Abstract: The relevance of the study lies in the fact that effective management of the development of single-industry towns makes it possible to improve the socio-economic condition of single-industry municipalities and city-forming enterprises located on their territory, which provide demand for labor, construction, utilities, communications and transport to its residents on the labor market. The main objectives of this study are to analyze the socio-economic indicators of single-industry towns in the region and to find problems in managing their development. The main goal is to develop measures to improve the management of the development of single-industry towns in the Kurgan region.
Keywords: single-industry towns, management, development, socio-economic indicators, problems, Kurgan region
Введение. Моногорода представляют собой значимый, однако недостаточно исследованный элемент экономики. Они широко распространенный на территории страны и формируются по модели «город-предприятие», что способствует освоению природных ресурсов и развитию регионов. Градообразующие предприятия таких населенных пунктов обеспечивают такие ключевые функции, как: создание рабочих мест, строительство, предоставление коммунальных услуг, организацию связи и транспортной инфраструктуры. В условиях динамично изменяющей среды возникает необходимость создания особых инструментов с целью обеспечения устойчивого социального экономического их развития. В связи с этим исследование особенностей их развития и определение перспективных направлений становится особенно актуальным.
В исследовании в качестве методологической базы применялись статистический метод и сравнительный анализ. Эти подходы позволяют на основе данных о социально-экономическом развитии оценить эффективность управления моногородами в различные периоды времени. Для отбора показателей, необходимых для анализа, было проведено выборочное обследование ряда объектов.
Согласно официальной статистике в Курганской области зарегистрировано четыре монопрофильных муниципальных образования – это г. Далматово, р. п. Варгаши, г. Катайск, г. р. п. Петухово.
Результаты исследования. Оценку социально-экономического потенциала моногородов можно провести с помощью анализ динамики социально-экономических показателей. Основные преимущества данного подхода – это объективность и наглядность предоставления данных. В рамках данного исследования будут рассмотрены: изменение численности населения, темпы создания рабочих мест; динамика безработицы и показатели инвестиционной активности. Так, в таблице 1 представлена динамика численности постоянного населения моногородов Курганской области.
Таблица 1
Динамика численности постоянного населения моногородов Курганской области
Наименование моногорода | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | 2024 г. в % к 2022 г. |
р. п. Варгаши | 9218 | 9037 | 9080 | 98,50 |
г. Далматово | 12413 | 12248 | 11938 | 96,17 |
г. Катайск | 12398 | 12367 | 12341 | 99,54 |
г. Петухово | 10014 | 10041 | 9916 | 99,02 |
За анализируемый период по всем моногородам Курганской области наблюдается сокращение численности постоянного населения. Это объясняется как естественной убылью, так и миграцией трудоспособного населения в более развитые регионы.
Одной из основных задач определенных в «Стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года» является «… снизить отток населения за счет создания комфортной среды проживания и роста благосостояния населения через создание новых высокопроизводительных рабочих мест и реализацию мер поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [1].
Рассмотрим далее в статье количество созданных рабочих мест в моногородах Курганской области (таблица 2).
Таблица 2
Количество созданных рабочих мест в моногородах Курганской области, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий
Наименование моногорода | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | 2024 г. в % к 2022 г. |
р. п. Варгаши | 111 | 132 | 147 | 132,43 |
г. Далматово | 262 | 270 | 281 | 107,25 |
г. Катайск | 245 | 254 | 263 | 107,35 |
г. Петухово | 75 | 77 | 80 | 106,67 |
Во всех моногородах Курганской области отмечается рост количества созданных рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В р. п. Варгаши наблюдается наибольший прирост количества рабочих мест. В 2024 г. их количество составило 147, что больше по сравнению с 2022 г. на 36 созданных рабочих мест или на 32,43 %. В г. Далматова и г. Катайск прирост количества рабочих мест находится практически на одном уровне и составляет около 7 %. Это обусловлено тем, что данные моногорода, находятся на территории опережающего развития (ТОР). Резиденты ТОР получают налоговые преференции по прибыли, имуществу и земельному налогу, что способствует развитию предпринимательства и созданию дополнительных рабочих мест. Но в тоже время наименьший прирост количества рабочих мест отмечается в г. Петухово.
Несмотря на влияние территорий опережающего развития на создание новых рабочих мест в моногородах Курганской области, нельзя не брать во внимание уровень безработицы, который является одним из основных показателей социально-экономического развития моногородов (таблице 3) [2].
Таблица 3
Показатели уровня регистрируемой безработицы, %
Наименование моногорода | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | Отклонение 2024 г. от 2022 г. , (+;-) |
р. п. Варгаши | 2,0 | 1,3 | 0,4 | -1,6 |
г. Далматово | 4,5 | 3,5 | 0,9 | -3,6 |
г. Катайск | 5,6 | 4,0 | 1,6 | -4,0 |
г. Петухово | 2,9 | 2,2 | 0,9 | -2,0 |
В течение 2022-2024 гг. во всех моногородах региона наблюдается снижение показателей официальной безработицы. Наибольшее сокращение отмечается в г. Катайске, а наименьшее – р. п. Варгаши.
