цифровых логистических услуг ЕАЭСУпрощение доступа к логистическим услугам снижает барьеры для экспортеров, включая малый и средний бизнес, обеспечивая более широкий выход на глобальные рынки.
Интеграция в мировое пространство транспортных экосистемСодействие международной кооперации и доступу к новым рынкам за счет упрощения транзита и соблюдения международных стандартов в логистике.
Формирование новых цифровых бизнес-моделей международных перевозокСоздание прозрачных и надежных логистических цепочек (например, на основе блокчейна) увеличивает доверие зарубежных партнеров и способствует расширению экспортных поставок.
Развитие цифровых транспортно-логистических сервисовПовышение скорости, точности и надежности доставки экспортных товаров благодаря внедрению современных цифровых решений.
Повышение прозрачности и эффективности международных транспортных коридоровСокращение времени и затрат на перевозку экспортной продукции, что делает товары более конкурентоспособными на внешних рынках.

Источник: составлено автором

 

Основные проблемы и барьеры в развитии цифровых транспортно-логистических платформ в ЕАЭС

Развитие цифровых транспортно-логистических платформ (ЦТЛП) в странах ЕАЭС сталкивается с рядом серьезных проблем, которые ограничивают их потенциал и замедляют внедрение инновационных решений. Анализируя текущее состояние, можно выделить как технические, так и институциональные барьеры, возникающие как на уровне отдельных государств, так и в рамках межгосударственного взаимодействия.

Одной из ключевых проблем является недостаточное финансирование проектов цифровизации, что связано с необходимостью значительных инвестиций. Изношенность транспортной инфраструктуры и недостаточный уровень её цифрового оснащения усложняют интеграцию современных технологий. [14, с. 21] Кроме того, существует проблема технологического отставания стран ЕАЭС от развитых экономик, что приводит к цифровому неравенству между государствами-участниками. Это, в свою очередь, сказывается на способности стран полноценно участвовать в совместных цифровых инициативах.

Не менее значимой проблемой является разрозненность локальных информационных систем, что препятствует их интеграции в единую цифровую экосистему. Отсутствие унифицированных стандартов проектирования и внедрения информационных систем создает дополнительные трудности для синхронизации процессов между странами. Различия в национальных нормативно-правовых актах, регулирующих электронный документооборот, также усугубляют ситуацию. В частности, фиксируются разночтения в базовых принципах и структурах данных, что делает процесс согласования более сложным.

Дополнительно к этому стоит отметить низкий уровень доверия между участниками цифровых экосистем. Это выражается в нежелании делиться данными как на уровне бизнеса, так и на межгосударственном уровне. В сочетании с низкой защитой информации и ростом киберугроз, данный фактор создает значительные риски для реализации ЦТЛП.

Важным вызовом остается нехватка квалифицированных специалистов, обладающих знаниями как в цифровой сфере, так и в области транспортной логистики. Это затрудняет внедрение сложных технологических решений, таких как платформы для мониторинга и прогнозирования грузопотоков. Также отсутствуют механизмы оценки и финансирования долгосрочных цифровых проектов, что ограничивает возможности их реализации. Слаборазвитая логистическая инфраструктура внутри стран ЕАЭС и недостаточная взаимосвязанность транспортных коридоров усугубляют ситуацию. Эти факторы приводят к увеличению времени и стоимости транспортировки, что снижает конкурентоспособность товаров на внешних рынках.

Развитие ЦТЛП в странах ЕАЭС тесно связано с инновационным потенциалом и финансированием исследований и разработок (НИОКР), однако текущие показатели стран Союза свидетельствуют о серьезных барьерах на этом пути. Так, показатели стран ЕАЭС в Глобальном инновационном индексе (GII)  остаются слабыми, что указывает на низкий уровень инновационной активности и недостаточное внедрение современных технологий. [3] Россия, крупнейший член ЕАЭС, в 2024 году заняла только  59-е место в рейтинге, потеряв восемь позиций по сравнению с прошлым годом. Аналогичная негативная динамика наблюдается у Беларуси, которая опустилась с 77-го места в 2022 году на 85-е в 2024 году. Казахстан и Армения демонстрируют незначительный рост, но остаются значительно ниже мировых лидеров. Кыргызстан стабильно занимает позиции в конце рейтинга, не превышая 99-го места.

