Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.06.2024

Оценка эффективности развития регионального экономического пространства

Assessment of the effectiveness of development of the regional economic space

Чжан Фан,


аспирант Алтайского государственного университета

Zhang Fan,

graduate student of Altai State University
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются особенности реализации механизмов оценки эффективности развития регионального экономического пространства. Для этого автор анализирует практическую значимость оценки эффективности, кратко упоминает сущность применяемых механизмов. Рассматриваются также преимущества и недостатки таких инструментов. Данная научная статья будет полезна для теоретиков и практиков, преподавателей и студенческого состава, широкого круга читателей.

Abstract: This article examines the features of the implementation of mechanisms for assessing the effectiveness of the development of the regional economic space. To do this, the author analyzes the practical significance of performance assessment and briefly mentions the essence of the mechanisms used. The advantages and disadvantages of such tools are also considered. This scientific article will be useful for theorists and practitioners, teachers and students, and a wide range of readers.
Ключевые слова: оценка эффективности, региональная экономика, региональное экономическое развитие, региональное экономическое пространство, современное состояние, механизм оценки эффективности развития.

Keywords: efficiency assessment, regional economy, regional economic development, regional economic space, current state, mechanism for assessing the effectiveness of development.


Оценка эффективности развития регионального экономического пространства – сам по себе термин сложный, дискуссионный. Прежде всего, это связано с отсутствием единого понимания того, что же такое региональное экономическое пространство. Исследователи расходятся в позициях по данному вопросу. Например, остается актуальным обсуждение, является ли это инструментом управленческой деятельности на территории региона страны или же это уникальная многомерная система, в которую входит совокупность материальных и нематериальных объектов. В любом случае, вне зависимости от того, какой из представленных выше вариантов использовать, тем не менее, очевидным выступает сложный и многосоставный характер данного образования, большое число разнообразных объектов, входящих в структуру [3]. В рассматриваемом контексте это имеет значение, поскольку оценка эффективности развития регионального экономического развития реализуется, главным образом, через оценку эффективного каждого структурного элемента в отдельности.

Итак, региональное экономическое пространство включает совокупность различных социально-экономических институтов, среди которых следующие:

– нормативные: правовые источники, законодательные акты, иные документы;

– производственные ресурсы: человеческий капитал, земля, непосредственно капитал в материальном выражении;

– разного рода географические особенности: климат, территориальное расположение, конфигурация;

– функционирование органов власти и иных профильных субъектов: контакт власти и предпринимательства, конкуренция и, напротив, кооперация; иное [1; 3].

Предполагается, что максимальная эффективность развития регионального экономического пространства может быть достигнута через эффективность каждого отдельного элемента, а также их совокупную продуктивность. В связи с этим, эксперты называют наиболее адекватным и применимым инструментом управления региональное стратегическое управление.

Обратимся непосредственно к реализации механизмов оценки эффективности.

Проведение оценки эффективности подразумевает реализацию внутри этой системы следующих сложных комплексных аналитических процессов. Во-первых, это непосредственно анализ экономических показателей развития региона, о чем кратко уже упоминалось выше. Среди таковых следует обозначить, например, ВВП (пожалуй, ключевой показатель в рассматриваемой системе), уровень безработицы, инвестиционная привлекательность и другие. Это позволяет составить наиболее общее впечатление об актуальном состоянии экономики региона [4].

Во-вторых, необходим также выход за рамки конкретного субъекта РФ, чтобы произвести сравнительную характеристику подобных показателей с другими регионами данного федерального округа, либо в целом с общероссийскими. Это требуется, чтобы понять, насколько в настоящее время регион находится в конкурентоспособном состоянии, какой потенциал для развития имеется и по каким направлениям. Также позволяет определить наиболее «болевые» точки субъекта.

В-третьих, следует обратить внимание также на проведение оценки эффективности использования доступных ресурсов и вложений, а также иных проектов, программ, мероприятий, направленных на комплексное развитие региона. Наличие подобных инструментов допускает не только предполагаемое успешное развитие в дальнейшем, но также позволяет проанализировать, насколько в настоящее время эффективно проводится работа по инвестиционному развитию региона. Также реальный инструмент для определения «точек роста», включает дополнительно анализ перспектив технологического развития региона, его конкурентоспособности в данном отношении [2].

В-четвертых, следует также проводить комплексное исследование социально-экономических аспектов развития региона, т.е., проанализировать экономику в ее тесной связи с реальным практическим применением. Например, имеется в виду уровень экологической устойчивости региона, показатели доступности населения к объектам систем здравоохранения и образования, а также ряд иных аналогичных сведений, характеризующих уровень жизни в целом. Это позволяет понять, насколько количественные показатели, выраженные «на бумаге», имеют относимость к реальности, определить проблемные аспекты регионального экономического развития, а также перспективные направления совершенствования [2].

Кроме того, следует рассматривать и ряд других актуальных показателей – например, это уровень коррумпированности, бюрократии и другое. Каждое из данных направлений предполагает также оценку внутри, и там уже применяются математические формулы, анализ статистических показателей и другие инструменты, которые делают подобную аналитику более относимой к реальности, актуальной по временным характеристикам, а также эффективной.

