Индекс УДК 339.13
Дата публикации: 29.09.2023

Анализ ключевых особенностей российского розничного фармацевтического рынка рецептурных препаратов

Analyzing key features of the russian retail pharmaceutical market for prescription drugs

Окольнишникова Ирина Юрьевна,
Быстров Владимир Николаевич

1. д.э.н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга услуг и бренд-менеджмента
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
2. аспирант
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Okolnishnikova Irina Yurievna,
Bystrov Vladimir Nikolayevich

Аннотация: В статье представлены результаты анализа ключевых особенностей российского розничного фармацевтического рынка рецептурных препаратов. Авторами изучена емкость и динамика RX-рынка. Рассмотрены ключевые свойства рецептурных препаратов и обоснована важность государственного регулирования их оборота. Охарактеризованы ключевые особенности отечественного розничного RX-рынка, включая набор разрешенных на нем маркетинговых инструментов. Проанализированы барьеры, с которыми сталкиваются участники эксперимента по дистанционным продажам рецептурных препаратов. Результаты статьи подтверждают важность дальнейшего изучения влияния постепенной легализации дистанционной реализации RX-препаратов на каналы их продаж.

Abstract: The results of the analysis of key features of the Russian retail pharmaceutical market of prescription drugs are presented. The authors have studied the capacity and dynamics of the RX-market. The key properties of prescription drugs are considered and the importance of state regulation of their turnover is substantiated. The author characterizes the key features of the national retail RX-market, including the set of marketing tools allowed in it. The barriers faced by the participants of the experiment on remote sales of prescription drugs are considered. The results of the article confirm the importance of further study of the impact of the gradual legalization of remote sales of RX-drugs on their sales channels.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговый анализ, маркетинговая стратегия, маркетинговые инструменты, отечественный розничный фармацевтический рынок рецептурных препаратов, поведение потребителя, дистанционные продажи.

Keywords: marketing analysis, marketing strategy, marketing tools, national retail pharmaceutical market of prescription drugs, consumer behavior, remote sales.


Введение

В настоящее время российский розничный фармацевтический рынок растёт довольно быстрыми темпами. Так, с 2020 по 2022 годы в денежном выражении он вырос более чем на 16,7% до 1,3 трлн руб. [1]. В 2022 году доля рецептурных препаратов в рублях составила 52,8% (712,5 млрд руб.) [2], что говорит о высокой емкости RX сегмента рынка и его привлекательности для фармацевтических компаний. В то же время, конкуренция вынуждает фармацевтические компании совершенствовать маркетинговые стратегии. При этом розничный RX-рынок имеет свою специфику, требующую отдельного изучения для последующей адаптации под нее маркетинговых стратегий фармацевтических компаний.

Теория и методы

В отечественной литературе специфика российского розничного RX-рынка рассматривается, как правило, с точки зрения медицины и государственной регуляторики [3]. Маркетинговой специфике развития рынка посвящены работы лишь некоторых отечественных ученых, в том числе, Н.И. Суслова, А.Ю. Юданова, С.В. Паукова и ряда других [4-7], причем возраст данных публикаций зачастую приближается к двадцати годам. Это обуславливает важность актуализации сведений о современном состоянии розничного сегмента RX-рынка. Всестороннего изучения также требуют барьеры, с которыми столкнулись участники стартовавшего 1 марта 2023 г. в России эксперимента по дистанционной продаже RX-препаратов.

В ходе исследования ключевых особенностей российского розничного фармацевтического рынка рецептурных препаратов авторами изучались аналитические отчеты ведущих отраслевых консалтинговых агентств, а также интернет-версии СМИ. Основными методами исследования стали общенаучные методы, такие как анализ и синтез.

Результаты

Стоит отметить, что с фармакологической точки зрения RX-препараты способны оказать серьезное воздействие на организм человека, вмешиваясь в его физиологические процессы. Высокая фармакологическая активность и повышенная токсичность многих рецептурных препаратов может привести к возникновению значительного количества побочных эффектов в сравнении с безрецептурными OTC-препаратами. В связи с этим применять RX-препараты следует с осторожностью [4].

В силу упомянутых причин, объективно оценить целесообразность применения RX-препаратов может только специалист. В результате многие государства запрещают их свободную продажу и рекламу, направленную на конечных покупателей, что резко сокращает набор доступных для фармацевтических компаний маркетинговых инструментов. Фактически в список разрешенных инструментов продвижения входят лишь участие в конференциях врачебного и научного сообществ, представление результатов медицинских исследований в специализированной научной литературе, подготовка информационных буклетов для медицинских работников. Подобный подход к регулированию характерен и для российского RX-рынка.

