Abstract: The article analyzes the problem of conflicts in modern organizations and examines the content of such conflicts. The importance of conflict management competence of employees and its main components is revealed. It is emphasized that any conflict can have both a destructive impact on the productivity of the organization, reducing its performance indicators, and contribute to constructive changes if the conflict is competently managed and resolved. The article examines the main causes of conflicts in an organization and identifies the constructive consequences of such conflicts.
Keywords: organization, conflicts, causes, consequences, competence, management, human resources, employees, team.
Современная организация представляет собой сложную открытую систему с множеством взаимосвязанных элементов и звеньев, многообразными горизонтальными и вертикальными связами, высокой степенью взаимозависимости, отношениями власти и субординации. Важным компонентом успешного развития и роста любой организации является стратегия управления человеческими ресурсами.
В силу сложной противоречивой природы организации, в которой каждый человек стремится не только к достижению коллективных целей, но и преследует индивидуальные, в организации могут возникать разнообразные конфликты (горизонтальные и вертикальные, деловые и личностные, межгрупповые и межличностные, ролевые и позиционные, открытые и закрытые, конструктивные и деструктивные и др.).
Опираясь на труды зарубежных исследователей, можно проследить, как менялось отношение к конфликту в организации на протяжении истории. В современной зарубежной литературе отмечается, что в начале ХХ века конфликт рассматривался как показатель неэффективного организационного управления, которого следует избегать; к середине 1950-х годов конфликт воспринимался пассивно и считался нормальным и ожидаемым, менеджеры сосредоточили свое внимание на разрешении конфликтов; в 1970-х годах конфликт считался необходимым, поскольку он не был ни хорошим, ни плохим, но мог быть использован для содействия экономическому росту; в 1990-ых годах менеджерам компаний приходилось сталкиваться с конфликтами и учиться правильно управлять ими [1]. С годами организационный конфликт стал актуальным предметом изучения, и все больше и больше ученых и практиков исследуют данную проблему, поскольку многие организации заинтересованы в разработке оптимальных способов разрешения и профилактики конфликтов в трудовых коллективах [2].
Сегодня развитая конфликтологическая компетентность руководителей и менеджеров является важным условием реализации грамотной политики управления в отношении человеческих ресурсов. Такая область знаний как «Конфликтология» введена во многие образовательные программы, связанные с вопросами управления человеческими ресурсами.
Отметим, что конфликтологическая компетентность работника включает в себя такие составляющие как понимание сущности организационных и межличностных конфликтов; владение навыками управления конфликтами и навыками по их профилактике; умение определять конструктивную составляющую возникающих конфликтов в организации; способность предвидеть возможные дисфункциональные последствия организационных и межличностных конфликтов; наличие навыков и умений по профилактике синдрома профессионального выгорания работников и др. [3, с. 319]. Целенаправленное формирование конфликтологической компетентности у работников современных организаций будет способствовать повышению сознательности в проживаемых конфликтах и усилению жизнеспособность организации.
Конфликты на рабочем месте, наличие существенных противоречий внутри коллективов и структурных подразделений организации могут оказывать существенное деструктивное влияние на производительность организации, снижая показатели ее эффективности. Наличие в рабочем коллективе конфликтов, как правило, создает неблагоприятный микроклимат в группе, сопровождается состоянием стресса у сотрудников, характеризуется наличием социально-психологического напряжения, снижает производительность человеческих ресурсов, не позволяет сотрудникам сосредотачиваться на рабочих процессах и т.д. Зарубежные коллеги подчеркивают, что неуправляемые или плохо управляемые конфликты приводят к подрыву доверия и потере производительности. Для малого бизнеса, где успех часто зависит от сплоченности нескольких человек, потеря доверия и производительности может сигнализировать о смерти бизнеса [4].
В основе своей любой конфликт означает противоборство сторон, вызванное наличием обостренных противоречий у субъектов конфликта. Зарубежными научными исследователями конфликт в организации описывается как состояние разногласий или непонимания, возникающее в результате фактического или предполагаемого расхождения потребностей, убеждений, ресурсов и отношений между членами организации [5].
При этом конфликт в любой сфере человеческих взаимоотношений и в мире в целом является закономерным. По мнению современных отечественных исследователей, «…конфликты…необходимо рассматривать как вполне нормальные социальные явления, порождаемые самой природой общественной жизни, процессом и способом взаимодействия людей. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека» [6, с. 49].