Недостаточные затраты на НИОКР усугубляют технологическое отставание стран ЕАЭС, препятствуя реализации проектов, таких как единая цифровая транспортно-логистическая система, что ограничивает возможности создания современных транспортных коридоров и эффективного использования транзитного потенциала региона. В свою очередь, это негативно сказывается на конкурентоспособности ЕАЭС в глобальной экономике. Таким образом, для решения системных проблем цифровизации требуется не только увеличение финансирования НИОКР, но и проведение структурных реформ в институциональной сфере, направленных на создание благоприятных условий для инновационного развития.

Проблемы, с которыми сталкивается развитие ЦТЛП в странах ЕАЭС, напрямую связаны с низкими показателями этих стран в Индексе эффективности логистики (LPI). Индекс LPI, который оценивает шесть ключевых аспектов логистической инфраструктуры, таких как эффективность таможенной проверки, качество транспортной инфраструктуры, стоимость и конкурентоспособность логистических услуг, а также своевременность доставки, помогает выявить слабые места в логистике стран.

Одной из основных проблем является технологическое отставание стран ЕАЭС, что приводит к низкому качеству торговой и транспортной инфраструктуры, что напрямую отражается на позиции стран в LPI. Данные по странам ЕАЭС свидетельствуют о стабильности или даже снижении показателей LPI в последние несколько лет (рисунок 1). Россия, например, за последние годы не смогла значительно улучшить свой результат в LPI (с 2,69 в 2018 году до 2,6 в 2023 году), что  указывает на проблемы в модернизации инфраструктуры и цифровизации логистических процессов. У Казахстана наблюдается похожая тенденция, где индекс остался на уровне 2,7 с 2018 года.

Рисунок 1 — Показатели стран-членов ЕАЭС в Индексе эффективности логистики

Источник: Составлено автором по данным Всемирного банка

Проблемы с разрозненностью локальных информационных систем, недостаточной интеграцией ИТ-структур и отсутствием унифицированных стандартов проектирования информационных систем между странами ЕАЭС  приводят к низким результатам в LPI. Без эффективной реализации единой цифровой экосистемы страны сталкиваются с трудностями в организации обмена данными, что затрудняет обеспечение своевременности доставки и прозрачности транспортировки товаров — одного из ключевых параметров LPI.

Возможности применения цифровых транспортно-логистических платформ для расширения внешнеэкономической деятельности ЕАЭС

Цифровизация транспортно-логистических процессов играет ключевую роль в развитии внешнеэкономического сотрудничества ЕАЭС, повышая эффективность взаимодействия как внутри союза, так и с внешними партнёрами. Особую значимость в этом контексте приобретает создание новых логистических цепочек и развитие автономной финансовой инфраструктуры, независимой от западных санкций. Модернизация транспортных сетей и портов также является важной частью стратегии, направленной на развитие торговли с новыми партнерами.

С подписанием дорожной карты между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой в 2023 году начался активный процесс цифровизации транспортных коридоров, что особенно важно для оптимизации железнодорожных перевозок между двумя регионами. Внедрение электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП) существенно упростит процедуры торговли и ускорит транспортировку грузов. Так, переход на безбумажную логистику в рамках железнодорожных перевозок уже показал позитивные результаты. Например, согласно данным Евразийской экономической комиссии, объем перевозок на маршруте России и Беларуси достиг 90% в 2024 году, а с Казахстаном этот показатель вырос до 60%, что в два раза больше по сравнению с 2022 годом.

Цифровизация также охватывает сферы таможенного и ветеринарного контроля, что способствует значительному снижению административных барьеров и ускорению прохождения товаров через границы. В частности, предусмотрен обмен опытом между странами по использованию электронной логистической информации для морского и автомобильного транспорта. Данные шаги способствуют не только улучшению внутренних логистических процессов, но и поддерживают усилия Китая по развитию инициативы «Один пояс — один путь», которая также тесно переплетается с проектами ЕАЭС.

