Индекс УДК 331.104
Дата публикации: 29.02.2024

Причины конфликтов в современных организациях

Causes of conflicts in modern organizations

Титкова Мария Викторовна
Старший преподаватель кафедры социальной работы и права
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна,
Санкт-Петербург

Titkova Maria Viktorovna
Senior Lecturer of the Department of social work and law
Saint Petersburg University of industrial technology and design,
Saint Petersburg
Аннотация: В статье анализируется проблема конфликтов в современных организациях, рассматривается содержание таких конфликтов. Отмечается, что проблема организационного конфликта является актуальным предметом изучения в современной науке и практике. В статье раскрываются различные причины конфликтов в организациях. В качестве отдельных рассматриваются управленческие, организационные и профессиональные факторы возникновения конфликтов в организации.

Abstract: The article analyzes the problem of conflicts in modern organizations and examines the content of such conflicts. It is noted that the problem of organizational conflict is a relevant subject of study in modern science and practice. The article reveals various causes of conflicts in organizations. Managerial, organizational and professional factors in the emergence of conflicts in an organization are considered as separate ones.
Ключевые слова: организация, конфликт, причины, противоречие, организационный конфликт, факторы, сотрудники.

Keywords: organization, conflict, causes, contradiction, organizational conflict, factors, employees.


Для любой сферы человеческих взаимоотношений характерно возникновений различных противоречий, обострение которых, как правило, приводит индивидов к конфликтным ситуациям. Особенно часто конфликты между людьми проявляются в сфере личных и деловых отношений, где интересы, цели и взгляды личностей могут сильно пересекаться и противоречить друг другу. Неизбежное столкновение потребностей, ценностей и интересов происходит между людьми, работающими вместе в организации или связанными вопросами делового сотрудничества.

Сегодня проблема организационного конфликта является актуальным предметом изучения, и все больше и больше ученых и практиков исследуют данную проблему, поскольку многие организации заинтересованы в разработке оптимальных способов разрешения и профилактики конфликтов в трудовых коллективах [1].

В основе своей любой конфликт означает противоборство сторон, вызванное наличием обостренных противоречий у субъектов конфликта.  Зарубежными научными исследователями конфликт в организации описывается как состояние разногласий или непонимания, возникающее в результате фактического или предполагаемого расхождения потребностей, убеждений, ресурсов и отношений между членами организации [2].

Согласно С.Р. Роббинсу, конфликт в организации определяется как процесс, в ходе которого человек или подразделение целенаправленно предпринимают усилия по блокированию другого индивида, что приводит к срыву достижения целей другого человека или продвижения его или ее интересов [3].

При этом конфликт в любой сфере человеческих взаимоотношений, в частности в сфере трудовых и деловых взаимоотношений, является закономерным, можно сказать, естественным событием, которое неизбежно возникает между людьми. По данным M. Brookins и D. Media «…конфликты между сотрудниками на рабочем месте – обычное явление, возникающее из-за различий в личностях и ценностях сотрудников. Своевременное разрешение конфликтов между сотрудниками важно для поддержания здоровой рабочей среды. Вера в то, что небольшой конфликт просто исчезнет, является неточным предположением, поскольку простые конфликты могут перерасти в серьезные проблемы, если не решать их должным образом. Менеджеры должны понимать общие причины конфликтов между сотрудниками, чтобы найти решение до того, как проблемы станут неуправляемыми» [4].

В какой-то мере сама организация, принципы ее функционирования и законы существования обеспечивают условия для формирования противоречий между людьми и развития конфликтов. Прежде всего, это связано с тем, что сотрудники и руководство организаций – люди с разными потребностями, темпераментами, характерами, восприятием, ценностями и культурой поведения. В результате это может приводить к индивидуальным и групповым различиям, которые выражаются в борьбе между несовместимыми или же противоположенными взглядами, желаниями, интересами и т.д. Также организация представляет собой систему с определенной иерархией и субординацией, где каждый индивид занимает свое место на определенном уровне. Это обеспечивает неравенство в статусах и привилегиях индивидов, провоцируя конкуренцию и борьбу за ограниченные ресурсы и власть.

