Abstract: The article examines management trends that affect the process of human resource management in modern organizations. The necessity of searching for new approaches to human resource management in the digital economy is substantiated and some solutions to this problem are presented. The current competencies that a modern specialist in any professional field needs to have are identified.
Keywords: management, human resources, personnel, management approaches, competencies, efficiency
В условиях цифровой экономики и глобализации преобразовывается место и значение человеческих ресурсов в развитии организации. В мире менеджмента тренды меняются достаточно быстро, поскольку компании стремятся адаптироваться к новым рыночным условиям, технологиям и изменениям в обществе [1]. Ключевыми факторами, определяющими эффективность и жизнестойкость организации в долгосрочных перспективах, становятся не только уровень научно-технологического оснащения организации, но и инновационные подходы к управлению человеческими ресурсами. Разработка эффективных стилей и методов взаимодействия руководителей и подчиненных является необходимым условием для повышения эффективности и достижения успеха организации в новых рыночных условиях.
В качестве современных тенденций кадрового менеджмента, оказывающими влияние на процесс управления человеческими ресурсами, исследователи называют такие, как:
- цифровизация и автоматизация процессов;
- удаленная работа и гибкий график;
- устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность;
- фокус на мягкие навыки;
- персонализация в управлении персоналом;
- непрерывное обучение и развитие навыков;
- работа с данными и аналитика [2, с. 1157].
Соответственно, с учетом вышеобозначенных трендов и условий цифровой экономики, перед руководством и управляющими современных организаций и компаний встает задача реализации все более грамотного и целесообразного управления человеческими ресурсами как ведущей части менеджмента. В противном случае конкурентоспособность персонала будет снижаться, что приведет к снижению эффективности деятельности организации.
Выделить ключевые факторы для достижения эффективных результатов конкретного отдела или команды, а также организации в целом довольно сложно. Однако с уверенностью можно сказать, что особое значение имеют готовность сотрудников к творческой деятельности, способность к критическому мышлению и генерации идей, оперативность работы с информацией в условиях неопределенности и изменений, способность к проявлению инициативы и личной ответственности за общий результат. Подобные модели мышления и поведения сотрудников необходимо стимулировать оптимальными подходами и стилями управления, а также внедрением новых принципов взаимодействия внутри организации.
Исследователи отмечают, что стандартные методы воздействия на персонал не дают должного результата, а традиционные способы взаимодействия внутри и за пределами компании устарели и требуют модернизации [3, с. 61]. Большинство современных экспертов подтверждает, что существующие управленческие бизнес-модели претерпевают серьезные изменения, появляются новые концепции, среди них: информационная революция [4]; бирюзовые организации (Ф. Лалу [5]); инновационная парадигма менеджмента (А.Н. Цветков [6]); цифровые платформенные компании [7]; сетевые компании; гибкая философия Agile; концепция устойчивого развития и др.
В качестве причин, препятствующих креативности в организации и высокой скорости внутренних преобразований, теоретики и практики часто называют рутинность, страх перед вышестоящим руководством, высокую степень конформизма в коллективе, требование жесткой регламентации со стороны руководства и соблюдения ригидного иерархичного устройства организации, давление со стороны руководителя, постоянный контроль и т.д. [8]. Следовательно, проблемы современного управления уже не могут быть оптимально разрешены на основе технократических дисциплинарных подходов к управлению персоналом. Сегодня больший интерес представляют не авторитарные стили управления и жесткая директивность со стороны руководства, а поощрение самоуправляемости, ответственности, креативности и инициативности сотрудников. Однако для достижения этих целей линейным руководителям необходимо быть готовыми к грамотному управлению командой и реализации лидерской позиции в коллективе, а также обладать достаточно высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.
Показательным примером компании с нестандартным и при этом достаточно эффективным стилем управления может служить деятельность американского онлайн-магазина обуви Zappos. В компании ликвидировали руководящие позиции, отказались от должностей и собственной организационной иерархии. Наряду с этим в компании ввели новую систему самоуправления под названием «холакратия». Сущность данной системы управления заключается в том, что сотрудники должны вступать в различные непостоянные демократические образования, которые называются кружками (объединениями), внутри которых они фактически предлагают собственные должностные обязанности, утверждают роли других и решают, какие проекты группе следует разрабатывать. Такие кружки возглавляют, но не управляют директивно [9].
