Индекс УДК 316.46
Дата публикации: 30.04.2025

Лидерство как фактор успешности в современном мире

Leadership as a success factor in the modern world

Кудрявцева Мария Викторовна



Старший преподаватель кафедры социальной работы и права
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна,
Санкт-Петербург

Kudryavtseva Maria Viktorovna

Senior Lecturer of the Department of social work and law
Saint Petersburg University of industrial technology and design,
Saint Petersburg
Аннотация: В статье рассматривается лидерство, с одной стороны, как уникальный инструмент управления человеческими ресурсами в контексте четвертой промышленной революции, с другой стороны, в качестве жизненной позиции конкретного индивида. Раскрывается необходимость актуализации лидерского потенциала в каждом человеке. Обозначаются и рассматриваются ключевые компетенции лидера, востребованные в условиях инновационной экономики и новой научно-технологической реальности, формирование которых позволит индивиду эффективно выстраивать свою жизненную и профессиональную стратегию, а значит достигать высоких результатов в процессах самореализации.

Abstract: In the article, leadership is considered, on the one hand, as a unique tool for managing human resources in the context of the fourth industrial revolution, and on the other hand, as an individual's life position. The necessity of developing leadership potential in each person is revealed. The article discusses the key competencies of a leader, demanded in an innovative economy and in conditions of scientific and technological reality, the formation of which will allow an individual to effectively build his life and professional strategy, which means to achieve high results in the processes of self-realization.
Ключевые слова: инновационная экономика, управление человеческими ресурсами, лидерство, эмоциональный интеллект, рефлексия готовность, самоуправления, саморегуляция.

Keywords: innovative economy, human resource management, leadership, emotional intelligence, reflection, willingness, self-government, self-regulation.


В современных условиях инновационной экономики основополагающим источником конкурентоспособности и эффективности трудовой деятельности являются человеческие ресурсы. Как отмечают некоторые исследователи «…введение категории «человеческие ресурсы» в научный оборот свидетельствует о том, что профессиональные знания, опыт, творческие навыки и предпринимательские способности работников действительно обеспечивают экономическую эффективность и конкретные преимущества организации в рыночной среде» [1, с. 108]. Управление человеческими ресурсами является актуальной стратегией повышения эффективности и производительности деятельности организации любого уровня и масштаба. В результате такого подхода к  роли и месту человека в современной экономике более эффективно решаются задачи не только на уровне конкретной организации, но и раскрывается потенциал каждой личности, реализуются ее индивидуальные ресурсы, учитываются профессиональные и личностные интересы человека.

Как отмечают некоторые исследователи, развитие теории инновационной экономики характеризуется трансформацией традиционной сферы материального производства, меняющей свою технологическую основу. Наблюдается непрерывное развитие науки, техники и высоких технологий, овеществленных в товарах и услугах [2]. Постиндустриальное общество закономерно открывает для человека новые возможности, но и создает новые риски. Глобализация, вызовы современной инновационной экономики, ускорение процессов устаревания и обновления знаний обуславливают поиск оптимальных путей к управлению человеческими ресурсами с учетом специфики четвертой промышленной революции.

Лидерство как умение воздействовать на людей без применения структурно-ролевых полномочий, а посредством воздействия личности на личность, является уникальным механизмом социально-психологического воздействия на команду. Анализ зарубежной научной литературы показал, что лидерство – это процесс влияния, направленный на расширение прав и возможностей последователей, на развитие и мотивацию других, способствующий максимальному и эффективному использованию усилий группы и обеспечивающий приверженность группы к достижению конкретных целей [3].

Однако в контексте современной социокультурной, экономической и политической ситуации лидерство выступает не только в качестве уникального инструмента управления и воздействия на личность или группу, но также является необходимым условием для повышения эффективности и достижения успеха в рамках собственного жизненного проекта.

Вне сомнений, сегодня современному человеку в целях поддержания конкурентоспособности в условиях сложной динамичной среды необходимо не только обладать набором определенных общекультурных и профессиональных компетенций, но и занимать осознанную лидерскую позицию в масштабах своей профессиональной и личной жизни. Серьезные изменения в политике, культуре, экономике и в социальном пространстве обуславливают необходимость актуализации лидерского потенциала в каждом человеке. В данном контексте лидерство понимается как жизненная позиция, связанная с осознанным выбором и намерением преобразовывать себя, свой мир, свою жизнь.

Согласимся с мнением О.В. Живицы, кандидатом психологических наук, что «современный мир как никогда ранее нуждается в лидерах <…>, речь о том, что каждый на своем месте должен быть лидером и уметь делать выбор, брать ответственность за принятые решения и вести за собой» [4, с. 43].

В качестве ключевых компетенций лидера, востребованных в условиях современной действительности, важно выделить эмоциональный интеллект, готовность к самоуправлению и саморегуляции, способность индивида реагировать на изменения и обучаться в течение всей жизни. Именно эти качества и способности являются своеобразными универсальными инструментами для эффективной реализации индивидуального жизненного и профессионального проекта в контексте новой научно-технологической реальности.

Эмоциональный интеллект представляет собой способность индивида идентифицировать эмоции (и собственные, и чужие), распознавать истинные причины возникновения того или иного эмоционального состояния, а также способность понимать природу реакций человека и чувств, которые эти реакции детерминируют. Эмоционально развитые люди обладают очевидным конкурентным преимуществом в мире неопределенном, сложном, неоднозначном, стрессовом.

