Индекс УДК 005.96
Дата публикации: 30.10.2023

Факторы эффективного лидерства в организации

Factors of effective leadership in the organization

Титкова Мария Викторовна
Старший преподаватель кафедры социальной работы и права
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна,
Санкт-Петербург

Titkova Maria Viktorovna
Senior Lecturer of the Department of social work and law
Saint Petersburg University of industrial technology and design,
Saint Petersburg
Аннотация: В статье лидерство рассматривается как перспективный инструмент управления человеческими ресурсами в современной бизнес-среде. Подчеркивается, что ключевым фактором эффективного воздействия лидера на последователей является его личностное влияние. В этой связи рассматриваются харизма, авторитет и доверие как важные элементы влияния лидера. Обозначена характеристика харизматического лидера, выделены основные качества и навыки такого лидера. Также раскрывается значение авторитета лидера и доверия во взаимоотношениях лидера с последователями.

Abstract: The article considers leadership as a promising tool for human resource management in the modern business environment. It is emphasized that the key factor of effective influence of a leader on followers is his personal influence. In this regard, charisma, authority and trust are considered as important elements of a leader's influence. The characteristic of a charismatic leader is outlined, the main qualities and skills of such a leader are highlighted. The importance of the leader's authority and trust in the leader's relationship with followers is also revealed.
Ключевые слова: лидерство, организация, развитие, лидер, последователи, факторы, харизма, авторитет, доверие, влияние.

Keywords: leadership, organization, development, leader, followers, factors, charisma, authority, trust, influence.


В современных социально-экономических реалиях лидерство является перспективным и эффективным инструментом управления человеческими ресурсами в организации. Применение в деятельности организаций такой социально-психологической технологии как лидерство нацелено на решение нескольких ключевых задач – консолидация усилий сотрудников и повышение их мотивированности, и, как следствие, рост производительности организации.

По мнению современных исследователей, скорость изменений рынка будет и в дальнейшем повышать свои темпы в соответствии с продолжающей цифровизацией экономики и общества. Этот феномен получил свое название VUCA-мир: volatility (непостоянство), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность), ambiguity (неоднозначность) [1]. В таком контексте новой действительности особенно важно развивать актуальные и гибкие методы управления организацией и человеческими ресурсами, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности и росту производительности современных компаний.

Задача любой организации в условиях изменяющегося социально-экономического мира – создавать, воспитывать и развивать корпоративную культуру, в которой люди изнутри нацелены на движение вперед, мотивируют себя сами, растут профессионально, достигают и своих, и корпоративных целей и в конечном счете не уходят [2]. В определенной мере обозначенные задачи возможно решить посредством интеграции лидерства как технологии управления.

Лидерство следует понимать как процесс и результат взаимодействия во взаимосвязи «лидер – последователи». Лидерство – это двусторонний процесс, в котором лидер, проявляясь определённым образом, заслуживает и удерживает авторитетность, вызывает у своих последователей доверие и становится ведущей силой, определяющей вектор движения, способы достижения целей, настроение и состояние команды, а главное – результат совместной деятельности.

Зарубежными исследователями лидерство характеризуется во взаимосвязи с такими идеями, как открытость новому, обладание гибкостью (как когнитивной, так и поведенческой), вовлеченностью в командную работу, стремлением к долгосрочным целям и глобальным изменениям [3].

Невзирая на обилие инструментов и техник влияния в арсенале современного лидерства, главным образом лидерство реализуется посредством психологического влияния. Это означает, что ключевым фактором эффективного воздействия лидера на последователей становится его личностное влияние, а именно, яркость его личности, индивидуальная притягательность и факт того, что в глазах последователей лидер воспринимается как лучший на своем месте.

Исходя из этого, можно говорить, что основными и во многом взаимосвязанными факторами эффективности влияния лидера являются харизма, авторитет и способность вызывать и удерживать доверие к себе.

Рассматривая харизму как значимый элемент влияния лидера на последователей, обратимся к ключевым идеям автора книги «Харизма лидера. Как мотивировать на успех свою команду» Кевина Мюррея [4]. Прежде всего отметим, что о харизме можно говорить как о способности человека притягивать к себе внимание, производить сильное впечатление, быть интересным, покорять других людей своим обаянием и пробуждать у них готовность следовать за ним. Таким образом, развитые харизматичные мягкие навыки позволят человеку вдохновить людей, добиться их доверия, привлечь внимание, произвести впечатление и оказать влияние, а значит, стать для последователей авторитетом.

