Индекс УДК 336.22 : 338
Дата публикации: 28.11.2024

Оценка налоговых рисков в современной бизнес-среде

Assessment of tax risks in the modern business environment

Дмитриева Ирина Михайловна
Доктор экономических наук, профессор
Профессор кафедры мировой экономики
Дипломатической Академии МИД России
г. Москва

Dmitrieva Irina Mikhailovna
Doctor of Economic Sciences, Professor
Professor of the World Economy Department
Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы определения и оценки налоговых рисков в условиях изменений налогового законодательства, анализируется опыт в области оценки рисков для бизнеса и минимизации рисков на основе построения налоговой политики и системы внутреннего контроля компании.

Abstract: The article discusses the issues of determining and assessing tax risks in the context of changes in tax legislation, analyzes the experience in the field of business risk assessment and risk minimization based on the construction of tax policy and internal control system of the company.
Ключевые слова: налоги, налоговый риск, упрощенная система налогообложения, налоговая политика, система внутреннего контроля.

Keywords: taxes, tax risk, simplified taxation system, tax policy, internal control system.


Введение

В современных экономических условиях, которые сложились под влиянием зарубежного санкционного давления и изменением внешней геоэкономической среды, развитие российского бизнеса и эффективность деятельности компаний непосредственно зависят от их функциональной стратегии, включающей рациональное планирование и прогнозирование, тщательный анализ результатов хозяйственной и финансовой деятельности, своевременный контроль и, соответственно, выработку обоснованных управленческих решений. Активное воздействие внешней среды на бизнес, в том числе ряд изменений в системе налогообложения на государственном уровне, предполагают и эффективное управление рисками, в том числе инвестиционными, финансовыми, налоговыми и другими.

Налоговые риски касаются всех видов деятельности компаний, независимо от организационной формы, а также индивидуальных предпринимателей, поскольку в настоящее время налоговая система весьма подвижна на всех уровнях и по основным видам налогов. Так, Федеральным законом от 12.07.2024 года №176-ФЗ [2] и Федеральным законом от 08.08.2024 № 259- ФЗ [3] были внесены существенные изменения в Налоговый кодекс РФ [1] по целому ряду налогов, как федеральных (налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц), так и региональных (налогу на имущество), а также муниципальных (туристическому налогу).

Методологическая основа исследования

В статье были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, так и метод сравнений и аналогий и формально-логический.

Основные причины возникновения налоговых рисков и возможности их предупреждения и устранения

Внешними причинами возникновения налоговых рисков для бизнеса могут быть следующие: постоянная подвижность налоговой системы; спорное толкование налогового законодательства как со стороны контролирующих органов, так и со стороны бизнес — структур; расхождение между бизнес — интересами компании и исполнением налоговых обязательств перед государством, значительное отклонение налоговой нагрузки компании от среднеотраслевой налоговой нагрузки и другие причины.

Внутренние причины образования налоговых рисков обусловлены отсутствием или некорректной постановкой налоговой политики компании; недостаточной системой внутреннего контроля в области формирования налогооблагаемых баз по отдельным налогам, их исчисления и уплаты; отсутствием внутреннего контроля за наличием первичных учетных документов при совершении коммерческих сделок, а также игнорированием роли бухгалтера в процессе выработки оперативных управленческих решений [11, с.1416].

Управление налоговыми рисками можно проводить по следующему алгоритму.

  1. Сначала идет выявление вида налогового риска. Например, к видам риска можно отнести необоснованное применение компанией налоговых льгот или снижение налоговой нагрузки в результате дробления бизнеса. Отдельные виды налоговых рисков часто связаны в коммерческой деятельности с некорректно составленными договорами, отсутствием первичных учетных документов и игнорированием факта проверки контрагента по сделке. Например, реализация объектов недвижимости компании по договору купли — продажи по завышенным ценам, а реализация товаров по договору мены по заниженным ценам.
  2. Затем выявленную категорию риска следует оценить, то есть определить в числовом выражении опасность для дальнейшего развития компании. Например, определить сумму штрафных санкций, которые последуют вследствие неправомерного применения налоговых льгот или предумышленного дробления бизнеса, или сумму дополнительно начисленных налогов в результате отклонения цен по коммерческим договорам компании более чем на 20 процентов от уровня рыночных цен.
  3. Оценка выявленного риска влечет за собой выявление тех факторов, которые повлияли на его образование. Например, фактором налогового риска явилось ошибочное решение руководства компании о сознательном дроблении бизнеса в целях снижения или полного освобождения от налоговой нагрузки. Или, например, к факторам образования налогового риска следует отнести игнорирование мнения бухгалтера при заключении договора на реализацию объектов недвижимости по завышенным ценам, и, соответственно, реализацию товаров по договору мены по заниженным ценам. Налоговые риски в указанных примерах приведут к образованию финансовых рисков, связанных с возможным формированием отрицательного финансового результата деятельности компании в целом.
  4. После оценки налоговых рисков и определения их влияния на финансовые результаты деятельности компании, следует наладить контроль за налоговыми рисками. Основное направление контроля заключается в разработке оптимальной налоговой политики компании, исходя из ее организационно- правовой формы, отрасли бизнеса, выбранной системы налогообложения и других факторов. В соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ [1] под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная компанией совокупность допускаемых способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Одновременно в качестве мер контроля налоговых рисков следует предусмотреть рациональную организацию системы внутреннего контроля и аудита в части соблюдения налогового законодательства, определения налоговых последствий нетипичных, а также крупных сделок, контроль за действиями аффилированных лиц [12, с.1407].

