Данная статья выполнена в рамках написания магистерской диссертации.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра МЭО и внешнеэкономических связей, Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The article examines the energy partnership of the Russian Federation with the countries of the Western Balkans in the context of the implementation of the energy strategy of the European Union in the region. Based on an analysis of key areas of Russian energy cooperation, including gas supplies, infrastructure investments, and long—term contracts, the author identifies contradictions between Russian and European approaches to energy. Special attention is paid to legal and institutional aspects, as well as the influence of political loyalty and geo-economic factors on the choice of countries in the region. It is concluded that Russia's energy presence makes it difficult to achieve the EU's goals in the field of liberalization and sustainable development. Possible scenarios for the development of the EU's energy policy in the Western Balkans are proposed, taking into account the competition of external actors.
Keywords: EU energy strategy, Western Balkans, energy security, Russia, energy partnership, Energy Community, gas dependence, geo-economics, European Union, energy policy.
Введение
Современное энергетическое пространство Европы характеризуется не только техническими и экономическими трансформациями, но и растущей геополитической конкуренцией. [17, С.323] Одним из ключевых регионов, где наиболее отчётливо проявляется борьба стратегических интересов различных акторов, выступают Западные Балканы. Несмотря на то, что эти государства не являются полноправными членами Европейского союза, они играют важную роль в реализации общеевропейской энергетической стратегии, в первую очередь — в рамках института Энергетического сообщества.
В последние два десятилетия Европейский союз выстраивает последовательную политику по вовлечению стран Западных Балкан в орбиту своей энергетической модели — ориентированной на либерализацию рынков, внедрение стандартов ЕС, декарбонизацию и развитие возобновляемых источников энергии. В этом контексте энергетика рассматривается не только как компонент устойчивого развития, но и как инструмент «мягкой силы», способствующий ускорению политической и правовой интеграции региона в ЕС. [16, С. 888] Однако эти усилия сталкиваются с рядом особенностей, среди которых важнейшим является сохраняющееся энергетическое влияние Российской Федерации.
Россия, будучи традиционным партнёром ряда стран региона (в первую очередь Сербии и Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины), продолжает активно участвовать в поставках газа, строительстве и контроле энергетической инфраструктуры, заключении долгосрочных контрактов и расширении присутствия на рынке. Такое сотрудничество обеспечивает краткосрочные выгоды для балканских стран, но нередко вступает в противоречие с правовыми и институциональными стандартами ЕС.
В условиях углубляющегося кризиса европейской интеграции, связанного как с внутренними институциональными проблемами ЕС, так и с внешнеполитическими вызовами (включая энергетическую безопасность после 2022 года), возникает необходимость переосмысления стратегии ЕС на Балканах с учётом факторов внешнего давления.
Цель настоящей статьи — проанализировать характер энергетического партнёрства России со странами Западных Балкан и оценить, каким образом это сотрудничество влияет на реализацию энергетической стратегии Европейского союза в регионе.
В работе используется комплексный подход, включающий элементы геоэкономического, институционального и правового анализа. Информационная база охватывает нормативные документы ЕС и России, материалы Энергетического сообщества, отчёты международных организаций, а также научную и экспертную литературу. [20, С.522]
Методологическая основа исследования
В процессе работы применялись такие общенаучные методы, как теоретико-методологический, статистический, наблюдение, сравнение, синтез, аналогия и обобщение.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили труды российских и зарубежных учёных, диссертационные работы по изучаемой проблеме, монографии, журналы, аналитические отчёты, статистические данные, опубликованные Еврокомиссией и Центром европейских экономических исследований им. Лейбница, а также материалы международных научно-практических конференций.
Энергетическая стратегия ЕС в Западных Балканах: цели и проблематика
Энергетическая стратегия Европейского союза в отношении Западных Балкан является составной частью более широкой политики интеграции региона в институциональное и нормативное пространство ЕС. ЕС рассматривает энергетический сектор как важнейшую сферу трансформации, от которой зависят устойчивое развитие стран региона, а также энергетическая безопасность самого Европейского союза.