В общем и целом, эффективность пространственного развития региона, как отмечают субъекты РФ, необходимо анализировать сразу в двух различных моментах. Во-первых, это степень достижения ранее установленных целей пространственного развития. Во-вторых, нельзя игнорировать также соотношение полученных в рамках подобной аналитики результатов и затраченных на это ресурсов различных характеристик – т.е., стандартное понимание механизма эффективности как такового [5].

В рамках реализации механизмов оценки эффективности экономисты рекомендуют использовать крайне востребованный на практике метод построения целей по технологии SMART, т.е., через определение целей конкретными, ориентированными во времени, реальными, измеримыми, достижимыми. Например, именно по такой технологии определены цели в Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года, чья эффективность также регулярно подвергается оценке. Для регионов SMART будет вдвойне действенным инструментом планирования и последующей оценки.

Иными словами, наиболее эффективным механизмом оценки уровня развития регионального экономического пространства предполагается учет комплекса различных социально-экономических показателей, определяющих общее состояние конкретного субъекта РФ на современном историческом этапе [5]. Сравнительный анализ с опытом предыдущих лет или других регионов страны позволит также произвести данный процесс более эффективно, получить более качественный результат.

Эксперты отмечают, что на практике следует рассматривать по-разному анализ, который предполагает исследование многолетнего опыта, а также показатели за несколько лет. Это важно, поскольку в первой ситуации для проведения оценки используются общие показатели экономической деятельности и развития региона в целом, во второй же акцент делается на уровень и качество жизни населения данного субъекта РФ. Например, это средний показатель продолжительности жизни, прожиточный минимум, уровень безработицы, а также другие.

В конечном итоге, следует сделать вывод о том, что эффективность развития регионального экономического пространства в практическом смысле выражается в конкретных количественных и качественных показателях, включающих и деятельность органов власти, и функционирование юридических лиц, и качество жизни, уровень удовлетворения потребностей населения. Иными словами, это стратегически важный и крайне значимый практически объект управления, внутренние элементы которого взаимосвязаны и находятся во взаимовлиянии друг на друга.

Подведем итоги рассматриваемому в настоящей статье практическому вопросу.

Прежде всего, как уже кратко отмечалось выше, региональное экономическое пространство – это сложная многогранная практическая категория, определение сущности которой и в настоящее время является дискуссионным вопросом для ученых-экономистов. Для макроэкономики региональное экономическое пространство представляет стратегическое значение [1].

Поэтому крайне необходимо осуществлять оценку механизмов эффективности развития региональных экономических пространств, чтобы не только определить перспективные направления или обнаружить проблемные точки, но также системно и комплексно проанализировать современное состояние экономики региона. Это можно сделать только с помощью исследования совокупности различных показателей, которые кратко рассмотрены в настоящей статье.

Как отмечено в исследовании, оценка эффективности в рассматриваемом контексте основана на анализе всех ключевых элементах социально-экономического развития региона. Именно социально-экономических, поскольку обращение к обществу с позиции экономики позволяет понять, насколько население испытывает удовлетворенность своих потребностей, т.е., насколько экономика региона достигает поставленных целей и задач. Для общего понимания эффективности развития регионального экономического пространства это представляется крайне важным.

В связи с изложенным, наиболее очевидным и логичным инструментом управления пространственным развитием в подобной ситуации представляется региональное стратегическое управление, на что также делают отсылку в своих научных исследованиях современные ученые-экономисты [2; 4]. При этом реальная применимость стратегического управления на практике, его эффективность может отличаться даже в пределах субъектах одного федерального округа. На это, к слову, также имеется научно обоснованная точка зрения.

В конечном итоге, следует отметить, что механизмы оценки эффективности развития регионального экономического пространства характеризуются следующими ключевыми признаками: реальность, системность, комплексность, многосоставность, высокий уровень практикоориентированности и другие. Полученные в результате проведенной оценки эффективности итоги являются важными не только в контексте реализации государственного управления (например, это важно при разработке и утверждении бюджета региона), но также имеют существенный научно-исследовательский, образовательный характер, а также будут значимыми в дальнейшем, при проведении различных историко-архивных разработок [5]. Это касается не только работы по конкретному региону, но также и макроэкономического уровня в целом.

Библиографический список

1. Буров, М.П. Региональная экономика и управление территориальным развитием: учебник для магистров. – М.: ИТК «Дашков и К», 2019. – 2-е изд. – 446 с.
2. Гаврилова, М.В., Данилова, Н.В. Мониторинг развития региональных экономических систем // Вестник Российского университета кооперации. – 2019. – № 13. – С. 156-161.
3. Дорофеев, А.Ф., Чунихин, А.С. Критерии эффективности региональной экономической политики // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2019. – № 1 (21). – С. 116-121.
4. Котов, А.В. Оценка эффективности инструментов региональной политики // Экономика региона. – 2020. – № 16. – Вып. 2. – С. 352-362.
5. Федорова, Е.А., Черникова, Л.И., Мусиенко, С.О. Оценка эффективности регионального управления // Экономика региона. – 2019. – № 13. – С. 111-116.