Сотрудничество с Китаем в области цифровых транспортных коридоров имеет стратегическое значение для всего региона. Опыт Китая в создании и развитии цифровой транспортно-логистической платформы LOGINK представляет собой яркий пример успешной интеграции современных информационных технологий в сферу логистики и транспорта. Одной из главных особенностей LOGINK является её способность интегрировать информационные потоки всех железнодорожных станций, аэропортов и портов Китая, а также морских портов Японии и Кореи, что значительно увеличивает эффективность международных перевозок и ускоряет процессы обработки данных. Платформа связывает 52 национальные логистические системы, что позволило сократить сроки внедрения логистического программного обеспечения с 8 месяцев до 1 недели, обеспечивая тем самым высокую скорость и гибкость в адаптации новых технологий и решений.

На платформе LOGINK пользователи могут получить доступ к информации о логистической инфраструктуре, кредитных данных и актуальном нормативно-правовом регулировании, что облегчает принятие обоснованных решений в процессе транспортировки товаров. Возможность построения маршрута перевозки, отслеживания груза и выбора контрагентов через единую цифровую платформу значительно упрощает работу логистических компаний и предприятий. Этот функционал может быть адаптирован для стран ЕАЭС, что позволит создать единое цифровое пространство для обмена информацией между государственными органами, транспортными операторами и предпринимателями, способствуя более прозрачным и эффективным процессам международной торговли.

Цифровизация железнодорожных коридоров в рамках ЕАЭС также активно обсуждается с Ираном. В частности, идет речь о создании цифровых платформ для улучшения транспортных связей по маршруту «Север-Юг». Это позволит не только повысить эффективность логистики, но и существенно сократить время на прохождение товаров по маршруту, сопоставимому с созданием новых транспортных путей. Иран, как важный торговый партнер для стран ЕАЭС, имеет стратегическое значение для развития транспортных связей в Южной Азии, а также для создания эффективных транзитных коридоров между Россией и Персидским заливом. Процесс цифровизации в Иране, связанный с развитием железнодорожных и автомобильных маршрутов, открывает новые перспективы для расширения внешней торговли и упрощения торговли с другими странами региона. В рамках цифровой логистики будет внедряться обмен информацией о товаросопроводительных документах, что ускорит процессы доставки и снизит риски, связанные с физическим документооборотом.

Сотрудничество ЕАЭС с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является одним из приоритетных направлений. Регион Юго-Восточной Азии представляет собой емкий рынок с населением более 650 миллионов человек, что делает его перспективным для экспорта продукции стран-членов ЕАЭС. Однако на пути развития сотрудничества с АСЕАН существуют такие препятствия, как барьеры в расчетах, отсутствие развитой корреспондентской банковской сети, информационный разрыв и сложность в интеграции логистических процессов. В этом контексте цифровые транспортно-логистические платформы могут стать ключевым инструментом для преодоления существующих проблем, обеспечивая автоматизацию и ускорение процессов таможенного оформления, что позволит минимизировать административные издержки. Внедрение цифровых технологий обеспечит эффективный обмен данными, повысив прозрачность в цепочках поставок и упростив информационное взаимодействие между государствами.

Для взаимодействия с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) цифровизация транспортно-логистических процессов также представляет значительный потенциал. Перспективные проекты включают интеграцию транспортных коридоров, формирование общего биржевого пространства и создание системы расчетов на основе национальных валют или новой цифровой расчетной единицы. Такие меры позволят повысить экономическую устойчивость стран-членов ЕАЭС и ШОС, а также создать независимую финансово-логистическую инфраструктуру.

Особое значение имеют инициативы по созданию общей цифровой платформы для объединения всех участников логистических процессов, включая перевозчиков, грузоотправителей, страховые и банковские организации. Это позволит минимизировать влияние географических и инфраструктурных ограничений, особенно в условиях санкционного давления.

