Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.08.2024

Государственное регулирование рынка легкового такси: проблемы и перспективы

State regulation of the passenger taxi market: problems and prospects

Карбышев Александр Валерьевич
старший преподаватель высшей школы транспортных систем и технологий
ФГБОУ «Тихоокеанский государственный университет»

Karbyshev Alexander Valerievich,

Senior Lecturer, Higher School of Transport Systems and Technologies,
FSBEI "Pacific State University"
Аннотация: В статье автор рассматривает основные проблемы рынка легкового такси в России в контексте государственного регулирования и предлагает возможные варианты их решения. По результатам исследования сделан вывод, что рынок легкового такси в России требует значительных доработок, так как находится на довольно низком уровне развития. Однако за последние годы рынок такси претерпел значительные изменения и стал более цивилизованными основная заслуга здесь принадлежит агрегаторам.

Abstract: In the article, the author examines the main problems of the passenger taxi market in Russia in the context of government regulation and offers possible solutions to them. Based on the results of the study, it was concluded that the passenger taxi market in Russia requires significant improvements, as it is at a rather low level of development. However, in recent years, the taxi market has undergone significant changes and has become more civilized, the main merit here belongs to aggregators.
Ключевые слова: агрегаторы такси, государственное регулирование, закон, легковое такси, контроль за деятельностью такси, услуги перевозчиков.

Keywords: taxi aggregators, government regulation, law, passenger taxis, control over taxi activities, carrier services.


Рынок легкового такси за последние годы значительно расширил свое влияние в российской сфере перевозки пассажиров. Данный способ передвижения становится все более популярным и привычным, особенно для граждан, проживающих в больших городах. По результатам исследования, которое было проведено в 2022 году ВЦИОМ, 46% пользователей общественного транспорта стали прибегать к услугам легкового такси чаще за последние пять лет, 39% участников исследования продолжили пользоваться такси с той же регулярностью, что и раньше, и только 15% снизили количество поездок на такси [3,4]. Высокий спрос на частный извоз показывает, что рынок легкового такси оказывает значительное влияние на национальную экономику нашего государства. Причина повышенного интереса к таксомоторным услугам заключается в их доступности разным категориям населения, частым передвижениям пассажиров ночью и плохо развитых других видах общественного транспорта, в частности это касается регионов.

Аналитический центр при Правительстве РФ в 2022 году проанализировал рынок легкового такси, что привело к появлению следующих данных: примерно 600 тысяч человек задействовано в сфере такси, а прибыль всех участников рынка в совокупности составляет примерно 621 млрд рублей в год. Другими словами, около 0,8% экономически активного населения России задействовано в работе в такси, а прибыль от данных услуг составляет около 0,6% ВВП страны. Для сравнения: в России трудится 704 тысячи врачей и 534 тысячи воспитателей, число сотрудников сферы такси вполне сопоставимо с этими цифрами [3,4]. При этом данное направление вызывает беспокойство, так как нередко в СМИ появляются сообщения о преступлениях, которые таксисты или пассажиры совершают по отношению друг к другу. К тому же водители зачастую работают не нормировано, проводя за рулем по несколько дней, что становится причиной ДТП на дорогах. Не редкость и такие новости, что даже крупные участники рынка не желают признавать свою вину и выплачивать компенсацию пассажирам, которые пострадали от действий водителей.

Сегодня схема работы легкового такси выглядит следующим образом:

Рисунок 1. Схема работы легкового такси

На сегодняшний день работа рынка легкового такси в России регулируется ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 29.12.2022 N 580-ФЗ. При этом данный закон далек от идеала, так как не способен в полной мере разрешать все вопросы и проблемы, возникающие между участниками данной сферы. Положения указанного закона не содержат многих актуальных сегодня вопросов, а также не раскрывают часть терминов, которые на практике используются достаточно активно. К примеру, в его положениях отсутствует такие понятия, как «интернет-сервис для заказа легкового такси» и «нелегальный перевозчик».

Агрегаторы для заказа такси снимают с себя всю ответственность, утверждая, что они выполняют лишь роль агентов. За оказание услуги отвечает либо таксопарк в виде юрлица, либо ИП, либо самозанятый водитель. Именно поэтому основная часть агрегаторов не участвует в разбирательствах, если происходит какая-либо аварийная ситуация или проблема с пассажиром. При этом на рынке есть сервисы для заказа такси, которые официально заявляют о наличии страховой защиты пассажиров на сумму 2–2,5 млн рублей [2,69]. Однако страховые компании разработали перечень ситуаций, при которых страховая сумма не будет выплачена в случае наступления страхового случая:

— алкогольное или наркотическое опьянение водителя;

— оставление места ДТП водителем;

— отсутствие водительского удостоверение у водителя такси;

— отсутствие прав у водителя на управление транспортным средством, которое указано в договоре страхования;

— неисправность транспортного средства.

Проблемой здесь является то, что когда пассажир садится в такси, то не может проверить наличие данных факторов. Мы считаем, что для защиты пассажиров такси необходимо внести некоторые изменения в закон и требования страховых компаний.

  1. Следует расширить действие ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров на перевозки такси”.
  2. Необходимо проработать предельные значения страховых тарифов, чтобы они не оказывали серьезного воздействия на стоимость услуг такси и при этом давали возможность создать приличный страховой фонд.
  3. Требуется пересмотреть ситуации, которые являются исключениями при принятии решения о выплате страховой суммы пассажирам. Данные исключения должны быть в зоне ответственности пассажиров, то есть это может быть: убеждение в отсутствии запаха алкоголя от водителя, использование ремня безопасности и прочее.

