Индекс УДК 339.5
Дата публикации: 30.09.2025

МЕРКОСУР в системе интеграционных объединений

MERCOSUR in the system of integration associations

Титова Александра Сергеевна
Муллина Инна Вячеславовна

1. Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии,
студент экономического факультета
2. Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры международных экономических отношений
Titova Alexandra Sergeevna
Mullina Inna Vyacheslavovna
1. St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy named after V.B. Bobkov,
student of the Faculty of Economics
2. St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy named after V.B. Bobkov, Senior Lecturer at the Department of International Economic Relations
Аннотация: В данной статье рассматривается процесс углубления экономической интеграции в рамках МЕРКОСУР. Анализируется экономическое состояние и степень интеграции стран-членов МЕРКОСУР на основе данных за 2019–2023 гг. Сделан вывод о согласовании экономической и социальной политики в рамках объединения, что улучшает условия для введения торговли и бизнеса. Объектом данной статьи является МЕРКОСУР как региональное интеграционное объединение. Предметом – место и роль в системе интеграционных объединений.

Abstract: This article examines the process of deepening economic integration within the framework of MERCOSUR. The economic status and degree of integration of the MERCOSUR member countries are analyzed based on data for 2019-2023. The conclusion is made about the harmonization of economic and social policies within the framework of the association, which improves the conditions for the introduction of trade and business. The object of this article is MERCOSUR as a regional integration association. The subject is the place and role in the system of integration associations.
Ключевые слова: МЕРКОСУР; интеграционные объединения

Keywords: MERCOSUR; integration association


МЕРКОСУР – общий рынок стран Южного конуса, странами-участницами которых являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Уругвай. Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Суринам, Боливия и Гайана в настоящее время имеют статус ассоциированных членов [3].

Объединение было создано 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Бразилии, Аргентины, Парагвая и Уругвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор — основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи [6].

С момента своего создания главной целью блока было содействие формированию общего рынка, которое создаёт возможности для развития бизнеса и привлечения инвестиций, посредством интеграции национальных экономик на международной рынок [6].

Асунсьонский договор в качестве целей МЕРКОСУР выделяет следующие: [6]

— свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы;

— установление единых ставок таможенного тарифа в торговле с государствами – нечленами и проведение единой торговой политики в отношении стран, не входящих в МЕРКОСУР;

— координация макроэкономической и секторальной политики государств-членов в области внешней торговли, сельского хозяйства, промышленности, налогов, валютных систем, движения капиталов, услуг, транспорта.

В последние годы экономическая значимость стран Латинской Америки возрастает. Бразилия и Аргентина занимают ведущие позиции в интеграционном союзе, являются ведущими экспортерами продовольствия в мире, обладая обширными сельскохозяйственными угодьями, которые значительно превышают потребности их населения [6]. Несмотря на то что в последние годы Венесуэла переживает острый финансово-экономический кризис, она является мировым лидером по доказанным объемам запасов нефти (17,6% от мирового запаса). Уругвай – самая маленькая по территории страна в регионе, однако она обладает одним из наивысших показателей ВВП на душу населения среди стран Южной Америки – 21,6 тысяч долларов на 2023 год (таблица 1). Парагвай является самой маленькой страной в этом регионе, как по объему валового внутреннего продукта (рисунок 1), так и по численности населения. Кроме того, у него один их самый низких ВВП на душу населения (таблица 1).

Таблица 1

ВВП на душу населения стран-членов МЕРКОСУР за 2023 год [4]

 УругвайАргентинаБразилияПарагвайВенесуэла
ВВП на душу населения,

долл. США

 

21,656.979

 

14,024.239

 

10,642.437

 

5,806.988

 

3,659.195

На рис. 1 представлено сравнение уровней ВВП членов МЕРКОСУР за 2023 год в млрд. долларов.

Рис. 1. Показатели ВВП стран-членов МЕРКОСУР за 2023 год. [4]

В 2010 году страны-участницы утвердили Единый таможенный кодекс, который позволили приступить к созданию единой таможенной территории и устранению двойного налогообложения по общему таможенному тарифу в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. Таким образом, МЕРКОСУР действует как таможенный союз [10].

Что касается достижения основных целей Асунсьонского договора, то здесь успехи несущественные. План действий по либерализации торговли услугами продвигается медленно из-за кризиса в рамках МЕРКОСУР, в процессе либерализации не участвуют Парагвай и Венесуэла из-за невыполнения ими обязательств по переходу к общей торговой политике.  В частности, в 2016 году отношения между Венесуэлой и МЕРКОСУР ухудшились из-за позиции Бразилии и Парагвая, которые считали Венесуэлу не готовой взять на себя временное председательство в организации из-за политического кризиса в стране. В рамках рынка труда действует общая визовая политика, основные направления включают гармонизацию норм в отношении миграции лиц и устройства на работу. В сфере рынка инвестиций проведена частичная инвестиционная либерализация [10].

