Abstract: The article examines various approaches of domestic and foreign researchers to the essence of the concept of “conflict in an organization.” It is emphasized that with a correct understanding of the causes of conflicts in an organization, it is possible to achieve better results in management and improve performance. The article presents the views of researchers on the main causes of conflicts in organizations, and also reveals objective and subjective factors in the occurrence of such conflicts.
Keywords: conflict, organization, factors, occurrence, causes, problem, employees.
В условиях современной социально-экономической среды проблема организационного конфликта является актуальным предметом изучения. На сегодняшний день все больше и больше ученых и практиков исследуют данную проблему, поскольку многие организации заинтересованы в разработке оптимальных способов разрешения и профилактики конфликтов в трудовых коллективах в целях повышения эффективности деятельности и усиления конкурентоспособности [1].
Конфликт в организации представляет собой открытое противоборство сторон, вызванное обострением назревших противоречий (или же использованием субъектами взаимодействия конфликтогенов) при решении деловых или личных вопросов. Зарубежными научными исследователями конфликт в организации описывается как состояние разногласий или непонимания, возникающее в результате фактического или предполагаемого расхождения потребностей, убеждений, ресурсов и отношений между членами организации [2].
По мнению И.Н. Шило конфликт в организации – это сложная многоуровневая, открытая система взаимодействий, основанных на актуализированном противоречии в интересах, целях, ценностях (реальном, степень осознанности которого может быть различной, или мнимом), субъектами которого выступают индивиды или группы, занимающие различные ролевые позиции в организации [3].
Согласно С.Р. Роббинсу, конфликт в организации определяется как процесс, в ходе которого человек или подразделение целенаправленно предпринимают усилия по блокированию другого индивида, что приводит к срыву достижения целей другого человека или продвижения его или ее интересов [4].
По данным M. Brookins и D. Media «…конфликты между сотрудниками на рабочем месте – обычное явление, возникающее из-за различий в личностях и ценностях сотрудников. Своевременное разрешение конфликтов между сотрудниками важно для поддержания здоровой рабочей среды. Вера в то, что небольшой конфликт просто исчезнет, является неточным предположением, поскольку простые конфликты могут перерасти в серьезные проблемы, если не решать их должным образом. Менеджеры должны понимать общие причины конфликтов между сотрудниками, чтобы найти решение до того, как проблемы станут неуправляемыми» [5].
Как подчеркивают зарубежные исследователи, при правильном понимании причин конфликтов и методов урегулирования большинство конфликтов будут способствовать достижению лучших результатов в управлении организацией, являться импульсом повышения эффективности и результативности деятельности организации [6].
В силу сложноорганизованной природы конфликтов в организации в качестве факторов, способствующих их возникновению, можно выделить множество различных причин.
В своих научных работах Н.Н. Тренев отмечает, что типичные конфликты в организации связаны с человеческими ресурсами, оборудованием, капитальными затратами, издержками, техническими решениями и компромиссами, приоритетами, административно-управленческими процедурами, расписаниями, ответственностью, личными взаимоотношениями [7].
В исследованиях М.Х. Мескона, М.Альберта, Ф. Хедоури обозначаются следующие основные факторы возникновения конфликтов в организации: распределение ограниченных ресурсов, взаимосвязь задач, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения и жизненном опыте, неудовлетворенность в коммуникациях [6].
В контексте рассматриваемой проблемы необходимо подчеркнуть, что факторы возникновения конфликтов в организации следует подразделять на объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся, например:
- управленческие факторы (несовершенство организационной структуры управления, перегрузка высшего руководства или отдельных звеньев системы, проблемы в распределении полномочий и зоны ответственности между сотрудниками или подразделениями, несоразмерность прав и ответственности и др.);
- организационные факторы (нарушение режима труда и отдыха, нарушение трудового распорядка или корпоративной дисциплины, перегрузка отдельных сотрудников или подразделений, нечеткость в постановке рабочих задач, неконкретность заданий и др.);
- профессиональные факторы (низкий уровень профессионализма сотрудников, недостаток требуемых знаний и навыков среди персонала, снижение мотивации персонала, некомпетентность руководящих звеньев, проблемы в системе подбора и расстановки кадров и т.д.);
- экономические факторы (такие, как несовершенство системы поощрения сотрудников, системы оплаты труда и премирования, задержки в начислениях заработных плат и др.);
- материально-технические факторы (устаревшее материальное и техническое обеспечение, дефицит современного программного обеспечения, устаревшая материальная база организации и т.д.).
Субъективные факторы возникновения конфликтов в организации обусловлены индивидуально-психологическими особенностями и непосредственным взаимодействием людей во время объединения их в социальные группы [8].
Основными субъективными факторами конфликтов в организации являются:
- несовместимость участников взаимодействия на личностном уровне (с точки зрения характеров, акцентуаций, типов личностей, темпераментов и других психологических особенностей);
- взаимная неприязнь;
- жесткость суждений и высокая степень категоричности;
- антагонизм мнений и взглядов оппонентов;
- низкая конфликтоустойчивость сотрудников организации;
- недостаточная социально-психологическая компетентность подчиненных и руководителей и другие.
Следует обратить внимание, что недостаточная социально-психологическая компетентность проявляется на индивидуальном уровне в неумении учитывать психологическую совместимость и личностные качества сотрудников при распределении производственных задач и в процессе управления; в игнорировании социально-психологических аспектов управления, например, микроклимата в коллективе или социальных потребностей подчиненных; в отсутствии коммуникативной гибкости и наличии эмоциональной глухоты и т.д.
Таким образом, в качестве факторов возникновения конфликтов в организации можно обозначить огромное количество разнообразных причин. При этом факторы возникновения конкретных конфликтов в организации, как правило, представляют собой целый комплект специфических причин объективного и субъективного характера. Безусловно, выявить первопричины конфликтов в организации и разрешить возникшие противоречия непросто. Однако только понимание истинных факторов возникновения конфликта и целенаправленное управление конфликтом в организации будет способствовать утверждению конструктивных последствий в результате конфликта и повышению эффективности деятельности.
Библиографический список
1. Ssebagala Ch., Akampurira S. Work occupational conflicts on employee productivity in organization. a case of Umeme // Metropolitan journal of business & economics (MJBE). – 2023. – Vol. 2 (9). – Pp. 268-273.2. Organizational Conflict / Business Jargons. – Режим доступа: https://businessjargons.com/organizational-conflict.html (дата обращения: 14.01.2023).
3. Магомедов Г.М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 233-239
4. Organizational Conflict / Your Aarticle Library. – Режим доступа: https://www.yourarticlelibrary.com/organization/conflict-management/organizational-conflict/99695 (дата обращения: 09.02.2024).
5. Brookins M., Media, D. The Business Review, Workplace Conflicts not inevitable, California,W. Bruce Newman., 2002.
6. Мескон, М.Х.; Альберт М.; Хедоури, Ф. Основы менеджмента. Москва: Диалектика, 2019. – 672 с.
7. Тренев Н.Н. Управление конфликтами : учеб.-практ. пособие / Н.Н. Тренев. – Москва : Приор, 2001. – 93 с.
8. Аршинова К.В., Тайсина Э.А. Конфликтология: конспект лекций / К.В. Аршинова, Э.А. Тайсина. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2013. – 48 с.