Ключевыми целями ЕС в этом направлении являются [1]:
- либерализация энергетических рынков и их интеграция с внутренним энергетическим рынком ЕС;
- снижение зависимости стран региона от ограниченного круга внешних поставщиков энергоресурсов, особенно от российского газа;
- развитие возобновляемых источников энергии и содействие энергетическому переходу;
- усиление энергоэффективности и устойчивости инфраструктуры;
- гармонизация законодательства с энергетическим правом ЕС.
Институциональной платформой реализации этих задач выступает Энергетическое сообщество (Energy Community), созданное в 2005 году на основе Договора о присоединении стран региона к внутреннему энергетическому рынку ЕС. Этот механизм позволяет странам Западных Балкан постепенно внедрять положения Третьего энергетического пакета, включая правила по анбандлингу, доступу третьих сторон к инфраструктуре, рыночному ценообразованию и охране окружающей среды.
С 2020 года стратегия ЕС была дополнительно усилена инициативами в рамках European Green Deal и Green Agenda for the Western Balkans, согласно которым странам региона предложены инвестиции, техническая помощь и политическое сопровождение для достижения климатической нейтральности к 2050 году. Программа REPowerEU, принятая в 2022 году на фоне энергетического кризиса, вызванного конфликтом между Россией и Украиной, стала дополнительным импульсом к диверсификации поставок и ускорению зелёного перехода.
Тем не менее, реализация этих задач сталкивается с целым рядом сложностей:
- Фрагментированность энергетических систем и низкий уровень их взаимной интеграции;
- Зависимость ряда стран региона от одного поставщика (в первую очередь — от «Газпрома»);
- Политическая нестабильность и слабость институтов, что затрудняет внедрение норм ЕС;
- Недостаточная инвестиционная привлекательность и сложности при реализации трансграничных проектов;
- Ограниченная административная и техническая способность к реализации климатической политики.
Дополнительную трудность представляет кризис европейской интеграции, выразившийся в институциональной перегрузке ЕС, росте евроскептицизма и «усталости» от расширения. Это приводит к тому, что процесс сближения Западных Балкан с ЕС в энергетической сфере становится менее предсказуемым и менее привлекательным для самих стран региона.
Таким образом, несмотря на наличие стратегического курса и развитых инструментов, энергетическая политика ЕС на Западных Балканах реализуется в условиях серьёзных ограничений. Эти ограничения создают пространство для сохранения или даже усиления позиций альтернативных энергетических партнёров — прежде всего России, что рассматривается в последующих разделах статьи.
Энергетическое присутствие России в регионе: формы и масштабы партнёрства
Несмотря на активное продвижение Европейским союзом интеграционных механизмов в энергетике Западных Балкан, Россия сохраняет значительное влияние в этом регионе, особенно в традиционных секторах – газоснабжении, нефтепереработке и электроэнергетике. Российская энергетическая стратегия ориентирована на укрепление долгосрочных отношений с ключевыми странами региона — в первую очередь, с Сербией и Республикой Сербской в составе Боснии и Герцеговины — через экономическое, политическое и инфраструктурное партнёрство.
Основными каналами энергетического влияния России являются:
- Поставки природного газа. Сербия почти полностью зависит от импорта российского газа. По словам Президента Сербии Александра Вучича, более 80% потребляемого газа импортируется из России. Несмотря на усилия по диверсификации поставок, в Белграде не намерены в ближайшие шесть — семь лет объявлять об отказе от российского газа. [2]
- Стратегические инвестиции в инфраструктуру. Несмотря на курс ЕС на диверсификацию, Россия продолжает укреплять свои энергетические позиции через прямые инвестиции в газотранспортную систему. Ключевым проектом стал «Балканский поток» (сербский сегмент «Турецкого потока»), который, будучи завершенным в 2021 году под контролем «Газпрома», не только обеспечил дополнительные поставки, но и создал серьезный структурный барьер для усилий ЕС по снижению энергозависимости региона от России. Этот проект рассматривается Брюсселем как инструмент сохранения геополитического влияния Москвы.