В конце января текущего года в ходе саммита Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) президент Бразилии Лула да Сильва и его аргентинский коллега Альберто Фернандес официально заявили, что обе стороны прорабатывают идею создания общей южноамериканской валюты, которая будет называться SUR, что в переводе с испанского языка означает «Юг». По итогам переговоров лидеры двух стран даже подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания совместной валюты. Следует отметить, что ряд стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в частности, Эквадор (ассоциированный член МЕРКОСУР) и Сальвадор не имеют собственной национальной и в качестве платёжного средства используют доллар США. Новая валюта SUR сможет сократить зависимость стран региона от доллара, а также содействовать развитию торговли [11].

Таким образом, в рамках МЕРКОСУР участники работают над согласованием экономической и социальной политики, что приводит к улучшению условий для ведения бизнеса и увеличению товарооборота не только между странами-членами МЕРКОСУР, но и другими регионами Южной Америки.

Согласно данным официального статистического сайта МЕРКОСУР, торговый оборот внутри блока составил 49,9 миллиардов долларов. Торговля внутри МЕРКОСУР характеризуется тем, что определенные товары могут быть конкурентоспособными исключительно в рамках блока, а их торговля за пределами зоны существенно ограничена. Примером могут служить текстильная отрасль Уругвая или энергетический сектор Парагвая, продукция которых, по ряду причин, может реализовываться только в пределах региона [10].

Рис. 2. Динамика внутрирегионального экспорта МЕРКОСУР,
млрд. долларов 2019-2023 гг. [5]

Из приведенных данных, можно сделать вывод, что рост совокупного экспорта в регионе МЕРКОСУР в период с 2019 по 2023 гг. в целом отличался большой динамикой, во многом за счёт значительного увеличения товарооборота двух локомотивов организации: Аргентины и Бразилии.

МЕРКОСУР активно сотрудничает с различными международными организациями, а также в настоящее время ведутся переговоры о подписании соглашений о свободной торговле с ЕС и с Канадой. За счёт ратификации соглашения со странами Европейского Союза, страны-члены МЕРКОСУР выиграют от увеличения поставок сельскохозяйственной продукции в ЕС. Что касается соглашения между МЕРКОСУР и Канадой, основная цель заключается в том, чтобы создать договор, который будет затрагивать не только снятие пошлин на промышленные и сельскохозяйственные товары, но и такие аспекты, как услуги, инвестиции, санитарные и фитосанитарные меры, вопросы интеллектуальной собственности, государственные закупки и другие важные темы. Интеграционные процессы внутри группировки протекают противоречиво, поскольку между странами существуют экономические и политические разногласия. Однако в целом эта интеграционная группа является наиболее эффективной среди других [1].

Таким, образом, общий рынок стран Южного конуса играет важную роль в латиноамериканской интеграции, он отстаивает региональные интересы и противостоит США с их инициативой создания всеамериканской зоны свободной торговли на условиях, не приемлемых для стран региона. МЕРКОСУР является важным игроком на международной арене, представляя собой значительный рынок с миллионами потребителей. Страны-участницы МЕРКОСУР являются крупными экспортерами сельскохозяйственной продукции. Соглашения о свободной торговле с другими странами и региональными блоками (например, с Европейским Союзом, странами Латинской Америки) способствуют расширению экономических связей и повышению экспортного потенциала. А интеграция других стран Южной Америки в организацию может ещё больше увеличить влияние МЕРКОСУР в мировой экономике.

Библиографический список

1. Хасбулатова Р. И. Мировая экономика в 2 ч. // Юрайт. Москва, 2024. С. 547.
2. Платонова И.Н. Международные экономические отношения в глобальной экономике. // Юрайт. Москва, 2024. С. 319-320.
3. MERCOSUR – official website. [Электронный ресурс] // URL: https://www.mercosur.int/en/
4. International Monetary Fund. World Economic Outlook Databases [Электронный ресурс] URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weodatabase/2024/April/weoreport?c=213,223,288,298,299,&s=NGDPRPPPPC,NGDPDPC,TM_RPCH,TX_RPCH,&sy=2019&ey=2024&ssm=0&scsm=1&scc=0&ssd=1&ssc=0&sic=0&sort=country&ds=.&br=1
5. Estadisticas.mercosur.int. [Электронный ресурс] URL: https://estadisticas.mercosur.int/
6. Общий рынок стран Южного конуса. Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями. [Электронный ресурс] // URL: https://globalcentre.hse.ru/MERCOSUR
7. Мировые экономические союзы. Экономические блоки и содружества государств. [Электронный ресурс] // URL: https://www.ereport.ru/articles/ecunions/wblocs.htm
8. Н. П. Воловик, О. И. Изряднова. Развитие общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР). // Экономической развитие России, 2019. С. 15-18.
9. Лавыкина, А.А. Торговое соглашение ЕС — Меркосур и его влияние на экономику стран-участниц. // Торговая политика, 2020. С.72
10. О. А. Козлова, Г. М. Костюнина. Интеграционные процессы в Латинской Америке как фактор содействия внешней торговле. // Российский внешнеэкономический вестник, 2018. C. 55.
11. Иванова С. В., Чиркин С. А. Общая Южноамериканская валюта: перспективы создания и усиление тренда на дедолларизацию в регионе. // Инновации и инвестиции, 2023. С. 47