Abstract: The article is devoted to a comprehensive analysis of public-private partnership (PPP) as a modern instrument of socio-economic development. The key objectives and advantages of PPP in comparison with public procurement are considered, including effective risk allocation, attracting private investment and improving the quality of services provided. Special attention is paid to financial support mechanisms for projects and comparative analysis of budget efficiency. Based on up-to-date statistical data for 2022-2023, current trends in the development of PPP in Russia have been identified, with a distribution by project implementation levels.
Keywords: public-private partnership, PPP, infrastructure projects, risk allocation, budget efficiency, private investment, comparative analysis, project effectiveness.
В условиях развития социального государства вопрос обеспечения граждан инфраструктурой, разработки и реализации крупных государственных проектов всегда остается актуальным. Государство всегда находится в активном поиске эффективных механизмов финансирования и управления общественной инфраструктурой в условиях бюджетных ограничений и растущих социальных запросов не вызывает сомнений. Государственно-частное партнерство является одним из ключевых инструментов реализации масштабных проектов развития, выходящего за рамки простого привлечения частного капитала. Однако остается открытой проблема его эффективности и балансе выгод для всех участников процесса.
Целью статьи является комплексный анализ результативности модели ГЧП как современного инструмента социально-экономического развития с помощью оценки взаимных выгод для государства и частного сектора. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: выявить и систематизировать ключевые преимущества ГЧП; проанализировать механизмы распределения рисков и их влияние на конечную результативность проектов; оценить структуру выгод для государства и для частного инвестора.
Объекты исследования: институт государственно-частного партнерства, нормативно-правовая база ГЧП в Российской Федерации, финансово-экономические отношения между публичными и частными партнерами в рамках соглашений ГЧП.
Методы исследования: теоретический и сравнительный анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, статистический анализ данных о реализации проектов ГЧП в России, анализ распределения рисков и выгод между участниками партнерства.
Теоретико-методологические основы государственно-частного партнерства
Для того, чтобы верно рассуждать на заданную тему, следует определить следующий термин. Обратимся к Федеральному закону №224, где сказано, что государственное частное партнерство – это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества[1]. Таким образом, ГЧП – это взаимодействие государства с бизнесом для реализации объектов инфраструктуры или промышленности, а также для обеспечения дальнейшего их функционирования. Государственное предприятие, являясь практической альтернативой проектной компании, может выступать в качестве связующего звена между правительством и частным сектором, создавая основу, которая позволяет частному капиталу выступать в качестве подрядчика или субподрядчика. Это в конечном счете формирует экономическую основу для сотрудничества между правительством и частным сектором посредством различных контрактных и проектных соглашений.
В настоящее время по всей стране реализуются социально значимые инфраструктурные проекты. Эти проекты включают в себя строительство экологически чистого общественного транспорта с соответствующей инфраструктурой, создание автомобильных и железных дорог, а также образовательных учреждений, клиник, больниц, спортивно-оздоровительных комплексов, парков, детских площадок и объектов жилищно-коммунального хозяйства. Также развиваются культурные и туристические центры. ГЧП позволяет разделить риски и затраты между государственным и частным секторами, что помогает обеспечить успешное завершение этих важных проектов.[2]
Государственно-частное партнерство преследует определенные цели. Например, привлечение частных инвестиций в производство и развитие общественной инфраструктуры. Государственный бюджет включает в себя множество статей расхода и часто регионы не имеют достаточно средств для обеспечения строительства необходимых обществу коммуникации. ГЧП привлекает инвесторов из частного сектора, которые имеют не только денежные средства, но и управленческий опыт, что делает использование ресурсов более эффективным. Частные партнеры выполняют все этапы реализации проекта: планирование, строительство, техническое обслуживание, эксплуатация. Данный фактор гарантирует заинтересованность партнера в эффективности и рентабельности. ГЧП также создает стабильные и прозрачные условия для увеличения роли бизнеса в экономическом обороте.[3]
Ключевые преимущества модели ГЧП
Рассмотрим преимущества модель ГЧП, которые делают ее привлекательным вариантом для реализации масштабных и социально значимых проектов. Одним из ключевых преимуществ этой модели является ее способность снижать риски и повышать предсказуемость инвестиций. Это достигается благодаря долгосрочному соглашению с правительством, которое устанавливает рамки для проекта. В этом соглашении определяется объем инвестиций, тарифы, стандарты качества и порядок взаимодействия, что защищает инвесторов от неожиданных изменений в нормативных актах или политике.