- Контроль над стратегическими активами. Российские компании обладают долями в распределительных сетях и хранилищах газа. В частности, укрепляя свои позиции, Россия установила контроль над ключевыми активами сербской газовой инфраструктуры. «Газпрому» принадлежит51% единственного в стране газохранилища «Банатский двор» и 50% сбытовой компании «Югоросгаз», которая также владеет 4% газотранспортной сети. [3]
- Нефтяной сектор. Через НК «Лукойл» и «Газпром нефть» Россия имеет прямое участие в нефтеперерабатывающих заводах, в частности в НПЗ Панчево (Сербия), а также в сетях автозаправок и логистических объектах.
Российское энергетическое присутствие в регионе выходит за рамки экономической рациональности и включает элементы геополитической стратегии. Как отмечают эксперты, энергетика используется как средство укрепления политических связей и влияния, особенно в странах с благожелательным отношением к Москве. [15, С.608]
Сербия рассматривает Россию как стратегического партнёра, в том числе в энергетике, несмотря на официальный курс на евроинтеграцию. Такая позиция объясняется историко-культурной близостью, поддержкой России по вопросам Косово, а также выгодными условиями поставок энергоресурсов.
В Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины Москва также активно поддерживает энергетические инициативы, используя политические разногласия между этническими и административными субъектами страны.
Противоречие стратегии ЕС
С точки зрения ЕС, такая форма энергетического взаимодействия между Россией и странами региона создаёт несколько проблем.
Во-первых, долгосрочные контракты, часто заключаемые на межправительственном уровне и закрепляющие монопольное положение российских компаний (таких как «Газпром»), вступают в прямой конфликт с нормами Третьего энергетического пакета ЕС. Эти нормы, обязательные для стран-членов Энергетического сообщества, требуют обеспечения разделения видов деятельности свободного доступа третьих сторон к инфраструктуре и продвижения рыночного ценообразования. [14, С.73] Российская модель, основанная на долгосрочных поставках по привязанным к нефти ценам и вертикально интегрированных схемах управления, препятствует либерализации рынков и созданию конкурентной среды. [4]
Во-вторых, характерная для таких соглашений недостаточная транспарентность становится серьезным барьером. Детали контрактов часто являются коммерческой тайной или скрыты в межправительственных соглашениях, что затрудняет для регуляторов и европейских институтов возможность оценить их соответствие законодательству ЕС. Это создает правовые пробелы и препятствует полной гармонизации энергетического законодательства стран региона с acquis communautaire, замедляя процесс евроинтеграции в целом.
Таким образом, российское энергетическое партнёрство с отдельными странами Западных Балкан выступает альтернативной моделью, конкурирующей с европейским интеграционным подходом. В условиях институциональной слабости и политической неопределённости эта модель оказывается для ряда стран более привлекательной — как с точки зрения экономических выгод, так и в политическом плане.
Конфликт стратегий: Европейский Союз и Россия
Политика Европейского союза в энергетическом секторе Западных Балкан предполагает внедрение принципов рыночной конкуренции, прозрачности, диверсификации и устойчивого развития. В то же время энергетическое партнёрство России с рядом стран региона опирается на иную модель взаимодействия — преимущественно межгосударственную, централизованную, и зачастую вне рамок правовых норм ЕС. Это приводит к системному столкновению двух стратегий, имеющих не только различную правовую природу, но и противоположные политико-экономические цели.
ЕС, в рамках Третьего энергетического пакета, требует от стран-участниц выполнения следующих условий:
- разукрупнение вертикально интегрированных компаний (анбандлинг),
- доступ третьих сторон к сетям,
- независимое регулирование энергетических рынков,
- прозрачность заключения контрактов. [18, С.1416]
Однако большинство энергетических соглашений между Россией и странами региона противоречат этим требованиям. Так, в случае Сербии «Газпром» и аффилированные структуры сохраняют вертикальную интеграцию: одна и та же компания участвует в поставках, транспортировке и распределении газа.
Таким образом, Россия предлагает альтернативную модель энергетического сотрудничества, менее зависимую от внутриполитических изменений и демократических процедур. Это усиливает двойственную ориентациюстран региона: с одной стороны — курс на евроинтеграцию, с другой — сохранение выгодных связей с Россией.
Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что энергетическая зависимость укрепляется в институциональной форме — через владение активами, долговые обязательства, участие в строительстве критической инфраструктуры. В результате страны региона всё чаще оказываются перед выбором между экономической выгодой и политической лояльностью к ЕС.
Конфликт между стратегиями ЕС и России в регионе выражается не только в технических стандартах или контрактных моделях, но и в глубоко политическом измерении.
ЕС рассматривает энергетику как инструмент «мягкой силы», способствующий политическим реформам, экологической трансформации и правовой гармонизации. Россия же использует энергетику как инструмент влияния, закрепляя политическое присутствие через экономическую взаимозависимость.
В результате энергетическая сфера становится ареной геополитического выбора: каждая страна региона должна соотнести выгоды от сотрудничества с Россией с долгосрочной целью интеграции в Европейский союз.
Перспективы и сценарии: усиление ЕС или сохранение партнёрства с РФ?
Будущее энергетического взаимодействия в регионе Западных Балкан будет зависеть от баланса между усилиями ЕС по интеграции и продолжающимся присутствием России. В обозримой перспективе возможно несколько сценариев развития ситуации.
В случае консолидации европейской стратегии, на фоне кризисов последних лет (энергетического, политического, украинского), ЕС может активизировать действия путем:
- наращивания прямых инвестиций в ВИЭ и инфраструктуру;
- жёсткой привязки финансовой помощи к выполнению норм Третьего энергетического пакета;
- политического давления в рамках переговоров о вступлении в ЕС.
Этот сценарий предполагает вытеснение России из ключевых сегментов энергетического рынка региона, особенно в газе.
Более реалистичным в краткосрочной перспективе остаётся гибридный сценарий, при котором страны Западных Балкан сохраняют энергетические связи с Россией, параллельно внедряя нормы ЕС. Такой подход позволяет балансировать между выгодой и политическими обязательствами. Однако он чреват институциональной нестабильностью и «энергетическим разрывом» между нормами и практикой.
Дополнительную сложность вносит активизация других внешних игроков — Китая, Турции, стран Персидского залива. Они предлагают кредиты и инвестиции без политических условий. Это может отвлечь внимание стран региона от обеих стратегий — ЕС и РФ.
В связи с вышеизложенным, ЕС нуждается в более гибкой и адаптивной модели энергетической интеграции, если он действительно хочет сохранить влияние на Балканах. Россия, в свою очередь, будет стремиться сохранить хотя бы частичный контроль за поставками и инфраструктурой, используя преимущества прежней политической лояльности.
Заключение
Энергетическое партнёрство России со странами Западных Балкан остаётся устойчивым фактором, влияющим на региональную энергобезопасность и политико-экономическую динамику. Несмотря на усилия Европейского союза по либерализации энергетических рынков, продвижению стандартов устойчивого развития и институциональной интеграции, реальное влияние ЕС ограничено рядом факторов — от политической нестабильности до сохраняющейся зависимости стран региона от российских энергоресурсов. [19, С.701]
Россия, используя долгосрочные контракты, контроль над инфраструктурой и геополитические рычаги, предлагает странам Западных Балкан альтернативную модель энергетического взаимодействия — менее ориентированную на реформы, но более предсказуемую и экономически выгодную в краткосрочной перспективе.
Конфликт между двумя стратегиями — европейской и российской — выходит за рамки экономики и переходит в сферу политического выбора. При сохранении текущих условий страны региона будут продолжать балансировать между двумя векторами, что замедлит процесс энергетической и политической интеграции с ЕС.
Для достижения своих целей в регионе Европейскому союзу необходимо не только усиливать финансовую и техническую поддержку, но и адаптировать политику к реалиям региона, включая признание существующего влияния России и предложение более гибкой модели перехода — прагматичной, политически сбалансированной и экономически привлекательной.
Библиографический список
1. The Energy Community Treaty // EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-content/summary/the-energy-community-treaty.html (дата обращения: 25/08/2025).2. Obratio se Vučić na važnom panelu u Pragu, predsednik Srbije otvoreno o odnosu sa Rusijom i evropskom putu // Telegraf URL: https://www.telegraf.rs/vesti/politika/4125853-obraca-se-vucic (дата обращения: 25/08/2025).