Использование  эмоционального интеллекта в процессах управления командой позволяет решать проблему конфликтов, управленческие проблемы, налаживать общение в коллективе, грамотно организовывать подбор персонала,  реализовывать управленческие модели поведения с учётом настроения и эмоционального фона коллектива. В концепции лидерства как жизненной позиции развитый эмоциональный интеллект расширяет возможности индивида распознавать свои эмоциональные состояния и настроения, управлять ими, выстраивать более гармоничные социальные связи и отношения, развивает способность к эмпатии и т.д.

По мнению некоторых исследователей «эмоции являются для лидера главным ресурсом для повышения своей личной эффективности и управления эффективностью других людей. Это ключ к пониманию происходящих внутренних процессов, от которых напрямую зависит эффективность и результативность не только индивидов, но и групп» [5].

Стрессовая действительность, в которой живет и развивается сегодня человек, является ключевым фактором преобладания негативных эмоций у среднестатистического человека. Во многом ключ к успешной, сбалансированной жизни лежит через формирование способности у индивида управлять своими эмоциональными состояниями и реакциями.

В ряде научных исследований, посвященных феномену лидерства, подчеркивается, что важным навыком в эмоциональном лидерстве и способности управлять эмоциями является рефлексия, как способ познания себя через распознавание собственных психоэмоциональных состояний и реакций. Рефлексия напрямую связана с умением фиксировать себя в настоящем моменте [6]. Соответственно, для повышения уровня эмоционального интеллекта и осознанной работы над его развитием необходимо формирование у индивида способности к рефлексии, а также навыки саморегуляции и самоуправления.

Посредством механизма рефлексии запускаются процессы осмысления человеком своего индивидуального сознания, поведения, эмоциональных проявлений, когнитивных представлений. Помимо этого, в процессе рефлексии происходит понимание субъектом особенностей восприятия его личностных особенностей другими субъектами и участниками совместной деятельности.

Таким образом, через процесс самопознания, самоосознания и переосмысления для человека открывается возможность оптимизировать личную стратегию развития, скорректировав этапы продвижения с учетом обновившейся системы представлений о самом себе, его месте в окружающем мире и наличествующих связях. Однако подобный глубокий и качественный самоанализ требует достаточно высокого уровня осознанности и объективности субъекта.

Саморегуляция представляет собой интегральное и многоуровневое понятие. Анализ научной литературы показал, что способность к саморегуляции выступает как стержень, вокруг которого располагаются основные психические процессы и свойства, а протекание процесса саморегуляции осуществляется за счет всего потенциала психики (интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы и свойства) [7].

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами (восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью), а также личностью, т.е. поведением, эмоциями и действиями – реакциями на возникшую ситуацию [8]. Таким образом, саморегуляция мобилизует личностные, когнитивные и метакогнитивные возможности индивида, актуализирует его внутреннюю активность и  является основой процессов самоуправления.

Овладевая способами личной саморегуляции, индивид обеспечивает функционирование мотивационных и волевых механизмов, которые позволяют человеку осознанно и целенаправленно воздействовать на свои психоэмоциональные состояния, механизмы рефлексии, систему целеполагания, т.е. управлять своей образовательной, профессиональной и другой деятельностью на всех этапах ее реализации.

Саморегуляция как функциональное средство субъекта носит адаптационный характер, то есть повышает способность индивида к самоуправлению собой, своей жизнедеятельностью и пространством с учетом изменяющихся внешних показателей и условий социально-экономической действительности. В свою очередь развитие у индивида на достаточно высоком уровне таких важных компетенций как способность к рефлексии, саморегуляции и самоуправлению определяет возможности индивида оптимально реагировать на изменения и обучаться в течение всей жизни.

Итак, развитие информационного общества и цифровых технологий существенно изменяют содержание, методы организации и использования труда, а значит роль и место человека в современной экономике. Развитие рассмотренных выше лидерских компетенций обуславливает формирование социально-активной личности, способной сознательно выстраивать свою жизненную и профессиональную стратегию, планировать свою деятельность и управлять ею, реализовывать обозначенную программу и контролировать этапы ее реализации, объективно оценивать и корректировать результаты деятельности, а значит достигать высоких результатов в профессиональном и личностном аспекте самореализации.

Библиографический список

1. Одегов, Ю.Г. Чем управление человеческими ресурсами принципиально отличается от управления персоналом? Вестник Омского университета. – Серия «Экономика». – 2018. – № 1 (61). – с. 106-114.
2. Локалов, А.А. Инновационная экономика и новая экономика: соотношение процессов и понятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – С. 128-131.
3. Hartog D., Koopman P. Leadership in organizations. In: Anderson, N., Ones, D., Sinangil, H., Viswesvaran, C. (eds.) // Handbook of Industrial, Work and Organizational Psychology. Organizational Psychology. – 2001. – vol. 2. – pp. 166-187.
4. Живица, О.В. Лидерство. – М.: Университет «Синергия», 2017. – 192 с.
5. Долина, Н.В. Психоаналитический взгляд на эмоциональное лидерство // Международный научно-исследовательский журнал. – № 2 (44). – С. 113-114.
6. Адаир, Д. Психология лидерства. М. : Эксмо, 2007. – 352 с.
7. Моросанова, В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.
8. Егорова, Ю.А. Ориентировочные основы целеполагания в сфере самосовершенствования // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. – 2012. – № 15. – С. 27-40.