Abstract: The strategic development of the fuel and energy complex, including the oil and gas segment, has a decisive impact on the key macroeconomic parameters of the national economy. The article examines the quantitative relationships between the selected priorities for the development of the energy industry and the indicators of economic growth and budgetary sustainability. The methodological framework of the analysis is based on the use of correlation and regression modeling tools, which allow for the identification of the degree and nature of the relationships. The statistical data of the indicators served as the basis for the analysis. The results of the quantitative assessment allow us to confirm the most significant areas of sectoral development in terms of their macroeconomic effect. The conclusions made can complement the development of state energy policy aimed at strengthening the country's economic security and technological independence.
Keywords: energy policy, macroeconomics, strategic priorities, oil and gas industry, economic sustainability, regression analysis, fuel and energy complex, economic security
Современное развитие России является результатом качественного построения стратегий каждого из секторов экономики страны. Ключевой сектор — нефтегазовый комплекс, он является частью топливно-энергетического комплекса и играет ключевую роль в формировании макроэкономической устойчивости России, что обеспечивается прямым влиянием на экспортные доходы, налоговые поступления, а также другие доходы бюджета и занятость населения.
Развитие ТЭК способствует увеличению ВВП и укреплению доходной части государственного бюджета. Доказательство значимости НГК в развитии страны можно проследить с помощью динамики удельного веса нефтегазовых доходов в доходах бюджета Российской Федерации (таблица 1):
Таблица 1
Структура доходов России в 2014–2024 гг. [5]
Год | Доходы бюджета, млрд руб. | Нефтегазовые доходы, млрд руб. | Удельный вес нефтегазовых доходов в бюджете, проц. |
2014 | 14 497 | 7 434 | 51 |
2015 | 13 659 | 5 863 | 43 |
2016 | 13 460 | 4 844 | 36 |
2017 | 15 089 | 5 972 | 40 |
2018 | 19 454 | 9 018 | 46 |
2019 | 20 189 | 7 924 | 39 |
2020 | 18 719 | 5 235 | 28 |
2021 | 25 286 | 9 057 | 36 |
2022 | 27 824 | 11 586 | 42 |
2023 | 29 124 | 8 822 | 30 |
2024 | 36 707 | 11 131 | 30 |
Энергетическая стратегия России до 2050 г., а также отдельных отраслей ТЭК [1] установила приоритеты развития, основные из них следующие:
- объем экспорта нефти в стоимостном выражении;
- объем экспорта нефтепродуктов в стоимостном выражении;
- трудовая миграция в нефтегазовые регионы;
- инвестиции в НИОКР в энергетике, млрд руб.;
- производство сжиженного природного газа (СПГ), млн т.
Для оценки степени и характера влияния данных приоритетов на макроэкономические показатели будет использоваться корреляционно-регрессионный анализ (КРА), результаты которого позволят выделить сильные и слабые места в достижении стратегических целей по обеспечению энергетической стратегии НГК России.
Для проведения КРА в качестве макроэкономических показателей будут включены: валовой внутренний продукт (ВВП) и доходы государственного бюджета.
Подобный подход позволяет выявить:
- через ВВП — вклад ТЭК в создание добавленной стоимости в экономике, влияние отрасли на доходы населения и прибыль предприятий, включая налоговые поступления, роль ТЭК в потреблении, инвестициях, экспортных операциях;
- через доходы бюджета — степень, в которой ТЭК обеспечивает формирование налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Дальнейший КРА строится в разрезе каждой из указанных сфер, что позволяет оценить, какие именно приоритеты оказывают наибольшее влияние на значения макроэкономических показателей.
Анализ КРА проводился по значениям показателей с 2012 по 2023 г., в качестве первичных источников данных использовались официальные сайты ведомств, международных агентств, институтов, организаций, а также Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Следующий этап анализа — исследование связи между макроэкономическими показателями и приоритетов (таблица 2).
Таблица 2
Корреляционный анализ приоритетов НГК и показателя ВВП
Приоритет | Коэффициент Пирсона | P-значение | Сила связи |
1. Объем экспорта нефти, млрд р. [3, 7] | 0,911 | <0,001 | Сильная значимая прямая связь |
1. Объем экспорта нефтепродуктов, млрд р. [3, 7] | 0,652 | 0,022 | Слабая значимая связь |
2. Трудовая миграция в нефтегазовые регионы, тыс. чел. [5] | 0,805 | <0,001 | Сильная значимая прямая связь |
3. Инвестиции в НИОКР в энергетике, млрд руб. [5] | 0,893 | <0,001 | Сильная значимая прямая связь |
4. Производство СПГ, млн т. [3, 4, 8, 9] | 0,871 | <0,001 | Сильная значимая прямая связь |
Проведенный корреляционный анализ выявил у всех приоритетов статистически значимые (p-значимость менее 0,05) сильные положительные связи с ВВП.
