Индекс УДК 339.9
Дата публикации: 29.12.2023

Россия – Латинская Америка: трансграничное партнерство

Russia – Latin America: cross-border partnership

Ванцян Сусанна Вачагановна
Магистрант Дипломатической Академии МИД России
г. Москва
Vantsyan Susanna Vachaganovna

Master's student of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: В данной статье изучены современное состояние развития и основные направления сотрудничества России со странами Латинской Америки. Проанализирована динамика товарооборота за последние несколько лет. Сформулированы перспективы дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества в рамках действия торговых ограничений в отношении России со стороны стран Запада. Сделан вывод о том, что в сложившихся условиях регион Латинской Америки является для России весьма перспективным направлением для реализации своего экономического потенциала, несмотря на географическую удаленность. Автором разработан ряд практических рекомендаций для поэтапного укрепления отношений нашей страны со странами Латинской Америки.
Данная статья выполнена в рамках написания магистерской диссертации.
Статья выполнена под научным руководством к.т.н., доцента Худяковой О.Ю., кафедра "Мировая экономика", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: This article examines the current state of development and the main directions of cooperation between Russia and Latin American countries. The dynamics of trade turnover over the past few years has been analyzed. The prospects for further mutually beneficial cooperation within the framework of trade restrictions on Russia by Western countries are formulated. It is concluded that taking into account current conditions, the Latin American region is a very promising direction for Russia to realize its economic potential, despite its geographical remoteness. The author has developed a number of practical recommendations for the gradual strengthening of our country's relations with Latin American countries.
Ключевые слова: Россия, Латинская Америка, торгово-экономические отношения, внешнеэкономические связи, ЕАЭС, БРИКС, ЭКЛАК.

Keywords: Russia, Latin America, trade and economic relations, foreign economic relations, EAEU, BRICS, ECLAC.


Введение

На сегодняшний день МИД России признает Латинскую Америку одним из важнейших направлений российского внешнеэкономического сотрудничества по разным направлениям: от туризма до сотрудничества в области атомной энергетики. Тем не менее, вследствие географической удаленности СССР не всегда рассматривал страны латиноамериканского региона как перспективное направление развития внешнеэкономических связей. Доля стран Латинской Америки во внешней торговле СССР в середине 1980-х гг. составляла около 1%. Однако, ввиду кризиса современной модели глобализации и формирования полицентричного мироустройства, геополитической нестабильности и взаимного усиления протекционистских мер между различными странами, Россия вынуждена менять внешнеполитический и внешнеэкономический курс. В своем выступлении на внеочередном саммите G20 от 22 ноября 2023 г. президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил следующее: «Появляются и крепнут новые мощные центры глобального экономического развития. Значительная доля мировой инвестиционной, торговой и потребительской активности смещается в азиатские, африканские и латиноамериканские регионы, где проживает большая часть населения планеты». [1] В связи с этим актуальность сохранения уже имеющихся торгово-экономических связей России со странами Латиноамериканского региона и их расширение и укрепление остается до настоящего времени.

 

Методологическая основа исследования. В данной работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ научных публикаций, метод сравнений и аналогий, графический анализ, обобщение и переход от общего к частному.

 

Предпосылки развития внешнеэкономических отношений России со странами Латинской Америки

Началом нового курса внешнеэкономической политики Российской Федерации в отношении стран Латинской Америки и Карибского бассейна принято считать 1996 г. В течение следующих нескольких лет после смены руководства МИД России были подписаны декларации о принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и некоторыми странами региона (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Аргентина). Тем не менее, показатели товарооборота все еще были незначительны – 2,9 млрд долларов, что составляло около 3% от общего объема внешней торговли России. [2]

Становлению и дальнейшему развитию торгово-экономических связей способствовали взаимные визиты представителей государств на высоком и высшем уровнях. В 2013–2015 гг. Россия заключила Соглашения о создании Межправительственных комиссий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Аргентиной, Мексикой, Чили, Никарагуа, Перу, Эквадором и Колумбией. С Бразилией и Венесуэлой были учреждены Комиссии высокого уровня.

Данные процессы сопровождались активным сотрудничеством Российской Федерации с такими интеграционными группировками региона, как Боливарианский альянс для народов нашей Америки (АЛБА), Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС), Союз южноамериканских наций (УНАСУР) и Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР). Также в 2015 г. была достигнута договоренность о развитии сотрудничества с Сообществом стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК). [8]

Стоит отметить, что крупные российские корпорации тоже начали проявлять интерес к латиноамериканским рынкам. В качестве примера таких компаний можно привести «КамАз», «Росвертол», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Росатом», «Газпром». [7] На сегодняшний день основной целью энергетической и экономической экспансии многих российских компаний на латиноамериканских нефтегазовых рынках является Боливия (тендер на освоение литиевых месторождений выиграла «Uranium One» в июле 2023 г.).

