Abstract: The article presents the characteristics of conflicts in the organization, reveals the content of the concept. It is noted how the attitude towards conflict in the organization has changed throughout the twentieth century. The main causes of such conflicts and their consequences for the organization, as well as ways to prevent them, are considered.
Keywords: organization, conflict, management, employees, relationships, consequences, causes.
В процессе взаимодействия людей возникновение разногласий и конфликтных ситуаций неизбежно. Особенно возрастает возможность конфликтов в сфере деловых отношений, когда люди объедены рабочим местом, профессиональными задачами, обязательствами и ответственностью. Данный тезис обосновывается следующими ключевыми положениями:
- в сфере трудовых отношений предполагается контакт с большим количеством людей, отличающихся по своим убеждениям, ценностным ориентациям, потребностям, чертам характера, типам темперамента, моделям поведения и др. При этом в трудовые коллективы люди объединены скорее вынужденно, нежели исходя из личных предпочтений;
- в рабочем процессе прослеживается явно выраженная созависимость задач, объективно возникают многочисленные производственные и организационные трудности, которые требуют личного участия и разрешения как от сотрудников, так и от руководящих лиц;
- на работе люди нередко сталкиваются со стрессовыми ситуациями, повышенной усталостью, выгоранием – это негативно влияет на их психоэмоциональное состояние, создавая благоприятную почву для возникновения противоречий.
Существенное влияние на межличностный конфликт в организации оказывают особенности восприятия людьми сложившихся отношений, как люди интерпретируют текущую ситуацию, каким образом человек реагирует на происшествие, какие психоэмоциональные переживания превалируют у оппонентов в данный момент и многое другое.
В силу сложной противоречивой природы организации, в которой каждый человек стремится не только к достижению коллективных целей, но и преследует индивидуальные, в организации могут возникать разнообразные конфликты (горизонтальные и вертикальные, деловые и личностные, межгрупповые и межличностные, ролевые и позиционные, открытые и закрытые, конструктивные и деструктивные и др.).
Опираясь на труды зарубежных исследователей, можно проследить, как менялось отношение к конфликту в организации на протяжении истории. В современной зарубежной литературе отмечается, что в начале ХХ века конфликт рассматривался как показатель неэффективного организационного управления, которого следует избегать; к середине 1950-х годов конфликт воспринимался пассивно и считался нормальным и ожидаемым, менеджеры сосредоточили свое внимание на разрешении конфликтов; в 1970-х годах конфликт считался необходимым, поскольку он не был ни хорошим, ни плохим, но мог быть использован для содействия экономическому росту; в 1990-ых годах менеджерам компаний приходилось сталкиваться с конфликтами и учиться правильно управлять ими [1]. С годами организационный конфликт стал актуальным предметом изучения, и все больше и больше ученых и практиков исследуют данную проблему, поскольку многие организации заинтересованы в разработке оптимальных способов разрешения и профилактики конфликтов в трудовых коллективах [2].
В современных зарубежных исследованиях конфликт в организации представляет собой открытое противоборство сторон, вызванное обострением назревших противоречий (или же использованием субъектами взаимодействия конфликтогенов) при решении деловых или личных вопросов. Зарубежными научными исследователями конфликт в организации описывается как состояние разногласий или непонимания, возникающее в результате фактического или предполагаемого расхождения потребностей, убеждений, ресурсов и отношений между членами организации [3].
И. Н. Шило определяет конфликт в организации как сложную многоуровневую, открытую систему взаимодействий, основанных на актуализированном противоречии в интересах, целях, ценностях (реальном, степень осознанности которого может быть различной, или мнимом), субъектами которого выступают индивиды или группы, занимающие различные ролевые позиции в организации [4].
Проблема конфликтов в организации является актуальной, поскольку от результатов ее разрешения может зависеть не только социально-психологический климат в коллективе, но и эффективность организации в целом. Неразрешенные или деструктивно развивающиеся конфликты нарушают нормальное функционирование организации, а именно пагубно отражаются на вовлеченности сотрудников в рабочие задачи, негативно влияют на темпы и результаты совместной деятельности, снижают степень кооперации. По мнению зарубежных исследователей «…когда на рабочем месте возникает конфликт, это может привести к снижению морального духа, производительности труда и вызвать крупномасштабные столкновения, которые могут привести к серьезным и насильственным преступлениям» [5].