Следующим этапом анализа КРА является проведение регрессионного анализа и построение уравнения регрессии. Данный анализ позволяет количественно оценить вклад показателя в зависимую переменную, а также изучить как она меняется при изменении независимой переменной (таблица 3).
Таблица 3
Регрессионный анализ приоритетов и показателя ВВП
Приоритет | Константа | Качество и значимость модели | Влияние на зависимую переменную |
1. Объем экспорта нефти, млрд р. | −10 212,4 | Модель высокого качества: R²=0,81. Р-значение <0,001 | Увеличение объема экспорта нефти на 1 млрд руб. увеличивает ВВП на 16 млрд руб. |
2. Трудовая миграция в нефтегазовые регионы, тыс. чел. | 75 132,4 | Модель умеренного качества: R²=0,65. Р-значение 0,002 | Увеличение трудовой миграции в нефтегазовые регионы на 1 тыс. чел. увеличивает ВВП на 277 млрд руб. |
3. Инвестиции в НИОКР в энергетике, млрд руб. | 15 516,99 | Модель высокого качества: R²=0,80. Р-значение <0,001 | Увеличение инвестиций в НИОКР в энергетике на 1 млрд руб. увеличивает ВВП на 2 523 млрд руб. |
4. Производство СПГ, млн т. | 47 886,42 | Модель высокого качества: R²=0,76. Р-значение <0,001 | Увеличение СПГ на 1 млн т увеличивает ВВП на 2 877 млрд руб. |
Проведенный регрессионный анализ количественно подтвердил существенное влияние приоритетов НГК на увеличение ВВП. Показатель стоимостного объема экспорта нефтепродуктов был исключен из КРА, так как модель оказалась низкого качества.
По результатам можно отметить, что наибольший вклад в развитие ВВП вносит производство СПГ, каждый дополнительно произведенный 1 млн т. СПГ способствует увеличению ВВП примерно на 2,9 трлн р. У данной модели высокое качество, 76 % изменений значений произведенного ВВП в период с 2012–2023 гг. связано с добычей СПГ. Из этого следует, что экономика России зависит от производства СПГ, это связано с тем, что СПГ приобретает все большую значимость в энергетике.
Также важным приоритетом стали инвестиции в НИОКР в энергетике, так, увеличение на 1 млрд руб. инвестиций увеличивает ВВП примерно на 2,5 трлн руб. Такие результаты указывают на важность инноваций в энергетическом секторе для всей экономики, генерируя добавленную стоимость далеко за пределами НГК.
Объем экспорта нефти остается значимым фактором. Модель показывает, что увеличение объемов экспорта нефти на 1 млрд рублей увеличивает ВВП на 16 млрд рублей. Это подтверждает устойчивую зависимость российской экономики от углеводородного экспорта, хотя абсолютный прирост ВВП на единицу экспорта существенно ниже, чем у СПГ и НИОКР.
Более низкое качество модели у показателя трудовой миграции в нефтегазовые регионы – только 65 % изменений значений ВВП связаны с изменением значений этого показателя. Эффект от увеличения миграции составляет примерно 277 млрд руб. ВВП, что в первую очередь, связано с мультипликативным влиянием на смежные отрасли.
Результаты проведенного КРА по доходам бюджета и приоритетам НГК представлены в таблице 4.
Таблица 4
Корреляционный анализ приоритетов и показателя доходов бюджета
Приоритет | Коэффициент Пирсона | P-значение | Сила связи |
1. Объем экспорта нефти, млрд р. | 0,938 | 0,006 | Сильная значимая прямая связь |
1. Объем экспорта нефтепродуктов, млрд р. | 0,738 | <0,001 | Сильная значимая прямая связь |
2. Трудовая миграция в нефтегазовые регионы, тыс. чел. | 0,827 | <0,001 | Сильная значимая прямая связь |
3. Инвестиции в НИОКР в энергетике, млрд руб. | 0,846 | <0,001 | Сильная значимая прямая связь |
4. Производство сжиженного природного газа, млн т. | 0,908 | <0,001 | Сильная значимая прямая связь |
По результатам КРА выявлены сильные и значимые связи: коэффициенты корреляции Пирсона для всех факторов превышают 0,7, а p-значения существенно меньше 0,05, что свидетельствует о высокой надежности выявленных связей. Это количественно подтверждает ключевую роль отраслевых показателей в формировании доходной части бюджета. Проведенный анализ позволил перейти к следующему этапа КРА (таблица 5).