3. Даниил Растегаев. Период полураспада: к перспективам энергетического сотрудничества России и Сербии: дис. Выпускающий редактор печатных изданий РСМД, младший научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН М., 2025
4. Annual Implementation Report 2022: Energy reforms advance despite war // Energy Community URL: https://www.energy-community.org/news/Energy-Community-News/2022/12/07.html (accessed: 25.08.2025).
5. Ахмадулина Татьяна Владимировна, Лазарева Полина Витальевна. Энергетический фактор во взаимоотношениях России со странами Западных Балкан // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskiy-faktor-vo-vzaimootnosheniyah-rossii-so-stranami-zapadnyh-balkan (дата обращения: 25.08.2025).
6. Воротников Владислав Владиславович, Габарта Анджей Артурович. Государства Западных Балкан в эпоху трансформаций: европейский выбор и российские интересы // Современная Европа. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstva-zapadnyh-balkan-v-epohu-transformatsiy-evropeyskiy-vybor-i-rossiyskie-interesy (дата обращения: 25.08.2025).
7. Исламов Дамир Римович. Роль Европейского Союза и Турции в энергетической и транспортной политике западнобалканских государств (2014-2021 ГГ.) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2023. №2 (218). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-evropeyskogo-soyuza-i-turtsii-v-energeticheskoy-i-transportnoy-politike-zapadnobalkanskih-gosudarstv-2014-2021-gg (дата обращения: 25.08.2025).
8. Энергетическая дипломатия и экономика энергетики : монография / А. А. Серегина, О. Е. Василенко, Ю. К. Харакоз [и др.]. – Москва : Квант Медиа, 2025. – 330 с. – ISBN 978-5-605-26658-7.
9. Серегина, А. А. Проблемы и перспективы устойчивого развития мировой энергетики / А. А. Серегина, А. Б. Секачева. – Москва : Квант Медиа, 2024. – 150 с. – ISBN 978-5-605-18315-0.
10. Ператинская, Д. А. Место и роль Польши в обеспечении энергобезопасности Европейского союза / Д. А. Ператинская, А. Б. Секачева // Фундаментальные исследования. – 2024. – № 5. – С. 67-72. – DOI 10.17513/fr.43615.
11. Санкционный фактор трансформации российской и мировой экономики / Б. Б. Логинов, П. И. Толмачев, И. В. Сурма [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2023. – 235 с. – ISBN 978-5-16-018195-0. – DOI 10.12737/1921361.
12. Дмитриева, А. Б. Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД / А. Б. Дмитриева // Таможенное дело. – 2015. – № 1. – С. 12-16.
13. Экономика Европейского Союза : Учебник для магистрантов / Е. Б. Стародубцева, Б. Е. Зарицкий, Л. Г. Чувахина [и др.] ; Под редакцией Б.Е. Зарицкого, Е.Б. Стародубцевой. – Москва : ООО "Издательский Дом "Вузовский учебник", Издательский Дом "Инфра-М", 2017. – 328 с.
14. Харакоз Ю.К. Особенности применения ERP-систем в управленческом учете // Аудитор. - 2015. - № 3. - С. 71-76.
15. Харакоз Ю.К. Тенденции развития финансово-технологических инноваций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 607-610.
16. Харакоз Ю.К. Особенности финансового обеспечения направлений стратегии устойчивого развития // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 887-890.
17. Харакоз Ю.К. Направления трансформации современных финансовых рынков // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1(150). С. 322-325.
18. Харакоз Ю.К. Особенности использования финансово-информационной системы для принятия инвестиционных решений // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 1415-1418.
19. Харакоз Ю.К. Управление устойчивым развитием в международном бизнесе. //Экономика и предпринимательство. 2024. №8(169). С.700-703.
20. Харакоз Ю.К. Внешнеторговая политика Российской Федерации в условиях санкций. //Экономика и предпринимательство. 2025. №1(174). С.520-524.