Наряду с этим, конфликт в организации выполняет сигнальную функцию, способствуя обнаружению проблемы. Через конфликт, направленный в нужное русло, возможно разрешить возникшие противоречия и оптимизировать внутриорганизационные процессы. Такие конструктивно развивающиеся конфликты позволяют расставить приоритеты в вопросах управления, стимулировать дальнейшее развитие организации, консолидировать членов коллектива, улучшить организацию рабочих процессов.
В качестве основных причин конфликтов в организации следует обозначить такие, как:
- нарушение коммуникационных связей в организации (не налаженное общение между сотрудниками, отсутствие деловой этики, недостаточный уровень развития у людей культуры взаимодействия и др.);
- различные личностные факторы, связанные с разнообразием характеров, темпераментов, индивидуально-психологических особенностей и проблемой их «несовместимости»;
- несовершенство системы управления внутри организации (отсутствие четких инструкций действий, нарушение режима труда и отдыха сотрудников, низкий уровень трудовой дисциплины, неразвитость корпоративной культуры, неудовлетворительная организация труда, несовершенство системы подбора и расстановки кадров и т.д.);
- дефицит ресурсов внутри организации и отсутствие возможности распределять их таким образом, чтобы каждый индивид оставался полностью удовлетворен;
- чрезмерная загруженность персонала, длительная работа в условиях «дедлайна», высокие показатели стресса на рабочем месте в силу специфики занимаемой должности;
- низкий профессиональный уровень подчиненных, некомпетентность руководящих лиц в системе управления на низшем, среднем или высшем уровнях и др.
В целях реализации конструктивных последствий конфликта руководству организации и основным участникам конфликта важно держать вектор на разрешение конфликта (поиск первопричины, сотрудничество и переговоры, обретение консенсуса или компромисса) и осознанно управлять его развитием. В таком случае факт конфликта будет способствовать оптимизации процессов внутри организации, налаживанию профессиональных и личных отношений между сотрудниками, а не их разрушению. Зарубежные исследователи подчеркивают, что при правильном понимании причин конфликтов и методов урегулирования большинство конфликтов будут способствовать достижению лучших результатов в управлении организацией, являться импульсом повышения эффективности и результативности деятельности организации [6].
По мнению отечественных исследователей, для профилактики деструктивных конфликтов внимание и действия руководителя должны быть направлены на устранение возможных источников их возникновения. Соблюдение трудового законодательства, организация семинаров для развития навыков решения споров и обретения стрессоустойчивости приведет к снижению деструктивных конфликтов [7]. Л. А. Дивина отмечает, что способствовать профилактике конфликтов в организации можно посредством проведения различных тестирований для выявления межгрупповых и внутригрупповых недовольств, разногласий, противоречий [8].
Итак, для сферы производственных отношений, как и для любой другой сферы человеческих взаимоотношений, закономерно возникновение и развитие конфликтов по множеству различных причин. Для обеспечения стабильного уровня роста организации необходимым является своевременное выявление конфликтных ситуаций в коллективах, нивелирование возникающих противоречий и грамотная стратегия действий, направленных на управление конфликтом в организации. Способность руководящих лиц на всех уровнях управления организацией диагностировать конфликт и осознанно управлять конфликтом, направляя ход его движения и развития в нужное русло, гарантирует превалирование конструктивных, созидательных последствий над деструктивными.
Библиографический список
1. Isaac O., Kazaara A.G., Kazaara A.I. Assessment of the Effect of Workplace Conflict on Employees Performance and Organizational Productivity, a Case Study of Tororo General Hospital. – 2023. – Vol. 7(3). – Pp. 279-289.2. Ssebagala Ch., Akampurira S. Work occupational conflicts on employee productivity in organization. a case of Umeme // Metropolitan journal of business & economics (MJBE). – 2023. – Vol. 2 (9). – Pp. 268-273.
3. Organizational Conflict / Business Jargons. – Режим доступа: https://businessjargons.com/organizational-conflict.html (дата обращения: 24.05.2023).
4. Магомедов Г.М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 233-239.
5. Julie Gatlin, Allen Wysocki, Karl Kepner. Understanding Conflict in the Workplace. – EDIS, IFAS Extension, 2012. – C. 2.
6. Мескон М.Х.; Альберт М.; Хедоури, Ф. Основы менеджмента. Москва: Диалектика 2019. – 672 с.
7. Павлова, Г.Г. Профилактика трудовых конфликтов в коллективе организации // Вестник Уральского института экономики управления и права. 2022. – № 2 (59). – С. 48-52.
8. Дивина Л.А. Роль руководителя в управлении конфликтами в организации. Вестник науки и образования. – 2024. – № 4 (147). – С. 28-31.