Важным показателем инвестиционной привлекательности моногородов Курганской области является объем инвестиций (таблица 4).
Таблица 4
Объем инвестиций и источники их финансирования в моногородах Курганской области, тыс. руб.
Наименование моногорода | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | Отклонение 2024 г. от 2022 г. , (+;-) | 2024 г. в % к 2022 г. |
р. п. Варгаши | |||||
Инвестиции в основной капитал, всего: | 19233 | 23061 | 66066 | 46833 | увел. в 3,43 раза |
в том числе за счет средств: | |||||
федерального бюджета | 10497 | 12059 | 36022 | 25525 | увел. в 3,43 раза |
регионального бюджета | 3502 | 4122 | 23000 | 19498 | увел. в 6,57 раза |
местного бюджета | 5234 | 6880 | 7044 | 1810 | 134,58 |
Внебюджетных источников | — | — | — | — | — |
г. Далматово | |||||
Инвестиции в основной капитал, всего: | 151763 | 162177 | 226090 | 74327 | 148,96 |
в том числе за счет средств: | |||||
федерального бюджета | 61563 | 64448 | 143270 | 81707 | 232,72 |
регионального бюджета | 37921 | 39558 | 22215 | -15706 | 58,58 |
местного бюджета | 52279 | 58171 | 60605 | 8326 | 115,93 |
Внебюджетных источников | — | — | — | — | — |
г. Катайск | |||||
Инвестиции в основной капитал, всего: | 111732 | 126414 | 340260 | 228528 | увел. в 3,05 раза |
в том числе за счет средств: | |||||
федерального бюджета | 55866 | 63207 | 170130 | 114264 | увел. в 3,06 раза |
регионального бюджета | 27322 | 31258 | 155850 | 128528 | увел. в 5,70 раза |
местного бюджета | 26362 | 29411 | 10422 | -15940 | 39,53 |
Внебюджетных источников | 2182 | 2538 | 3858 | 1676 | 176,81 |
г. Петухово | |||||
Инвестиции в основной капитал, всего: | 269136 | 105202 | 101344 | -167792 | 37,66 |
в том числе за счет средств: | |||||
федерального бюджета | 126564 | 83977 | 82527 | -44037 | 65,21 |
регионального бюджета | 140661 | 16016 | 15765 | -124896 | 11,21 |
местного бюджета | 1911 | 5209 | 3052 | 1141 | 159,71 |
Внебюджетных источников | — | — | — | — |
За анализируемый период значительный рост объема инвестиций наблюдается в р. п. Варгаши и г. Катайске, их рост в 2024 г. по сравнению с 2021 г. составил увеличение в 3,43 и 3,05 раза соответственно или на 46833 тыс. руб. и 228528 тыс. руб. Но в тоже время отмечается резкий спад объема инвестиций в г. Петухово. В 2024 г. объем инвестиций в основной капитал составил 101344 тыс. руб., что ниже по сравнению с 2021 г. на 167792 тыс. руб. или на 62,34 %.
Основным источником финансирования инвестиций являются бюджетные средства. Однако в г. Катайске используются не только бюджетные средства, но и внебюджетные источники финансирования.
На основе анализа социально-экономических показателей построим матрицу SWOT-анализа, который позволит систематизировать полученные результаты и наглядно отобразить текущую ситуацию в регионе (таблица 5).
Таблица 5
Монопрофильные муниципальные образования Курганской области: матрица SWOT-анализа
«Ключевой задачей экономической политики РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях выступает трансформация ресурсозависимой модели в высокотехнологическую инновационную экономику. Для ее решения необходимо создать инновационные экосистемы, которые рассматриваются как передовая модель экономического развития. Эти системы являются логическим продолжением и модернизацией предшествующих концепций, прежде всего – теории национальных инновационных систем (НИС). Инновационная экосистема – среда, сформированная участниками инновационного процесса, в которой они взаимодействуют с целью создания и развития инноваций» [3].
Рассматривая инновационные процессы в Курганской области, можно заметить, что большинство затрат на НИОКР сосредоточено в промышленном производстве. Промышленное производство в Курганской области является приоритетным направлением, которое определено в «Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2030 года» [1].
На наш взгляд, создание инновационных экосистем на территории моногородов Курганской области выступит драйвером их инвестиционной и инновационной активности
«Любая экосистема, в том числе и локальная, строится на модели «тройной спирали», предполагающая взаимодействие таких элементов, как государство, наука и производство. Планируется установить взаимодействие градообразующих предприятий моногородов Курганской области, государства и ВУЗов. Внедрение инноваций в промышленное производство невозможно без взаимодействия с высшими учебными заведениями. Это определяется тем, что, как особенность инновационного развития России, роль университетов в исследованиях и научных разработках гораздо выше, чем исследовательских центров промышленности и бизнеса» [3, 5].