Для RX-рынка характерно расщепление функции потребителя между пациентом, лечащим врачом и государством в лице системы здравоохранения. Рассматривая причины подобного разделения функций, Н.И. Суслов приводит следующие аргументы [4]:

  1. Среднестатистический пациент не является специалистом в области здравоохранения и, как следствие, не может подобрать оптимальное лечение с учетом всех рисков. В результате потребительский выбор осуществляется лечащим врачом.
  2. Часто пациенты стеснены в финансовых средствах, что приводит к невозможности оплатить назначенное врачом лечение. Тогда функция оплаты переходит к государству.
  3. На выбор лечащего врача влияют различные факторы: клинические рекомендации и прочие регуляторные предписания, а также ассортимент государственных аптек в рамках льготного лекарственного обеспечения.

Как следствие разделения функции потребителя, на процесс принятия решения о покупке RX-препаратов оказывают влияние различные субъекты, каждый из которых имеет собственные интересы, которые могут противоречить интересам других акторов. Ученые [4, 8] выделяют следующих ключевых участников: лечащий врач, пациент, государство, фармацевтическая компания, первостольник. Рассмотрим их мотивацию подробнее.

Лечащий врач заинтересован в выздоровлении больного, но, в то же время, не несёт финансовых расходов в связи с назначенным лечением, что снижает его мотивацию к эффективному рыночному поведению. Кроме того, врач может иметь скрытые мотивы, включая материальную заинтересованность в выписке конкретных препаратов, в соблюдении клинических рекомендаций и т.д. Часто врач с пациентом находятся в состоянии информационной асимметрии [4, 8, 9], поскольку объективно оценить необходимость конкретного назначения может только человек с медицинским образованием. В результате пациенту трудно определить уровень профессионализма врача и целесообразность назначений, что также снижает мотивацию последнего к повышению квалификации.

Роль пациента в процессе принятия решения о покупке RX-препаратов носит второстепенный характер. С одной стороны, сказывается государственное регулирование отрасли, с другой – информационная асимметрия с врачом. В то же время, пациент может оказывать влияние на выбор терапии просьбами о выписке конкретного препарата.

Государство, в свою очередь, стремится снизить затраты на льготное лекарственное обеспечение, но при этом не отвечает за эффективность лечения. Это приводит к порочной практике включения в льготу лекарств исходя из их стоимости, а не эффективности.

Фармацевтические компании зачастую доносят информацию о своих препаратах через взаимодействие медицинских представителей со врачами, при этом во многих случаях наиболее авторитетные доктора становятся опиньон-лидерами.

В рамках аптечных сетей первостольники (обслуживающие посетителей провизоры или фармацевты) часто заменяют назначенные врачом RX-препараты на другие в рамках одного международного непатентованного наименования (МНН). При этом аптеки формируют ассортимент исходя из экономической целесообразности, делая акцент на наиболее финансово выгодные препараты. Это вынуждает покупателей соглашаться на замену препарата, а фармацевтические компании – добиваться включения своей продукции в аптечный ассортимент. Кроме того, в российской аптечной практике часто наблюдается свободный отпуск рецептурных препаратов [10, 11], что с учетом наличия у многих первостольников медицинского образования ставит их консультацию наравне с врачебной по степени значимости для пациента.

Стоит отдельно остановиться на постепенной легализации дистанционных продаж RX-препаратов в России. С 1 марта 2023 г. в Москве, Белгородской и Московской областях стартовал эксперимент по дистанционной продаже таких препаратов. Преимущества цифровизации продаж рецептурных препаратов очевидны: граждане получают дополнительные удобства, а фармацевтические компании – новый канал продаж через маркетплейсы, что сокращает товаропроводящую цепочку и снижает издержки.

В то же время, эксперты рынка отмечают многочисленные барьеры, с которыми уже успели столкнуться участники эксперимента [12, 13]:

  1. Регламент московского департамента здравоохранения разрешает дистанционную продажу RX-препаратов только через мобильное приложение ЕМИАС с переходом на сайт аптеки из перечня, что не позволяет быстро сравнить между собой предложения аптек по ценам, срокам доставки и т.д.
  2. Покупатель при передаче лекарств должен показать курьеру QR-код на своем смартфоне, что делает невозможным заказ RX-препаратов со стационарного компьютера, а также требует наличия предустановленного приложения ЕМИАС с работающим интернетом. В то же время, аптеки и маркетплейсы вынуждены тратить финансовые и временные ресурсы на обучение своих курьеров алгоритмам работы с QR-кодами.
  3. Третьи лица не могут иметь доступ к личному кабинету ЕМИАС пациента. Тем самым, заказ не могут сделать, к примеру, родственники тяжелобольного пациента. Ситуацию осложняет и то, что частные клиники в большинстве своем не имеют интеграцию с ЕМИАС, из-за чего назначенные ими препараты нельзя приобрести дистанционно.
  4. Многие аспекты дистанционной торговли RX-препаратами еще не имеют достаточной нормативно-правовой базы, что удерживает многих игроков (например, аптеки и медицинские организации) от участия в эксперименте.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование показало, что российский розничный фармацевтический рынок рецептурных препаратов в настоящее время характеризуется высоким уровнем государственного регулирования, что ограничивает набор маркетинговых инструментов для фармацевтических компаний. RX-рынку свойственно расщепление функции потребителя между пациентом, лечащим врачом и государством. Основную роль в процессе принятия решения о покупке играет лечащий врач, в то время как пациенту отводится второстепенная роль. При этом на данный процесс также оказывают влияние фармацевтические компании и первостольники в аптеках.