Таблица 5
Регрессионный анализ приоритетов и показателя доходов бюджета
Приоритет | Константа | Качество и значимость модели | Влияние на зависимую переменную |
1. Объем экспорта нефти, млрд р. | -2 210,31 | Модель высокого качества: R²=0,88. Р-значение <0,001 | Увеличение объема экспорта нефти на 1 млрд руб. увеличивает доходы бюджета на 2 930 млрд руб. |
2. Трудовая миграция в нефтегазовые регионы, тыс. чел. | 1 007,97 | Модель высокого качества: R²=0,68. Р-значение <0,001 | Увеличение трудовой миграции в нефтегазовые регионы на 1 тыс. чел. увеличивает доходы бюджета на 50 млрд руб. |
3. Инвестиции в НИОКР в энергетике, млрд руб. | 3 700,57 | Модель высокого качества: R²=0,72. Р-значение <0,001 | Увеличение инвестиций в НИОКР в энергетике на 1 млрд руб. увеличивает доходы бюджета на 416,24 млрд руб. |
4. Производство СПГ, млн т. | 8 082,18 | Модель высокого качества: R²=0,83. Р-значение <0,001 | Увеличение СПГ на 1 млн т увеличивает доходы бюджета на 522 млрд руб. |
Проведенный анализ подтвердил существенное влияние приоритетов НГК на увеличение доходов бюджета. Из анализа был исключен показатель экспорта нефти в стоимостном выражении из-за низкого качества модели.
Наибольший вклад в увеличение доходов бюджета обеспечивает объем экспорта сырой нефти. Согласно модели, увеличение экспорта нефти на 1 млрд руб. приводит к увеличению доходов бюджета на 2,9 трлн руб. Высокое качество модели показывает, что 88 % колебаний бюджетных доходов в анализируемом периоде объясняются изменениями в экспорте нефти, что подтверждает ключевую роль нефтяного экспорта как основного источника наполнения российского бюджета.
Производство сжиженного природного газа (СПГ) также демонстрирует сильное влияние на доходы бюджета. Модель высокого качества показывает, что увеличение производства СПГ на 1 млн тонн увеличивает доходы бюджета на 522 млрд руб. Стабильно высокое качество моделей для СПГ как по ВВП, так и по доходам бюджета (R²=0.76 и R²=0.83 соответственно) подчеркивает стратегическую важность этого направления для всей экономики и фискальной системы России.
Инвестиции в НИОКР в энергетике оказывают значительное положительное воздействие. Увеличение инвестиций на 1 млрд руб. приводит к увеличению доходов бюджета на 416,24 млрд руб. при высоком качестве модели. Эффект вложений свидетельствует о том, что инновации в энергетике генерируют значительную добавленную стоимость и налоговые поступления, распространяясь за пределы непосредственно сектора НИОКР.
Трудовая миграция в нефтегазовые регионы также положительно влияет на доходы бюджета: дополнительный приток 1 тыс. чел. увеличивает их на 50 млрд руб. Хотя модель является статистически значимой и высокого качества, объясняющая способность этой модели (R²=0,68) относительно ниже, чем у других факторов (экспорт нефти R²=0,88, СПГ R²=0,83). Это указывает на то, что увеличение доходов бюджета при увеличении миграции также зависит и от других, неучтенных в модели факторов (например, уровень заработной платы мигрантов, структура занятости, региональная налоговая политика). Тем не менее, выявленный эффект подтверждает важность мобильности трудовых ресурсов для отрасли и бюджета.
Данные приоритеты практически для всех изученных элементов являются важной поддерживающей силой, которая способствует развитию отрасли. Управление этими приоритетами является критически важным для поддержки устойчивости связи отрасли НГК и ТЭК с макроэкономическими показателями, которые в комплексе способствуют достижению стратегической цели России по обеспечению энергетической безопасности, технологического суверенитета и конкурентоспособности отрасли.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2025 г. № 908-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2050 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Правительство России. – URL: http://static.government.ru/media/files/LWYfSENa10uBrrBoyLQqAAOj5eJYlA60.pdf (дата обращения: 14.07.2025).2. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения: 15.07.2025)
3. Министерство энергетики РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/(дата обращения: 15.07.2025)
4. Проект "Сахалин-2" в 2013 г. уменьшил производство СПГ на 10,6%, добычу нефти на 11,6% : [электрон. ресурс] // Нефтегаз.ру. 2013. – URL: https://neftegaz.ru/news/dobycha/250070-proekt-sakhalin-2-v-2013-g-umenshil-proizvodstvo-spg-na-10-6-dobychu-nefti-na-11-6/ (дата обращения: 14.07.2025).
5. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.07.2025)
6. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 15.07.2025)
7. Russia (RUS) Exports, Imports, and Trade Partners : [электрон. ресурс] // The Observatory of Economic Complexity (OEC) : интерактив. база данных. – URL: https://oec.world/en/profile/country/rus (дата обращения: 14.07.2025).
8. Russia’s LNG sector : [электрон. ресурс] // Natural Gas World (NGW). – URL: https://www.naturalgasworld.com/russia-lng-sector (дата обращения: 14.07.2025)
9. Unfulfilled ambitions: Russia’s LNG sector in grip of sanctions : [электрон. ресурс] / Centre for Eastern Studies (OSW) // OSW Commentary. 2023. 5 June. – URL: https://www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-commentary/2023-06-05/unfulfilled-ambitions-russias-lng-sector-grip-sanctions (дата обращения: 14.07.2025).