Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.06.2025

Образовательные потребности начинающих тестировщиков: результаты опросов и методические выводы

Educational needs of beginner testers: survey results and methodological conclusions

Русов Артём Валерьевич,

Тестировщик программного обеспечения,
преподаватель на платформе rusau.net
Минск, Беларусь

Rusov Artem Valerievich,

Software tester,
teacher on the platform rusau.net
Minsk, Belarus
Аннотация: В настоящей статье автором представлены результаты исследования образовательных потребностей начинающих специалистов по тестированию программного обеспечения. Автором статьи на основе анализа опросов 247 джуниор-тестировщиков и 68 менторов выявлены ключевые пробелы в существующих образовательных программах и предложены методические рекомендации по их устранению. Исследование показало, что наибольшие трудности у начинающих специалистов вызывают практические навыки работы с реальными проектами, понимание бизнес-процессов и развитие soft skills.

Abstract: In this article, the author presents the results of a study of the educational needs of beginner software testing specialists. Based on the analysis of surveys of 247 junior testers and 68 mentors, the author of the article identified key gaps in existing educational programs and proposed methodological recommendations for eliminating them. The study showed that the greatest difficulties for beginners are practical skills in working with real projects, understanding business processes and developing soft skills.
Ключевые слова: тестирование ПО, образование, джуниор-специалисты, методология обучения, профессиональные компетенции.

Keywords: software testing, education, junior specialists, teaching methodology, professional competencies.


Введение

В настоящее время, индустрия разработки программного обеспечения переживает период интенсивного роста, что создает высокий спрос на квалифицированных специалистов по тестированию. Однако, по мнению автора статьи, существующие образовательные программы часто не соответствуют реальным потребностям работодателей и ожиданиям начинающих специалистов. [5, с. 101]

Цель данного исследования – выявить основные образовательные потребности начинающих тестировщиков и разработать методические рекомендации по совершенствованию учебных программ.

Методология исследования. В исследовании приняли участие 247 джуниор-тестировщиков (стаж до 2 лет), 68 менторов и тимлидов, 34 HR-специалиста IT-компаний.

Методы сбора данных. Онлайн-анкетирование (Google Forms), полуструктурированные интервью, фокус-группы, анализ вакансий на рынке труда.

Результаты исследования

Демографические характеристики респондентов настоящего исследования, включают следующие параметры: возраст 22-35 лет, образование 68% — техническое, 32% — гуманитарное. Предыдущий опыт в IT 43% — без опыта, 57% — смежные области.

Источниками обучения являются онлайн-курсы — 78%, самообучение — 65%, университетские программы — 23%, ментorship — 34%.

Далее автором статьи предлагаются к рассмотрению основные вызовы для начинающих тестировщиков. Рассмотрим их и оформим результат в виде таблицы.

Таблица 1

Основные вызовы для начинающих тестировщиков

ВызовыОписаниеХарактеристика
Технические компетенции. Наиболее проблемные области (по убыванию сложности).Автоматизация тестирования (89% респондентов).1. Выбор инструментов и фреймворков;

2. Написание maintainable кода; [1, с. 428]

3. Интеграция в CI/CD pipeline.

Работа с базами данных (76%).1. SQL-запросы для тестирования;

2. Понимание структуры данных;

3. Тестирование производительности БД.

API тестирование (71%).1. Понимание REST/GraphQL;

2. Работа с Postman/Insomnia;

3. Валидация ответов.

Тестирование производительности (68%)1. Планирование нагрузочных тестов;

2. Интерпретация результатов;

3. Инструменты (JMeter, k6).

Процессные навыки. Критические пробелы.Понимание SDLC (82%)1. Роль тестирования в разных методологиях; [2, с. 5653]

2. Взаимодействие с командой разработки;

3. Планирование тестирования.

Работа с требованиями (74%)1. Анализ и декомпозиция требований;

2. Выявление неопределенностей;

3. Трассировка требований.

Управление дефектами (69%)1. Жизненный цикл дефекта;

2. Приоритизация;

3. Коммуникация с разработчиками.

Soft Skills. Основные дефициты.Коммуникация (91%)1. Объяснение технических вопросов бизнесу;

2. Конструктивная обратная связь;

3. Презентация результатов тестирования.

Критическое мышление (78%)1. Анализ рисков;

2. Принятие решений в условиях неопределенности;

3. Системное мышление.

Адаптивность (65%)1. Работа в условиях изменяющихся требований;

2. Освоение новых технологий;

3. Переключение между проектами.

Далее проведем авторский анализ существующих образовательных программ и отметим их сильные и слабые стороны (недостатки). К сильным сторонам отнесем хорошее покрытие теоретических основ, структурированная подача материала, доступность и гибкость онлайн-форматов. Среди основных недостатков стоит выделать отсутствие практики на реальных проектах (94% респондентов), недостаточное внимание к soft skills (87%), устаревшие инструменты и технологии (73%), слабая связь с индустрией (68%), отсутствие ментorship (84%). [7, с. 231]

Далее рассмотрим авторские методические рекомендации по совершенствованию структура образовательной программы и оформим полученный результат в виде таблицы.