Финансовый аспект проекта имеет решающее значение. Государственный партнер часто выступает не только в качестве соинвестора, но и предоставляет различные формы поддержки, включая, в некоторых случаях, гарантии минимальной рентабельности или использования объекта. Эти гарантии не только обеспечивают базовую отдачу от инвестиций, но и служат мощным сигналом для финансового рынка.
Участие правительства в качестве партнера облегчает доступ к долговому финансированию на более выгодных условиях и на более длительный срок. Это достигается за счет возможности заключения прямых трехсторонних соглашений между правительством, частным инвестором и банком, обеспечивающих прозрачность платежей и снижающих риски для финансирующей организации.
Кроме того, модель государственно-частного партнерства (ГЧП) дает частному партнеру возможность повысить свою прибыльность. Как правило, соглашение предусматривает предоставление дополнительных платных услуг на предприятии, помимо основного мандата. Например, оператор платных дорог может открыть автозаправочные станции, кафе и отели, а оператор медицинского центра может предлагать платные услуги премиум-уровня. Это стимулирует инвестора не только строить объект, но и эксплуатировать его с максимальной эффективностью на протяжении всего срока действия соглашения.
Со стратегической точки зрения, участие в государственно-частном партнерстве (ГЧП) позволяет компаниям диверсифицировать портфель своих проектов и повысить имидж своего бренда. Осваивая сферы, в которых традиционно доминирует государственный сектор, такие как транспорт, социальная или коммунальная инфраструктура, предприятия могут прочно закрепиться на стабильном рынке, защищенном от внезапных рыночных колебаний.
Современное состояние рынка ГЧП в России
В 2023 году национальный центр ГЧП опубликовал отчет об основных трендах и статистике рынка. На основе предоставленных данных выявлен сильный рост количества реализуемых программ. За 2022-2023 года было заключено контрактов на 1,6 трлн руб. Это является третью от всего объема инвестиций в проекты ГЧП в России. Наибольший объём ГЧП-инвестиций в России реализуется именно на региональном уровне (2,9 трлн руб. или 54,7% от общей суммы). На Федеральном и муниципальном уровнях в 2023 году общие объемы инвестиций составили 1,2 трлн руб. каждый (или по 22,6% от общей суммы). Заметный всплеск активности за последние два года является следствием новых экономических условий, в которых ГЧП зарекомендовало себя как надежный и предсказуемый метод мобилизации значительного частного капитала в стратегически важных секторах. Федеральный центр определяет стратегическое направление и реализует масштабные проекты, в то время как регионы реализуют крупные инфраструктурные программы, а муниципалитеты решают местные проблемы, имеющие решающее значение для повышения качества жизни, такие как городское планирование и социальная инфраструктура.
Сравнительный анализ эффективности ГЧП и государственных закупок
Для подписания контракта ГЧП обе стороны: государство и частный инвестор – должны просчитать выгоду для себя и общие затраты на проект. Крайне важно учитывать, что прямое сравнение затрат на проект в рамках государственно-частного партнерства с традиционными методами государственных закупок не совсем точно, поскольку эти подходы предполагают принципиально разные виды работ и риски. Конечная стоимость проекта ГЧП выше не только из-за первоначальных затрат на строительство, но и из-за долгосрочных финансовых обязательств (выплаты по кредитам, страхование) и окупаемости инвестиций для частного партнера. В отличие от этого, государственные закупки покрывают только фактические строительные работы и прибыль подрядчика. Государство дает гарантии, которые делают крупномасштабные долгосрочные инвестиции более предсказуемыми. Эти гарантии включают минимальный доход, возврат инвестиций, разделение рисков, а также административную и политическую поддержку.[4]
Существует регламентированная Правительством РФ процедура сравнительной оценки преимуществ ГЧП по отношению к государственной закупке, она основывается на двух ключевых критериях. Во-первых, это сравнение бюджетных расходов — чистого дисконтированного расхода средств бюджета при реализации проекта ГЧП и при заключении государственного или муниципального контракта. Во-вторых, анализ объёма обязательств, которые принимает на себя публичная сторона в каждом из сценариев, особенно в части покрытия потенциальных рисков.