Одним из ключевых новшеств на RX-рынке стал стартовавший в марте 2023 г. эксперимент по внедрению дистанционного формата продаж рецептурных препаратов на территории ряда российских регионов. По мнению авторов, это начинание в перспективе позволит повысить уровень комфортности потребителей за счет развития сервисов доставки, а фармацевтическим компаниям даст новый канал продаж и, как следствие, сокращение издержек. В то же время, участники рынка отмечают существенные трудности в ходе эксперимента. В связи с этим, представляется необходимым совершенствование нормативно-правовой базы, а также связанная с ним оптимизация клиентского пути.

Осознание фармацевтическими компаниями специфических особенностей отечественного розничного рынка рецептурных препаратов и использование их при построении своих маркетинговых стратегий позволит, по мнению авторов, повысить эффективность каналов и инструментов продвижения фармацевтической продукции.

Библиографический список

1. Электронный ресурс удаленного доступа. Анализ фармацевтического рынка, 2022. – Режим доступа: https://alpharm.ru/sites/default/files/ezhemesyachnyy_otchyot_2022.pdf (дата обращения: 15.08.2023)
2. Электронный ресурс удаленного доступа. Фармацевтический рынок России, 2022. – Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2023_rus.pdf (дата обращения: 16.08.2023)
3. Статьи из журналов и сборников. Мурашов А.К. Продвижение рецептурных препаратов в сети Интернет // Вестник науки и образования. – 2019. – №22-3 (76). – С. 19-21.
4. Фармацевтический маркетинг: Учеб. пособие для вузов / Н. И. Суслов, М. Е. Добрусина, А. А. Чурин, Е. А. Лосев. – М.: Юрайт, 2022. – 319 с. – (Высшее образование) // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490143.
5. Юданов А.Ю. Фармацевтический маркетинг / А.Ю. Юданов, E.A. Вольская, А.А. Ишмухаметов, М.Н. Денисова. – М.: Ремедиум, 2008. – 601 с.
6. Пауков, С. В. Руководство для медицинского представителя фармацевтической компании / С. В. Пауков. — М.: Гэотар Медицина, 2007. – 458 с.
7. Статьи из журналов и сборников. Селявина Ю.Н. Специфика продвижения фармацевтических препаратов на российском рынке // Журнал «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике». – 2016. - №2. – С. 84-92.
8. Столяров, С. А., Маркетинг в здравоохранении + еПриложение: Тесты: Учеб. пособие / С. А. Столяров. – М.: КноРус, 2023. – 298 с. – URL: https://book.ru/book/945989.
9. Петрова, Н. Г. Основы медицинского менеджмента и маркетинга : учебное пособие / Н. Г. Петрова, И. В. Додонова, С. Г. Погосян. — Санкт-Петербург : Фолиант, 2018. — 352 c. — ISBN 978-5-93929-237-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/90229.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
10. Статьи из журналов и сборников. Бережнова Т.А., Лунева Е.А., Уйманова А.А. Данные анкетирования фармацевтических работников о рецептурном отпуске лекарственных препаратов в аптечных организациях Воронежской области // Научно-медицинский вестник центрального черноземья. – 2021 г. – №86. – С. 56-60.
11. Статьи из журналов и сборников. Мороз Т.Л., Рыжова О.А. Анализ соблюдения правил отпуска рецептурных лекарственных препаратов из аптек // Журнал «Ремедиум» – 2019 г. – №5. – С. 52-55.
12. Электронный ресурс удаленного доступа. На что жалуетесь: почему буксует эксперимент по онлайн-продаже рецептурных лекарств. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/tekhnologii/485678-na-cto-zaluetes-pocemu-buksuet-eksperiment-po-onlajn-prodaze-recepturnyh-lekarstv (дата обращения: 22.08.2023).
13. Электронный ресурс удаленного доступа. Как проходит пилотный проект по онлайн-продаже рецептурных препаратов? – Режим доступа: https://gxpnews.net/2023/07/kak-prohodit-pilotnyj-proekt-po-onlajn-prodazhe-reczepturnyh-preparatov/ (дата обращения: 22.08.2023).