Таблица 2

Методические рекомендации

РекомендацияОписаниеХарактеристика
Структура улучшенной образовательной программыМодуль 1: Основы тестирования

(4 недели)

1. Теория тестирования (20%);

2. Практические упражнения (60%);

3. Работа в команде (20%).

Модуль 2: Инструменты и технологии

(6 недель)

1. Современные инструменты тестирования; [3, с. 94]

2. Hands-on лабораторные работы;

3. Проектная работа.

Модуль 3: Автоматизация

(8 недель)

1. Основы программирования для тестировщиков;

2. Фреймворки автоматизации;

3. CI/CD интеграция.

Модуль 4: Специализированные виды тестирования (4 недели)1. API тестирование;

2. Тестирование производительности;

3. Безопасность.

Модуль 5: Soft Skills и процессы

(3 недели)

1. Коммуникация в команде;

2. Agile/Scrum методологии;

3. Управление проектами.

Модуль 6: Реальный проект

(4 недели)

1. Работа с реальным заказчиком;

2. Полный цикл тестирования;

3. Презентация результатов.

Инновационные методы обученияPeer Learning1. Парное программирование в автоматизации; [4, с. 85]

2. Взаимное ревью тест-кейсов;

3. Групповые проекты.

Gamification1. Система достижений и бейджей;

2. Соревновательные элементы;

3. Рейтинговые системы.

Microlearning1. Короткие модули (15-20 минут);

2. Мобильные приложения;

3. Just-in-time обучение.

Интеграция с индустриейПартнерства с компаниями1. Стажировки во время обучения;

2. Менторство от практикующих специалистов;

3. Реальные проекты в качестве учебных заданий;

Continuous Feedback Loop1. Регулярные опросы выпускников;

2. Обратная связь от работодателей;

3. Адаптация программы под рыночные требования.

Далее автором данной статьи предлагаются практические рекомендации для образовательных учреждений, для работодателей и для начинающих тестировщиков.

Практические рекомендации для образовательных учреждений включают в себя необходимость пересмотра учебных планов с акцентом на практические навыки, привлечение практикующих специалистов в качестве преподавателей, создание лабораторий с современным оборудованием и ПО, установление партнерств с IT-компаниями.

Практические рекомендации для работодателей включают в себя необходимость внедрения и развития программ стажировок для студентов, участие в разработке учебных программ, предоставление менторов для начинающих специалистов, создание junior-friendly рабочих мест. [6, с. 115]

Практические рекомендации для начинающих тестировщиков предполагают активное участие в open source проектах, создание портфолио с реальными примерами работ, участие в профессиональных сообществах, непрерывное обучение и самосовершенствование.

Выводы

Проведенное автором настоящей статьи исследование выявило значительные пробелы между существующими образовательными программами и реальными потребностями индустрии. Основные проблемы связаны с недостатком практического опыта, слабым развитием soft skills и отсутствием связи с реальными проектами.

В настоящей статье предложенные методические рекомендации направлены на создание более эффективной системы подготовки тестировщиков, которая будет лучше соответствовать требованиям современного рынка труда.

Предполагаемые направления дальнейших исследований, по мнению автора настоящей статьи, могут включать в себя разработку системы оценки компетенций тестировщиков, исследование эффективности различных методов обучения, анализ долгосрочных карьерных траекторий выпускников, изучение влияния ментorship на профессиональное развитие.

Библиографический список

1. Башаркина, В. И. Программное обеспечение для введения заметок тестировщика / В. И. Башаркина, Р. С. Зарипова // Научно-технический вестник Поволжья. – 2023. – № 11. – С. 426-430.
2. Дехтиевский, С. А. Тестирование программного обеспечения: виды тестирования, автоматизация тестов / С. А. Дехтиевский, Г. С. Бударный // Научный аспект. – 2024. – Т. 43, № 4. – С. 5649-5656.
3. Митрофанова, Т. В. Об обучении основам тестирования программного обеспечения студентов ИТ-специальности / Т. В. Митрофанова, Е. А. Деревянных, А. А. Максимов // Инновации в образовании. – 2022. – № 12. – С. 90-97.
4. Мударова, Л. Д. Виды тестирования программного обеспечения / Л. Д. Мударова, З. Б. Батчаева // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 109-14. – С. 83-86.
5. Подготовка дипломированных специалистов в области тестирования программного обеспечения / П. П. Шаруева, Б. Ф. Качаев, М. В. Лившиц, Е. Ю. Саухин // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2024. – Т. 1. – С. 99-101.
6. Сазанова, Л. А. Паттерны тестирования как инструмент разработки программного обеспечения / Л. А. Сазанова // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2022. – № 3(42). – С. 113-118.
7. Ширшикова, Т. А. Разработка задания по тестированию программного обеспечения для подготовки инженеров в области информационных технологий / Т. А. Ширшикова, Н. Н. Жуков // Современное образование: традиции и инновации. – 2022. – № 1. – С. 226-233.