Анализ динамики внешней торговли России со странами Латинской Америки

Для целей анализа изучим такие показатели, как внешнеторговый оборот в целом, долю стран Латинской Америки в экспорте России и наоборот, взаимные показатели экспорта и импорта в целом по Латинской Америке и по отдельным странам. Также рассмотрим взаимные инвестиции.

Согласно данным Центра Международной торговли со ссылкой на официальные данные ФТС, в 2022 году внешнеторговый оборот России составил 850 млрд. долл. США, из которых лишь 2,5% приходится на латиноамериканские страны. При этом наблюдается положительное сальдо торгового баланса. [3] Объем экспортно-импортных операций России со странами Латинской Америки представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Показатели внешней торговли России со странами Латинской Америки, млн. долл. США

Источник: составлено автором на основе данных [4]

Совокупный экспорт в четыре ключевые для России экономики Латинской Америки составил 9,5 млрд долл. из совокупного объема в 12 млрд. долл. (рисунок 2).

Рисунок 2 – Товарный экспорт России в страны Латинской Америки, млн. долл.

Источник: составлено автором на основе данных [4]

Как следует из данных рисунка 2, лидером по импорту продукции из России является Бразилия, далее следуют Мексика, Эквадор и Аргентина.

Далее, на рисунке 3 представлены основные экспортеры своей продукции из Латинской Америки в Россию.

Рисунок 3 – Товарный импорт России из стран Латинской Америки, млн. долл.

Источник: составлено автором на основе данных [4]

 

Развитие внешнеэкономических связей России с основными торговыми партнерами в регионе Латинской Америки

Обратимся к изучению внешнеэкономических связей России с основными странами Латинской Америки. Так, с Бразилией поддерживаются отношения в рамках работы межправительственной комиссии высокого уровня, учрежденной в 1997 г. Также активно происходит сотрудничество в рамках БРИКС [9; 10], ООН – для продвижения и защиты идей многополярного мира и борьбы с неоколониализмом. Однако на сегодняшний день экспортируемые из Бразилии товары в Россию все с невысокой добавленной стоимостью, что предполагает новые возможности, предопределяет вызовы и необходимость расширять номенклатуру внешней торговли для взаимных поставок.

С Аргентиной Россия сотрудничает тоже в рамках  межправительственной комиссии, в рамках которой уже проведено 14 заседаний. Вместе с тем, осложняются перспективы внешнеэкономического сотрудничества с данной страной в связи с недавним избранием нового президента крайне правого толка Хавьера Милея. Таким образом, экспортно-импортные поставки и дальнейшее дипломатическое сотрудничество со всей вероятностью будет определяться выбранным политическим курсом нового президента.

Далее обратимся к вопросу сотрудничества России с Мексикой. Причинами относительно низкого уровня показателей внешнеэкономического сотрудничества являются вступление Мексики в Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, в настоящее время USMCA), поскольку были установлены высокие ввозные пошлины в рамках зоны свободной торговли. Также немаловажную роль играет традиционная ориентация Мексики на рынки США. Перспективным направлением российско-мексиканских экономических отношений являются сотрудничество нефтедобывающих государств в области добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, а также развитие программ военно-технического сотрудничества

Эквадор является наглядным примером успешной работы российской экономической дипломатии.  Сотрудничество между сторонами происходит на высоком уровне в рамках встреч межправительственной комиссии. Эквадор импортирует из России нефть и нефтепродукты, удобрения и проч., а экспортирует фрукты, орехи, деревья и цветы, рыбу и морепродукты.

Отношения России со странами Латинской Америки в рамках интеграционных группировок

Необходимо отметить, что в  настоящее время постепенно укрепляются связи России с региональными интеграционными объединениями. Российская Федерация является наблюдателем при Латиноамериканской ассоциации интеграции, в феврале 2021 г. подписан Меморандум о взаимодействии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с Секретариатом по экономической интеграции в Центральной Америке. Евразийский экономический союз (ЕАЭС), экономическим и политическим лидером которого является Россия, в лице ЕЭК также сотрудничает с ЭКЛАК [5]. Так, в 2021 г. опубликован совместный аналитический доклад о возможностях трансконтинентального партнерства стран Союза и Латинской Америки. В декабре 2021 г. проведено первое заседание Совместного комитета ЕЭК и МЕРКОСУР, на котором были обсуждены перспективы торгово-экономического взаимодействия интеграционных структур.