Примером успешной интеграции цифровых технологий является развитие диалога между ЕАЭС и АСЕАН в области технического регулирования и упрощения барьеров в торговле. Несмотря на то, что совместные проекты находятся на начальном этапе, они уже создают условия для выхода компаний стран ЕАЭС на новые рынки. Особую актуальность данное взаимодействие приобретает для России, которая в условиях санкций активизирует взаимодействие с дружественными странами и региональными объединениями.

Цифровизация логистических процессов не только ускоряет внешнеэкономическую активность стран ЕАЭС, но и повышает привлекательность Союза как экономического центра евразийского пространства. Это  приобретает особую значимость в контексте глобальных изменений в мировой экономике и международных отношениях, с момента выдвижения идеи Большого Евразийского партнерства (БЕП) президентом России в 2015 году.

Заключение

Таким образом, в условиях глобальных изменений и санкционного давления на страны Союза, а также стремления к расширению сотрудничества с третьими странами, особенно в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, ЦТЛП создают новые возможности для развития торговли.  Ключевое значение цифровизации заключается в создании новых логистических цепочек, которые позволят развивать транспортные маршруты и создавать финансово-логистическую инфраструктуру, не зависимую от западных санкций. Особенно важным в этом контексте является сотрудничество с Китаем и Ираном в сфере оптимизации железнодорожных перевозок и развития транзитных коридоров.  Кроме того, сотрудничество с АСЕАН и ШОС в области цифровизации логистики предоставляет уникальные возможности для интеграции транспортных коридоров и создания финансовых платформ на основе национальных валют или новых расчетных единиц, что повышает экономическую устойчивость стран-членов этих организаций. Внедрение электронных документов и упрощение процессов обмена информацией о товаросопроводительных документах укрепляют экономическое сотрудничество и уменьшают административные издержки.

Библиографический список

1. Globenewswire. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.globenewswire.com/
2. Эксперт: цифровые транспортные коридоры увеличат долю транзита через ЕАЭС до 20%. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://logirus.ru/news/transport/ekspert_tsifrovye_transportnye_koridory_uvelichat_dolyu_tranzita_cherez_eaes_do_20.html
3. WIPO. Глобальный инновационный индекс 2024. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/2024/
4. Официальный сайт Евразийского экономического союза (ЕАЭС). . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eaeunion.org
5. Официальный сайт LOGINK [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.logink.cn
6. Барыкин Сергей Евгеньевич, Егерева Юлия Борисовна, Корчагина Елена Викторовна, Калинина Ольга Владимировна, Федорова Екатерина Станиславовна КРУПНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // ОНВ. ОИС. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krupneyshie-mezhdunarodnye-tsifrovye-logisticheskie-platformy-sravnitelnyy-analiz
7. Мясникова, О. В. Разработка подходов к созданию организационно-функциональной структуры экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза/ О. В. Мясникова, Т. Г. Таболич// Цифровая трансформация. – 2020. – № 1 (10). – С. 23–35. https://doi.org/10.38086/2522-9613-2020-1-23-35
8. Дмитриев А. В., Hoc B.A. ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Вестник РГЭУ РИНХ. 2022. №3 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-ekosistemy-transportno-logisticheskogo-obsluzhivaniya-v-usloviyah-ustoychivogo-razvitiya
9. Подольская Т.В., Сотников А.Г. Внедрение передовых цифровых технологий в транспортно-логистической сфере в современных условиях // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.14.4.121649.
10. Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.worldbank.org
11. Харакоз Ю.К. Особенности использования финансово-информационной системы для принятия инвестиционных решений // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 1415-1418.
12. Харакоз Ю.К. Тенденции развития финансово-технологических инноваций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 607-610.
13. Харакоз Ю.К. Особенности финансового обеспечения направлений стратегии устойчивого развития // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 887-890.
14. Харакоз Ю.К. Интеграция принципов устойчивого развития в практическую деятельность компаний // Экономические исследования и разработки. 2022. № 11-1. С. 19-23.