Отсутствие в моногородах Курганской области университетов, обладающих новыми знаниями и перспективными исследованиями, вынуждает их создать коллаборацию градообразующих предприятий с ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет».
Ключевые продукты градообразующих предприятий монопрофильных муниципальных образований Курганской области представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ключевые продукты градообразующих предприятий моногородов
В Курганской области на территории моногородов существует значительный потенциал для развития технологического предпринимательства. В частности, во всех моногородах региона действуют территории опережающего социально-экономического развития. Также были созданы два индустриальных парка типа GREENFIELD в р. п. Варгаши и в г. Далматово и один индустриальный парк типа BROWNFIELD в г. Катайск. Кроме того, а также в рамках Индивидуальной программы экономического развития Курганской области на 2020–2025 годы, на территории моногородов запланировано строительство новых индустриальных парков.
Как показано на рисунке 2, создание региональной инновационной инфраструктуры активизирует предпринимательскую деятельность в технологической сфере на территории монопрофильных муниципальных образований.
Рисунок 2. Объекты инновационной инфраструктуры Курганской области
С учетом научно-технических возможностей создаваемой локальной инновационной экосистемы, приоритетными направлениями инновационного развития станут: робототехника для пожаротушения; машиностроительные технологии; производство электротехнических изделий и автоматики; насосное оборудование и специальной техники.
Финансирование реализации данного мероприятия планируется осуществлять за счет средств бюджетных источников (федерального, регионального и местных бюджетов) и внебюджетных источников (гранты научных фондов, частные инвестиции и заемные средства). Помимо прямого финансирования можно использовать дополнительные меры поддержки: продление льготного режима страховых взносов для резидентов ТОР по аналогии с практикой Владивостока и создание благоприятных условий для предприятий моногородов Курганской области).
Процесс становления и развития локальной инновационной экосистемы в моногородах региона представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Этапы формирования локальной инновационной экосистемы на территории моногородов Курганской области
На рисунке 4 отражены ожидаемые результаты от реализации предложенного мероприятия – создания локальной инновационной экосистемы.
Рисунок 4. Результаты создания локальной инновационной экосистемы на территории моногородов Курганской области
Ожидается, что внедрение разработанных мероприятий окажет положительное воздействие на социально-экономическое развитие региона и приведет к экономическому эффекту: увеличению деловой активности в моногородах; повышению производственной эффективности производства градообразующих предприятий; развитию сектора малого и среднего бизнеса благодаря росту числа предпринимательских субъектов. Социальный эффект будет заключаться в создание рабочих мест на новых образованных и модернизированных предприятиях; снижении миграционного оттока населения, а также в улучшении качества жизни через экономическую стабилизацию.
Заключение. Модернизация моногородов Курганской области, по мнению авторов, создаст условия для повышения благосостояния местных жителей и обеспечит сбалансированное развитие территории. Однако при этом важно сосредоточить усилия на развитии социальной инфраструктуры, поддержке предпринимательской активности в сфере услуг, улучшении экологических условий и формированию комфортной городской среды.
Библиографический список
1 Закон Курганской области от 30 июня 2022 г. № 44 «О стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года» // URL : http://www.economic.kurganobl.ru/assets/files/_sps/zko_20220630_44.pdf (дата обращения 12.03.25)2 Официальный сайт Департамента экономического развития Курганской области. Раздел: мониторинг социально-экономической ситуации моногородов Курганской области. URL : http://www.economic.kurganobl.ru/6013.html (дата обращения: 01.06.2025).
3 Проскурнин С.Д. Создание самоорганизуемой инновационной экосистемы в зонах особого территориального развития // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – № 4 (52). – URL : https://eee-region.ru/article/5206/ (дата обращения: 01.06.2025)
4 Мой бизнес: Курганская область // URL : https://мойбизнес45.рф/infrastructure/business-incubator/ (дата обращения: 20.05.25)
5 Агентство технологического развития Курганской области // URL : https://atr45.ru/inzheniring/about/ (дата обращения: 25.05.25)
6 Курганский центр молодежного инновационного творчества // URL : https://elementy.ru/catalog/10275/Kurganskiy_tsentr_molodezhnogo_innovatsionnogo_tvorchestva_fablab45_ru (дата обращения: 25.05.25)
5 Развитие моногородов России: монография / колл. авт. под ред. д-ра экон. наук, проф. И.Н. Ильиной. Москва: Финансовый университет, 2013. –168 с. // URL : https://docviewer.yandex.ru/view/1909621919/ (дата обращения: 01.06.2025)