Российская Федерация ценит позицию, которую занимают страны Латинской Америки и Карибского бассейна под беспрецедентным давлением США после событий, связанных со спецоперацией России на Украине и последующей конфронтацией с Западом. Сохранение нейтралитета государствами региона в отношении вопроса о введении антироссийских санкций способствует укреплению внешнеэкономического взаимодействия России и стран Латинской Америки. [11]

Практические рекомендации по укреплению сотрудничества России со странами Латинской Америки

Для целей проведения последовательной, скоординированной работы по укреплению двусторонних контактов и наращиванию темпов экономического сотрудничества по приоритетным направлениям стран Латинской Америки и Российской Федерации автором предлагаются следующие практические рекомендации.

Во-первых, необходимо наращивать потенциал взаимодействия в сфере высоких технологий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), а также в области космических исследований.

Во-вторых, целесообразным представляется сфокусировать сотрудничество на тех сферах, которые представляют взаимный интерес, в частности, экологической и энергетической.

В-третьих, существенным фактором сближения сторон может оказаться обмен опытом в сфере выработки антикризисных мер.

В-четвертых, обмен опытом в сфере региональной интеграции поспособствует совершенствованию механизмов и инструментов проведения взаимовыгодной внешнеэкономической политики.

В-пятых, возможно ориентировать бизнес на выстраивание совместных производственно-сбытовых цепочек, учитывая степень вовлеченности сторон в глобальные и региональные цепочки добавленной стоимости.

Заключение

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время Министерство иностранных дел Российской Федерации определяет Латинскую Америку как одних из приоритетных регионов для реализации внешнеэкономической и внешнеполитической стратегий России. Учитывая десятки лет налаживания дипломатических и торгово-экономических связей [12], на сегодняшний день сохранилась тенденция к расширению и укреплению сотрудничества России со странами Латинской Америки [6, c.220]. Одной из важнейших причин данного обстоятельства явился тот факт, что страны Латинской Америки не поддержали антироссийские санкции со стороны стран Запада, оставаясь при этом неизменно пророссийскими. Таким образом, у России есть все предпосылки для дальнейшей интеграции на рынках Латинской Америки, несмотря на географическую удаленность и политическую нестабильность стран-партнеров. Четкие согласованные действия в рамках работы межправительственных комиссий, а также в рамках БРИКС, обеспечат реализацию последовательной стратегии взаимовыгодного сотрудничества.

Библиографический список

1. Внеочередной саммит «Группы двадцати» 22 ноября 2023 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72790 (дата обращения 30.11.2023)
2. Аналитический раздел сайта Национального Комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА). [Электронный ресурс]. URL: http://analytics.cncepla.ru/ru (дата обращения 30.11.2023)
3. Центр международной торговли. 20 марта 2023 г. Российский экспорт в 2022 году показал рекордный рост. URL: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/actual/detail.php?code=rossiyskiy-eksport-v-2022-godu-pokazal-rekordnyy-rost (дата обращения 29.11.2023)
4. ITC Trade Map. URL: https://www.trademap.org/Index.aspx (accessed 28.11.2023)
5. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). URL: https://www.cepal.org/en (accessed 28.11.2023)
6. Секачева, А. Б. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 28 апреля 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 219-222.
7. Внешнеторговые контракты : Учебник для магистрантов / М. С. Арабян, Р. В. Данилов, А. Б. Дмитриева [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог", 2019. – 256 с. – (Вузовский учебник). – ISBN 978-5-903268-22-1.
8. Внешнеэкономические связи России : К столетию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / И. Н. Абанина, А. Б. Дмитриева, Б. Е. Зарицкий [и др.]. – Raleigh, North Carolina : Open Science Publishing, Lulu Press, Inc., 2018. – 195 с.
9. Интеграционные процессы в мировой экономике: основные направления, тенденции развития / В. К. Поспелов, Е. Б. Стародубцева, Т. В. Сидоренко [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2018. – 178 с. – (100 лет Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации). – ISBN 978-5-4365-2570-9.
10. Исследование интеграционных процессов в секторах современной мировой экономики: евразийский экономический союз / М. Б. Медведева, А. Б. Дмитриева, Е. Б. Стародубцева [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2018. – 192 с. – ISBN 978-5-4365-2799-4.
11. Макроэкономическая устойчивость стран-участниц интеграционных объединений в условиях высокой волатильности обменных курсов / Н. Н. Котляров, А. М. Кузнецова, Н. В. Лукьянович [и др.]. – Raleigh, North Carolina : Lulu Press, 2016. – 196 с. – ISBN 978-1-326-70741-5.
12. Регионализация и глобализация: противоречивое единство / Н. Н. Котляров, Н. В. Лукьянович, В. В. Перская [и др.] ; Под редакцией Медведевой М.Б., Стародубцевой Е.Б.. – Москва : Эдитус, 2015. – 196 с. – ISBN 978-5-00058-298-5.