По данным M. Brookins и D. Media «…конфликты между сотрудниками на рабочем месте – обычное явление, возникающее из-за различий в личностях и ценностях сотрудников. Своевременное разрешение конфликтов между сотрудниками важно для поддержания здоровой рабочей среды. Вера в то, что небольшой конфликт просто исчезнет, является неточным предположением, поскольку простые конфликты могут перерасти в серьезные проблемы, если не решать их должным образом. Менеджеры должны понимать общие причины конфликтов между сотрудниками, чтобы найти решение до того, как проблемы станут неуправляемыми» [7].
В качестве основных причин конфликтов в организации следует обозначить такие, как:
- нарушение коммуникационных связей в организации (не налаженное общение между сотрудниками, отсутствие деловой этики, недостаточный уровень развития у людей культуры взаимодействия и др.);
- различные личностные факторы, связанные с разнообразием характеров, темпераментов, индивидуально-психологических особенностей и проблемой их «несовместимости»;
- несовершенство системы управления внутри организации (отсутствие четких инструкций действий, нарушение режима труда и отдыха сотрудников, низкий уровень трудовой дисциплины, неразвитость корпоративной культуры, неудовлетворительная организация труда, несовершенство системы подбора и расстановки кадров и т.д.);
- дефицит ресурсов внутри организации и отсутствие возможности распределять их таким образом, чтобы каждый индивид оставался полностью удовлетворен;
- чрезмерная загруженность персонала, длительная работа в условиях «дедлайна», высокие показатели стресса на рабочем месте в силу специфики занимаемой должности;
- низкий профессиональный уровень подчиненных, некомпетентность руководящих лиц в системе управления на низшем, среднем или высшем уровнях и др.
В заключение важно подчеркнуть, что конфликты в организации могут нести не только пагубные или разрушительные последствия. В любом конфликте можно увидеть и положительные, конструктивные последствия, которые способны оптимизировать систему, наладить в ней связи, вывести ее на новый более высококачественный уровень функционирования. К положительным функциям конфликта в организации следует отнести такие, как: выявление проблем в самой системе управления организацией; обнаружение и фиксация существующих противоречий как условие для благоприятного развития конфликтной ситуации; разрешение противоречий и снятие напряжения внутри коллектива; перестройка и изменение существующих норм; интеграция и стабилизация организации как социальной системы и другие.
Итак, для сферы производственных отношений, как и для любой другой сферы человеческих взаимоотношений, закономерно возникновение и развитие конфликтов по множеству различных причин. Для обеспечения стабильного уровня роста организации необходимым является своевременное выявление конфликтных ситуаций в коллективах, нивелирование возникающих противоречий и грамотная стратегия действий, направленных на управление конфликтом в организации. Способность руководящих лиц на всех уровнях управления организацией диагностировать конфликт и осознанно управлять конфликтом, направляя ход его движения и развития в нужное русло, гарантирует превалирование конструктивных, созидательных последствий над деструктивными.
Библиографический список
1. Isaac O., Kazaara A.G., Kazaara A.I. Assessment of the Effect of Workplace Conflict on Employees Performance and Organizational Productivity, a Case Study of Tororo General Hospital. – 2023. – Vol. 7(3). – Pp. 279-289.2. Ssebagala Ch., Akampurira S. Work occupational conflicts on employee productivity in organization. a case of Umeme // Metropolitan journal of business & economics (MJBE). – 2023. – Vol. 2 (9). – Pp. 268-273.
3. Халитова С.А. Конфликт как социально-психологическое явление на предприятии // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2023. – № 1(65). – С. 314-320.
4. Ahmed Adamu Isa. Conflicts in Organizations: Causes and Consequences // Journal of Educational Policy and Entrepreneurial Research (JEPER). – 2015. – Vol. 2. – №11. – Pp. 54-59.
5. Organizational Conflict / Business Jargons. – Режим доступа: https://businessjargons.com/organizational-conflict.html (дата обращения: 14.01.2023).
6. Опейкина Т.В., Морозова Н.И., Коробкина Н.И. Концептуальная модель управления конфликтами в современной компании // Альманах «Крым». – 2023. – № 4 (38). – С. 46-52.
7. Brookins M., Media, D. The Business Review, Workplace Conflicts not inevitable, California,W. Bruce Newman., 2002.