Помимо контрольных мер управлять налоговыми рисками в компании можно путем их предупреждения и дальнейшего избежания. Например, мерами предварительного контроля заключения налогово рискованных сделок служит, во- первых, отказ от их заключения на стадии обсуждения указанных сделок с привлечением бухгалтера, во- вторых, информированность руководителей компании о налоговых последствиях по каждой сделке.

Внешние налоговые риски вызваны сложностью исчисления налогов, применением различных ставок, налоговых вычетов и другими положениями налогового законодательства. Так, с 2025 года налогоплательщики на упрощенной системе налогообложения (УСН) должны исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), который ранее не уплачивался. Проанализируем возможные налоговые риски при изменении законодательства только по одному оборотному налогу.

Уплата НДС зависит от дохода компаний:

— при доходе за 2024 год более 60 млн. руб. потребуется платить НДС (налоговый риск в части неуплаты налога);

— при совмещении компанией нескольких налоговых режимов необходимо сложить доходы по всем режимам и сравнить общую сумму с указанным лимитом (налоговый риск в области определения налогооблагаемой базы);

— компании, работающие на УСН, которые решили применять основные ставки НДС (20%, 10%), а также те компании, которые выбрали специальные пониженные налоговые ставки по НДС (5% и 7%), обязаны выставлять покупателям счета-фактуры, а также вести книгу продаж и книгу покупок для отражения всех операций по начислению НДС и заявлению налоговых вычетов (налоговые риски в области ведения документооборота по счетам- фактурам);

— ставку НДС 5% можно применять, если доходы компании за 2024 год были от 60 до 250 млн. рублей, ставку НДС 7% можно применять, если доходы были от 60 до 450 млн. рублей (налоговый риск в области определения налогооблагаемой базы);

— в случае решения компании об использовании льготных ставок нельзя принимать входящий НДС к вычету, следовательно, НДС нужно включать в стоимость товаров, работ или услуг (налоговый риск в части применения необоснованных вычетов и финансовый риск в области образования убытка компании);

— отказаться от применения пониженных ставок компании нельзя в течение 12 последовательных налоговых периодов, начиная с первого периода, за который представлена декларации по НДС с льготной ставкой (риск искажения налоговой политики и финансовый риск в области образования убытка);

— применение пониженных ставок НДС исключает использование стандартных ставок НДС (риск искажения налоговой политики и финансовый риск в области образования убытка).

Заключение

Таким образом, изменение налогового законодательства влечет для компании образование налоговых рисков в части неуплаты налога, превышения порога дохода компании для исчисления налога, отсутствия документооборота по счетам – фактурам и т.д.

В целях предотвращения отрицательных результатов деятельности риск- менеджеры компании должны активно управлять налоговыми рисками на основе анализа ее финансово-хозяйственной деятельности, действующего налогового законодательства и налоговой политики путем предотвращения ошибок в налоговом планировании и соблюдения положений системы внутреннего контроля в области исчисления и уплаты налогов.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 10.11.2024)
2. Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ (ред. от 29.10.2024) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_480697/ (дата обращения 11.11.2024)
3. Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482529/ (дата обращения 12.11.2024)
4. Риски в экономике: задачи и примеры решения с комментариями и ответами: учебник / Л.А. Чайковская, Г.П. Фомин, Д.А. Максимов – М.: КноРУС; 2021.- 256 с.
5. Дмитриева, А. Б. Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при международных перевозках / А. Б. Дмитриева, С. С. Илюхина // Налоги. – 2016. – № 1. – С. 23-26.
6. Арабян, М. С. Некоторые аспекты налогообложения в контексте деофшоризации / М. С. Арабян, А. Б. Дмитриева // Налоги. – 2015. – № 4. – С. 19-24.
7. Дмитриева, А. Б. К вопросу о спорах, связанных с излишне уплаченными таможенными платежами и налогами / А. Б. Дмитриева // Таможенное дело. – 2015. – № 3. – С. 6-9.
8. Артемова, М. А. Проблема офшорных зон в мировых финансах / М. А. Артемова, А. Б. Дмитриева // Финансовая жизнь. – 2017. – № 2. – С. 66-71.
9. Дмитриева, А. Б. Особенности функционирования финансового рынка Китая в глобальной экономике / А. Б. Дмитриева, А. А. Свиридов // Финансы, деньги, инвестиции. – 2018. – № 2(66). – С. 14-22.
10. Санкционный фактор трансформации российской и мировой экономики / Б. Б. Логинов, П. И. Толмачев, И. В. Сурма [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2023. – 235 с. – ISBN 978-5-16-018195-0. – DOI 10.12737/1921361.
11. Харакоз Ю.К. Особенности использования финансово-информационной системы для принятия инвестиционных решений // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 1415-1418.
12. Харакоз Ю. К. Анализ учетно-аналитических показателей финансовой отчетности компании // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1(150). С. 1405-1409.