По мнению К. Мюррея, качества и навыки харизматичного лидера включают в себя:

  • аутентичность (подлинность, честность, открытость, следование личным ценностям и принципам, развитое самосознание и пр.);
  • силу личности (которая проявляется в настойчивости, решительности, развитых волевых механизмах, энергичности, уверенности и пр.);
  • доброжелательность (как способность через позитивное присутствие, включенность выстраивать конструктивное общение, налаживать контакты);
  • целеустремленность и увлечённость (по отношению к своей деятельности, к своим задачам, к своей жизни);
  • убедительность (умение формулировать свои мысли так, чтобы они находили отклик, мотивировали и привлекали других) [4].

Харизматичный лидер, обладая харизмой, как следствие, обладает и авторитетом. Авторитет означает влияние и значимость, которые принадлежат индивиду в силу его особого положения в группе, занимаемой должности, статуса; в силу его компетентности, превосходства определенных личностных качеств и так далее. Главная черта авторитета – способность управлять действиями других.  Именно добровольное признание со стороны последователей в лидере авторитета позволяет ему оказывать воздействие на мысли и поведение членов команды, направляя их в нужное русло. В случае признания конкретного лидера в качестве авторитета сами последователи проявляют готовность прислушиваться к лидеру, ориентироваться на него, постоянно учитывать его мнение.

Поэтому, авторитет – одно из наиболее важных условий высокоэффективного влияния лидера на последователей для решения различных задач. Авторитет – это признание за лидером права на принятие решения в условиях совместной деятельности. Это заслуженное доверие [5].

В свою очередь, доверие является значимым фактором эффективного лидерства. Как отмечают отечественные исследователи, лидерство, как особый статус человека в группе, характеризуется отношением, в основе которого лежат доверие, авторитет, уважение, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление учиться и перенимать опыт [6].

Именно доверие во взаимоотношениях лидера и последователей является условием открытого и эффективного взаимодействия, прозрачной и конструктивной коммуникации. Доверие имеет ряд социально-психологических функций: обеспечения совместной деятельности (основная), интегрирующая, коммуникативная, интерактивная, перцептивная, редуцирующая, управленческая, предсказательная, ориентирующая, эффективизирующая, стабилизирующая, психологическая, личная, обобщающая и фоновости. Кроме того, доверие является основой для принятия решений, основой жизненных и деловых тактик и стратегий и т.п. [7, с. 39].

Таким образом, через конструирование и поддержание доверия во взаимоотношениях лидера и последователей создается благоприятная атмосфера сотворчества и сотрудничества, поощряющая поиск и обмен новыми идеями, обеспечивающая взаимоподдержку и синергетический эффект.

Итак, сегодня лидерство становится незаменимым инструментом в обеспечении конкурентных преимуществ организации в современной бизнес-среде. Влиятельные лидеры, вызывающие доверие, проявляющие харизму стимулируют работу команды, поддерживают боевой дух и обеспечивают сплоченность, способствуют укреплению корпоративной культуры, повышению мотивации сотрудников и достижению устойчивого успеха организации.

Библиографический список

1. Оглоблин, В.А. Трансформация понятия «наставничество» в цифровой экономике [Текст] / В.А. Оглоблин // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 6-2. – С. 105-107.
2. Борисов, К. Командо©. Как достигать больших целей вместе / К. Борисов. – Москва . : Альпина PRO, 2023. – 132 с.
3. Northouse, P.G. Leadership theory and practice (7th ed.). Thousand Oaks, CA: SAGE. – 2016. – 494 p.
4. Мюррей, К. Харизма лидера. Как мотивировать на успех свою команду / К. Мюррей. – Москва. : «Библос», 2020. – 352 с.
5. Селезнева, Е.В. Лидерство : учебник и практикум для вузов / Е.В. Селезнева. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 429 с.
6. Коротков, Э.М. Концепция российского менеджмента : Учеб. пособие по специальностям и менеджмент-образованию "Менеджмент орг.", "Маркетинг", "Упр. персоналом", "Гос. и муницип. упр.", "Упр. инновациями" и др. / Э.М. Коротков ; Учеб.-метод. об-ние вузов Росси по образованию в обл. менеджмента, Гос. ун-т упр. - [2. изд., доп. и перераб.]. - Москва : ДеКА, 2004. – 893 с.
7. Антоненко, И.В. Сущность доверия как социально-психологического явления / И.В. Антоненко // Вестник Университета Российской академии образования. – 2015. – № 3. – С. 34-44.