Вне сомнений, в ключе рассматриваемой проблемы особое значение имеет стремление сотрудников организации, членов команды к самоуправлению, самооразвитию, самообучению. В своих научных работах исследователи подчеркивают, что инновационность бизнеса и эффективность компаний зависит от готовности персонала к развитию, что дополняется усилением роли информационно-коммуникативных технологий, увеличением доли нематериальных активов, высокой значимостью знаний [10, с. 87].
Помимо вышесказанного, процесс развития цифровой экономики закономерно формирует новый набор требований к компетентности и навыкам современного профессионала. Сегодня в качестве значимых компетенций определяются не узкоспециальные и монопрофильные, а междисциплинарные и комплексные. Среди компетенций, которыми должен обладать современный сотрудник, особое значение приобретают адаптивность; гибкое реагирование на изменения; развитые когнитивные навыки; готовность решать сложные интеллектуальные и практические задачи, требующие неординарных подходов; способность избирательно и оперативно работать с информацией и создавать новый контент. Системность и интегративный подход к пониманию проблем и видению их решений, мышление вне готовых алгоритмов, способность конструировать новые знания, подходы и решения в условиях неопределённости становятся необходимыми навыками для современных сотрудников организаций.
В таких условиях особенно возрастает роль системы высшего образования как ключевого фактора, влияющего на процесс формирования человеческих ресурсов, на уровень и качество компетенций специалистов нового времени. Перед современными вузами и школами бизнеса стоит задача развития гибких, ответственных, самоуправляемых специалистов с соответствующим набором компетенций, лидерскими качествами и навыками командной работы, развитым социальным и эмоциональным интеллектом.
Итак, одним из главных факторов, определяющих эффективность и жизнестойкость организации в долгосрочных перспективах, становится ее способность реагировать на изменяющиеся условия, приспосабливаться к ним и успешно интегрироваться в обновляющуюся рыночную экономику. Оптимальное управление человеческими ресурсами приобретает все большее значение, так как именно от качества человеческих ресурсов и процесса управления ими зависит производительность, инновационность и эффективность деятельности организации. Творческие способности сотрудников, их умение оперировать имеющейся информацией в условиях неопределенности, способность к инновации, оригинальность и неординарность в решении поставленных задач, гибкое реагирование на изменения становятся движущими факторами эффективности организации в любых сферах. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка новых подходов к управлению человеческими ресурсами в условиях современной действительности.
Библиографический список
1. Адизес И. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни. – Москва : Манн, Иванов и Фарбер. – 2014. – 368 с.2. Бикметов Р.Ш. Современные тенденции развития менеджмента // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 5. – С. 1155-1160.
3. Бажаева П.Б., Александрова Е.Н. Оценка эффективности внедрения современных инструментов управления в компании и тенденции их развития в мире // Актуальные вопросы экономических наук. – 2017. – № 58. – С. 61-66.
4. Джылкычиева, Ж. Т. Эффективный менеджмент залог успешного бизнеса / Ж. Т. Джылкычиева, А. С. Сеиткулова // Вестник Кыргызского национального аграрного университета им. К.И. Скрябина. - 2021. - № 2(56). - С. 332-338.
5. Лалу Ф. Открывая организации будущего. / Фредерик Лалу; пер. с англ. В. Кулябиной; [науч. ред. Е. Голуб]. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 432 c.
6. Цветков А.Н. Становление и развитие синтезирующих идей в современном менеджменте. / А.Н. Цветков, А.А. Борейшо. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 169 c.
7. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2018. – № 6. – c. 22–36. =
8. Сафина Д.М. Факторы, препятствующие креативному мышлению в организации // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – № 4. – С. 89-92.
9. Пург Д. Менеджмент и лидерство XXI века: из компании исчезает «начальник» // Сайт журнала "BUSINESS EXCELLENCE". – 2025. – Режим доступа: https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=167970 (дата обращения: 23.04.2025).
10. Воронин А.В., Гусарова М.С. Совершенствование управления трудом: микро- и макроуровни // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2016. – № 2. – С. 85-94.