Для определения развития рынка такси целесообразно оценить состояние таксопарка, в частности следует обратить внимание на средний возраст транспортных средств, которые используют для извоза пассажиров. Проблемой рынка легкового такси в России является то, что средний возраст используемых автомобилей составляет более 10 лет. Исключением является Москва, Санкт-Петербург и их области, на этих территориях машины являются более новыми. Кроме того, в регионах используются автомобили, которые были выпущены еще в 20 веке. Это приводит к тому, что подавляющая часть водителей — это частные лица, которые работают в такси лишь в качестве подработки [1].

Справиться с этой проблемой можно при помощи принятия федерального закона, который будет регулировать требования к предельному возрасту транспортных средств, задействованных для работы в такси. К тому же целесообразно принимать меры государственной финансовой поддержки и финансово стимулировать компании-перевозчики на приобретение более новых авто в таксопарки. Также положительное влияние на данный вопрос может оказать программа «Первое такси», которая будет направлена на предоставление скидки при приобретении нового транспортного средства водителями такси, в собственности которых имеется машина возрастом старше 10–15 лет.

Следует отметить, что в п. 1 ст. 23 закона «О безопасности дорожного движения» сказано, что в отношении водителей общественного транспорта в обязательном порядке должны проходить предрейсовый, послерейсовый и периодические медицинские осмотры. Кроме того, должно оцениваться и техническое состояние автомобилей. Но, к сожалению, сейчас водители нередко пренебрегают данными требованиями, так как это отнимает их время и, соответственно, снижает прибыль. К тому же должного контроля за прохождением данных процедур нет.

От водителей такси требуется строгое соблюдение ПДД, наличие навыков оказания первой помощи и знание правил поведения при возникновении внештатных ситуаций. Но сложность в том, что претенденты в водители такси сегодня не проходят дополнительное обучение. Главное, чтобы они имели трехлетний стаж вождения. Причем не важно, много ли было аварийных ситуаций и как часто нарушается ПДД. Агрегаторы нередко сами подталкивают водителей к нарушениям, так как продают им смены по 12 часов, а иногда и по 24 часа [5,167].

Мы считаем, что сфере такси требуется формирование новой модели прохождения медицинских осмотров водителей. Это должен быть доступный, удобный и некоррупционный способ. Отличным решением в данном вопросе станут телемедицинские технологии. Также следует разработать сети пунктов для проведения технического осмотра автомобилей с целью снижения расходов на данную процедуру со стороны водителей. При этом необходимо, чтобы эти пункты были достаточно загружены. Важным моментом здесь является необходимость поэтапного формирования базы электронных путевых листов, в которых будет отражена вся необходимая информация. Причем ГИБДД и агрегаторы такси должны иметь постоянный доступ в эту базу. Только в этом случае удастся получить максимальную пользу от инициатив, предложенных в данной работе, а также справиться с основной частью нарушений со стороны водителей.

Также можно начать поэтапное ужесточение требований к претендентам в таксисты. К примеру, можно установить максимальное количество допустимых нарушений в течение определенного временного периода. Кроме того, все водители должны проходить дополнительное обучение и курсы повышения квалификации с последующей проверкой полученных знаний. Занятия и тестирование могут проводится в электронном формате.

Таким образом, рынок легкового такси в России требует значительных доработок, так как находится на довольно низком уровне развития. Данная сфера обладает множеством проблем, которые требуют постоянного участия государства. За последние годы рынок такси претерпел значительные изменения и стал более цивилизованным, но основная заслуга здесь принадлежит агрегаторам. Именно они постоянно отслеживают корректность поведения водителей и оказывают на них влияние, призывают водителей следить за состоянием автомобилей, приобретать более современные машины и т.д.

При этом без жесткого регулирования со стороны государства добиться полноценного успеха не получится. Для достижения такого же уровня такси как в более развитых странах (США, страны Евросоюза, Австралия) необходима четкая стратегия развития, а также внимание со стороны правительства как на законодательном, так и на исполнительном уровнях.

Автор статьи выявил основные проблемы рынка легкового такси в России, проработал их и на основе полученных данных предложил возможные варианты их решения. Проделанная работа позволила пополнить фрагментарный корпус научных исследований в области государственного регулирования рынка легкового такси в Российской Федерации. Она может лечь в основу научной дискуссии при определении вероятных путей развития рынка такси на территории России.

Библиографический список

1. Агрегаторы такси: кто и за что несёт ответственность? [Электронный ресурс] https://roscontrol.com/ozpp/article/agregatori-taksi/ (дата обращения: 15.08.2024).
2. Белов В.А. Цифровое посредничество и потребительские отношения: правовая природа и ответственность // Актуальные проблемы российского права. - 2022. - № 8. – С. 68–82.
3. Долгов С. Г. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси // Гражданское право. - 2021. - № 1. – С. 3–7.
4. Заводова О. В. Организационно- экономические методы управления таксомоторным транспортом крупного города (на примере Санкт-Петербурга) // Известия СПбГУЭФ. 2020. №5. – С. 91–95.
5. Твердохлебова М. В., Обущарова М. К. Исследование факторов удовлетворенности потребителей услуг такси Москвы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 3(47). – С. 169–176.
6. Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 29.12.2022 N 580-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Гарант»