Итак, в организации можно выделить множество потенциальных причин для конфликтов. Например, в современных крупных компаниях прослеживается явно выраженная гетерогенность человеческих ресурсов. Сотрудники организаций отличаются по возрастным и гендерным признакам; по культурному и образовательному уровню; по системе ценностных ориентаций и религиозной принадлежности. Такая разнородность в структуре организации может стать основой противоречий между людьми и спровоцировать конфликт в силу подобных личностных, индивидуально-психологических и культурно-образовательных различий.

Отдельную группу причин конфликтов в организации составляют управленческие факторы. Данная группа связана с особенностями, характеристиками и принципами доминирующей в организации системы управления. В этом случае причинами конфликтов могут стать:

  • несовершенство организационной структуры управления (рассогласование звеньев организации, перегрузка конкретных подразделений, нечеткое распределений полномочий, сбои в коммуникации между элементами организационной системы и др.);
  • нечеткое распределение прав и обязанностей между сотрудниками, между руководителями разных уровней управления;
  • противоречия между функциональными обязанностями работника, закрепленными в должностной инструкции, и реальными требованиями к работнику и т.д.

Также необходимо выделить организационные факторы возникновения конфликтов, к которым относятся неудовлетворительная организация труда; нарушение режима труда и отдыха; низкий уровень трудовой и исполнительной дисциплины в коллективе и в организации в целом; чрезмерная загруженность работника, что приводит к стрессам и работе в условиях спешки; неконкретность заданий, что затрудняет процесс их выполнения и многое другое.

Особое место в качестве причин конфликтов в организации занимают профессиональные факторы, связанные с низким профессиональным уровнем подчинённых, недостатком у них требуемых знаний, умений и навыков, что тормозит процесс выполнения заданий, влияет на качество работы и результат деятельности; а также с некомпетентностью руководящих лиц в системе управления на низшем, среднем и высшем уровнях; с неопределенностью перспектив профессионального и должностного роста сотрудников и т.д.

Отечественные исследовали в качестве основных причин возникновения конфликтов в организации обозначают такие, как:

  • низкий уровень заработной платы и переработки;
  • чрезвычайно высокая либо недостаточная загруженность;
  • несоблюдение принципа единоначалия;
  • противостояние сотрудников за ограниченные ресурсы (финансирование, оборудование др.);
  • претендование на лучшие вакансии;
  • противоречия интересов (мнений) группы с интересами (мнениями) отдельной личности;
  • различие уровня благосостояния отдельных групп управления организацией;
  • «соревнование» между группами/подразделениями и др. [5].

 Необходимо отметить, что тактика избегания конфликтов в организации или их подавления является ложной и ведет скорее к деструктивным последствиям, поскольку ни в том, ни в другом случае первопричина конфликта не разрешается, а значит, противоречия между субъектами конфликта остаются и нередко продолжают усиливаться, провоцируя очередные конфликтные ситуации.

В целях реализации конструктивных последствий руководству организации и основным участникам конфликта важно держать вектор на разрешение конфликта (поиск первопричины, сотрудничество и переговоры, обретение консенсуса или компромисса) и осознанно управлять его развитием. В таком случае факт конфликта будет способствовать оптимизации процессов внутри организации, налаживанию профессиональных и личных отношений между сотрудниками, а не их разрушению. Зарубежные исследователи подчеркивают, что при правильном понимании причин конфликтов и методов урегулирования большинство конфликтов будут способствовать достижению лучших результатов в управлении организацией, являться импульсом повышения эффективности и результативности деятельности организации [6].

Библиографический список

1. Ssebagala Ch., Akampurira S. Work occupational conflicts on employee productivity in organization. a case of Umeme // Metropolitan journal of business & economics (MJBE). – 2023. – Vol. 2 (9). – Pp. 268-273.
2. Organizational Conflict / Business Jargons. – Режим доступа: https://businessjargons.com/organizational-conflict.html (дата обращения: 14.01.2023).
3. Organizational Conflict / Your Aarticle Library. – Режим доступа: https://www.yourarticlelibrary.com/organization/conflict-management/organizational-conflict/99695 (дата обращения: 09.02.2024).
4. Brookins M., Media, D. The Business Review, Workplace Conflicts not inevitable, California,W. Bruce Newman., 2002.
5. Карякин А.М. Причины и последствия дисфункциональных конфликтов персонала в организации // Human Progress. – 2022. – Том 8. – Вып. 1. – С. 1-8.
6. Мескон, М.Х.; Альберт М.; Хедоури, Ф. Основы менеджмента. Москва: Диалектика, 2019. – 672 с.