Методология проведения такого анализа, утвержденная Министерством экономического развития Российской Федерации, устанавливает строгие критерии обоснования инвестиций. Требуется подробное объяснение процесса расчета всех ключевых показателей, генерируемых финансовой моделью. Эти важные показатели включают чистую приведенную стоимость (NPV), ставку дисконтирования, срок окупаемости, коэффициент покрытия долга (DSCR) и другие финансовые коэффициенты, которые всесторонне оценивают жизнеспособность и эффективность проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ позволяет утверждать, что государственно-частное партнерство является достойным альтернативным источником финансирования, который сочетает в себе многофункциональность и результативность. Для государства ключевой выгодой является возможность реализации социально значимых инфраструктурных проектов без прямого и полного напряжения бюджетных средств, что позволяет ослабить нагрузку на региональные и федеральный бюджеты. Для частного инвестора ГЧП, в свою очередь, открывает доступ к стабильным долгосрочным проектам. Гарантии со стороны государства минимизируют ключевые риски и обеспечивают предсказуемость возврата инвестиций и планируемый уровень доходности. Кроме того, успешная реализация такого проекта существенно повышает деловую репутацию компании и укрепляет ее позиции на рынке.
Таким образом, результативность ГЧП, как инструмента развития, подтверждается экономией бюджета, способностью создавать долгосрочную и эффективную инфраструктуру, а также обеспечением устойчивых бизнес-моделей для частного капитала.
[1] Закон Российской Федерации «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/
[2] В. Е. Черевко, М. А. Бережных, Д. В. Малянов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ: АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПЕРСПЕКТИВ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. №5-2 (111).
[3] Государственно-частное партнёрство // investmoscow.ru
[4] Балябина Е. Н. Существующие методики оценки эффективности проектов государственно-частного партнёрства //Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки.
Библиографический список
1. В. Е. Черевко, М. А. Бережных, Д. В. Малянов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ: АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПЕРСПЕКТИВ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. №5-2 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossii-analiz-preimuschestv-i-perspektiv (дата обращения: 15.10.2025).2. Дробот Елена Валерьевна, Макаров Иван Николаевич, Башлыков Тимофей Васильевич, Авцинова Анна Александровна, Володина Александра Ивановна Государственно-частное партнерство и государственные предприятия в инструментарии государственной политики управления экономическим развитием // ЭПП. 2024. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-i-gosudarstvennye-predpriyatiya-v-instrumentarii-gosudarstvennoy-politiki-upravleniya (дата обращения: 15.10.2025).
3. Першин Андрей Анатольевич Методологические подходы к оценке эффективности проектов государственно-частного партнерства // ЭПП. 2024. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-otsenke-effektivnosti-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (дата обращения: 15.10.2025).
4. Закон Российской Федерации "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 № 224-ФЗ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/
5. Государственно-частное партнёрство // investmoscow.ru URL: https://investmoscow.ru/business/public-private-partnership# (дата обращения: 15.10.2025).
6. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2023 года. Аналитический дайджест. URL: https://pppcenter.ru/upload/iblock/b0f/b0fcbdbe6927a5b75f7526d86642cf47.pdf?ysclid=luit1igo zv258849992 (дата обращения 15.10.2025).
7. Балябина Е. Н. Существующие методики оценки эффективности проектов государственно-частного партнёрства //Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2024. – №. 23. – С. 145.